Рейтинг 

Готические тайны собора святого вита в праге. Кафедральный собор святого вита, вацлава и войтеха Где находится собор св вита

Сердце чешского государства и святое место для всех чехов лежит посредине III двора Пражского града, где когда-то стояла ротонда св. Вита, основанная св. Вацлавом (925 г.), а позже и романская базилика (после 1059 г.), там сегодня находится Кафедральный собор св. Вита с часовней св. Вацлава.

В южной части храма находятся «Золотые ворота» – парадный вход для священников верховного сана. Со стороны южного фасада расположена и .

Высота колокольни составляет 96,5 м. Она украшена удивительными часами, созданными в 1597 году. У этих часов два циферблата, отдельно показывающие часы и минуты. К смотровой площадке, расположенной на южной башне, ведет винтовая лестница, насчитывающая 298 ступеней. За позолоченными решетками скрыты соборные колокола. Первую звонницу храма уничтожил пожар 1541 года, после этого были установлены новые колокола. Самый большой из них – Зигмунд, созданный мастером Т. Ярошем.

Золотые ворота

Как добраться

На трамвае № 22 доехать до остановки Pražský hrad. Повернуть налево (перейти дорогу) и идти по улице U Prašného mostu, перейти через Пороховой мост и вы окажетесь во II дворе Пражского града. Дальше надо зайти в III двор.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Кафедральный римско-католический собор святого Вита, Вацлава и Войтеха (Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha).
Чехия, Прага (Praha) 1 – район Градчаны (Hradčany). Пражский Град – III внутренний двор (Pražský hrad — III. nádvoří).

История собора началась в далеком прошлом. Первый храм-ротонду на этом месте, как считают историки, построил князь Вацлав (Václav) в 925 году. Церковь была посвящена святому Виту , чью десницу (кость руки святого Вита) Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих Первый (Генрих I Птицелов, на немецком языке Heinrich der Vogeler). После убийства Вацлава ротонда стала местом его захоронения.

В 11 веке на месте романской ротонды, потому что она была недостаточной для потребностей жителей Града, была возведена трехнефная базилика, которая должна была служить чешским королям Пржемысловичам (Přemyslovci) в качестве коронационного костела и места погребения. Начало ее строительства относится к правлению князя Спытигнева Второго (Spytihněv II). Собор строился в 1060-1096 годы.


Интерьер собора святого Вита
1. капелла святой Агнессы Чешской
2. Шварценбергская капелла
3. новая архиепископская капелла
4. новая сакристия (ризница)
5. Органная галерея
6. капелла святого Сигизмунда
7. старая сакристия (ризница)
8. капелла святой Анны
9. старая архиепископская капелла
10. капелла Иоанна Крестителя
11. капелла Святой Троицы
12. надгробие святого Вита
13. капелла святых Мощей
14. капелла Яна Непомуцкого
15. капелла святой Марии Магдалены
16. Королевская молельня
17. капелла святого Креста
18. капелла святого Андрея
19. часовня святого Вацлава
20. библиотека
21. Туновская капелла
22. капелла Гроба Господня
23. капелла святой Людмилы

В 14 веке король Чехии Карл Четвертый (Karel IV) с отцом Яном Люксембургским (Иоганн Люксембургский, известный также как Иоанн (Ян) Слепой, Jan Lucemburský) решили построить более могущественный собор. Строительство нового собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Эрнест из Пардубице (Arnošt z Pardubic) и сам король. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.
Собор Святого Вита (на чешском языке Katedrála svatého Víta, полное название: собор святых Вита, Вацлава и Войтеха, Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha).

Святой Вит (на латыни Sanctus Vitus) - христианский святой, римский мученик периода раннего христианства. Был убит в 303 году.
По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом.

Святой Вацлав (святой благоверный князь Вячеслав Чешский; на чешском языке Václav, на латыни Venceslaus) (ок. 907 – 28 сентября 935 или 936) - чешский князь из рода Пржемысловичей, святой, почитаемый как католиками, так и православными, патрон Чехии.
Вацлав был убит своим братом Болеславом и его союзниками во время пира (по иной версии - у входа в церковь) .

Адальберт Пражский (на латыни Adalbertus Pragensis, он же Войтех или Войцех, на чешском языке Vojtěch, 955, Либице-над-Цидлиноу, Чехия – 23 апреля 997, Пруссия, ныне Калининградская область, Россия) католический святой.
Во время мисси, 23 апреля 997 года, он встретил свою смерть от рук прусских язычников неподалеку от нынешнего Калининграда.

