Как взлетает

Зимний байкал на коньках. Как пойти в поход на коньках по байкалу Что такое поход на коньках

Рассказ о 9-дневном походе, совершённом в конце февраля 2016 г.

Раньше у Байкала я бывала только проездом, когда мы ходили в походы по Саянам. Байкал видела мельком, издалека. Озеро и озеро, сопки по берегам. Да, самое глубоководное пресное озеро планеты, самая чистая вода. Омуль копчёный. И что же, нужно ехать на Байкал ради этого? Ведь любое небольшое безлюдное горное озеро, будь оно в Саянах, на Алтае или Кавказе, казалось мне гораздо более красивым, чем какой-нибудь огромный водоём. Пусть даже самый глубоководный. Однако теперь, вернувшись из похода по Байкалу, с уверенностью заявляю: ледяной Байкал – это фантастическое зрелище! А катание по льду Байкала на коньках – это чудесные ощущения и силы стихии, и свободы полёта. Даже, когда за тобой на верёвочке тащатся сани-волокуши. И мне кажется, что уникальность Байкала именно в этом, в возможности совершать по его льду длительные путешествия. Тут можно катиться на коньках сотни километров. Где ещё найдёшь такие условия? На лёд Байкала, как пчёлы на мёд, слетаются люди со всего мира. Здесь много японцев, китайцев, не говоря уж о европейцах. Мы (я и мой друг Андрей Сашин) во время похода встретили даже девушку из Новой Зеландии. На льду можно повстречать спортсменов на буерах, на кайтах, на собачьих упряжках. Туристы едут по льду и на простых машинах, и на джипах, и на судах на воздушной подушке. Ночевать можно среди торосов на льду (экзотика!) или в палатке на заснеженном берегу, а можно и в тёплой уютной избушке или гостевом доме – выбирай, что нравится. Думаю, каждый житель России должен хоть раз в жизни посетить Байкал зимой, прокатиться по нему на коньках. Ощутить сказку байкальского льда. Послушать его глубинный треск.

В этот поход меня затащил мой друг по лыжным пробегам Андрей. На Байкале зимой он бывал уже 4 раза, ходил повсякому: и вокруг Ольхона, и пересекал озеро, и до Листвянки с Ольхона бегал. Главное снаряжение для такого похода – это, конечно, коньки. Лучше, чтобы лезвия их были подлиннее, в хоккейных или фигурных быстро не поедешь. Мы купили в «Агентстве Шилова» в Химках «ножи» длиной 407 мм (длиннее не было), и Андрей прикрепил их к лыжным креплениям-пилотам (это специальные крепления для конькового хода). Итак, я ехала в своих обычных беговых коньковых лыжных ботинках-пилотах, к которым пристёгивались лезвия. При каждом шаге пятка поднимается, а лезвие на ней – нет. Однако это не было помехой в походе. Коньки Андрея с лезвиями длиной 470 мм были прикреплены к жёсткой платформе, которая пристёгивалась к горным ботинкам, как платформенные «кошки». Почему мы выбрали конец февраля? Байкал замерзает где-то в конце января. А в конце марта – начале апреля уже может начинаться таяние льда. Поэтому самое лучшее время путешествий по Байкалу – это конец февраля – начало или середина марта. Голый лёд на Байкале встречается не везде. Он есть на западном побережье от Голоустного и далее к северо-востоку до самой северной оконечности Ольхона и, возможно, немного дальше. На восток от западного побережья лёд тянется на 5–10 км, дальше он заснеженный. Таким образом, западное побережье Байкала – это действительно уникальнейшее место для совершения длительных походов на коньках. Толщина льда на Байкале – полметра, а то и больше. По нему спокойно ездят машины. Единственная опасность – это трещины, которые образуются во льду. Байкал очень часто трещит. Едешь и слушаешь его мерный глубинный треск. Иногда лёд трещит прямо под коньком, но трещинки расходятся неглубокие. Весь лёд испещрён разнообразными трещинами. Часто они бывают просто неразошедшимися, просто чёрточкой на льду. А ширина разошедшейся трещины, как правило, от 2–3 см до 30 см, не больше. То есть длина коньков позволяет перескакивать через трещины прямо на ходу. Трещины обычно были замёрзшими – тому способствовали низкие температуры. Только один раз за весь поход Андрей провалился в трещину чуть ниже колена. Каждый год на Байкале ледовая и снежная обстановка разные. Однако, как правило, в конце февраля – начале марта голый лёд ещё не засыпан снегом и катить по нему – одно удовольствие.

