Правила

Определение понятия «поход». Классификация туристских походов

Что мы понимаем под термином «поход»? Определим это важнейшее для нашего предмета понятие. Туристский поход – это короткое по продолжительности путешествие (в большинстве случаев от 1-2-х до 15-20 дней) с активными способами передвижения (пешком, на лыжах, на велосипеде, на гребных судах) по всему маршруту . Таким образом, поход это всего лишь частный случай (разновидность) туристских путешествий, где туристы передвигаются по маршруту за счет их мышечной силы. Следовательно, иные виды путешествий, где для передвижения по маршруту туристы используют любые типы транспорта или животных (вьючных, ездовых), строго говоря «походом» не являются.

Как принято классифицировать туристские походы? Как и в материале предыдущих лекций классификацию начнем с важнейшего основания – цели похода (Рис. 1). Туристские походы, согласно своей цели , подразделяются на походы рекреационные (учебно-рекреационные) и походы спортивные (учебно-спортивные). Учитывая ранее указанную классификацию рекреационного туризма (лекция 2), мы можем, в свою очередь, рекреационные походы подразделить на походы рекреационно-оздоровительные (их в литературе принято называть просто оздоровительными), рекреационно-познавательные (например, экологические походы), рекреационно-спортивные (например, приключенческие). Доминирующими целями рекреационно-оздоровительных походов являются – полноценный отдых и оздоровление их участников. Перед рекреационно-познавательными походами, кроме того, ставятся еще и познавательные (образовательные) цели и задачи.

В рекреационно-спортивных походах активный отдых участников реализуется в преодолении сложного маршрута, содержащего естественные препятствия (спортивный компонент). При этом участники похода не ставят для себя далеко идущих спортивных целей, не стремятся получить спортивное звание, участвовать в соревнованиях. Их цель – «впрыснуть» в кровь адреналин средствами спортивного туризма, «круто» изменить на время размеренное течение жизни. В учебно-рекреационных походах главной целью является обучение участников необходимой туристской технике и тактике проведения походов, а так же овладение участниками методикой проведения рекреационных походов (подготовка будущих туристских специалистов в походных условиях).

Доминирующей целью спортивных походов является совершенствование возможностей участников в преодолении классифицированных маршрутов и повышение их спортивного мастерства, квалификации. В учебно-спортивных походах, кроме того, преследуется цель обучения участников разнообразной туристской технике (технике преодоления естественных препятствий) и методике проведения спортивных походов (подготовка инструкторов спортивного туризма в походных условиях). Спортивные походы дополнительно классифицируются по их категории сложности, о чем мы будем говорить ниже.

На основании способа передвижения любые походы (рекреационные и спортивные) подразделяются на четыре вида: пешеходные (в горах – горно-пешеходные), лыжные, водные и велосипедные. В случае спортивного туризма только данные четыре вида походов включены в разрядные требования Единой спортивной классификации (ЕСК) Республики Беларусь и только их касаются принятые в Республике Беларусь «Правила проведения спортивных туристских походов» (в дальнейшем «Правила»). В то же время, в Российской Федерации в спортивную классификацию включены нормативы по 10 видам туризма: пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, авто-мототуризму, спелеотуризму (путешествия в пещеры), парусному (разборные суда), конному и комбинированному. По результатам соответствующих походов присваиваются спортивные разряды и звания.

Рис. 1 Классификация туристских походов на основании цели их проведения.

На основании продолжительности похода (в днях) все походы можно подразделить на походы выходного дня и многодневные походы. Поход с активными способами передвижения, но не предусматривающий организации ночлега собственно походом не является – это т.н. туристская прогулка . Поход, предусматривающий организацию одного двух ночлегов (обычно, осуществляемый в выходные дни) принято называть походом выходного дня. В подавляющем большинстве случаев походы выходного дня организуются с целью оздоровления и отдыха участников. Кроме того, они могут преследовать учебные цели (как в случае походов с изучающими туризм студентами) и тренировочные цели (как часть программы подготовительного периода перед осуществлением спортивных походов). Многодневные походы могут быть как рекреационными походами, так и спортивными.

