Рейтинг 

Жак анж габриэль малый трианон. Анж-жак габриэль и его известные работы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Российский Государственный Аграрный Университет - МСХА

имени К. А. Тимирязева

Кафедра ландшафтной архитектуры

Реферат на тему:

" Анж-Жак Габриэль и его известные работы "

Выполнила

Студентка группы № 106

Макарова В.В.

Проверила

Басманова Т.Н.

РОКОКО (пер. пол. 18 века )

Рококо характеризуется манерной роскошью оформления помещений и мебели, дробностью и вычурностью форм, криволинейностью и изломанностью линий, хрупкой декоративностью, обилием позолоты. В оформлении помещений ордер не употреблялся.

Стенные панно, плафонные розетки, рамы многочисленных зеркал оформлялись мелким орнаментом, напоминающим раковины, морские волны и камни, лист аканта, вплетались китайские мотивы. На смену мажорным, интенсивным цветам "стиля Людовика XIV" приходят приглушенные, бледные тона жемчужно-серого, голубоватого, цвета крабового мяса, бледно-охристого и др.

Применялось много золота и серебра. Атмосфера придворных интриг, любовных похождений, балетно-маскарадных празднеств родила так называемый галантный стиль. Это времена мадам де Пампадур, фаворитки короля Людовика XV, который выразительно сказал: "После нас хоть потоп". Яркими представителями рококо в живописи были Франсуа Буше, Антуан Ватто, Ж.Б. Фрагонар.

Черты рококо можно найти в живописи Томаса Гейнсборо. В музыке рококо было присуще творчеству композиторов Куперена и Рамо. Стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й пол. 18 в. возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры.

В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Развитое рококо (примерно 1725--50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюде-порты и др.), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Орнамент, направленность стиля рококо ограничила его влияние на тектонику и наружный облик сооружений.

Биография Жака-Анжа Габриеля (1698-1782)

Анж-Жак - наиболее пленительный мастер французской архитектуры. Творил в период господства рококо. Однако стиль Габриэля - это чрезвычайно самобытное и органическое явление, порождённое естественным, «глубинным» развитием зодчества Франции. Его творчество отличают приближенность к человеку, интимность, а также изысканная тонкость декоративных деталей. Творчество Жака-Анжа Габриеля не принадлежит в полной мере неоклассицизму, хотя, конечно же, в нём отразились новые веяния.

Анж-Жак Габриэль родился 23 октября 1698 года в Париже. Его отцом был известный архитектор Жак V Габриель. Жак работал с ним на строительстве зданий короля в интерьерах Версаля, Фонтенбло, Тюильри. Участие Габриэля в градостроительных работах отца хорошо подготовило его к решению ансамблевых задач, игравших к середине XVIII века уже более важную роль в архитектурной практике. Как раз в это время в печати усиливается внимание к Парижу, к проблеме превращения его в город, достойный названия столицы. Париж обладал прекрасными памятниками архитектуры, рядом площадей, созданных в предшествующем веке, но все это были отдельные, замкнутые в себе, изолированные островки организованной застройки. В середине 18-го столетия возникает площадь, повлиявшая на сложение ансамбля парижского центра, - нынешняя площадь Согласия. Своим появлением она обязана целому коллективу французских зодчих, но основным ее творцом был Жак - Анж Габриэль.

В 1748 году по инициативе столичного купечества было принято решение о постановке монумента Людовику XV. Академия объявила конкурс на создание площади для этого памятника. В результате первого конкурса не был избран ни один из проектов, но было окончательно установлено место для площади. После второго конкурса, проведенного в 1753 году лишь среди членов академии, проектирование и застройка были поручены Габриэлю, с тем, чтобы он учел и другие предложения.

Участком, выбранным под площадь, был обширный пустырь на берегу Сены на тогдашней окраине Парижа, между садом Тюильрийского дворца и началом ведущей в Версаль дороги. Габриэль необыкновенно плодотворно и перспективно использовал выгоды этого открытого и прибрежного расположения. Его площадь стала осью дальнейшего развития Парижа. Это оказалось возможным благодаря ее разносторонней ориентации. С одной стороны, площадь мыслится как бы преддверием дворцовых комплексов Тюильри и Лувра. Недаром к ней ведут из-за границ города три предусмотренных Габриэлем луча - аллеи Елисейских Полей , мысленная точка пересечения которых находится во входных воротах Тюильрийского парка. В этом же направлении - лицом к дворцу - ориентирован конный монумент Людовика XV.