В начале марта теплее, чем в феврале. Так, в нашем походе днём температура была минус 12–17°С, а ночью опускалась до минус 27–30°С. Во второй части маршрута потеплело и ночью уже было не ниже 15–17°С. Андрей не припомнил таких суровых морозов в марте. Именно в марте они ходили раньше, и температуры были гораздо выше. Да и сильных ветров не было, случались оттепели. Правда, встречалось больше открытых трещин. А в конце марта солнце лупило так, что все ехали в футболках, а лёд сверху стал превращаться в этакую рыхлую ледовую шугу, конёк тонул в ней. Так что поход по Байкалу на коньках очень сильно зависит от погоды. Маршрут нужно планировать, исходя из прогноза – какой будет ветер. Если преобладает юго-западный, нужно начинать маршрут из Листвянки, а если северо-восточный – наоборот, с севера, с Сахюрты или из Хужира. И надо быть готовыми к тому, что лёд вообще может быть засыпан. Вокруг Ольхона 19 февраля. Заброска на старт. В посёлок Сахюрта, или, как называют остановку местные – МРС, можно приехать на «маршрутке» от автовокзала Иркутска. Зимой «маршрутка» ходит два раза в сутки, отправление в 10 утра и 14.00. Цена билета на февраль 2016 г. – 700 р. (в цену входит и стоимость провоза багажа). «Маршрутка» идёт 4–5 часов. В Иркутске нас встречал мой знакомый Андрей Коротков, который купил для нас 4 баллона газа и записал в список пассажиров на утреннюю «маршрутку».