Те, кто уже ходили в походы сами, прекрасно знают, что это такое и как это круто. Данная статья ориентирована на людей, решивших попутешествовать с рюкзачком по дикой природе впервые. Часто их ожидания далеки от действительности, поэтому постараюсь их приблизить и, хотя бы, убрать крайности.

И так, что же такое поход ? Своими словами, поход – это путешествие группы однодумцев с рюкзаками по дикой природе. Все несется на себе, спится в палатке, еда готовится на костре дежурными. В день в среднем проходится от 5 до 15 км по чрезвычайно красивым и живописным местам. Надо сказать, что статья не затрагивает спортивные походы, а ориентирована на небольшие пешие походы по Крыму . В отдельной статье можно детальнее прочитать, как проходят летние походы .

Зачем идти в поход? Для каждого своя причина: кто-то хочет насладится красотами природы, кто-то испытать себя, кто-то сбежать от суеты городов, а кому-то просто хочется чего-то новенького. Впрочем, не так давно я проводил опрос Почему стоит идти в поход? , почитайте, отозвалось и отписалось не мало людей, мне лично было очень интересно.

Кто идет в поход? Да такие же люди, как и Вы! Они тоже устали ходить на работу, хотят отдыха, разнообразия, новых впечатлений и знакомств. В группе бывают и более опытные туристы и полные новички. Именно у последних и возникает больше всего страхов и вопросов. Особенно у женщин. И я их отлично понимаю! Вы решились на доселе неведомое приключение, а это всегда до дрожи волнующе, немножко страшно и очень интересно! Но вернемся к обещанным мифам:

Миф №1 - Поход – это легкая прогулка - все равно, что выйти в парк – никаких напрягов. Этот миф большей частью относится к мужской половине населения. Они обычно слишком уверенны в своих силах и часто наплевательски относятся к подготовке к походу, за что на маршруте платятся лишними литрами пота. Поймите, в походе будет тяжело, нужно с большим рюкзаком идти под гору, что требует некоторой физической подготовки и силы воли. А потом еще и спускаться с этой горы, что еще тяжелее, так как больше нагрузки идет на коленки. И солнышко не всегда светит, иногда бывает дождик. А иногда это «иногда» превращается в «почти постоянно». Бывает тяжело, холодно, жарко, мокро.. Всяко бывает. И к этому нужно быть готовим, как физически, так и морально.

Миф №2 - Я не смогу , это слишком тяжело, в поход ходят люди-супермены и вообще я слишком слаба! – тысячи подобных вопросов и сомнений роятся в головах прекрасной половины человечества. Да, для вашего организма нагрузки будут новые и будет тяжело, это уже писалось выше. Но все наши маршруты ориентированы на обычных людей, их проходили и маленькие дети и люди более чем солидного возраста. Справитесь и вы, не сомневайтесь! Вера в себя и сила воли не менее важны, чем ваша физическая форма. Сомневаетесь ли вы в себе или нет, в любом случае подготовка к походу укрепит ваш организм и поможет получить еще больше удовольствия от путешествия.

Миф №4 - Я иду сам(а), я ни с кем не подружусь.. ну это возможно, если вы сами закоренелый социофоб, злюка и злостный зануда. Но такие люди не ходят в поход, зачем оно им надо? В горы идут люди с открытым сердцем и душой, которые ищут новых впечатлений и знакомств. Я бы сказал, что поход – одно из лучших мест для поиска новых друзей. Вместе вы лезли на вершины, преодолевали препятствия, помогали друг дружке, а это скрепляет узами дружбы гораздо сильнее, чем литры выпитого пива в кабаке.. Мало друзей? Идите в поход!

Миф №5 - Не вкусная еда . Да я дома так не кушаю, как в походе! На костре получается все чрезвычайно вкусным, в этом не сомневайтесь. Обычно за день два раза готовим на костре или горелках, один перекус. Если вы вегетарианец, то тоже не стоит особо переживать. Мясо (консервы, колбаса) кидается в последнюю очередь, вы всегда сможете отсыпать себе порцию до этого. Если у вас аллергия на какой-то с продуктов, обязательно напишите нам об этом, мы постараемся подкорректировать меню. Но, если это основной продукт (рис, гречка..), полностью исключить его с меню не получится, возьмите с собой немного дополнительных продуктов, предварительно посоветовавшись с инструктором. Детальнее читаем в отдельной статье: еда в походе .