Здание собора святого Вита, Вацлава и Войтеха строилось в несколько этапов: 1344 – 1419, 1490 –1510, 1556 – 1593 и 1873 – 1929 (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале 20столетия.

Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса (Matyáš z Arrasu) , приглашенный в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле французской готики. Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.

После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлер (на немецком языке Peter Parler) , молодой архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд (Schwäbisch Gmünd). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса, но когда он закончил все, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Он умер в 1397 году, когда были закончены лишь хор и часть трансепта.
Работу Парлера закончили его сыновья - Вензел и Йоханс, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили башню и южную часть.

Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.
На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине 15 века король Владислав Ягеллон (Vladislav Jagellonský) поручил закончить строительство архитектору Бенедикту Рейту (1454-1534 или 1534, иногда упоминаемый как Бенедикт Рид, Benedikt Rejt, Benedikt Rieth, Benedikt Reyd, Benedikt Ried, Benedict Reijt, также Бенеш или Бенедикт из Лоун), но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.
Последовавшие попытки достроить собор принесли в общий ансамбль элементы барокко.

В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер (Josef Ondřej Kranner) , представили программу окончания строительства собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с 1861 по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йозеф Мокер (Josef Mocker) закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле.

После его смерти третьим и последним архитектором стал Камил Гилберт (Kamil Hilbert) .
В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Алфонс Муха (Alfons Maria Mucha) , декорировали новые окна в северной части нефа.
В 1929 году при участии президента Т. Г. Масарика и архиепископа Франтишка Кордача строительство главного кафедрального собора было официально окончено, но работы продолжались еще некоторое время.
Витражные окна храма относятся к периоду с 1925 по 1939 год, они разработаны по проекту Макса Швабинского (Max Švabinský, Maxmilian Theodor Jan Švabinský), Карла Сволинского (Karel Svolinský), Франтишка Киселы, Алфонса Мухи (Alfons Maria Mucha) и Цирилла Боуды (Cyril Boudа).
В 1934-1935 годах была проведена реконструкция усыпальницы чешских королей.

Размеры храма: длина составляет 124 метров, максимальная ширина поперечного нефа 60 метров, ширина храма на западной стороне фасада 37,5 метра, высота центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами 33,5 метра. Высота главной башни составляет 96,5 метра, высота фронтальных западных башен составляет 82 метра, диаметр круглого окна в виде розетты на западной стороне — 10,4 метра. Собор в плане имеет форму креста, вход в собор находится в западной части.

Наиболее значимой частью храма является Часовня святого Вацлава, в которой хранятся чешские коронационные регалии неисчислимой стоимости. В соборе также находятся усыпальницы пяти святых и королей, князей и архиепископов, среди которых особое место занимают гробницы святого Яна Непомуцкого и Карла IV.

вид на собор святого Вита верхняя часть главного фасада собора
Южная башня собора святого Вита часы на Южной башне собора святого Вита фрагмент главного фасада собора
фрагмент стены алтарной части верхняя часть главного фасада вход в Южную башню собора


водосток собора святого Вита в Праге


кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха вход в собор святого Вита в Праге
Центральный неф потолок собора святого Вита в Праге интерьер собора святого Вита
витраж собора святого Вита витраж собора святого Вита витраж собора святого Вита
лестница на смотровую площадку колокол собора святого Вита вид с Южной башни вниз

Собор святого Вита - это крупнейший католический храм Праги и постоянная резиденция архиепископа Пражского. Собор признан важнейшим архитектурным памятником европейской готики и считается настоящей жемчужиной Чехии.

История постройки этого собора весьма насыщена - первый католический храм был возведен в Праге ещё в 925 году, а современное здание собора начали строить в 1344 году. Закончен он был лишь к началу 20 века, таким образом, строительство растянулось на целых 600 лет. За это время собор впитал в себя множество архитектурных идей, превратившись в настоящий шедевр европейского зодчества.

Окончательная длина собора составила 124 метра, а его южная башня возносится на высоту 96 метров. Снаружи собор святого Вита богато украшен барельефами и скульптурами, а внутри особую атмосферу создают великолепные цветные витражи, неизменно вызывающие восторг у туристов.