Таким образом, приземлившись в Иркутске в 6 утра, мы успели всё: и купить продукты на начало маршрута, и отдохнуть, посидев в кафе у автовокзала. Водитель «маршрутки», которая дальше следовала в посёлок Хужир, высадил нас на берегу Байкала у пролива Ольхонские Ворота, в 10 метрах от льда. Солнце, мороз около 17°С, ветер югозападный, как раз попутный для нас. И голый ровный лёд! Такого хорошего льда в проливе Андрей раньше никогда не видел. И ему ни разу ещё не удавалось обогнуть Ольхон полностью: на участке от МРС в сторону Хужира в Малом Море всё было заторошено и на коньках идти было невозможно. Мы надеялись, что теперь нам удастся обогнуть Ольхон. А пока – быстро на ветру загружаем саночки-волокуши вещами, выходим на лёд, пристёгиваем коньки и… Андрей стремительно улетает по ветру. А у меня происходит сдвиг сознания. Это реальная фантастика! Лёд прозрачный, и кажется, что ты сейчас наступишь на него и провалишься в воду. Толща льда иссечена трещинами, они просвечивают большими белыми пластами вглубь, заставляешь себя верить в то, что это лёд, что он толстый, что пучина не разверзнется под тобой сию же минуту. Лёд на трещинах ровный, однако поначалу эти линии, которыми он исчерчен, видятся мне объёмными не в глубь, а будто бы торчащими на поверхности. Будто впереди расстилается поле с бесчисленными преградами-барьерами. Инстинктивно притормаживаю, перепрыгиваю каждую трещинку, высоко поднимая конёк. Спотыкаюсь на ровных местах. А ветер в спину ощутимо гонит вперёд, страшно, что он сейчас нанесёт тебя на какое-нибудь препятствие. Ветер гонит и санки, кажется, сейчас они подсекут ноги и обрушат тебя на жёсткий лёд. А голеностопы ещё не привыкли к коньковым нагрузкам, ножки подгибаются, не держат. Холодно, от движения пока не согреваешься. Ветер продувает насквозь, поверх анорака из прималофта надеваю толстую пуховку. Перчатки меняю на толстые рукавицы. Как хорошо, что я послушалась совета в описании пешеходного тура вокруг Ольхона: берите с собой снаряжение на минус 40°С, даже если по прогнозу обещают небольшой мороз. Кажется – всё пропало! Какой Ольхон! Добраться бы до Андрея, до этой точки на горизонте… И параллельно этим мыслям о самосохранении голову кружат феерическая красота и необычайность окружающих пейзажей. Пролив – застывший фьорд с красивыми скалами, отражающимися в стеклянной глади. Пузырьки воздуха, на разном уровне вмёрзшие в прозрачную толщу льда, видятся белыми блинами. А натёки на скалах – застывшие брызги и волны! Камни подо льдом. Нет, к такой красоте надо привыкнуть. Пока мне невозможно одновременно и любоваться пейзажами и овладевать техникой скольжения по разнородному льду. Отключаюсь от красот и перехожу на скольжение. Постепенно начинаю чувствовать себя всё увереннее. Широкие полосы наметённого снега вдоль трещин перешагиваю. Коньки держат, палки с победитовыми наконечниками втыкаются надёжно. Вскоре уже начинаю перепрыгивать трещины, не сбавляя ход. Однако 2 раза в этот день я всё-таки грохнулась (потом за весь поход упала всего 1 раз). Лёд, конечно, жёсткий и падений надо избегать. Защиты мы с собой не брали. Я не сразу поняла, что нужно слегка приподнимать переднюю часть конька перед препятствием, поэтому часто спотыкалась на неровностях. Но вскоре этот навык пришёл и заработал автоматически. Обогнули мыс Уншуй и попали в зоны не такого ровного и гладкого льда, как в начале. Здесь были полосы красивых торосов. Солнце село, но мы решили продолжать движение. Ветер попутный – надо пользоваться. Нам здорово повезло: луна входила в фазу полнолуния и хорошо освещала окрестности. Катить под луной по льду – это просто чудесно! Никогда не думала, что льдины под луной светятся изумрудными огоньками, будто кто-то среди льдов включает фонарик. Решили пристать к берегу в распадке между сопками. Вдоль берега шла полоса льдин-торосов. Как оказалось, мы катили на значительном удалении от берега, 5 км подходили к намеченному месту ночёвки на берегу. Расстояние скрадывали высокие обрывы берега. Ехали без фонарей. Андрей раньше вышел на берег и подсветил мне фонарём. Пошла напрямую и попала в полосу торосов. На коньках их преодолеть не удавалось, надела шиповки. Но и в них по нагромождениям ледяных глыб идти было травмоопасно. Тут ко мне и подъехал Андрей сзади, со стороны моря. Оказалось, что к берегу есть чистый проход чуть дальше, в объезд, а я-то лезла напрямую. Снова надела ботинки и коньки, и мы быстро докатили до берега. В этом распадке, оказывается, есть изба. Она была заперта, но рядом с ней оказалась небольшая баня, открытая. Там была печка и мы решили обосноваться в этой маленькой избушке. Хорошо, что взяли ножёвку. Вокруг избы росло несколько ветвистых деревьев, много сухих стволиков. Мы быстро напилили дров на печку. В бане могли бы комфортно разместиться не более 4-х человек. В этот первый день (вернее, полдня) мы прошли 31 км. 20 февраля. Ветер восточный и северо-восточный, встречный. Идти гораздо тяжелее. Берега скалистые, крутые, вдоль них тянется полоса торосов. Далеко не везде можно подойти к берегу. Лёд разный. Есть хорошие участки гладкого льда, а есть бугристый, неровный лёд. По такому против ветра почти останавливаешься. Особенно сильно дуло перед мысом Ухан. И лёд здесь был, как назло, не очень хороший.