В то же время архитектурно акцентирована лишь одна сторона площади - параллельная Сене. Здесь предусмотрено сооружение двух величественных административных зданий, а между ними проектируется Королевская улица, ось которой перпендикулярна оси Елисейские Поля - Тюильри. В конце ее очень скоро начинает строиться церковь Мадлен архитектора Контана д"Иври, своим портиком и куполом замкнувшая перспективу. По сторонам от своих корпусов Габриэль проектирует еще две улицы, параллельные Королевской. Тем самым дается и другое возможное направление движения, связывающее площадь с другими кварталами растущего города. Очень остроумно и совершенно по-новому решает Габриэль границы площади. Застраивая только одну ее северную сторону, выдвигая принцип свободного развития пространства, его связи с природным окружением, он в то же время стремится избежать впечатления его аморфности, неопределенности. Со всех четырех сторон он проектирует неглубокие сухие рвы, устланные зеленью газонов, окаймленные каменными балюстрадами. Разрывы между ними дают дополнительный четкий акцент лучей Елисейских Полей и оси Королевской улицы.

В облике двух зданий, замыкающих северную сторону площади Согласия, хорошо выразились характерные черты творчества Габриэля: ясная, спокойная гармония целого и деталей, легко воспринимающаяся глазом логика архитектурных форм. Нижний ярус постройки более тяжелый и массивный, что подчеркнуто крупной рустовкой стены, он несет два других яруса, объединенных коринфскими колоннами, - мотив, восходящий к классическому восточному фасаду Лувра.

Но главная заслуга Габриэля состоит не столько в мастерском решении фасадов с их возвышающимися над мощными аркадами нижнего этажа стройными каннелированными колоннами, а в специфически ансамблевом звучании этих построек. Оба эти здания немыслимы и друг без друга, и без пространства площади, и без сооружения, находящегося на значительном удалении, - без церкви Мадлен. Именно на нее ориентированы обе постройки площади Согласия - не случайно каждая из них не имеет акцентированного центра и является как бы лишь одним из крыльев целого.

Таким образом, в этих постройках, спроектированных в 1753 году и начавших сооружаться в 1757-1758 годах, Габриэль наметил такие принципы объемно-пространственного решения, которые получат развитие в период зрелого классицизма.

Обелиск был поставлен позже, в 1829 г. Его подарил французскому правительству египетский вице-король Мехмет Али. В 1840 г. он был торжественно установлен в центре площади, которая с тех пор обрела окончательный вид.

Жемчужина французской архитектуры XVIII века - Малый Трианон, созданный Габриэлем в Версале в 1762-1768 годах. Этот маленький дворец предназначался в свое время для графини Дюбарри. Малый Трианон - почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу. Все четыре фасада у него разные, но каждый из них представляет собой вариант той же самой темы, и это усиливает впечатление цельности и единства, которое производит Малый Трианон. рококо архитектор дворец

Фасад, выходящий к открытому пространству партера, воспринимающийся с самого далекого расстояния, трактован наиболее пластично. Четыре приставные колонны, объединяющие оба этажа, образуют подобие слегка выступающего портика. Сходный мотив, однако уже в измененном виде, - колонны заменены пилястрами, - звучит в двух соседних сторонах, но каждый раз иначе, поскольку из-за разницы уровней в одном случае здание имеет два этажа, в другом - три. Четвертый фасад, обращенный к зарослям пейзажного парка, совсем прост - стена расчленена лишь прямоугольными окнами различной в каждом из трех ярусов величины. Так скупыми средствами Габриэль добивается поразительного богатства и насыщенности впечатлений. Красота извлекается из гармонии простых, легко воспринимаемых форм, из ясности пропорциональных отношений. Внутренняя планировка решена также с большой простотой и ясностью. Дворец состоит из ряда небольших прямоугольных комнат, декоративное убранство которых, построенное на использовании прямых линий, светлых холодных цветов, скупости пластических средств, соответствует изящной сдержанности и благородной грации наружного облика. Замысел строителя отличается кристальной ясностью; он основывается на простых и строгих геометрических соотношениях. Трианон со своими миниатюрными размерами, с громадными окнами, которые придают постройке удивительную легкость, принадлежит к числу характерных для XVIII века изящных парковых павильонов, отнесенных на значительное расстояние от главного дворца, в глубь парка. И в то же время строгость форм и лаконичность решений делают его замечательным образцом классической архитектуры. Именно миниатюрные размеры Малого Трианона помогли Габриэлю добиться такой собранности и стройности. За свою долгую жизнь Габриэль воспитал немало учеников: Ш.А. д"Авиле, Ж. Берен, Пьер Ленотр, Лассюранс, Ж. Боффран, Робер де Котт и др. С 1742 года первый архитектор короля и президент Академии архитектуры. Один из основоположников классицизма XVIII века . Умер Габриэль в Париже 4 января 1782 года.