Собор Святого Витта

Собор Святого Витта - грандиозный исторический памятник, который строился на протяжении 6-ти веков многими именитыми архитекторами, каждый из которых привнёс что-то своё в это величественное здание. В основном при строительстве был выдержан стиль готической Франции, что, несомненно, при каждом взгляде на собор вызывает восторг и трепет от сей величественной красоты.

Собор огромен, а его посетители каждый раз восхищённо запрокидывают головы, дабы рассмотреть шпили и купола на верхушке здания. Собор Святого Витта можно увидеть с любой части города, он является одним из символов Праги. Ни время, ни невзгоды не повлияли на строительство и состояние собора, потому он по сей день возвышается над городом.

Кафедральный собор святых Кирилла и Мефодия

У православных храмов Праги непростая судьба. Было время, когда ни одного такого не было в городе. В начале 20 века имеющиеся в Праге храмы "пересмотрели". И церкви святого Карла Боромейского на Здеразе выпало стать главным православным кафедральным собором чешской столицы.

Католический костел был построен в 30-х годах 18 века в стиле типичного чешского барокко: его стройный, белоколонный облик изящен и светел. Но храмом он побыл около 50 лет, после чего был закрыт и использовался не по назначению. Переоборудование бывшего костела в православный собор стало для ветшающего храма благим делом.

Внутреннее убранство собора лишено сусальной роскоши. Но красота фресок и простой, устремленный к небу алтарь помогают ищущей душе возвыситься. Снаружи же собор пестрит отметинами пуль: в конце 1941 года храм стал центром известной в истории боевой операции.

Сейчас в церкви проходят службы, а в крипте имеется небольшой музей, посвященный печальным военным событиям.

Смотровая площадка в соборе святого Вита

Смотровая площадка в соборе Святого Вита открывает для туристов прекрасный панорамный вид на чешскую столицу с высоты 124 метра. Костел Святого Вита является сердцем Праги и ее узнаваемым символом. Это великолепное готическое сооружение, завораживающее своим видом, как внутри, так и снаружи. Посетив храм, не забудьте подняться на его колокольню. Чтобы пройти к смотровой площадке, нужно заходить не через центральный вход храма, а в дверь, расположенную слева от него. На вершину колокольни, где и расположена площадка, ведет винтовая лестница из 300 каменных ступеней. Вход платный.

И являющийся одним из ярчайших примеров готической архитектуры Восточной Европы – это крупнейший и наиболее значимый храм не только Праги, но и всей Чехии. Его полное название – Собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха, именно в этом соборе много веков короновались чешские короли, здесь проходили королевские свадьбы и крестины, здесь же находится усыпальница богемских королей и пражских архиепископов.

Собор святого Вита действительно величественное сооружение: длина его главного нефа – 124 метра, а высота – 34 метра. Южная башня собора достигает в высоту почти 100 метров! Это не только самая высокая башня собора, но и самая высокая Праги, ее видно практически из всех уголков чешской столицы.

История строительства собора непроста и насчитывает шесть веков. Первый камень был заложен в середине 14 века, а завершающий этап строительства был закончен только в середине 20 столетия. Над строительством собора работали великие мастера своего времени и, если вам интересны подробности, вы сможете найти их в еще одной статье, посвященной собору – .

Не торопитесь входить в собор, обойдите его вокруг – полюбуйтесь живописными фасадами Собора святого Вита.Они как будто сотканы из каменных кружев. Вы без труда разглядите в этих кружевах сплетение ветвей, листьев и цветов.

И, конечно, ваше внимание привлекут выразительные фигуры горгулий, украшающие водостоки. Эти чудовища – стражники, которые, согласно средневековым представлениям, защищали собор от демонов.

Южный фасад

Во времена королей в Собор святого Вита входили с южной стороны через Золотые ворота, именно они служили торжественным входом для . Вход получил такое название из-за прекрасной и уникальной мозаики из позолоченного стекла, расположенной над арками ворот. Мозаика, созданная в 14 веке при Петре Парлерже венецианскими мастерами, изображает Страшный суд. Витраж над мозаикой продолжает тему этого библейского сюжета.

Золотые ворота

Южная башня

Одна из особенностей южной башни Собора святого Вита в том, что ее основная часть, как и весь собор, готическая, тогда как ее верхняя часть выполнена в стиле Ренессанса, а увенчана она куполом в стиле барокко, с сияющим трехметровым чешским львом на шпиле. Такое слияние архитектурных стилей стало возможным из-за длительного строительства храма: основная часть башни была построена еще при Карле IV, а зеленая луковичная крыша была достроена в конце 18 века и при завершении строительства собора ее не изменили. Ещё южная башня примечательна любопытными часами, у которых только одна стрелка. По верхнему циферблату нужно определять часы, а по нижнему - минуты.