Миф №6 – Все туристы грязнули! Да, такой гигиены как дома достигнуть сложно, но почти всегда есть небольшая речушка или озерцо, где можно помыться. Так что ходить и пугать диких животных своим запахом вам не придется. О гигиене в походе можно почитать подробнее.

Миф №8 – Куча страшных тварей . Это дикая природа и живности тут в разы больше, чем в городе. Всякие мелкие паучки и жучки будут попадаться весьма часто. Но они не страшные и не кусаются. Встреча с теми, кто кусается и опасен маловероятна. Смотрите под ноги, не ворочайте без причин камни, всегда закрывайте палатку и риск повстречать большого паука или змею будет сведен к минимуму. Но клещи остаются, от них никуда не деться. Лучший способ бороться с ними – осматривать себя и товарищей по пару раз на дню. Гораздо более распространенные не гады, а разные бабочки)

Миф №7 - Поход – сплошная пьянка . Это вечный страх мам и надежда их подрастающих чад. Порадую первых и разочарую вторых. В походе пить категорически запрещается. Исключением может быть 50 грамм коньяка в медицинских целях, при разрешении инструктора. Употребляя алкоголь, вы нарушаете правила поведения в походе и условия медицинской страховки и страховки от несчастного случая .

В общем, если чего-то опасаетесь или есть вопросы, их всегда можно задать нам=)


Византийская империя
Киликийская Армения

Командующие

Гульельм Эмбрияко
Готфрид Бульонский
Раймунд IV Тулузский
Этьен II де Блуа
Балдуин Булонский
Евстахий III
Роберт II Фландрский
Адемар Монтейльский
Гуго Великий
Роберт Нормандский
Боэмунд Тарентский
Танкред Тарентский
Алексей I Комнин
Татикий
Константин I

Силы сторон

Предыстория конфликта

Одной из причин крестового похода был призыв о помощи, с которым обратился к папе римскому византийский император Алексей I Комнин . Этот призыв был обусловлен несколькими обстоятельствами. В 1071 году армия императора Романа IV Диогена была разбита султаном турок-сельджуков Алп-Арсланом в битве при Манцикерте . Это сражение и последующее свержение Романа IV Диогена привело к началу гражданской войны в Византии, которая не стихала вплоть до 1081 года , когда на престол взошёл Алексей I Комнин. К этому времени различные вожди турок-сельджуков успели воспользоваться плодами междоусобицы в Константинополе и захватили значительную часть территории анатолийского плато. В первые годы своего правления Алексей Комнин был вынужден вести постоянную борьбу на два фронта - против норманнов Сицилии, которые наступали на западе и против турок-сельджуков на востоке. Балканские владения Византийской империи также подвергались опустошительным набегам половцев.

В этой ситуации Алексей достаточно часто пользовался помощью наёмников из Западной Европы, которых византийцы называли франками или кельтами. Полководцы империи высоко ценили боевые качества европейской кавалерии и использовали наёмников в качестве ударных частей. Их корпус нуждался в постоянных пополнениях. В 1093 или 1094 году Алексей, по-видимому, направил папе римскому просьбу о помощи в найме очередного корпуса. Возможно, что эта просьба и послужила основанием для призыва к Крестовому походу.

Другим основанием могли послужить попавшие на запад слухи о зверствах, которые творились в Палестине. В этот момент Ближний Восток оказался на линии фронта между султанатом Великих сельджуков (который занимал значительную часть территории современных Ирана и Сирии) и государством Фатимидов Египта. Сельджуков поддерживали в основном мусульмане -сунниты , Фатимидов - в основном мусульмане-шииты . Христианские меньшинства в Палестине и Сирии защищать было некому и во время военных действий представители некоторых из них подвергались грабежам. Это и могло породить слухи о страшных зверствах, творимых мусульманами в Палестине.