Главные работы:

§ Перестройка дворца в Шуази , 1740 --1777

§ Замок в Компьень , 1750

§ Павильон Бютар, 1750 в городке Ля-Сель-Сен-Клу (La Celle-Saint-Cloud )

§ Перестройка усадьбы Менар (Луар и Шер ), 1760 --1764 , для Мадам Помпадур

§ Малый Трианон в Версале , 1762 --1768

§ Военная школа на Марсовом поле в Париже

§ Дворцовая опера в Версале , 1769

§ Северное крыло Лувра

§ Площадь Согласия , 1772

§ Фасады особняков на площади Согласия, включая Морской особняк, Париж, 1775

§ Биржевая площадь в Бордо , 1755 : бывший королевский дворец с видом на Гаронну .

Творчество Габриэля явилось переходным, связующим звеном между архитектурой первой и второй половины XVIII века. В постройках 1760-1780-х годов более молодого поколения зодчих формируется уже новый этап классицизма. Он характеризуется решительным поворотом к античности, ставшей не только вдохновительницей художников, но и сокровищницей применяемых ими форм.

Малый Трианон

В правой части Большого версальского канала расположился комплекс Трианона, состоящий из Большого и Малого дворцов с их собственным садовым окружением. Малый дворец, или фарфоровый Трианон, - необыкновенное архитектурное сооружение. Он был спроектирован Анж-Жаком Габриэлем по приказу Людовика XV для его фаворитки и построен в 1762 --1768 гг. Оригинальный павильон, снаружи выложенный фаянсовыми изразцами, король посвятил маркизе де Помпадур .

Игрушечное одноэтажное здание Малого Трианона расположилось в глубине небольшого двора. Центр его фасада по моде того времени был украшен пилястрами, поддерживающими классический фронтон. На высокой крыше ступеньками располагались вазы, искусно сделанные "под фаянс". Такие же вазы украшали скамьи дворика и садовые фонтаны.

В самом павильоне главный интерес представляет королевская обстановка. Многочисленных посетителей и туристов интерьеры "Китайского домика" просто изумляют. Его внутренние стены сплошь покрыты дельфтскими изразцами, ими выстланы и полы в залах. Главный салон "Домика удовольствий" выложен белыми с лазурью узорчатыми фаянсовыми плитками. Стены "Зала Амуров" затягивает белая тафта, усыпанная золотыми и серебряными китайскими цветами. В "Комнате Дианы" стояли ширмы, украшенные изображениями экзотических птиц, ваз, цветочных гирлянд и вензелей короля. Такой же узор был на шелке, обтягивающем стены, на коврах и рисунках изразцов. Фарфоровый "Китайский домик" поистине был сооружением затейливым. В него входили еще "Кабинет благоуханий", специальные комнаты "для приготовления варенья", "для легких блюд", подаваемых перед десертом, и "для супов". При сказочном домике находился и переполненный чудесными диковинками сад, в котором возделывались редкие тогда апельсиновые деревья, дикие каштаны, были высажены левкои, анемоны, испанский жасмин, стамбульские нарциссы... Малый Трианон стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты. Подробное описание о том дает в своем романе "Мария-Антуанетта" австрийский писатель Стефан Цвейг.

Людовик XVI, отчасти по слабости характера, отчасти из галантности, преподносит ей как "Утренний дар" маленький летний дворец Трианон - крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве... Вот она, ее безделушка, едва ли не самая очаровательная из тех, что были созданы французским вкусом, - нежные линии, совершенные формы, настоящая шкатулка для драгоценностей, оправа, достойная юной и изящной королевы... В последующие годы королева совсем немного меняет в убранстве маленького замка. Обнаруживая истинный вкус, она не портит эти помещения, рассчитанные на интимное настроение, ничем роскошным, помпезным, нарочито дорогостоящим... Не к вызывающему великолепию стремятся здесь, не к театральной импозантности, а к неназойливости, приглушенности. Не власть королевы должна подчеркиваться здесь, а прелесть молодой женщины, образ которой тонко воспроизводится всеми окружающими ее предметами.

Трианон - это миниатюрный придуманный мир; символично, что из его окон не видно ни Версаля, ни Парижа, ни селений. За десяток минут можно обойти дворец, и все же это крошечное пространство для Марии-Антуанетты значительно важнее, чем целое королевство с двадцатью миллионами подданных.... Здесь королева чувствует себя прекрасно и вскоре до того привыкает к такому свободному образу жизни, что по вечерам ей все труднее становится возвращаться в Версаль. В Малом Трианоне Мария-Антуанетта желает иметь невинный ландшафт, "естественный" сад, причем самый наиестественный из всех модных естественных садов... В этом "англо-китайском саду" хотят представить не просто природу, но всю природу, на пространстве площадью в пару квадратных километров - весь мир в игрушечных масштабах. Все должно быть на этом крохотном клочке земли: французские, индийские, африканские деревья, голландские тюльпаны, южные магнолии, пруд, речка, гора и грот, романтические руины и сельские хижины, греческий храм и восточный ландшафт... - все искусственное, но производящее впечатление настоящего.