Южный фасад собора

Вы можете подняться по 297 крутым ступеням к смотровой площадке на вершине южной башни и не только увидеть великолепную Прагу как на ладони, но и осмотреть самый большой церковный колокол Чехии. Сигизмунд, так его называют, отлит в 16 веке, весит 18 тонн, а его высота — 2 метра. О том, как Сигизмунда поднимали на башню, рассказывает одна из многочисленных пражских легенд: говорят, что в колокол смогли привезти только на 16 парах коней, а от его тяжести рвались все канаты; на башню же его затащили с помощью хитроумного изобретения королевской дочери и шелкового каната, сотканного ею же, но когда секрет этого приспособления захотели узнать ученые иностранцы, принцесса велела уничтожить механизм, и никто не узнал секрета.

Западный фасад

Западный фасад Собора святого Вита выполнен на рубеже 19 и 20 веков во время завершающего этапа строительства собора. Здесь находятся три портала, один из которых в наши дни является основным входом в собор.

Над ним расположено красивейшее витражное окно-роза с библейскими сюжетами сотворения мира. Здесь же возвышаются знаменитые парные 82-метровые башни собора.

Под витражными окнами северной и южной стен храма проходит каменная галерея, украшенная созданными в 14 веке скульптурными портретами короля Карла IV, членов его семьи, духовенства и двух первых строителей собора — Матье из Арраса и Петра Парлержа.

Орган Собора святого Вита – один из лучших в Европе, однако звучит он не часто – только в дни церковных праздников. Спроектированный и возведенный Петром Парлежем великолепный ребристый арочный свод поддерживают 28 колонн. Алтарь и королевская усыпальница расположены в восточной части собора, а вдоль стен расположились капеллы, всего их в соборе 21.

*Капелла – небольшое отдельное помещение в большом храме, посвященное какому-либо святому и используемое для моления.


Капелла святого Вацлава

В 14 веке Ян Непомуцкий был духовником королевы и отказался выдать королю, подозревавшему супружескую измену, тайну исповеди, чем и заслужил гнев государя. По приказу короля Вацлава IV он был замучен и сброшен в мешке в воды Влтавы с Карлова моста. Позднее он был захоронен в Соборе святого Вита, а в начале 18 века причислен к лику святых.

Надгробие могилы святого Яна Непомуцкого расположено в алтарной части собора, однако его видно практически от самого входа в собор. Созданный в первой половине 18 века австрийским архитектором из двух тонн чистого серебра, этот шедевр барочного искусства просто ослепляет своим великолепием.

Говорят, что одна из ламп на надгробии святого была золотая. Мастер, изготовивший ее, обеднел, и за долги ему грозила тюрьма. Он был в отчаянии, просить помощи было не у кого. Во сне ему явился святой Ян Непомуцкий и велел взять с его могилы изготовленную мастером лампу, продать ее и вернуть долги. После того, как сон повторился несколько раз, мастер решился пойти к могиле святого и встал там на колени, лампа же сама опустилась в его руки. Из ее золота ювелир сделал много украшений, продал их и заплатил долги. Когда же он вернулся к могиле Яна Непомуцкого, чтобы поблагодарить святого, то увидел золотую лампу на прежнем месте. Разбогатев, мастер изготовил еще одну золотую лампу, превосходящую прежнюю по красоте, и хотел повесить ее над могилой святого, но придя к могиле, обнаружил, что прежней лампы нет – она уступила место новой.

Ротонда и базилика - предшественники Собора святого Вита

Место, на котором в середине XIV века воздвигли собор, имеет длинную историю. Археологи полагают, что здесь издавна находилось капище Святовита , языческого бога войны и победы, которого чешские племена почитали верховным богом. В конце IX века представители правящего княжеского рода Пржемысловичей начали насильственную христианизацию подконтрольных им земель (Богемия и Моравия), однако приживалась новая религия сложно, несколько раз вспыхивали вооруженные восстания.