Кроме того на Ближнем Востоке зародилось христианство : на этой территории существовали первые христианские общины и располагалось большинство христианских святынь.

26 ноября 1095 года во французском городе Клермоне состоялся собор , на котором перед лицом знати и духовенства папа Урбан II произнёс страстную речь, призвав собравшихся отправиться на Восток и освободить Иерусалим от владычества мусульман. Этот призыв лёг на благодатную почву, так как идеи Крестового похода уже были популярны среди народа западноевропейских государств, и поход мог организоваться в любой момент. Речь папы лишь обозначила устремления большой группы западноевропейских католиков.

Византия

Византийская империя имела множество врагов на своих границах. Так, в 1090-1091 годах ей угрожали печенеги , однако их натиск был отбит при помощи половцев и славян. В это же время турецкий пират Чака , господствуя в Чёрном море и Босфоре, беспокоил своими налётами побережье вблизи Константинополя. Если учесть, что к этому времени большая часть Анатолии была захвачена турками-сельджуками, а византийская армия потерпела от них серьёзное поражение в 1071 году в битве при Манцикерте, то Византийская империя находилась в кризисном состоянии, и существовала угроза её полного уничтожения. Пик кризиса пришёлся на зиму 1090/1091, когда напор печенегов с одной стороны и родственных им сельджуков с другой угрожал отрезать Константинополь от окружающего мира.

В этой ситуации император Алексей Комнин вел дипломатическую переписку с правителями западноевропейских стран (наиболее известна переписка с Робертом Фландрским), призывая их о помощи и выказывая бедственное положение империи. Также наметился ряд шагов по сближению православной и католической церквей. Эти обстоятельства вызвали на Западе интерес. Однако к началу Крестового похода Византия уже преодолела глубокий политический и военный кризис и пребывала в периоде относительной стабильности примерно с 1092 года. Печенежская орда была разгромлена, сельджуки не вели активных кампаний против византийцев, и даже наоборот, император часто прибегал к помощи наёмных отрядов, состоявших из тюрок и печенегов, для усмирения своих врагов. Но в Европе считали, что положение империи бедственно, рассчитывая на унизительное положение императора. Этот расчёт оказался неверным, что привело в дальнейшем ко многим противоречиям в византийско-западноевропейских отношениях.

Мусульманский мир

Большая часть Анатолии накануне Крестового похода находилась в руках кочевых племён турок-сельджуков и сельджукского султана Рум , придерживавшихся суннитского течения в исламе. Некоторые племена во многих случаях не признавали над собой даже номинальной власти султана, либо пользовались широкой автономией. К концу XI века сельджуки потеснили Византию в её границах, заняв практически всю Анатолию после победы над византийцами в решающей битве при Манцикерте в 1071 году. Однако, турки больше были обеспокоены решением внутренних проблем, чем войной с христианами. Постоянно возобновляемый конфликт с шиитами и гражданская война, разразившаяся из-за прав наследования султанского титула, приковывали к себе гораздо большее внимание сельджукских правителей.

На территории Сирии и Ливана относительно независимую от империй политику вели мусульманские полуавтономные города-государства , руководствуясь в первую очередь своими региональными, а не общемусульманскими интересами.

Египет и большую часть Палестины контролировали шииты из династии Фатимидов . Значительная часть их империи была утеряна после прибытия сельджуков, и потому Алексей Комнин советовал крестоносцам заключить с Фатимидами союз против общего врага. В 1076 году при халифе аль-Мустали сельджуки захватили Иерусалим, однако в 1098 году , когда крестоносцы уже выдвинулись на Восток, Фатимиды отвоевали город. Фатимиды надеялись увидеть в лице крестоносцев силу, которая влияла бы на ход политики на Ближнем Востоке против интересов сельджуков, извечного врага шиитов, и с самого начала похода вели тонкую дипломатическую игру.