Подгоняемые нетерпением королевы, сотни рабочих начинают колдовать над осуществлением планов инженеров и художников... Прежде всего по лугу прокладывается тихий, лирически бормочущий ручеек. Правда, воду нужно вести из Марли по трубам длиной до тысячи футов, и по этим трубам одновременно утекают немалые деньги, но ведь извилистое русло ручейка выглядит так приятно и естественно! Тихо журча, ручеек впадает в искусственный пруд с искусственным островком, к островку перекинут прелестный мостик, по пруду грациозно плавают белые лебеди в сверкающем оперении...

Каждый год у королевы появляются новые прихоти, все более изысканные... Чтобы принять у себя итальянских и французских комедиантов, она дает указание построить маленький театр, чрезвычайно изящный в своих пропорциях. А потом она сама делает прыжок на подмостки сцены. Веселая, шумная компания, окружающая королеву, также увлекается идеей любительских спектаклей... Несколько раз появляется даже король, чтобы отдать дань восхищения своей супруге как актрисе. Таким вот образом карнавал в Трианоне продолжается круглый год. Мария-Антуанетта удаляется в Трианон не для того, чтобы стать рассудительной, а для того, чтобы разнообразнее и свободнее развлекаться.

Чтобы развлечь себя и гостей, она повелела разбить вокруг Трианона небольшую деревушку. Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики. Кроме того, Мария-Антуанетта приказала для реальности нарисовать картины, чтобы на фасадах только что построенных крестьянских домов зияли трещины. В королевской деревне находились мельница, птичник и молочная. Сейчас в этом месте экскурсоводы обычно рассказывают посетителям занимательную историю о том, что здесь хранятся чашки, формой своей представляющие слепок с грудей Марии-Антуанетты. Из этих чаш королева в "своей молочной" любила угощать гостей молоком от своих коров. Рассказывают экскурсоводы и о том, что частные королевские покои (например, постель Марии-Антуанетты) впоследствии нередко служили местом скандальных похождений влиятельных особ, которые приезжали сюда комфортно провести ночь. Во время революции парижане обезглавили королеву, которую ненавидели: для народа она была австриячкой, распутницей и транжирой народного достояния. Рассказывают, что, взойдя на эшафот, королева случайно наступила на ногу палачу, но вежливо сказала: "Пардон, месье, я нечаянно". О многих приключениях могли бы рассказать дворцы и парки Версаля, и не только о тех, которые происходили несколько веков назад. Например, в 1901 году неподалеку от Малого Трианона разыгрался, если можно так выразиться, "спектакль из прошлого". О существовании физического перемещения лиц во времени люди задумывались давно, потому что всегда встречались феномены, готовые поклясться, что на какое-то мгновение они явно переносились в другую эпоху.

Дворец Портичи - Неаполь

Королевский дворец в Портичи -- летняя резиденция неаполитанского короля Карла III , выстроенная им в окрестностях Неаполя и впоследствии оставленная в пользу более грандиозной Казертской резиденции .

Во время посещения виллы, построенной в Портичи французским герцогом д"Эльбёфом, юного короля с супругой пленили открывавшиеся оттуда виды на Неаполитанский залив и на Везувий . В 1738 г. архитектору Антонио Каневари , вызванному ради этого заказа из Лиссабона , было поручено начать строительство в Портичи загородного дворца в стиле барокко .

При дворце были устроены зверинец с диковинными животными и музей, где выставлялись находки, сделанные при раскопках Геркуланума . Первая владелица резиденции, Мария Амалия Саксонская , украсила интерьеры фарфоровыми безделушками производства мануфактуры, основанной ею в Каподимонте. Убранство в стиле рококо разработал Джузеппе Бонито .

Затеянное монархом в Портичи строительство взвинтило цены на недвижимость вдоль «золотой мили » (отрезок побережья от Неаполя до Торре-дель-Греко ). Неаполитанские аристократы спешили завести виллы с видом на Везувий (т. н. везувианские виллы ), откуда было рукой подать до королевского двора в Портичи. Однако вскоре король охладел к Портичи и переключил своё внимание на строительство нового дворца в Казерте.

При приближении к Неаполю наполеоновских войск статуя «Отдыхающий Гермес » и другие портичийские древности были вывезены на Сицилию. Обретя королевский титул, в Портичи водворился Мюрат , обставивший дворец французской мебелью в стиле ампир . Последующие неаполитанские монархи проводили в Портичи мало времени. В настоящее время дворец занимает один из факультетов Неаполитанского университета .