В начале X века князь Вацлав , чтобы сгладить восприятие христианства, на месте капища Святовита распорядился построить каменную ротонду в честь святого Вита, чью десницу (часть руки) германский король Генрих I намедни преподнёс ему в дар. Расчёт был прост: раньше молились Святовиту - сейчас будут почитать святого Вита. Строительство круглой ротонды диаметром 13 метров завершилось в 930 году .

Вит (годы жизни: 290–303). Достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве святого не сохранилось. По преданиям, 13-летний юноша отправился в Рим, где изгнал бесов то ли из сына императора Диоклетиана, то ли из самого императора. После этого Вит отказался помолиться римским богам. Его арестовали и за отказ признавать римскую религию бросили к голодным львам, но те не тронули Вита. Тогда его бросили в котёл с кипящим маслом.

В 935 году князя Вацлава убил родной брат-язычник, который через несколько лет раскаялся в содеянном и способствовал его канонизации. Гибель Вацлава была представлена как смерть за христианскую веру, а не результат княжеских амбиций младшего брата. Вскоре Вацлав стал первым чешским святым, а его могила в Ротонде святого Вита - главным объектом паломничества христиан в чешских землях. Уже в середине X века сформировался серьёзный по влиянию культ святого Вацлава, который не только способствовал окончанию христианизации, но и стал символом национальной государственности.

Базилика святого Вита

В связи с почитанием святого Вацлава в 1060–1096 годах ротонда (как место его захоронения) была перестроена в трёхнефную Базилику святых Вита, Вацлава и Войтеха в романском стиле, размеры которой составили 70 × 35 метров. Базилика должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения, то есть стала главным христианским сооружением Чехии. Кроме уже известных Вита и Вацлава, базилика была посвящена и святому Войтеху .

В наше время руины стен базилики законсервированы, но их можно осмотреть через специальные окна с южной стороны собора.

Постройка Собора святого Вита

Идейным вдохновителем величественного кафедрального собора был будущий король и император Карл IV , который поставил себе цель превратить Прагу в один из лучших городов Европы. Непосредственным поводом для постройки послужило важное событие преобразования епархии Праги в архиепархию 30 апреля 1344 года. Строительство собора началось 21 ноября 1344 года и проходило в несколько этапов.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Праге, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Первый этап постройки: 1344 - 1419 годы

В качестве главного архитектора был выбран фламандский мастер Матьё Аррасский , с которым Карл IV познакомился во время его работы при папском дворе в Авиньоне. Он создал проект собора в готическом стиле, взяв за основу облик южнофранцузских соборов (Родезского, Нарбоннского), и заложил фундамент, но построить успел только основание стен и аркады восточной части. Матьё Аррасский умер на восьмой год строительства, в 1352 году.

Строительство продолжил 23-летний архитектор Петр Парлерж из Швабии. Сначала он работал в соответствии с проектом Матьё Аррасского, но когда выполнил его, начал реализовывать собственные идеи и планы. Его смелость и творческая мысль привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример - сконструированный им свод, который представляет собой двойные диагональные балки, вместе они создают неповторимый орнамент. В то время как Матьё по складу ума был математиком, из-за чего его конструкции полны чистого расчёта, Парлерж был больше художником и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов и декоративных элементов.


Золотые ворота (южный портал)

Золотые ворота были созданы по проекту Петра Парлержа и представляют собой тройную арку в готическом стиле. Своё название ворота получили благодаря уникальной мозаике «Страшный суд » (1370–1372 годы), фон которой выложен из позолоченного стекла. Авторы мозаики - неизвестные венецианские мастера, в своём шедевре они использовали около миллиона стеклянных фрагментов 33 оттенков. В центральной части мозаики изображён Иисус Христос, вершащий Страшный суд. К нему взывают шесть покровителей чешских земель (Прокоп, Вит, Людмила, Сигизмунд, Вацлав, Адальберт). Уровнем ниже изображены Карл IV и его жена Элишка Померанская. В правой части мозаики изображены спасённые верующие, в левой - отвергнутые грешники, осуждённые на пребывание в адском пламени. Тему Страшного суда продолжает витраж над мозаикой.

12 знаков зодиака

Отдельного внимания заслуживает декоративная ограда в виде решётки перед Золотыми воротами. На ней можно увидеть 12 скульптурных композиций, которые изображают бытовые занятия для каждого знака зодиака. Это очень интересный момент - ведь Церковь никогда не «дружила» с астрологией.

Башню начали возводить уже после смерти Парлержа его сыновья, но полностью по чертежам отца. В середине XVI века готическая башня обрела черты ренессансного стиля.

