Москва-Пекин

Запретный город пекин план. Чем знаменит Запретный город в Пекине? Запретный город, видео

Многие века китайские императоры правили в таинственном Запретном городе.

Запретный город находится в Пекине и является одной из известных достопримечательностей Китая. Запретный город считается самым крупным дворцовым комплексом в мире.

Легенда о появлении Запретного города

На китайском, Запретный город звучит как Gu Gong, что означает "Старый дворец". Первоначально, Запретный город назывался пурпурным. По этому поводу существует интересная легенда. Вообще, Запретный город опутан религиозными и мифическими понятиями. Об этом могут говорить различные скульптуры, расположение дворцов, украшение и оформление залов, символизирующих что-то своё. Структура Запретного города была придумана во сне монахом Yongle. Монах вещал, что есть внеземной город, где Небесный Владыка проживал в фиолетовом дворце. Китайские астрологи, считали, что фиолетовый цвет является символом радости, счастья и что звезда PoleStar именно фиолетового цвета. Звезда PoleStar сформировалась в результате слияния 15 небесных тел. В результате, император решил, что он Сын Неба, а значит призван для поддержания гармонии между человеком и природой. Для того, чтобы установить баланс природы и человека нужно построить Запретный город, который расположится прямо под фиолетовой звездой, в самом центре мира. Кстати, фиолетовый цвет мог использоваться только императором. Только император подписывал документы специальными фиолетовыми чернилами.

Общие сведения о Запретном городе

Запретный город был императорским дворцом во время правления династии Мин и Цин (1368-1644). На протяжении многих лет, во дворце жили и управляли 24 императора. Строительство Запретного города началось в 1407 году во время правления императора Чжу Ди династии Мин. На строительство ушло около 14 лет. В строительстве Запретного города было задействовано более 200000 человек. Запретный город демонстрирует значительные навыки китайцев в строительстве. Технология изготовления кирпичей с применением клейкого риса и извести была не такой уж и сложной, но в то же время стены построенные из этого кирпича оказались прочными. Если стены построены из кирпича, то здания в городе построены почти целиком из дерева. В связи с этим, в те времена, существовал риск возгорания, т.к. в качестве освещения использовали свечи. Для быстрого тушения пожара были предусмотрены чаны с водой, которые располагались около зданий. В общей сложности насчитывается 308 чанов, размещенных по всему Запретному городу. Чаны устанавливали на каменные подставки, тем самым была возможность разводить огонь под чаном не давая воде застывать в зимний период времени.

Символом императорской семьи являлся желтый цвет, который и стал доминирующим в украшении города. Крыши, внутреннее оформление дворца, брусчатка выполнены в желтом цвете. Желтый цвет символизирует землю. Однако, есть и исключение, например крыша Королевской библиотеки покрыта черной плиткой. Связано это с тем, что черный цвет символизирует воду, а значит при возникновении пожара, его легко будет предотвратить. Кроме того, крыши дворцов, где жили наследники императора, были покрыты зеленой плиткой, что символизировала рост.

На каждой крыше здания имеются статуэтки, количество которых соответствует количеству человек проживающих в здании. Только на крыше Зала Высшей Гармонии имеется 10 статуэток. Данное число символизирует небо и святость здания. А вот личным числом императора является число 9.

Запретный город занимает 74 га земли. На территории города расположено около 800 зданий с 9000 комнат. Город окружен рвом шириной 52 м. заполненным водой и высокой 10 м. стеной. Запретный город разделен на внешний и внутренний двор, между которыми проходят длинные коридоры. С четырех сторон стены имеются ворота, вход через которые регулировался строгими правилами. Без специального разрешения было запрещено входить в город.

Достопримечательности Запретного города

Меридиан Гейт (Wumen)

Меридиан Гейт или Wumen. Так называются южные ворота, которые являются одним из входов в Запретный город. Китайские императоры считали себя сыновьями Неба, а значит должны жить в центре Вселенной. Императоры свято верили, что линия Меридиан проходит через Запретный город, отсюда и название ворот. Южные ворота являются самыми величественными воротами Запретного города. Слово "ворота" представляются как одно целое, но на самом деле Меридиан Гейт состоят из 5 проемов, самый высокий из них имеет высоту 3,5 м. Ворота увенчаны башнями, в каждой башне присутствуют колокола. В былые времена, звоном колоколов сообщали об отъезде императора в Храм Неба.

Каждый соблюдал строгие правила использования Южных ворот. Через центральную арку ворот мог проходить только император. Императрица могла пройти через центральную арку только один раз в жизни, в день ее свадьбы. Арка расположенная западнее центральной использовалась членами королевской семьи. Арка расположенная восточнее центральной, использовалась министрами. Остальные арки были предназначены для входа мелких чиновников. Обычным людям вход в Запретный город был запрещен.

На фотографии ниже, вид Меридиан Гейт изнутри города.

После входа через Меридиан Гейт открывается внутренний двор Запретного города с пятью мостами, которые символизируют добродетель человека, чувство долга, мудрость, надежность, приличие. Под мостами протекает так называемая Золотая река. Центральный мост предназначался исключительно для использования императором. Два моста с обеих сторон центрального моста использовались членами королевской семьи, а два моста что по краям, предназначались для обычных чиновников.

Зал Литературной Славы и Зал Воинской Доблести

Зал Литературной Славы (Wenhuadian) и Зал воинской доблести (Wuyingdian) расположены рядом с Меридиан Гейт. В Зале Литературной Славы решались дела государственной важности, осуществлялся прием должностных лиц, чтение докладов императора. Во времена династии Мин, в Зале обучали молодого принца.

Зал Литературной Славы включает в себя еще несколько залов, среди которых можно отметить Зал Доброты и Зал Праведности. В настоящее время, в Зале литературной славы находится музей керамики, где выставлены керамические изделия династии Мин и Цин.

Первоначально, император династии Мин жил и работал в Зале Воинской Доблести, а уже потом обосновался в Зале Литературной Славы. Император династии Мин жил и работал в Зале Воинской Доблести. В этом же зале совершались мелкомасштабные церемонии и религиозные обряды. Позднее, в Зале Воинской Доблести была открыта книжная типография. До 1869 г. в Зале печатали книги, пока не случился пожар.