Заключение

Архитектура XVIII столетия во Франции традиционно разделяется на два периода, которым соответствуют два архитектурных стиля: в первой половине XVIII в. господствующее положение занимает рококо, во второй - неоклассицизм. Эти стили во всём противоположны друг другу, поэтому переход от рококо к неоклассицизму часто называют «бунтом».

Стиль рококо отошёл от строгих правил классицизма XVII в.; его мастеров больше привлекали чувственные, свободные формы. Архитектура рококо ещё сильнее, чем барокко, стремилась сделать очертания сооружений более динамичными, а их убранство -- более декоративным, однако она отвергла торжественность барокко и его тесную связь с Католической Церковью.

Самого слова «неоклассицизм» в XVIII в. ещё не существовало. Критики и художники пользовались другими определениями -- «истинный стиль» или «возрождение искусств». Интерес к античности в XVIII столетии приобрёл научный характер: археологи начали методические раскопки древних памятников, архитекторы стали делать точные обмеры и чертежи сохранившихся фрагментов и руин. Для неоклассицистов архитектура была способом переустройства мира. Хотя неоклассицизм господствовал во второй половине 18 века, Анж - Жак Габриэль в своём творчестве опередил время и предугадал будущие тенденции.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая биография Жака Суфло - французского архитектора, одного из лидеров классицизма. Основные произведения архитектора: Парижский Пантеон, Церковь св. Женевьевы, Отель-Дьё ("божий дом") в Лионе (1741-48) и перестройка замка Менар на берегу Луары.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2012

    Зарождение стиля "рококо". Философия стиля – оформление интерьеров. Архитектура в стиле "рококо". Присутствие золота в колористической гамме стиля. Изящная, небольшая по размерам, со скругленными углами мебель в стиле "рококо". Характерные черты декора.

    реферат , добавлен 02.12.2009

    Рококо как мир миниатюрных форм, стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII ст., его характерные черты. Представление об интерьере, как целостном ансамбле, его аксессуары, освещение, гарнитур. Оформление пола, потолка и стен.

    реферат , добавлен 08.06.2010

    Анализ статуса архитектора. Антропоморфная размерность в архитектуре. Линейное коммуникативное пространство. Трехмерное пространство воспроизводства жизни и культуры. Московское градостроительство. Проявление природных факторов в архитектуре (солнце).

    контрольная работа , добавлен 25.12.2010

    Краткая биография и своеобразие творческого пути К.С. Мельникова. Реализованные и неосуществлённые архитектурные работы. Проект саркофага для Мавзолея В.И. Ленина, павильона "Махорка", Ново-Сухаревского рынка. "Золотой период" творчества архитектора.

    реферат , добавлен 06.06.2012

    Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления великого итальянского архитектора А. Гауди. Анализ его работ, самые известные постройки: дворец Гуэля в Барселоне, эль Каприччо, дом Висенс, Мила, Бальо, парк Гуэля, храм Святого Семейства.

    презентация , добавлен 17.06.2015

    Демократический вариант "русского" стиля – самое яркое явление в архитектуре 1860-1870-х гг. Подобно передвижничеству в живописи, он задает тон в архитектуре. Ведущая роль принадлежит демократическому направлению, в тени которого развиваются остальные.

    реферат , добавлен 06.06.2008

    Краткая биография Ф. Райта, расцвет творчества, первые достижения. Характеристика домов архитектора, рассмотрение проектов. Анализ основных принципов органической архитектуры. Ф. Райт как новатор в использовании технических средств в архитектуре.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2012

    Готический стиль в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Отличительные черты готического стиля в архитектуре. Зарождение готики в Северной Франции. Лучшие произведения готической пластики. Статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене.

    реферат , добавлен 06.05.2011

    Стиль модерн как направление в архитектуре начала века. Многоплановость и разноликость архитектурного образа Санкт-Петербурга. Проявление рационалистических тенденций при строительстве новых типов зданий. Наиболее яркие представители стиля модерн.

Габриэль, Анж-Жак (1698-1782) французский архитектор-классицист, с 1742 г. главный архитектор Людовика XV и мадам де Помпадур. Его элегантные постройки без излишеств, свойственных рококо, отличаются прекрасными пропорциями, среди них - Малый Трианон в Версале (1762-1768), ансамбль площади Согласия в Париже (1755).

В середине 1750-х годов стиль рококо подвергался критике за манерность, чувственность и усложненность композиции живописных и декоративных элементов. Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре. Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие античной, главным образом ордерной греческой архитектуры: простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие вертикальных и горизонтальных членений. Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 году Помпей с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды на греческую архитектуру. Первые шаги архитектуры в новом направлении были еще неуверенны. Академия пыталась возглавить зарождавшееся движение. Классицизм становился модным при дворе.