На уровне второго яруса за изящной позолоченной решёткой находятся колокола. Главным считается 14-тонный «Зикмунд »- самый тяжелый колокол на территории Чехии. Он был отлит в 1549 году мастером по имени Томаш Ярош, который также известен Поющим фонтаном . Другими важными колоколами, сохранившимися до наших дней, являются «Вацлав» (4500 кг, 1542 год) и «Иоанн Креститель» (3500 кг, 1546 год).

Чуть выше второго яруса находится стилизованная монограмма «R» с короной, орденом Золотого руна и двумя пальмовыми листами. Она символизирует вклад Рудольфа II , который щедро финансировал отделочные работы. Ещё выше можно увидеть два часовых механизма . Верхний циферблат показывает часы, нижний - минуты и четверти.

Если преодолеть 287 ступеней, можно подняться на смотровую площадку , откуда открывается отличный панорамный вид на Прагу. Площадка находится на уровне 56 метров, высота башни - 97 метров. Длительное время именно башня-колокольня была самой высокой постройкой Праги.

Кенотаф Яна Непомуцкого

Кенотаф - надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного.

(портал справа) и святого (портал слева).

Бронзовая дверь

Бронзовая дверь центрального портала западного фасада включает 10 панелей, на которых изображены важные события истории чешских земель и строительства собора.

Роза (окно)

Главная достопримечательность второго яруса западного фасада - роза (большое круглое окно) на сюжет о сотворении мира. У основания розы можно разглядеть бюсты четырёх архитекторов (Франтишек Кисела, Зденек Вирт, Камил Гильберт, Йозеф Моцкер), сыгравших главную роль в окончании строительства собора.

Две западные башни (обе - по 80 метров) полностью выполнены в готическом стиле.

Гаргульи

Многочисленные гаргульи собора, оформленные в виде животных, птиц и мифических существ, отпугивают злых духов (так считалось в Средние века) и служат водостоками.

Внутреннее пространство собора представляет собой латинский крест с размерами 124 × 60 метров. 28 колонн являются опорами для нервюрного свода цилиндрического типа, который расположен на высоте 33 метров. Трифорий (галерея второго яруса на высоте 14 метров) проходит по всему внутреннему периметру. Вдоль внешних стен находится 17 капелл. Главный алтарь расположен в восточной части собора.


Создан по проекту Йозефа Краннера 1868 года. Его основой служит престол, периметр которого украшен заключёнными в круг изображениями ветхозаветных пророков (слева направо: Иоиль, Амос, Осия, Малахия, Иезекииль, Исайя, Моисей, Иеремия, Даниил, Захария, Михей, Иона, Аггей) работы скульптора Йозефа Шимека. В 1902 году передняя часть престола была закрыта антепендиумом, рисунки и вышивка на котором изображают в духе типологического параллелизма прообразы литургического жертвоприношения: жертвоприношение Каина и Авеля, освящение хлебов и жертвоприношение Авраама.

Запрестольный образ с пределлой имеет форму готического ковчега. Над ним вздымается центральный балдахин - табернакль, остроконечное завершение которого украшено крестоцветом. Боковые части балдахина представляют собой открытые тройные аркады с треугольными фронтонами. Над старинным табернаклем с эмблемой пражской архиепархии помещено Распятие. Во всех шести боковых арках находятся реликварии в форме домиков. Их передней стенкой служит украшенная эмалью металлическая пластина, которую изготовил по проекту живописца Франтишека Секвенса Ян Хадт. На пластине запечатлены страдания христианских мучеников и прославленные деяния покровителей чешских земель: слева - св. Войтеха, св. Кирилла и св. Вита, справа - св. Вацлава, св. Людмилы и св. Прокопа. Как и в основании статуи св. Вита здесь недостает изображения св. Сигизмунда. Работа над алтарем была завершена в 1873 году Йозефом Моцкером, который практически ни в чём не отступил от проекта Краннера. Только ангелов, которые по замыслу Краннера должны были украшать лестницу за алтарем, Моцкер заменил подсвечниками.

Мавзолей был заказан у голландского скульптора Александра Колина из Инсбрука после смерти Фердинанда I (1564 год) его детьми Максимилианом II и Фердинандом Тирольским, а принимал готовую работу уже его внук Рудольф II в 1589 году. Позже мавзолей был окружён кованой ренессансной решёткой работы Георгия Шмидтгаммера.