В настоящее время, в Зале Воинской Доблести находится картинная галерея с большим количеством редких и древних китайских картин. Кстати, туристам запрещено фотографировать драгоценные картины. Однако, на некоторые картины запрет не распространяется.

Ворота Высшей Гармонии (TaiHeMen)

Ворота Высшей Гармонии (TaiHeMen) являются главными воротами внешнего двора. Ворота охраняют два бронзовых льва. Лев расположенный западнее символизирует императорскую власть, распространяющуюся на весь мир. С восточной стороны львица, положившая левую лапу на львенка, символизирует процветание императорского рода.

Львы, расположенные у ворот высшей гармонии являются самыми крупными из всех шести пар бронзовых львов в Запретном городе. Во времена династии Мин, император и все должностные лица каждое утро собирались у ворот высшей гармонии для обсуждения государственных дел. Исключение составляли только дождливые, снежные или ветреные дни.

Зал Высшей Гармонии Запретного города

Зал Высшей Гармонии (TaiHeDian) являлся тронным залом и самым высоким зданием в Запретном городе. Зал Высшей Гармонии и прилегающий к нему двор были местом для проведения различных церемоний, например императорских свадеб, китайского Нового года и других важных событий.

На мраморной террасе установлены 18 бронзовых древних китайских сосудов, символизирующих 18 провинций Китая, существовавших на тот момент. На террасе можно наблюдать и бронзовую черепаху, символизирующую долголетие.

На восточной и западной сторонах находятся мраморные солнечные часы и древний сосуд измерений, символизирующие справедливость императоров.

Окна и двери Зала Высшей Гармонии украшены рисунками драконов играющих в облаках. Рисунок высечен на латунных пластинах.

Внутри Зала находится трон, сделанный из сандалового дерева. Трон, расположенный в самом центре зала, стоит на двух метровой платформе и окружен шестью золотыми столбами (не из золота) с изображениями драконов. Над троном, на потолке имеется конструкция из двух драконов, играющих жемчугом. Жемчуг сделан из стекла, внутри них залита ртуть. В случает захвата трона врагами, стеклянная жемчужина упала бы вниз, в результате враг бы умер.

Зал Полной Гармонии (Zhonghedian)

Зал Полной Гармонии (Zhonghedian) находится между Залом Высшей Гармонии (Taihedian) и Залом Сохранения Гармонии (Baohedian). Зал Полной Гармонии является самым маленьким залом из трех выше упомянутых. В отличие от других залов Запретного города, Зал полной гармонии имеет квадратную, а не прямоугольную форму.

В Зале Полной Гармонии император отдыхал и готовился к церемониям, проводимым в Зале Высшей Гармонии. В этом Зале император проводил переговоры с различными министрами, а так же репетировал свои выступления перед началом важных событий проходивших в Храме неба, Храме земли и других храмах.

Внутри Зала, по обе стороны от престола установлены статуи золотых единорогов. Единороги считались мифическими существами, способными перемещаться за один день на расстояние 9000 км. и говорить на разных языках. Такая цифра не случайна, считалось, что число 9 священно. Число 9 принадлежало императору, даже статуэтки на крыше располагали таким образом, что статуэтка императора была девятой по счёту. Кроме того, единороги символизировали мудрость и высокий интеллект императора.

Зал Сохранения Гармонии

Зал Сохранения Гармонии в разные периоды правления использовался по разному. Во время правления династии Мин, в Зале Сохранения Гармонии облачались в праздничные одежды императрица или наследные принцы перед началом торжественного события. Во время правления династии Цин, Зал использовался для проведения банкетов. Например в честь празднования брака принцессы.

За Залом Сохранения Гармонии установлена каменная стена с изображением девяти драконов играющих с жемчугом. Во времена правления династий Мин и Цин, стена считалась священной. Каждый, кто прикасался к стене подвергался смертной казни.

Весит стена около 250 тонн. Для транспортировки камня в Запретный город, было задействовано 20000 человек, тысячи лошадей и мулов. Транспортировка камня длилась в течение одного месяца.

Ворота Небесной Чистоты (QianQingMen)

Ворота Небесной Чистоты (QianQingMen) делят Запретный город на внешний и внутренний двор. Вход в Ворота Небесной Чистоты охраняют два льва.

Вообще в Запретном городе установлено множество статуй львов, но львы установленные у Ворот Небесной Чистоты несколько отличаются. Различие касается прежде всего ушей львов. В отличие от других львов, у бронзовых львов стоящих у Ворот Небесной Чистоты уши прижаты. Эта несущественная на первый взгляд деталь, символизирует не вмешательство женщин в государственные дела.

Вдоль стен ворот установлено 10 золоченных бронзовых чанов, которые предназначены для хранения воды на случай пожара. Императоры сидя на троне, установленном по середине ворот заслушивали доклады и принимали важные решения.

Дворец Небесной Чистоты Запретного города

Дворец Небесной Чистоты считался спальней императора. Дворец представляет собой уменьшенную копию Зала высшей гармонии. В центре дворца возвышается трон, окруженный длинными красными свечами и зеркалами, для отпугивания злых духов. На столбах написаны высказывания императоров Цин, а над престолом висит табличка, надпись на которой означает честность и открытость. Дворец использовался не только как спальня, но и место для ведения важных государственных дел. Иногда, во дворце проводились банкеты и различные обряды. В период правления династии Цин, гроб с умершим императором несколько дней находился во Дворце Небесной Чистоты и только потом императора хоронили в мавзолее.

Зал Небесного и Земного Союза (Jiaotaidian)

Зал Небесного и Земного Союза (Jiaotaidian) является одним из трех главных дворцов внутреннего двора Запретного города. Зал символизирует крепкий союз неба (императора) и земли (императрицы), император и императрица должны жить в гармонии и уважении друг с другом. Во время правления династии Цин, в Зале Небесного и Земного Союза праздновались дни рождения императрицы. Высокопоставленные дамы и принцессы давали поклоны и поздравления императрице. А в Праздник Зимнего Солнцестояния и в Праздник Весны, люди шли в Зал выразить свое уважение к императрице. В зале выставлен клепсидр, единственные сохранившиеся до наших дней водяные часы. Клепсидры позволяли китайцам определять время по каплям воды.