Архитектура 1760-1770-х годов не изобиловала декоративными элементами. Колоннам, антаблементам, фронтонам возвращалось их конструктивное значение. На смену регулярному искусственному пришел парк, свободно разбитый по естественной пейзажной системе, с укромными уголками, рощами и прудами, с небольшими беседками, называемыми «храмами дружбы».

К переходной поре в развитии классицизма относится творчество Жака-Анжа Габриэля (1699-1782) - выразителя просветительских идеалов. Переосмысливая традиции архитектуры 17 столетия в соответствии с завоеваниями 18 века, Габриэль стремился приблизить ее к человеку, сделать более интимной; он уделял внимание деликатно прорисованным тонким декоративным деталям, используя античный ордер и орнаментику. В то же время деятельность Габриэля была тесно связана с расширяющимся градостроительством, с разрешением новых задач ансамбля.

Жак Анж Габриэль – выдающийся мастер изящной французской архитектуры. Стиль Габриэля – чрезвычайно самобытное и органическое явление, порожденное исконным развитием зодчества Франции. Его творчество отличают пластичность и изысканная тонкость декоративных деталей. Архитектор родился 23 октября 1698 года в Париже. Его отцом был известный архитектор Жак Габриэль V. Жак младший работал с отцом на строительстве зданий короля в интерьерах Версаля, Фонтенбло и Тюильри.



Участие Габриэля - сына в градостроительных работах отца подготовило его к решению ансамблевых задач, игравших к середине XVIII века значительно более важную роль в архитектурной практике. Как раз в это время в печати сосредоточилось внимание к Парижу, к проблеме превращения его в город, достойный названия столицы. Париж обладал прекрасными памятниками архитектуры, рядом площадей, созданных в предшествующем веке, но это были отдельные, замкнутые в себе, изолированные части организованной застройки. В середине 18-го столетия возникает площадь, повлиявшая на сложение ансамбля парижского центра, – нынешняя площадь Согласия. Своим появлением она обязана целому коллективу французских зодчих, но основным ее творцом был Жак Анж Габриэль.

В 1748 году по инициативе столичного купечества было принято решение о постановке монумента Людовику XV. Академия объявила конкурс на создание площади для этого памятника. В результате первого конкурса не был избран ни один из проектов, но было окончательно установлено место для площади. После второго конкурса, проведенного в 1753 году лишь среди членов академии, проектирование и застройка были поручены Габриэлю, с тем, чтобы он учел и другие предложения. Участком, выбранным под площадь, был обширный пустырь на берегу Сены на тогдашней окраине Парижа, между садом Тюильрийского дворца и началом ведущей в Версаль дороги.

Площадь Согласия в Париже. Архитектор Габриэль, Жак Анж

Габриэль необыкновенно плодотворно и перспективно использовал выгоды открытого и прибрежного расположения площади. Его площадь стала осью дальнейшего развития Парижа. Это оказалось возможным благодаря ее разносторонней ориентации. С одной стороны, площадь мыслится как преддверие дворцовых комплексов Тюильри и Лувра. Недаром к ней ведут из-за границ города три предусмотренных Габриэлем луча – аллеи Елисейских Полей, мысленная точка пересечения которых находится во входных воротах Тюильрийского парка. В этом же направлении, лицом к дворцу, ориентирован конный монумент Людовика XV. В то же время, архитектурно акцентирована лишь одна сторона площади, параллельная Сене. Здесь, предусмотрено сооружение двух величественных административных зданий, а между ними проектируется Королевская улица, ось которой перпендикулярна оси Елисейские Поля – Тюильри. В конце ее очень скоро начинает строиться церковь Мадлен, своим портиком и куполом замкнувшая перспективу. По обе стороны от корпусов зданий, Габриэль спроектировал еще две улицы, параллельные Королевской. Тем самым, было дано и другое возможное направление движения, связывающее площадь с близлежащими кварталами растущего города.

Жак Анж Габриель (1698-1782) происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец, Жак Габриель Пятый (1667- 1742), был придворным архитекто­ром короля. В 1741 г. сын занял его место. Жак Анж Габриель был также президентом Академии архитекту­ры. Он работал только по королев­ским заказам, поэтому его можно считать выразителем официально­го вкуса во французской архитекту­ре середины XVIII в. Творчество Жака Анжа Габриеля не принадле­жит в полной мере неоклассицизму,

*Портик (от лат. - porticus) - галерея, образованная колоннами или столбами, как правило, перед входом в здание, с фронтоном (треугольным завершением, образованным скатами крыши и карнизом) или аттиком (стенкой над карнизом, украшенной скульптурой или надписями).