Создана в конце XV века для короля Владислава II Ягеллона и его семьи. Находится на уровне второго этажа и соединена крытым коридором со Старым королевским двором , чтобы представители королевской династии могли посетить службу, ни с кем не пересекаясь. Капелла украшена декоративными ветвями засохшего кустарника и монограммой короля Владислава II - латинской буквой W. На внешней стороне балкона находятся гербы земель (Богемия, Польша, Венгрия, Мора­вия, Силезия, Лужица, Далмация, Босния), которые находились под управлением династии Ягеллонов.

Капеллу украшают скульптуры рудокопов в стиле барокко. Они символизируют шахтёров серебряных рудников района Кутна-Гора, доходы с которых составляли важную часть королевской казны, позволяли финансировать отделочные работы в соборе и строительство многих других объектов в ягеллонский период.






Капеллы в Соборе святого Вита

Капелла - отдельное небольшое помещение в боковом нефе для молитвы. В Средние века почти все капеллы в Соборе святого Вита были семейными, что означало почётную привилегию для дворянского рода молиться в отдельном помещении. Взамен представители рода брали на себя обязанность по обустройству капеллы. Они приглашали скульпторов и художников, старались купить святые мощи или заполучить ценную реликвию, чтобы разместить их в своей капелле. Называть капеллы родовыми именами было не принято, хотя названия двух из них всё-таки напоминают о своих меценатах ().

21 . Обустроена за счёт рода Бартонь из Добенина, владельцев текстильных фабрик. Анежка Пржемысловна (1211–1282) - сестра короля Вацлава I Одноглазого, всю жизнь посвятила служению Богу, основала монастырь, играла важную роль в культурной и социальной жизни Праги. Капелла украшена бронзовой скульптурой святой и витражом с изображением восьми блаженств.

22 Находилась под опекой одного из самых влиятельных родов Богемии и Австрии - Шварценбергов . В капелле расположен Чимлитский ковчег с росписью на тему поклонения волхвов.

23 . С 1909 года служит местом погребения пражских архиепископов (до этого их хоронили за , там, где сейчас находится , № 45).

Главная ценность капеллы - витраж Альфонса Мухи на тему распространения христианства в Чехии. Витраж изображает более десяти исторических сюжетов, в том числе чествование миссионеров Кирилла и Мефодия, которые принесли новую религию славянам, а также обряд крещения князя Борживоя , его жены Людмилы и их юного внука, будущего святого Вацлава . Считается, что Альфонс Муха, не зная, каким образом изобразить маленького Вацлава, нарисовал своего сына.

Алтарная фреска капеллы называется «Вознесение Девы Марии» и принадлежит кисти Бартоломеуса Спрангера, придворного художника Рудольфа II .

24 . Главная достопримечательность - лестница Камила Гильберта в стиле английской готики. Раньше в капелле находилась сокровищница собора, однако в конце XX века её ценности послужили основой для создания экспозиции «Святовицкий поклад» , которую разместили в Капелле святого Креста .

25 - Новая сакристия . Место для хранения церковной утвари, риз и облачений священников.

26 - Cеверный трансепт . На уровне второго яруса расположен орган середины XVIII века в стиле барокко, под ним - три больших арочных проёма с массивными деревянными панелями, украшенные резьбой с изображением святых покровителей чешских земель. Их создал Кашпар Бехтелер в начале XVII века.

27 - . Служила молельней для представителей рода Черниных . В середине XIV века мощи Сигизмунда (король бургундов в 516–524 годах) доставили в Собор святого Вита из Франции по личному распоряжению Карла IV . С тех пор святой считается покровителем Чехии и почитается как пример искреннего раскаяния за тяжкий грех: будучи королём приказал убить собственного сына от первого брака, который оскорблял его вторую жену.


28 . До сих пор используется по своему прямому назначению (хранение церковной утвари, риз и облачений священников). Справа от входа находятся скульптура святого Михаила и исповедальня, над которой можно увидеть копию картины Тициана «Вход Христа в Иерусалим», а слева - картина Петра Брандля.


29 . Была под покровительством рода Ностицких.

Анна - мать Девы Марии, стены капеллы расписаны фресками из её жизни. Алтарь украшают статуи святой Анны, святых Луки и Мефодия.


30 . В полу и в стенах находятся надгробные плиты и могилы архиепископов Праги. Также здесь можно увидеть саркофаг высочайшего канцлера королевства Вратислава Пернштейна .