Кроме того, в главном зале находятся 25 императорских шкатулок, расположенных по обе стороны трона. Когда-то в этих шкатулках хранили императорские печати, сейчас же печати перенесены в Галерею драгоценностей. Каждая печать имела свое предназначение, например печать "Хуанди жибао" ("Huangdi Zhibao") использовалась при выдаче императорских указов, а печать "Мин дэ жибао" ("Mingde Zhibao") использовалась в случае награждения служащих императорского двора.
Дворец Земного Спокойствия (KunNingGong)

Дворец Земного Спокойствия (KunNingGong) являлся резиденцией императриц династий Мин и Цин. Во дворце преобладал красный цвет, который символизировал счастье. Так, в красный цвет были выкрашены внутренние стены дворца, повсюду стояли красные свечи, кровати заправлены красивыми красными покрывалами, расшитыми цветными шелковыми нитями.

Дворец был большой, т.к. императоры надеялись на большое количество детей. Некоторые императоры проводили свадебные церемонии именно в этом дворце. В определенный период правления, некоторые комнаты во дворце были местом для жертвоприношений. На каждый первый и 15 день месяца, император и императрица проводили во дворце божественные ритуалы. Некоторые торжественные обряды так же проводились во Дворце Земного Спокойствия, например первый день Нового года. Постепенно Дворец Земного Спокойствия стал священным местом для проведения жертвенных обрядов.

Зал Духовного Процветания

Зал Духовного Процветания был построен во времена династии Мин. Зал во время правления династии Цин некоторое время использовался как рабочий кабинет императора, где решались государственные дела. Восемь из всех императоров династии Цин жили и работали именно в Зале Духовного Процветания. В зале проводились встречи императора с иностранными послами, политические и военные переговоры с министрами. Сегодня в Зале Духовного Процветания, находится галерея императорских сокровищ. Среди сокровищ, представлены чайные и столовые сервизы, выполненные из золота, серебра и нефрита.

Шесть западных и Шесть восточных дворцов Запретного города

Шесть западных дворцов являлись жилыми помещениями, где проживала императрица и ее наложницы. В разный период времени, разные императрицы жили в одном из шести дворцов. Если в ночное время замечали наложниц на улице города, по приказу императора евнухи приводили провинившуюся наложницу во дворец, где ее обыскивали на наличие оружия. Некоторые императоры, отличавшиеся своей жестокостью, строго наказывали наложниц. За исключением императора и его сыновей, все остальные мужчины Запретного города были евнухами. Такое правило было необходимо для того, чтобы император был уверен что рожденные дети принадлежат ему.

Шесть восточных дворцов также как и шесть западных дворцов являлись жилищем для императриц и ее наложниц. Архитектурный комплекс состоит из шести дворцов, а именно Дворца Великой Доброты (Jingrengong), Дворца Накопления чистоты (Zhongcuigong), Дворца Небесной Пользы (Chengqiangong), Дворца Великого Brilliance (Jingyanggong), Дворца Вечной Гармонии (Yonghegong) и Дворца Продления Счастья (Yanxigong). Все дворцы имеют квадратную форму. Во Дворце Великой Доброты жили наложницы императора династии Мин. В этом же дворце родился император Цяньлун династии Цин. Во Дворце Накопления Чистоты жили наследные принцы императоров династии Мин.Сейчас Дворец Накопления Чистоты является выставочным залом нефритовых изделий. Ранее, во Дворце Небесной Пользы жили наложницы императоров династии Мин и Цин. Сейчас же, во дворце выставлены китайские бронзовые изделия. Дворец Великого Brilliance использовался для хранения книг, а Во Дворце Вечной Гармонии жили жены императоров. В настоящее время, во дворцах расположены музеи, а именно музей серебряных и золотых изделий и музей бронзовых зеркал.

Зал Поклонения Предкам и Дворец Поста

Зал Поклонения Предкам (FengXianDian) был построен в 1656 году во времена династии Цин. В Зале отдавали дань предкам императора. В дни рождения и в дни смерти предков, в зале проводились религиозные обряды и традиционные праздники. В настоящее время, в Зале Поклонения Предкам размещена выставка часов той эпохи. В выставочном зале представлена коллекция почти из 200 часов. Часы, в большинстве случаев были подарками иностранных послов императору.

Дворец Поста или Дворец Воздержания был местом, где император проводил несколько дней воздерживаясь от вина, лука, чеснока, молитв, любовных дел, а так же других мелких дел. Император должен был соблюдать пост перед тем, как принести жертву небесам.

Императорский Сад и Павильон Приятных Звуков

Императорский Сад занимает площадь около 12000 кв. м. Сад оформлен цветниками, рокариями, скульптурами и беседками в классическом китайском стиле. Сад был засажен кипарисами, акациями, экзотическими цветами и редкими травами, которые сочетались в композиции с бронзовыми статуями, золотыми единорогами, камнями.

Сад был предназначен для императора и его семьи. В саду император и вся королевская семья отдыхали, пили чай. Император часто медитировал в саду, играл в шахматы. В центре сада расположен Зал Императорского Мира. Зал был построен в 15 веке. Вход в зал охраняют два позолоченных единорога, которые отгоняют злых духов.

В каждом из четырех углов сада расположены небольшие строения, символизирующие четыре времени года. На северо-востоке расположен павильон Imperial View, который возвышается на горе, откуда открывается удивительный пейзаж.

Напротив входа в зал растут две сосны с переплетенными стволами, которым уже более 400 лет. Сосны символизируют гармонию императора и императрицы. Многие посетители приходят в сад чтобы обнять эти два дерева и попросить о счастливом браке.

Павильон Приятных Звуков являлся местом для драматических театральных представлений. Представления были посвящены праздникам, например празднику весны или празднику фонарей, а также Новому году и другим важным событиям. За представлением наблюдали император и императрица, а также все члены королевской семьи. Павильон состоит из нескольких этажей, предусмотренных для декораций, которые поднимались на определенную высоту.

Ворота Божественной доблести

Ворота Божественной Доблести являются северными воротами и единственным выходом из Запретного города. Однако император мог покидать Запретный город через Меридиан Гейт, тогда как всем остальным выходом служили только Ворота божественной Доблести. Ворота представляют из себя прямоугольник с тремя дверными проемами. Во времена династии Мин, у ворот был рынок, который работал каждый 4-й, 14-й и 24-й день в месяце. Ворота имеют башню с колоколами, в которые били один раз каждые 2 часа в период с 19:00 до 05:00. На рассвете, в колокол били еще один раз, когда император прибывал во дворец.