В целом же мусульманские страны претерпевали период глубокого политического вакуума после смерти практически всех ведущих лидеров примерно в одно время. В 1092 году умерли сельджукский вазир Низам аль-Мульк и султан Мелик-шах I , затем в 1094 аббасидский халиф аль-Муктади и фатимидский халиф аль-Мустансир . И на востоке, и в Египте, началась ожесточённая борьба за власть. Гражданская война среди сельджуков привела к полной децентрализации Сирии и образованию там небольших, враждующих между собой городов-государств. В Фатимидской империи также существовали внутренние проблемы. .

Христиане Востока

Крестовый поход дворянства

После разгрома армии бедняков и массовой резни евреев в августе 1096 года в поход наконец выдвинулось рыцарство под предводительством могущественных дворян из разных регионов Европы. Граф Раймунд Тулузский вместе с папским легатом Адемаром Монтейльским , епископом Ле-Пюи, повел за собой рыцарей Прованса . Норманнов Южной Италии возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред . Братья Готфрид Булонский , Эсташ Булонский и Балдуин Булонский были военачальниками лотарингцев , а воинов Северной Франции повели граф Роберт Фландрский , Роберт Нормандский (старший сын Вильгельма Завоевателя и брат Вильгельма Рыжего , короля Англии), граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа (сын Анны Ярославны и младший брат Филиппа I , короля Франции).

Дорога в Иерусалим

Проводником крестоносцев через Малую Азию был армянский князь Баграт - брат владетеля крупнейшего армянского княжества в Приевфратье Васила Гоха . Матеос Урхаеци сообщает, что с выходом армии крестоносцев из Никеи письма с извещением об этом были посланы владетелю Горной Киликии Константину Рубениду и правителю Эдессы Торосу Пересекая Азию в разгар лета, воины страдали от жары, недостатка воды и провианта. Некоторые, не выдержав тягот похода, погибали, пало много лошадей. Время от времени крестоносцы получали помощь деньгами и пищей от братьев по вере - как от местных христиан, так и от оставшихся в Европе, - но по большей части им приходилось добывать пропитание самостоятельно, разоряя земли, через которые пролегал их путь. Военачальники крестового похода продолжали оспаривать друг у друга главенство, однако ни один из них не обладал достаточным авторитетом, чтобы взять на себя роль полноценного лидера. Духовным вождём похода был, безусловно, Адемар Монтейльский , епископ Ле-Пю.

Когда крестоносцы миновали Киликийские врата , армию покинул Балдуин Булонский . С небольшим отрядом воинов он отправился собственным маршрутом через Киликию и в начале 1098 года прибыл в Эдессу , где завоевал доверие местного правителя Тороса и был назначен его преемником. В том же году Торос Эдесский был убит в результате заговора Балдуина. Таким образом, первой жертвой крестоносцев стал правитель христианского государства, хотя целью крестового похода его участники провозгласили борьбу с «неверными» и освобождение «гроба Господня». После убийства Тороса было образовано графство Эдесское - первое государство крестоносцев на Ближнем Востоке .

Осада Никеи

В 1097 году отряды крестоносцев, разгромив армию турецкого султана [ ] , начали осаду Никеи. Византийский император, Алексей I Комнин , заподозрил, что крестоносцы, взяв город, не отдадут его ему (по вассальной присяге крестоносцев (1097), крестоносцы должны были отдать захваченные города и территории ему, Алексию). И, после того, как стало ясно, что Никея рано или поздно падёт, император Алексий послал в город послов с требованием сдаться ему. Горожане были вынуждены согласиться, и 19 июня, когда крестоносцы приготовились к штурму города, они с огорчением обнаружили, что им сильно «помогла» византийская армия. После этого крестоносцы двинулись дальше по Анатолийскому плоскогорью на главную цель похода - Иерусалим.