Ветер продувает насквозь. Иду во флисовке, куртке-анораке из прималофта, всегда в капюшоне, а сверху ещё и непродуваемая длинная штормовка. Изредка надеваю поверх всего этого тёплую пуховку. На ногах два слоя термобелья, флисовые наколенники и сверху ходовые штаны Action Alpine, они отлично работают, не стесняют движений, не сильно продуваются и дышат. Когда солнце и летящие навстречу крошки льда и снега слепят, надеваю очки. На нос натягиваю флисовую полоску. А так подбородок и часть щёк закрывает труба-бандана. На ботинках бахилы. Это необходимая деталь снаряжения, если желаете, чтобы ваши ноги не отморозились. Основной груз в санях. А за спиной – небольшой рюкзачок с удобными большими карманами на лямках Pocket Pack V2 Si, в нём пуховка, запасные рукавицы, перекус, фонарик, карты, очки. В карманах удобно держать всякую мелочёвку. Пояс рюкзака хорошо распределяет нагрузку от саней. В какой-то момент понимаю, что вообще не могу передвигаться на участке бугристого льда: всё время спотыкаюсь, почти стою на месте. Надеваю шиповки и хоть как-то могу перемещаться, даже короткими перебежками получается. При равномерном перемещении нет предательских рывков саней, которые дёргают и отдают в травмированное колено. От сердца отлегло: как-нибудь, а маршрут пройдём при любых условиях. Вот и мыс Ухан. За ним вскоре лёд становится получше. И ветер слабеет. Снова надеваю коньки. И дальше лишь гряды торосистого льда мешают движению. Под вечер выходим на поля ровного льда, тянущиеся до горизонта. Кажется, они идут прямо до мыса Ижимей. Решаем доехать до него, это около 17 км. Солнце село, ветер стал стихать. Почти летим! Решаем заночевать за мысом Ижимей на берегу в распадке, в 5 км от мыса. Но на подходе к нему ветер вдруг сильно крепчает. При порывах просто останавливает. Если бы мы шли по ветру, то идти было бы невозможно – опасно. Может унести и разгрохать о какое-нибудь препятствие, если споткнёшься. А против ветра медленно, но идти можно. Только глаза замерзают и болят от холода, если очки не надевать. (Как нам потом сказали на метеостанции, днём было минус 17°С, а ночью – минус 30) За мысом впереди мерцает яркая звёздочка. Какая-то планета? Слишком низко. Только когда подошли к мысу и незаметно стали огибать его, поняли, что это мерцает маячок на берегу, высоко от воды, на скалах. Мыс Ижимей. Гора Жима. Самое высокое место Ольхона – 1274 м. А под ним – самое глубокое место на Байкале – 1642 м. Уже около полночи, нас жмёт ветер. И не выйти на берег, здесь и дальше прижимы. Всё в торосах. Не хочется ставить палатку на льду в такой мороз и ветер, решаем идти дальше, пока не найдём выход на берег. Катим вдалеке от берега по хорошим ледяным полям, они тянутся вдоль полосы торосов. Так мы и доходим до бухты посёлка Узуры. Это единственное поселение на восточном берегу Ольхона. Интересный случай приключился на пути к посёлку. В какой-то момент у меня воткнулась палка в трещину и не выдернулась, стала работать на излом и я выпустила темляк. Немного проехала вперёд по инерции и пошла назад за палкой, естественно, не отцепляясь от саней. Подумаешь, пустяк, рядовой случай, пяток метров вернуться, сейчас захвачу палку – и дальше. Ан, нет! Палки не видно. А ведь я с фонариком! Осматриваю лёд – ничего не вижу. Поплутав с минуту, отцепляю сани, чтобы пометить место поиска. Начинаю тщательно прочёсывать пространство. Обхожу вокруг всех ближних трещин. Палка как в воду провалилась! Фантастика. Бросаю вторую палку на лёд и понимаю, что она имеет потрясающую маскировочную окраску на льду. Продолжаю поиски. Работаю палкой, как клюшкой – если не замечу, то хоть подцеплю. Проходит минут 10. Ко мне подъезжает встревоженный Андрей. Объясняю ситуацию. (Андрей сначала подумал, что я его разыгрываю: как это – не найти палку?! А ведь действительно – ну никак!) Мы ищем вдвоём ещё минут 10. Неужели придётся разбивать тут лагерь, чтобы утром по свету найти? Андрей ищет уже метрах в 150-ти от саней. Я провожу следственные эксперименты, отпружинивая палку от трещины. Дальше, чем на 2–3 метра, не улетает. Решаю поискать не за санями сзади и не сбоку, а ближе к посёлку – в том направлении, куда мы шли. Вдруг, когда разворачивалась, проехала мимо палки. И вот, натыкаюсь! В 10 метрах от саней. 20 с лишним минут поисков на ровном месте! Обалдеть! Теперь к берегу. Поздно. Все спят. Люди есть, это видно, кое-где топятся печки. Не хочется беспокоить их. Но и вставать на голом месте посреди посёлка как-то глупо. А лес начинается на склонах метрах в 700 у крутых берегов, обрамляющих бухту. Но вот из домика метеостанции показался мужик. – Чего фонарём в глаза светите? Два часа ночи на дворе. – Простите! Мы туристы, нигде на берег не выйти, всё в торосах. Нам бы в бане переночевать. А тут в посёлке все домики закрыты, никого нет. – Да вот, заходите в баню. Дрова есть. Топите. Так мы удачно разместились и на этот раз. А ночью было минус 30. В этот день, несмотря на сильный встречный ветер и местами не очень хорошее состояние льда, прошли 71 км. 21 февраля. Пос. Узуры. Сегодня, наконец, никуда не спешим. Если против встречного ветра мы прошли 71 км, то по ветру сможем гораздо больше. Мороз около 15–17°С, светит солнышко, почти безветрие. Красота! Мы спокойно скользим по льду и фотографируем. Этот участок маршрута от посёлка Узуры через мыс Хобой на западную сторону острова мне очень понравился. Здесь был отличный гладкий зеркальный лёд. И удивительные ледяные наплёски на скалах. И даже прибрежные пещеры. У мыса Хобой стало встречаться много трещин и торосов вдоль них. В одну такую незамёрзшую трещину Андрей провалился чуть ниже колена одной ногой. Но быстро выскочил, даже вымокнуть не успел. А вода действительно по виду никак не отличается от льда. Надо быть аккуратнее на трещинах, где топорщатся льдины, такие трещины надо прощупывать палкой. За мысом Хобой – самой северной точкой Ольхона – язык торошения шёл далеко в западном направлении. А вдоль него тянулась полоса отличного льда. Мы летели по ней, надеясь, что сейчас торосы отступят, но нет. Пришлось вернуться и искать проход на юго-запад вдоль берега. За мысом среди ледяных нагромождений стояла машина, и была видна кучка людей. Мы преодолели полосу льдин (на коньках) и подошли к машине. Дальше среди торосов шло подобие дороги, она петляла по более низким участкам ледовых наносов. А люди оказались китайскими туристами – их привезли сюда, к мысу, и они гуляли среди торосов. Мы проехали ещё полтора километра до бухты, откуда начиналась тропа наверх. Последние метров 500 до берега шла без коньков – всё в ломаных заснеженных льдинах. По лесному склону мы поднялись по тропе на вершину водораздельного хребтика, где уже была степь.Виды сверху потрясающие. Прогулка к самому северному мысу Ольхона, несомненно, заслуживает внимания.