Западные и восточные ворота имеют одинаковую структуру и расположены ближе к Мередиан гейт, а не по центру западной и восточной стены Запретного города. Ворота являлись дополнительными, вероятно для экстренных случаев.
Стена с девятью драконами

Среди достопримечательностей Запретного города можно отметить стену с изображением 9 драконов. В длину стена составляет 31 м., а в высоту примерно 5 м.

Сцена изображенная на стене представляет из себя желтых, синих, белых и фиолетовых драконов, которые играют с жемчугом на фоне моря и облаков. Стена состоит из 270 глазурованных плиток. Число 270 может быть разделено на 5 и 9. В древнем Китае эти цифры символизировали верховенство императора.

Резные каменные плиты и оформление города

Впечатляют и высеченные из камня драконы на плитах, по бокам которой расположены лестницы. На таких плитах высечены только драконы и облака, которые являются символом небесной силы.

В запретном городе очень много красивых дверных проемов и окон. Удивительной красоты плитка украшает стены дворцов и зданий. Более 1000 горгулий украшают платформы внешнего двора. Во время дождя через рот каждой горгульи течет вода, что тоже очень зрелищно.

Кроме того, восхищают расписные потолки залов и дворцов Запретного города.

  • В настоящее время, Запретный город открыт для каждого желающего. Каждый может может прогуляться по территории города, насладиться удивительной архитектурой, посетить различные выставки, повосхищаться сокровищами сохранившимися до наших дней. Однако, стоит внимательно продумывать время посещения, т.к. в праздничные дни, количество посещений может быть сокращенно. Наилучшим временем посещения Запретного города является период с конца марта до начала июня и период с конца августа до конца ноября. Чтобы избежать большого скопления людей, выбирайте не праздничный и не выходной день. Отмечу, что ежегодно Запретный город посещают около 10 млн. людей.
  • До 2020 года, некоторые области города будут закрыты для посещения туристами, т.к. ведется капитальный ремонт. Но большая часть города будет доступна всеобщего вниманию.
  • Запретный город имеет очень большую территорию, поэтому следует заранее распланировать свой маршрут, дабы хватило сил посетить самые интересные места в города.
  • Лучше взять еду с собой, т.к. Запретный город посещает очень много туристов и есть вероятность того, что не найдется мест в расположенных на территории города кафе и закусочных.

Схема Запретного города

А Меридиан гейт К Зал воинской доблести
Б Ворота Божественной Мощи Л Зал литературной славы
В Западные ворота М Сад счастья и спокойствия
Г Восточные ворота О Зал небесной чистоты
Д Сторожевые башни П Зал небесного и земного союза
Е Ворота высшей гармонии Р Зал земного спокойствия
Ж Зал высшей гармонии С Императорский сад
З Зал полной гармонии Т Зал духовного процветания
И Зал сохранения гармонии У Дворец долголетия

Запретный город (Гугун) — самый большой дворцовый комплекс в мире. Занесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия человечества. Был построен в 1406-1420 годах. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин. Каждый год его посещают более 7 млн. туристов.

Запретным город называется потому, что на протяжении почти 500 лет на его территории мог жить только император, его семья, наложницы, евнухи, охранники и слуги. Остальным людям входить сюда без приглашения было строго запрещёно. Практически все здания датируются XVIII веком. Из-за того, что практически все они выполнены из дерева, курить здесь нельзя.

Вид на Запретный город с парка Угольная горка

Запретный город представляет собой прямоугольник, вытянутый с севера на юг. В него ведут несколько ворот. Дворец окружает ров, шириной 52 м. На сегодняшний день в Запретном городе 980 дворцовых сооружений, а в них 8728 комнат.

Внутренние дворики Запретного города

Полуденные ворота

Южный вход во дворец охраняют Полуденные ворота, в которых есть пять проходов - три центральных и два боковых. Центральный проход предназначался исключительно для императора. Раз в жизни (в день свадьбы) им могла пройти императрица.

Полуденные ворота

Основные цвета Запретного города - жёлтый и красный. Эти цвета не случайно стали главными во дворце императора. В древнем Китае красный цвет означал торжественность, богатство и почитание. Жёлтый - самый чистый цвет, цвет земли - самого важного из пяти первоэлементов.

Красный и жёлтый — основные цвета Иператорского дворца

Зал Высшей гармонии

Главное сооружение Запретного города и самое большое деревянное здание в Китае - зал Высшей гармонии. Вход в него охраняют бронзовые лев и львица. Лев играет с цветным шёлковым шаром - символом вечной власти императора, а львица изображена со львёнком.

Ворота Высшей гармонии

Зал Высшей гармонии

Боковые сооружения на площади возле зала Высшей гармонии

Лев с шёлковым шаром на входе в зал Высшей гармонии

Тронный зал Высшей гармонии

Во дворе перед дворцом с каждой стороны расположены два миниатюрных храма. Храм на восточной стороне символизирует территориальную целостность, на западе — символ богатого урожая.

Миниатюрный храм

На западной стороне террасы у Дворца Небесной Чистоты стоит небольшой павильон, в котором находится Мера Зерна. Она означала, что император предназначен судить, мерить и объединять страну.

Мера Зерна у Дворца Небесной Чистоты

Здесь же можно увидеть пару бронзовых журавлей и черепах с головами дракона, которые символизируют долголетие.

Бронзовая черепаха

Бронзовый журавль

Во дворах Запретного города можно заметить железные чаны для хранения воды от пожара. Всего их 308, а 18 из них — позолоченные. Зимой чаны накрывались одеялами, чтобы вода не замерзала, а в особо холодные дни подогревали углем.

Позолоченные чаны для хранения воды от пожара

Дворец Собранного Превосходства

Дворец Собранного Превосходства — был местом жительства вдовствующей императрицы Цыси. Все перекрытия и балки дворца расписаны цветами, птицами, рыбками и пейзажами. Украшением дворца служат бронзовые драконы и олень, установленные перед входом. Сейчас дворец выглядит точно также, как в то время.

Бронзовый дракон во дворе Дворца Собранного Превосходства

Искусный орнамент на крыше павильонов

Императорский сад

Перед северными воротами Военной доблести находится императорский сад, где императоры и императрицы отдыхали и развлекались. В саду сохранилось много старых кипарисов, декоративных каменных горок, есть беседки и павильоны.