МАЛЫЙ ТРИАНОН

Людовик XV (1715-1774 гг.) и его фаворитка маркиза де Пом­падур были страстно увлечены ботаникой. Король решил соору­дить в Версале ферму для занятий сельским хозяйством, а также устроить ботанический сад и оранжереи. Возвести здесь изящное здание, которое назвали Малым Трианоном (слово «трианон» обо­значало тогда место уединения или тихого времяпрепровождения в кругу близких друзей), было поручено Жаку Анжу Габриелю. Ра­боты продолжались с 1762 по 1764 г., а интерьеры были завер­шены лишь в 1768 г.

Малый Трианон - не роскошный загородный дворец. Это ско­рее особняк, вынесенный на природу. Кубическую форму здания с чёткими гранями углов не нарушают обильные украшения. Все его фасады оформлены в едином стиле, но каждый - по-своему. Главный (входной) и задний фасады украшены пилястрами - плос­кими вертикальными выступами стен в виде четырёхгранных стол­бов, имеющих те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель). Левый фасад украшен колоннами, правый же ни колонн, ни пилястров не имеет. На всех фасадах только прямые линии без единого изгиба.

К главному фасаду ведёт подъездная аллея. Правый и задний фасады выходят в английский пейзажный парк - один из немногих во Франции. К левому фасаду примыкает французский регулярный парк (как бы уменьшенная модель Версальского пар­ка), в конце которого расположен Французский павильон, также построенный Габриелем.

Анж-Жак Габриэль (фр. Ange-Jacques Gabriel); или Жак-Анж Габриэль, также Габриель (23 октября 1698, Париж - 4 января 1782, Париж) - французский архитектор, член Академии архитектуры (1728); королевский архитектор (1742); Первый королевский архитектор (1743); президент Академии архитектуры (1743-1782). Один из основоположников архитектурного классицизма XVIII века.

Биография

Учился у своего отца Жака Габриэля V, архитектора особняка Пейрана де Мора (Peyrenc de Moras) или, по-другому, Бироновского (ныне Музей Родена), и внук архитектора Жака IV Габриэля (Jacques IV Gabriel).

С 1742 года архитектор короля, со следующего года - Первый королевский архитектор и президент Академии архитектуры. Пост президента занимал до конца своей жизни.

Габриэль в Версале

В своих работах в Версале (реконструкция интерьеров дворца и перестройка его северного крыла, названного впоследствии крылом Габриэля, 1735-1774; дворцовый театр, 1763-70) Габриэль противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры XVII века и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки.

Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон (1762-64), построенный Габриэлем в парке Версаля, знаменовал переход от аристократического дворца к интимному особняку.

Габриэль в Париже

Связанная с городскими магистралями планировка и открытая к Сене застройка площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже (1753-1775) явилась важным этапом в осмыслении архитектурного ансамбля как органической части пространственной композиции города.

Военную школу строил в 1751-1775 годы.

Французский писатель Марсель Пруст во втором томе романа «В поисках утраченного времени» («Под сенью девушек в цвету») писал: «Я солгал бы, сказав, что дворцы Габриэля казались мне в то время прекраснее и даже древнее, чем соседние особняки. Более стильным да и более старинным находил я если не Дворец промышленности, то, по крайней мере, Дворец Трокадеро[…] Всего лишь раз был я не в силах не остановиться надолго перед одним из дворцов Габриэля; наступила уже ночь, и колонны его, утратив в лунном свете всякую материальность, казались вырезанными из картона и, напомнив мне декорацию из оперетты „Орфей в аду“, впервые произвели на меня впечатление чего-то прекрасного».

Главные работы

  • Перестройка дворца в Шуази (Chteau de Choisy-le-Roi), 1740-1777.
  • Замок в Компьень, 1750.
  • Павильон Бютар, охотничий дом (Pavillon du Butard, 1750) в городке Ля-Сель-Сен-Клу (La Celle-Saint-Cloud).
  • Перестройка усадьбы Менар (Луар и Шер), 1760-1764, для Мадам Помпадур.
  • Малый Трианон в Версале, 1762-1768.
  • Военная школа на Марсовом поле в Париже.
  • Дворцовая опера в Версале, 1769
  • Северное крыло Лувра.
  • Площадь Людовика XV, 1772.
  • Фасады особняков на площади Согласия, включая Морской особняк и будущий Отель Крийон, Париж, 1775.
  • Биржевая площадь в Бордо (Place de la Bourse (Bordeaux), 1755): бывший королевский дворец с видом на Гаронну.

Литература

  • Габриель Жак Анж // Большая Советская энциклопедия
Версаль (Versailles). Часть 34. / Малый Трианон, часть 1.

Малый Трианон - небольшой дворец (фр. château), расположенный на землях Версальского дворца во Франции. Спроектирован Анж-Жаком Габриэлем (фр. Ange-Jacques Gabriel) по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур и построен в 1762-1768 годах.