31 . Здесь покоятся князья Борживой II и его брат Бржетислав II (оба правили на рубеже XI–XII веков). В стены также встроены мраморные надгробия архиепископов. Алтарь украшают статуи Иоанна Крестителя, Кирилла и Мефодия. В капелле находится, так называемый, Иерусалимский подсвечник - знаменитый памятник романского литейного дела.

32 . В центре расположен алтарь со сценами из жизни Богородицы. Две панели слева изображают Благовещение (вверху) и Сретение (внизу), панели справа - Умиление (вверху) и проповедующего Христа (внизу). У основания алтаря можно увидеть сцену свадебного пира в Кане Галилейской, где Христос, по просьбе Марии, явил миру своё первое чудо, обратив воду в вино, и раскрыл свою божественную сущность.

В капелле находятся саркофаги князей Спытигнева II и Бржетислава I. Последнего называют чешским Ахиллесом, так как он похитил 15-летнюю девушку Юдифь из монастыря в городе Швайнфурт (Германия) и женился на ней. Однако настоящая причина такого поступка неизвестна. Романтическая литература объясняет его чувством пламенной любви, охватившей сердце чешского князя, когда он первый раз увидел девушку. Историки же склоняются к более прагматичной версии, что заключается в желании породниться с влиятельным родом Бабенбергов, к которому принадлежала Юдифь. В браке она родила мужу пятерых сыновей.


33 . Находилась под покровительством влиятельного рода Штернбергов . Центральное место занимает алтарь, в котором хранятся мощи, собранные Карлом IV . По сторонам находятся саркофаги Отокара I и Отокара II . У последнего были обнаружены его погребальная корона, скипетр и держава из позолоченного серебра. Скипетр относится к самым старым из сохранившихся в центральной Европе. Правую стену капеллы украшает роспись «Поклонение трёх волхвов Богородице». На колонне слева (на высоте 3–4 метров) можно увидеть пушечное ядро, которое напоминает об обстреле собора во время осады Праги (Семилетняя война, 1756–1763).


34 Непомуцкого в Риме в 1729 году процессия несла эту картину как хоругвь.

37 . Находилась под покровительством Мартиницкого рода.

38 - Библиотека . Раньше здесь размещалась редкая коллекция рукописей и старых изданий, которые в наше время хранятся в Архиве Пражского Града.

39 . Отличается скромным убранством. Алтарь в стиле классицизма украшен картиной с изображением мёртвого Иисуса с ангелами. На стенах капеллы размещены надгробные плиты.

40 . Украшена витражом на тему деяний милосердных, таких как принесение хлеба голодным и воды жаждущим, освобождение пойманных животных и другие. Алтарь XVII века украшен картиной с изображением маленькой Марии и её родителей.


41 . Раньше использовалась в качестве баптистерия (помещение для совершения крещения), поэтому на одной из стен находится мозаика «Крещение Господне». Витраж выполнен на тему ниспослания Святого Духа. Также в капелле можно увидеть скульптуру святой Людмилы , которая изображена в момент своего убийства - в 921 году она была задушена во время молитвы своим же платком.

Людмила сыграла важную роль в процессе христианизации чешских земель.

Отдельные произведения искусства

42 . Выполнен из разных пород дерева и имеет высокую художественную ценность. Создан скульптором и резчиком Франтишеком Билеком в начале XX века для будущего президента Томаша Масарика, который пожертвовал алтарь собору.

43 . Представляет собой богато декорированную трибуну, с которой духовное лицо читает проповедь. Кафедру украшают изображения Отцов Церкви и орудий Страстей Христовых, а также голубь (символ Святого Духа), череп и песочные часы (символы бренности бытия).

44 , фельдмаршала и верховного канцлера Чешского королевства во время войны за испанское наследство (1701–1714).

Общая высота памятника - 9 метров. Его главной частью является обелиск из тёмно-красного мрамора, в центре которого находится овальная ниша с бюстом Леопольда Шлика. Слева от обелиска установлена статуя бога войны Марса, справа - статуя Минервы (богини мудрости), которая лавровым венком венчает бюст. Эти две статуи символизируют военную карьеру умершего и заслуги в качестве чиновника. У основания обелиска геральдический лев держит сломанный меч (символ смерти), а на его вершине - позолоченный шар (символ вечности). Над обелиском можно увидеть статую крылатой Фамы (богини молвы и репутации).