Павильон Тысячи Осеней в Императорском саду

Императорский сад

Северные ворота Военной доблести

Территория Запретного города огромная, целого дня не хватит, чтобы обойти все его закоулки. Традиционно группы туристов ведут по прямому маршруту - от южных ворот до северных. Но если есть время, то можно просто побродить по улицам этого удивительного сооружения. Каждый двор уникален и имеет свои отличительные особенности. В павильонах проходят различные выставки: изделий из бронзы, нефрита, украшений императрицы, оружия и др. Не стоит стремиться посмотреть всё. Лучше посетить несколько улиц, дворцов, посидеть в тенёчке уютных двориков и ощутить царящую здесь атмосферу, чем галопом пронестись по всему Запретному городу так ничего толком и не увидев.

Паланкин во Дворце Вечного Долголетия

Зал Центральной гармонии

Тронный зал Сохранённой гармонии

Как добраться до Запретного города

Запретный город — это самое сердце Пекина, его центр. Поэтому добраться сюда достаточно просто. Станция метро Tian’anmen East (красная ветка метро). Чтобы подойти к Императорскому дворцу нужно пересечь знаменитую площадь Пекина — Тяньаньмень.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Запретный город в Пекине — самый большой в мире дворцовый комплекс, площадь которого составляет 720 тысяч кв.м. В плане он представляет собой чуть вытянутый квадрат (длина северных и южных стен — 753 метра, западных и восточных — 961 метр), почти правильно ориентированный по сторонам света.

Знакомимся с Пекином:

Площадь перед залом Тайхэдянь (Зал Высшей Гармонии), ворота Тайхэмэнь, за ними — ворота Умэнь

Полное название дворца — Пурпурный запретный город , 紫禁城, цзыцзиньчэн . В настоящее время он называется 故宫 — «Бывший дворец».

Запретный город строился с 1406 по 1420 год, когда правил третий император династии Мин (1368-1644) Чжу Ди (朱棣, 1360-1424, на престоле с 1403 года; девиз правления — Юн-лэ 永乐, «Вечное счастье»). Именно Чжу Ди превратил Пекин в столицу . Все постройки выполнены из дерева. Поэтому неудивительно, что Запретный город неоднократно горел и перестраивался.

По легенде, в Запретном городе насчитывается 9999,5 комнаты. Рассказывают, что император пожелал иметь 10000 комнат («десять тысяч», 万 вань, — значимое число в китайской культуре). Однако ему явился разгневанный Нефритовый владыка и заявил, что у него на Небе во дворце всего-то десять тысяч комнат, так что земному императору, пусть и (天子 тяньцзы , титул китайских императоров), не подобает иметь столько же комнат. Поэтому сделали чуть меньше — 9999 и еще половину комнаты. В действительности же комнат — 8707.

Запретный город построен в строгом соответствии с правилами китайской геомантии — фэншуй. Император был не только правителем великой страны, но и наделялся сакральным статусом и жреческими функциями, осуществляя посредничество между Небом и Землей, поэтому каждая деталь в Гугуне имеет определенное значение. Слово «Пурпурный» в названии подразумевает Полярную звезду (кит. 北极星 бэйцзисин ), которая считалась обителью Нефритового владыки. Подобно тому, как все звезды на небосводе совершают свой ход вокруг неподвижной Полярной звезды, так и император в Запретном городе пребывает в недеянии и правит Поднебесной.

В Запретный город вход простым смертным был ограничен. Иностранцы сюда практически не допускались. Поэтому, естественно, слагались самые фантастические легенды о том, что находится за высокими стенами дворца.

В строительстве Запретного города принимало участие свыше миллиона рабочих и около 100 тысяч различных мастеров. Правители династии Цин (1644-1911) проводили в Гугуне меньше времени, чем их предшественники, живя большую часть года в или в . Всего из-за стен Запретного города на протяжении почти 500 лет правили 24 императора — 14 императоров династии Мин и 10 императоров династии Цин. После своего отречения от престола в 1912 году, до 1924 года здесь жил последний китайский император Пу И (溥仪, 1906-1967, китайский император в 1908-1912 году, сохранял титул до 1924 года).

Гугун в Пекине и Гугун в Тайбэе

Первый музей в Запретном городе появился еще в 1914 году — в Зале Боевой Славы (武英殿, Уиндянь ). В 1924 году вся территория перешла в руки Китайской республики (1911-1949). 10 октября 1925 года здесь был создан музей, который назвали 故宫博物院 Гугун боуюань — Музей «Бывший императорский дворец». По описи, проведенной в том же году, в нем было около 1,17 млн. единиц хранения. В последующие годы коллекция Гугуна значительно расширилась.

Как проехать до Гугуна

Гугун находится в самом центре Пекина. На карте он выглядит как огромный квадрат.

На метро: станция «Тяньаньмэнь си чжан» 天安门西站 (Tian’anmen West Station ), «Тяньаньмэнь дун чжан» 天安门东站 (Tian’anmen East Station ), линия 1.

Автобусы: 1路, 2路, 10路, 52路, 52路区间, 52路区间2, 59路, 82路, 90路, 99路 и др.

Гугун на карте

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Запретный город (Гугун) – крупнейший в мире императорский дворец, архитектурный шедевр и грандиозный замысел, ставший реальностью. Его строительство длилось 14 лет и было завершено к 1420 году. - около миллиона работников, и 100.000 ремесленников были вовлечены в него.

Возведенный в центре Пекина, дворец был домом для 24 императоров династии Мин и Цин, однако для простых людей он был всегда закрыт, смельчаков, нарушавших этот запрет ждала неминуемая смерть. Сегодня, даже по прошествии многих лет, после того, как Пу-Йи – последний император Китая, отрекся от престола в 1912 г., часть построек все также закрыта для посетителей.

Император Мин жил роскошной жизнью, но в 1644 г. новое налогообложение сказалось на населении и оно буквально голодало. Вспыхнуло восстание, а затем ворвалось и в город. Император, как рассказывают, был пьян, когда ворвались повстанцы.

Он убил всех женщин в своем гареме, для того, чтобы оградить их от поругания, а сам повесился, открыв своей смертью путь династии Цин.