Вернулись вниз с дровами, набранными по пути, уже в темноте. Поставили палатку на неширокой пологой полочке берега между обрывом и льдами. Ночью, похоже, было около 30° мороза. Попробовала для эксперимента заснуть в одном спальнике Fantasy 233, 1400 граммов весом. Его заявленная температура комфорта от плюс 2 до минус 3, а экстрима – минус 18°С. Но ведь я сплю во всей одежде, в штанах, анораке из прималофта и пуховке. Однако в одном спальнике было прохладно, и я влезла во второй, пуховый, весом 750 граммов. (Обычно в зимних походах всегда использую два спальника). В двух спалось нормально, но зябко. В следующие ночи температура уже так низко не опускалась, было не ниже 17–18°С и мне в двух спальниках спалось очень комфортно. Так что все эти градусы экстрима-комфорта весьма условны. Многое зависит от того, что ты надеваешь на себя, залезая в спальник. В этот день мы прошли 22 км. 22 февраля. Морозный рассвет. Палатка изнутри вся в инее. Готовили и на костре, и в палатке на горелке. Сегодня шли по дороге на льду. Не шли, а летели. Ветер попутный. Дорога проминает полосы торосов, утрамбовывает снег, так что практически везде можно скользить на коньках. Только лёд на дороге немного белёсый от шин, не девственно гладкий и чистый. Навстречу нам едут караваны джипов. Выходной день, поэтому так много народа. Однако туристов на коньках или пеших не встретили. Видели только одного велосипедиста. Перед островами, что в 8 км от посёлка Хужир, встречались участки плохого льда, где идёшь и спотыкаешься. Зато потом – чистое ледяное поле до самого посёлка. Под скалой Шаманка у посёлка красивые ледяные натёки. Но очень много народа. За мысом Хобой таких натёков гораздо больше, и людей там – никого. В посёлке закупили продукты на следующую часть маршрута и решили заночевать. Мест, где можно остановиться – море. Посёлок явно ориентирован на туристский бизнес. Постучались в ближайший от магазина двор, где было написано «Сдаются комнаты», нас приютили в уютном номере с электрическими обогревателями. Прошли за день 42 км. 23 февраля. Снова встречный ветер. Солнышко за хмарью. Но постепенно облака поднимались, склоны горок за Малым Морем просвечивались. Сначала был участок бугристого льда, но дальше он стал лучше. Любовались красивыми натёками на мысах. Пообедали за острым мысом Хоргой, в 27 км от Хужира. Здесь не дуло, и очень красиво освещались натёки-наплёски на скалах. Остров Хибин по силуэту напоминает кита. А за мысом Кобылья Голова начался сказочный участок льда. Мы летели! Встретили тут два буера. Один подъехал к нам. Пилот оказался французом из Парижа. Они сегодня тренировались, вскоре же собирались идти к Северобайкальску, но не на буерах. Буер может развивать скорость до 100 км в час!