Осада Антиохии

Осенью армия крестоносцев достигла Антиохии , которая стояла на полпути между Константинополем и Иерусалимом, и 21 октября 1097 года осадила город. После восьми месяцев осады, ранним утром 3 июня 1098 года , крестоносцы ворвались в город. Открыть ворота им помогло предательство оружейника Фируза. В городе крестоносцы устроили кровавую резню: «все площади города были забиты телами мертвецов, так что никто не мог находиться там из-за сильного зловония». Эмир Яги-Сиана, в сопровождении 30 воинов, бежал из города, оставив свою семью и детей, но затем сопровождающие бросили его и он был убит и обезглавлен местными жителями. К вечеру крестоносцы захватили весь город за исключением цитадели на юге города. Через четыре дня, 7 июня , подошла армия Кербоги и после неудачного штурма осадила его.

Сражение продолжалось весь день, однако город держался. Когда наступила ночь, обе стороны продолжали бодрствовать - мусульмане боялись, что последует новая атака, а христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия. Утром 15 июля , когда ров был засыпан, крестоносцы смогли наконец беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам и поджечь защищающие их мешки . Это стало переломным моментом в атаке - крестоносцы перекинули на стены деревянные мостки и устремились в город. Первым прорвался рыцарь Летольд, за ним последовали Готфрид Бульонский и Танкред Тарентский. Раймунд Тулузский, армия которого штурмовала город с другой стороны, узнал о прорыве и тоже устремился в Иерусалим через южные ворота. Увидев, что город пал, эмир гарнизона башни Давида сдался и открыл Яффские ворота .

Последствия

Государства крестоносцев в 1102 г. (красным цветом)

Государства, основанные крестоносцами после Первого Крестового похода :

Государства крестоносцев на Востоке в 1140 году

По окончании 1-го крестового похода на территории Леванта были основаны четыре христианских государства.

Эдесское графство - первое государство, основанное крестоносцами на Востоке. Было основано в 1098 году Балдуином I Булонским. Просуществовало до 1146 года. Столицей его был город Эдесса.

Княжество Антиохия - было основано Боэмундом I Тарентским в 1098 году после взятия Антиохии. Княжество просуществовало до 1268 года.

Иерусалимское королевство , просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году. В подчинении у королевства находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные:

  • Лордство (княжество) Трансиордания - сеньория Крака, Монреаля и Сент-Авраама

Графство Триполи - последнее из государств, основанных в ходе Первого крестового похода. Было основано в 1105 году графом Тулузы Раймундом IV. Графство просуществовало до 1289 года.

  • ПОХО"Д , а, м. 1. Передвижение, переход войск или судов из одной местности в другую для выполнения какой-н. (преимущ. боевой) задачи. Выступить в п. Принять бой на походе. Ведение разведки на походе. Эскадра готовилась к походу. Даже походом идучи, не раз в седле банк метал. Салтыков-Щедрин. В походе, например, придешь в местечко; чем прикажешь заняться? Пушкин. 2. на кого-что или против кого-чего. Военные действия против кого-н ...Еще перед приходом к власти нынешних германских политиков, особенно же после их прихода - в Германии началась борьба между двумя политическими линиями, между политикой старой, получившей отражение в известных договорах СССР с Германией, и политикой «новой», напоминающей в основном политику бывшего германского кайзера, который оккупировал одно время Украину и предпринял поход против Ленинграда, превратив прибалтийские страны в плацдарм для такого похода, причем «новая» политика явным образом берет верх над старой. Сталин (1934 г.). Бытность в делах и походах против неприятеля (графа́ в старинных формулярах). Итальянский п. русского полководца Суворова. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Пушкин. Крымские походы в 17 веке. Крестовые походы (см. крестовый). || перен. Организованное выступление против кого-н., организованные действия для борьбы с чем-н. или за что-н. (нов.). Для организации бедноты и успешной борьбы с кулачеством, располагавшим излишками хлеба, был организован поход рабочих в деревню. История ВКП(б). П. всех черных сил реакции против СССР. П. фашизма против демократии. 3. только ед. Небольшой излишек (в весе, подсчете; разг.). Мяса три кило с походом. Вешает товар без похода. Сто тридцать два полтинника с походом проиграл. Некрасов.

    За (одним) походом (разг. фам.) - кстати, попутно, одновременно с чем-н. Пойду гулять и за походом зайду в аптеку.