По преданию известно, что род Цин был проклят императором: «дом Цин падет от руки женщины». Однако с 1644 года династия Цин начала осваиваться в Запретном городе. В 1853 году девушку Цыси в возрасте 17 лет доставили в город в качестве наложницы.

Спустя время она оказалась самой влиятельной женщиной в истории Китайской Империи и как многие полагают, привела к падению династии Цин и всего императорского Китая. Нарушив традиции, Цыси стала вдовствующей императрицей. Она управляла страной, до тех пор, пока ее племянник Пу-Йи в возрасте 2-х лет, не стал ее преемником.

В 1911 году династия Цин была свергнута. После правления 24 императоров(14 из династии Мин и 10 из династии Цин) – город потерял звание политического центра Китая, а Пу-Йи досталась участь последнего императора и владельца Запретного города. 12 фефраля 1912 г. пятилетний Пу-Йи официально отрекся от престола, однако ему позволили остаться во дворце.

Гугун, он же Пурпурный или Запретный город, расположен в самом центре Пекина и, бесспорно, принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. Он был выстроен в начале XV в. императором Чжу Ди. третьим правителем из династии Мин. Этот государь перенёс столицу из Нанкина в Бейдзин (Пекин) и озаботился созданием новой резиденции. В течение 15 лет, с 1405 по 1420 г., - по гем временам достаточно быстро - был возведён дворцовый комплекс, включавший множество сооружений - от величественных храмов до миниатюрных беседок и мостиков властителя Поднебесной отвечал представлениям окружавших престол чиновников-конфуцианцев о величии Сына Неба.

Он был задуман как неприступная резиденция, отделённая от остального мира мощной крепостной стеной и широким рвом. Ещё свежа была память о войнах и смутах, сопутствовавших падению прежней династии Юань во второй половине XIV в. Чтобы подчеркнуть божественный характер власти императоров Китая, при строительстве дворца использовались материалы двух цветов - жёлтого и тёмно-красного, считавшихся в Поднебесной священными. Этих цветов достигали, особым образом обжигая черепицу и кирпич. Отсюда пошло наименование Пурпурный город - Цзыцзинчэн. Второе название - Гугун - означает «дворец прежних правителей», оно появилось позднее и со временем стало основным.

План небесного города

В строительстве Гугуна и его отделке было занято до 100 тыс. ремесленников и около миллиона разнорабочих. Дворцовый комплекс делился на две части - собственно Запретный город и так называемый Императорский город. Последний включал в себя правительственные учреждения, усадьбы высшей знати и дворцовые службы. Здесь же располагались парки, храмы и второстепенные дворцы.
Этот грандиозный ансамбль являет собой квинтэссенцию китайской традиционной архитектуры, мало изменившейся за два тысячелетия. Его территория представляет в плане правильный квадрат, обнесённый кирпичной стеной высотой 10 м и окружённый каналом шириной 60 м. За стенами симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Общая площадь «города» составляет 72 га, из которых постройки занимают 15 га.

Императорский город с его тысячами чиновников, придворных, рабов, рабынь и евнухов был по сути маленьким государством в государстве с собственной иерархией, финансами, законами, судом, тюрьмой. Южная стена этого города сохранилась по сей день, а его сооружения в настоящее время служат резиденциями руководителей Китая.

В Запретном городе жил только сам император с семьёй. Он крайне редко покидал резиденцию. В эту часть комплекса допускались лишь самые приближённые к Сыну Неба сановники. Для простых смертных, даже очень знатных, вход сюда был закрыт. Запретный город счита л ся центром Поднебесной, а значит, и всего мира. В нём находились Гугун — собственно императорские дворцы, Таймяо — Храм Предков, Шэцзитань — Храм Плодородия, священная гора Цзиньшань и священный Западный Парк.

Из всех ворот Запретного города самые знаменитые Ворота Небесного Спокойствия - Тяньаньмынь, ведущие на одноимённую площадь. Стоявшие здесь прежде деревянные ворота сгорели от удара молнии в 1456 г., после чего священнослужители приняли решение задобрить разгневанных духов новыми - с подходящим названием. Перед воротами Тяньаньмынь возвышаются две сакральные колонны - гуабяо - из белого мрамора, украшенные искусной резьбой. К востоку тянется великолепный парк из кедров и кипарисов, многим из которых уже шесть веков. В нём расположен Храм Предков, воздвигнутый при маньчжурских императорах на месте уничтоженного л. Интерьер. аналогичного храма династии Мин.
К западу от ворот Тяньаньмынь находится Храм Плодородия, где совершались моления об урожае и отправлялся культ духов - покровителей! злаков. Неподалёку возвышается священная гора Цзиньшань высотой 60 м. Он имеет пять вершин с беседками на каждой и засажен кипарисами и соснами. На склоне горы растёт старый вяз, обнесённый оградой. По легенде, на нём три с половиной века назад повесился последний император династии Мин, когда маньчжуры захватили город.

От ворот Тяньаньмыш. проходит особая Императорская дорога, возвышающаяся над землёй благодаря специальной насыпи и вымощенная плитами полированного камня. Только император имел право проходить по пей в дни торжеств и ритуальных жертвоприношений. Дорога заканчивается у Полуденных Ворот -У Мынь, увенчанных двухъярусной крышей. Это величественное и вместе с гем изящное сооружение служило символом Солнца и императорской власти. Над воротами была воздвигнута Башня Пяти Фениксов (Уфэнлоу), или Башня Барабанов. Последнее название возникло оттого, что во время торжественных выходов императора на ней били в исполинский барабан.

Вопреки обыденному представлению, главные ворота комплекса — это не Тяньаньмынь, а именно У Мынь. За ними начинается соб ственно З а претный город. Миновав их, чело век попа дал во внутренний двор, пересечён ный кана лом Нэйцзиньшуй — Золотой Рекой. Нэйцзиньшуй облицованы мрамором и обнес ены резной каменной балюстрадой. Через канал перекинуты пять мраморных мос тиков, с имволизирующих пять добродетелей, их к внутренним воротам, именуемым Воротами Высшей Гармонии.