А у нас скорость 18–20 км в час, и то, когда ветер попутный. И вот снова пролив Ольхонские Ворота. Мы замкнули круг вокруг Ольхона. 200 км позади. Мы прошли их за 4 дня, последние два дня не особо спеша. Так что это расстояние при желании можно пройти и быстрее. За мысом Крест, на выходе из пролива, начались участки торошения. Но в основном лёд был хороший. Проехали до последней бухты перед длинным участком сплошного скалистого берега без бухт. Она удобна для ночёвки, находится примерно в 20 км от мыса Крест и в 7 км перед мысом Улан-Нур.

Палатку поставили на голой земле. Сильный ветер выдул в широкой безлесной лощине весь снег и не давал нам спокойно расслабляться на берегу. Здесь явно были стоянки скотоводов: кострища, обложенные камнями, сухие коровьи лепёшки, камни, по периметру придавливающие полотнища шатров. Прошли за день 64 км. От Ольхона до Листвянки 24 февраля. Ветер встречный, юго-западный. Температура днём около 10°С мороза. На участке от мыса Улан-Нур до мыса Крестовского состояние льда было не везде хорошим. Попадались участки неровных льдин, где наше передвижение заметно замедлялось. Местами хороший лёд шёл неширокой полосой вдоль крутого берега. Такие полосы заканчивались трещинами с торосами, часто на них можно было отыскать следы прохода машины и проезжать по колее. Интересная встреча произошла в этот день. Андрей в какой-то момент убежал вперёд, и я потеряла его из виду. Впереди тянулся участок неровного льда, и было не очень понятно, куда лучше ехать. Тут впереди показалась чёрная точка среди белёсых льдин. Подумала, что это ждёт Андрей и пошла на точку. Она вдруг стала такой большой, что я поняла: передо мной машина. Этот берег был совсем безлюдным, мы никого не видели раньше. Грузовик подкатил ко мне и остановился. Из кабины высунулся мужик: – Do you speak English? Пока я думала, как лучше ответить, что знаю не очень, он уже снова спросил: – Parlez français? – English! English! – поспешно стала отвечать я, чтобы он дальше не залез в какие-нибудь немецкие дебри Дальше мужик сказал мне по-английски, что лучше держаться берега, там лёд лучше и там идёт мой напарник. – Where are you from? – From Moscow. – What country? – Russia. – Фу ты, ёшкин кот! Русские, что ли? – А что, не видно? Вот, бахилы драные. – Да фиг с ними, с бахилами. Тут на коньках в основном иностранцы ходят. Так и пообщались. Под вечер ветер стих, и последний десяток километров за мысом Голый мы прокатили по великолепному льду и безветрию. Палатку поставили на незаснеженной поляне. Похоже, температура ночью не опускалась ниже 12–15°С. Было безветренно. Итак, в этот день мы вышли около 10 утра, шли весь день с остановкой на перекус и встали на стоянку на закате около 7 вечера за посёлком Бугульдейка – примерно в 2 км, в первом распадке, где можно было на берегу поставить палатку. Прошли за этот полный ходовой день, за 9 часов, всего 60 км. 25 февраля. Это был день попутного ветра. Мы пролетели, не напрягаясь, 80 км до Голоустного. Причём полдня светило солнышко, а потом наползла хмарь, полетела позёмка, порывы ветра усилились. Оборачиваться и смотреть назад было неприятно. А вперёд – одно удовольствие. Наконец-то бежать стало жарко, я даже сняла перчатки и один раз ненадолго – куртку-анорак. Лёд на участке от Бугульдейки до Голоустного был великолепный везде. Первые 30 км мы бежали со скоростью около 15 км в час. И это была крейсерская скорость, без напряга. Обедали, спрятавшись от ветра за мысом Большой Колокольный. Перед Голоустным встретили большую группу туристов, идущую нам навстречу. Они тоже были на коньках! Это команда из Екатеринбурга. В этот день они шли против ветра, поэтому по сравнению с нами выглядели очень закутанными. При впадении в озеро река Голоустная образует дельту, и вынос реки продолжается по льду полосами высоких гряд торосов. Мы долго огибали по дуге это место, обходя гряды торосов. За дельтой вдруг стало много снега на льду, катить стало труднее. А бухта у посёлка уже была сплошь покрыта снегом. Мы причалили часов в 5 вечера, но решили дальше в этот день не ходить. Купили продуктов в магазине и остановились на ночёвку «У Михалыча». Это большая база для туристов недалеко от берега, у церкви. Двухместные деревянные домики обогревались электрическими нагревателями, тепло пришло не сразу. Дожидаясь его, можно было посидеть в большом тёплом кафе, очень уютно оформленном.