Малый Трианон находится примерно в 2 км к северо-западу от Версальского дворца. Изначально там располагался королевский ботанический сад, созданный Клодом Ришаром.


Vue du château du Petit Trianon prise depuis le jardin anglais sous Louis-Philippe de Guérard Charles Jean



Vue du château du Petit Trianon de Bourgeois du Castelet (dit), Bourgeois Florent Fidèle Constant



Vue du jeu de bague chinois de Trianon par Claude-Louis Châtelet (1753-1795)



Парк на плане конца XVIII века


В 1749 году по приказу Людовика XV архитектор А.-Ж. Габриэль построил так называемый зверинец (ménagerie), куда поместили различных животных, которые часто использовались для выведения новых пород. По соседству находились и другие хозяйственные службы – хлев, курятник, голубятня, молочная ферма.


Франсуа-Юбер Друэ. Людовик XV (1710-1774), король Франции и Наварры


Идея постройки небольшого дворца на территории ботанического сада принадлежала фаворитке Людовика XV маркизе де Помпадур .


Jeanne Antoinette Poisson, Marquise de Pompadour


Здание возводилось на протяжении шести лет с 1762 по 1768 год по проекту А.-Ж. Габриэля. Мадам де Помпадур скончалась в 1764 году, не успев увидеть дворец в законченном виде. Вместе с королем Малый Трианон открывала его новая фаворитка графиня Дюбарри .


Élisabeth Vigée Le Brun. Madame Du Barry


В облике дворца нашел отражение архитектурный стиль, получивший название «палладианство» в честь итальянского архитектора Андреа Палладио, который возродил к жизни принципы классической храмовой архитектуры Древней Греции и Древнего Рима с ее следованием симметрии и учетом перспективы.



В итоге Малый Трианон стал блестящим образцом перехода от помпезного стиля рококо к сдержанному и лаконичному неоклассицизму.



Все четыре фасада сравнительно небольшого, квадратного в плане двухэтажного строения выполнены по единой композиционной схеме с акцентом посередине – портиком коринфского ордера, который покоится на четырех опорах. Со стороны сада к зданию примыкает терраса. По периметру дворцовой крыши проходит балюстрада.



Вступив на престол в 1774 году, Людовик XVI подарил Малый Трианон королеве Марии-Антуанетте .




Антуан-Франсуа Калле. Людовик XVI (1754-1793), король Франции и Наварры



Жозеф Дюкре. Мария-Антуанетта Лоррен-Габсбург


Вход в королевские апартаменты, куда ведет великолепная лестница с коваными перилами, расположен со стороны западного, парадного, фасада. Покои королевы находились на первом этаже, покои короля и гостевые комнаты – на втором, а на цокольном этаже помещались различные служебные помещения.




Мария-Антуанетта приезжала сюда, чтобы отдохнуть от формальной жизни двора и тяжёлых обязанностей королевы. Всё в Малом Трианоне подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без её приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.


Marie-Antoinette de Lorraine-Habsbourg, archiduchesse d"Autriche, reine de France (1755-1793) de Ducreux Joseph



Portrait de la reine Marie-Antoinette de ,D"après Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Marie-Antoinette de Lorraine-Habsbourg, archiduchesse d’Autriche, reine de France (1755-1795) de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Marie-Antoinette, reine de France (1755-1793) de Gautier d"Agoty Jean-Baptiste-André



Reine Marie-Antoinette assise, en manteau bleu et robe blanche, tenant un livre à la main de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Marie-Antoinette de Lorraine-Habsbourg, reine de France et ses enfants de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Marie-Antoinette, reine de France (1755-1793) de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise (atelier de)



Portrait de Marie-Antoinette



Marie-Antoinette de Janinet Jean François


Здание было спроектировано так, чтобы уменьшить взаимодействие между гостями и слугами, как только возможно. Например, задумывались передвижные обеденные столы. Прислуга должна была сервировать их в подсобных помещениях кухни, и затем столы механическим лифтом поднимались бы в столовую. Эти столы так и не были изготовлены, но сохранилась особая структура подвала.

На первом этаже представлены духовая печь и плита, а также зал со столовым серебром и посудой, которой пользовалась Мария-Антуанетта.


Кухня



Зал со толовым серебром и посудой


Комната охраны, сейчас здесь экспозиция, посвященная Марии-Антуанетте.


Il Parnasso Confuso - Johann Georg Weikert, 1778



Marie Antoinette and her brothers, 1765, by Johann Georg Weikert


Гостиная с любимым развлечением Марии-Антуанетты – бильярдом.


Marie-Antoinette d"Autriche, reine de France (1755-1793), en robe à paniers vers 1785 de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Portrait of the Royal Family of France, circa 1782