За ними - ещё один большой внутренний двор, способный вместить 20 тыс. человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, стоит самое значительное здание Запретного города - Тайхэдянь, или Зал Высшей Гармонии. Его высота - 35 м, длина - 63 м, а площадь - четверть гектара. В этой огромной тронной палате император появлялся лишь в особо торжественных случаях, к которым относились и важнейшие праздники (День Урожая, День Дракона и т. и.). Там оглашались указы, полководцам вручались полномочия на ведение войны, лично монархом утверждались высшие учёные звания. Внутри палата украшена великолепно сохранившейся росписью. Перед входом в неё расположены бронзовые скульптуры XVI в.: стражники-львы и черепахи - символ долголетия.
Рядом с главным дворцом расположены ещё два здания: Тайхэдянь - Зал Срединной Гармонии, где совершались важнейшие религиозные обряды с участием императора, и Баохэдянь - Зал Сохранения Гармонии, где китайские чиновники держали экзамен на высшие учёные звания и должности.

Позади главных зданий Гугуна разместились три менее значимых, так называемых Задних дворца. Первый - Дворец Небесной Чистоты (Цяньцингун), где принимали послов и губернаторов. Именно там на Алтаре Света и Истинного Величия хранилось прижизненное завещание императора, в котором он назначал наследника на случай своей кончины. Второй - Дворец Общения Неба и Земли (Цзяотайдань), где праздновались дни рождения Сына Неба и хранились особо важные доку менты и царские печати. И наконец, Дворец Земного Спокойствия (Куиньниньгун), где совершались брачные церемонии членов императорской фамилии. Эти павильоны символизировали абсолютную власть китайских императоров над всеми частями света. Они размещены на террасированных постаментах, к ним ведут длинные лестницы из белого мрамора. Севернее находились жилые покои императоров, их семей и придворных.
Кровли павильонов Запретного города выложены золотистой черепицей; столбы, двери, оконные рамы выкрашены алым лаком; балки перекрытий, плафоны, стены сплошь покрыты тонкой резьбой, росписью и позолотой, парадные павильоны обнесены беломраморными резными парапетами.

Здания Запретного города в изобилии украшены изображениями черепах, оленей, журавлей, бабочек, цветов, олицетворяющих долголетие, благоденствие, мудрость, счастье и красоту. Но больше всего китайцы любили дракона -символ власти Сына Неба. Замысловато загнутые карнизы многоярусных крыш были призваны отпугивать злых духов. Кровли и ворота дворца покрывали цветной глазурованной черепицей с барельефами и иероглифическими надписями. Постройки соединялись между собой проходами, закрытыми двориками и церемониальными воротами.

К западу от ворот У Мынь возвышается Уиндянь — Павильон Воинской Доблести. В эпоху Мин здесь устраивались аудиенции для высших военных чинов империи. В помещении к югу от павильона находилась галерея портретов императоров и императриц древности. Портреты уцелели в бурях войн и революций и оказались в числе экспонатов, вывезенных в 1949 г. на Тайвань. Ныне они выставлены в Тайбейском музее, получившем полуофициальное название Новый Гугун.

Весь дворцовый ансамбль первоначально насчитывал 9999,5 комнат и залов. Это странное на первый взгляд число имеет религиозное объяснение. По преданиям, в Небесном Дворце ровно 10 тыс. комнат, и Сын Неба не считал возможным создавать дворец, превосходящий божественные покои. Поэтому одну крошечную комнатку-чулан посчитали за половину.
Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город символически «повёрнут спиной» к северу, который в китайской мифологии считался местом пребывания злых демонов и враждебных сил.

ФЕНИКС — ГЛАШАТАЙ ВОЛИ ИМПЕРАТОРА

Возле ворот Тяньаньмынь в торжественной обстановке оглашались императорские указы.

Перед воротами была оборудована специальная Площадка оглашения указов. В начале церемонии все высшие гражданские и военные чины двора выстраивались лицом к северу возле мостика через канал и опускались на колени. Затем министр церемоний выносил текст указа на лаковом подносе и ставил его на паланкин, который несли евнухи. Паланкин проносили вдоль строя коленопреклонённых чиновников к вратам Тяньаньмынь и специальным подъёмником поднимали на надвратную башню, откуда глашатай торжественно зачитывал указ. Затем свиток указа вкладывался в клюв позолоченной деревянной статуи птицы Феникс (Фэнлу), которую опускали на площадь на шёлковых верёвках. Её ставили на тот же паланкин и доставляли в Палату Церемоний, где текст указа размножали и рассылали по всей стране. Эта замысловатая церемония носила название «Провозглашение императорской воли посредством Феникса».

Храм неба и земли

В комплекс музеев Запретного города входят также расположенные за пределами его стен Храм Неба и Храм Земли. Храм Неба — Хуанцюнъюй — занимает площадь 28 га и окружён двумя рядами стен. Его самая важная часть — Храм Молений об Урожае, воздвигнутый в 1420 г. Это круглое здание с трёхъярусной крышей, облицованной черепицей священного жёлтого цвета и увенчанной позолоченным куполом. Высота его 38 м, диаметр — 30 м. Оно воздвигнуто без применения стропил и поперечных балок и даже без несущих внутренних стен.

Одно из храмовых сооружений — Алтарь Неба представляет собой трёхступенчатую террасу из белого мрамора. Три яруса символизируют три элемента мироздания: Небо, Землю и Человечество. Перед ним расположен так называемый Камень Троекратного Эха. Если встать на первую ступеньку алтаря и хлопнуть в ладоши, то эхо будет однократным, со второй ступеньки — двукратным, а с третьей - трёхкратным. Второе сооружение — восьмиугольный Зал Небесного Свода достигает высоты 20 м и обнесено искусно построенной Стеной Эха. Стена Эха замечательна тем, что произнесённые перед ней даже шёпотом слова отчётливо слышны с противоположной стороны стены. Третье здание — Циняньдянь, или Зал Жатвенных Молитв, имеет высоту 27 м. Оно построено в основном из дерева и чудом уцелело во всех войнах и смутах последних полутора веков. Ныне тёмно-синяя глазурованная черепица крыши, искусная резьба по дереву и изумительно украшенный интерьер делают его одной из наиболее заметных достопримечательностей.

Архитектура сооружений Запретного города отличается разнообразием и неповторимостью форм и декора. На карнизах крыш беседок и мемориальных арок(пайлоу) помещали лепные изо б ражения стражей — львов и драконов, а у входов во дворцы и храмы ставили каменных львов.

БЕЗДОННАЯ КЛАДОВАЯ СОКРОВИЩ

К середине XIX в. в результате двух «опиумных войн» и Тайпинс- кого восстания, унёсших порядка 20 млн жизней, Китай очень ослаб и попал в зависимость от европейских держав, а вскоре и от Японии. В I860 г. Пекин был захвачен англо-французскими войсками. Уже после разграбления города и бегства императора победители сожгли Летний дворец - одну из жемчужин Запретного города, мотивируя это необходимостью окончательно поставить на колени побеждённых. Этот великолепный павильон так и не был восстановлен. Ныне его руины можно увидеть в парке Пекинского университета.

После окончания гражданской войны новая власть предприняла усилия по восстановлению экспозиций дворца. Но уже в начале 60-х гг. XX в. работы прекратились в связи с печально знаменитой Культурной революцией, когда многое из национального наследия Китая оказалось под запретом коммунистической власти. Доступ посетителей в Гугун был закрыт, почти все музейные работники разогнаны. К счастью, Запретный город не подвергся очередному разрушению, хотя традиционное китайское искусство и объявлялось «упадочно-националистическим» и «порождением чужеземных династий, угнетавших народ». Со второй половины 70-х гг. музеи Гугуна возобновили полномасштабную научную и культурную деятельность.

В 1900 г., после разгрома Боксёрского восстания, город вновь заняли войска европейских держав. Интервенты уничтожили дворцовую библиотек), где хранились редчайшие старинные рукописи и книги. Из Пекина были вывезены целые эшелоны с золотом, жемчугом, слоновой костью и фарфором. В ходе Синьхайской революции 1911-1913 гг. единоличным хозяином Гугуна стал генерал Юань Шикай, бесконтрольно распоряжавшийся всеми богатствами императорской резиденции. В 1924 г. семья императора Пу И окончательно была изгнана из Запретного города. Во время гражданской войны императорскими сокровищами правительство Гоминьдана расплачивалось с иностранными союзниками.

В 1937 г. Пекин взяли японские войска. Часть коллекций китайцы успели эвакуировать, но львиная доля пропала в хаосе отступления или была захвачена оккупантами. В 1949 г. по приказу Чан Кайши уцелевшие экспонаты вывезли на Тайвань.
В настоящее время для посетителей открыта приблизительно половина территории комплекса. В музее хранится около миллиона экспонатов - более 10 % всех музейных фондов КНР, из них в экспозиции представлено всего 18 тыс. При этом экспозиция непрерывно обновляется. Происходит своего рода круговорот раритетов. Туристы, уже бывавшие в Пекине и посещавшие Запретный город, в следующий свой приезд могут увидеть совершенно новые коллекции.

У генерала А. И. Власова, бывшего в конце 30-х гг. XX в. советским вое н ным советником в Китае, при возвращении в СССР на границе изъяли два чемодана личных подарков Чан Кайши из коллекций Запретного города: старинный фарфор, нефрит, изделия из золота и драгоценных камней.

Сейчас вся музейная экспозиция состоит из двух больших частей. Первая - дворцы и жилые покои императорской семьи, в которых воссоздана прежняя обстановка. Наиболее значимым является Выставочный зал исторических и художественных ценностей, где представлены самые важные экспонаты, в том числе предметы из знаменитых гробниц императора III в. до н. э. Цинь Шихуанди и императора У-Ди, жившего во II в. до и. э. Кроме того, в комплекс входят Выставочный павильон драгоценностей, павильоны живописи, искусства династий Мин и Цинь, керамики, изделий из бронзы, часов.
В целом экспозиция Гугуна даёт возможность ознакомиться с культурными и художественными реликвиями различных периодов истории Китая - от полумифической династии Чжоу до последней Цинь. Он считается крупнейшим дворцом-музеем мира, превосходя и Московский Кремль, и Версаль.

Западные и восточные дворцы
Через юго-западные ворота лежит путь из сада в Западные дворцы, где расселялись вторые по старшинству императрицы, вдовствующие императрицы-матери и наложницы высокого ранга. Каждый из них — это особая усадьба, отделённая стенами от остального мира. Шесть дворцов расположены попарно: Сосредоточенной Красоты, Всеобщего Счастья, Почитания Земли, Вечной Весны, Долголетия и Высшего Начала.

Во Дворце Чистого Колокольного Звона экспони р уются «четыре сокровища кабинета учёного»: уникальной работы бумага, тушечницы и кисти для письма, выполненные лучшими мастерами разных эпох, цветные гравюры по дереву, старопечатные книги X-XII вв.

В восточной части жилых покоев расположены шесть Восточных дворцов: Чистого Колокольного Звона, Благого Солнца, Повиновения Небу, Вечной Гармонии, Почитания Доброты и Вечного Счастья. Внешне они очень похожи на западные дворцы, но в меньшей степени сохранили внутреннее убранство, поскольку здесь размещена экспозиция произведений искусства из императорских коллекций.
В 1644 г., когда династия Мин пала в результате очередного народного восстания, страну захватили маньчжуры, Запретный город был разграблен. Но маньчжурские владыки, основавшие династию Цинь, вскоре восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, разбиты сады и парки. К XVIII столетию Гугун достиг наивысшего великолепия. Здесь сосредоточивались не только шедевры китайского искусства, но и сокровища, вывезенные из соседних стран. По словам летописцев, во дворцах Гугуна «хранились несказанные богатства из земель варваров», Французские миссионеры сообщали: «Удивительно, как много у этого государя интересных и великолепных вещей всякого рода со всех уголков мира». Посол Англии лорд Макартни, посетивший Китай в конце XVIII в., вспоминал о большом количестве вещей европейского происхождения у императора: «Музыкальные шкатулки, глобусы, часы такого изысканного мастерства и в таком изобилии, что наши подарки выглядели в сравнении с ними более чем скромными. И нам сказали, что все эти прекрасные вещи лишь малая часть имеющегося».

Особую коллекцию составляли привезённые иноземными послами дары, в официальных описях именовавшиеся «данью варварских царей законному владыке мира». Китайские источники проводили чёткое различие между «дарами» — предметами, посылаемыми от имени императора, и «данью», под которой понимались любые приношения чужеземцев.
К сожалению, от прежнего великолепия до сегодня дошло немного. Современные экспозиции музеев Запретного города в основном созданы уже в новейшее время.