Итак, в этот день примерно за 7 ходовых часов мы прошли 80 км. 26 февраля. От Голоустного до Листвянки остаётся 45 км – всего ничего. Мы вышли не рано, но сильный встречный ветер и пурга совсем затормозили наше передвижение. Поначалу даже немного шли пешком – весь лёд был засыпан снегом. Потом, вдали от берега, начались участки непереметённого льда, и мы петляли вдоль них, стараясь больше скользить и поменьше перебегать по глубоким перемётам. Даже не верилось, что ещё вчера мы просто летели по зеркальному льду. У мыса, за которым лежит бухта с посёлком Большие Коты, снега стало настолько много, что мы совсем сняли коньки, а я даже переобулась в шиповки. Итак, последние 30 км до финиша нам предстояло идти пешком. Под вечер ветер стих. До сумерек в этот день нам удалось продвинуться всего на 17 км. Решили пройти по темноте ещё 12 км до мыса за Большими Котами. Шли напрямик, без колеи дороги, которая, появившись на заснеженном льду, ушла правее, к берегу, в посёлок. Снега временами было выше щиколотки, саночки дёргали, тащить их стало уже не так просто, как по льду. На пути пересекли незамёрзшую трещину – продолжение речки. Ширина – около полутора метров, всё в мокрой каше. Прошли метров 200 в сторону посёлка, прежде чем нашли снежный мост. Ночевали в палатке в распадке, немного не дойдя до мыса. На берегу было много снега, под деревьями проваливались по колено. Прошли за день около 28–30 км. 27 февраля. До финиша – 15 км. Идём по колее дороги, которая тянется вдоль берега. Ветер снова встречный. Кого только сегодня мы не встретили на пути! И погонщика на собачьей упряжке, и судно на воздушной подушке, капитан которого предложил подвезти нас. Встретили трёх весёлых местных тётушек, гуляющих на лыжах, группу пешеходов с рюкзаками и даже двоих таких же, как мы, конькосаночников. Это был местный парень-гид и девушка из Новой Зеландии. Вот из какой дали к нам едут люди, чтобы прокатиться по льду Байкала на коньках! Маршрут мы закончили аккурат в месте, где Ангара вытекает из Байкала. Там, где кончался лёд и начиналась вода. Это как раз напротив Байкальского музея, посетить который нужно непременно, что мы и сделали. И увидели там то, что не смогли увидеть за время похода – живых нерп и разнообразных рыб.

Из газеты «Вольный ветер» № 132.

В котором рассказывает, почему внутренний туризм – это тоже круто. Отправился в зимний поход на Байкал, чтобы доказать себе, что не до конца сроднился с теплым офисным креслом и монитором.

Я шел по автомобильной дороге в направлении Сахюрты и с трудом верил в происходящее. Еще вчера я сидел на работе перед монитором, общался с потенциальными покупателями, а сейчас спину оттягивает новенький рюкзак на 85 литров, от Байкала меня отделяет десять километров, и мой первый в жизни поход стартовал.

Путешествие началось в аэропорту Иркутска. Хотя нет. Началось оно задолго до этого, еще в тот момент, когда я наткнулся на статью с ярким заголовком: «Байкал – самый большой каток на планете». Одна фраза поселила навязчивую мысль и предопределила знакомство с великим озером.

Самое глубокое озеро

У меня не было походного опыта, поэтому на первых порах затея пугала и казалась нереализуемой. Но чем больше я читал и смотрел фотографии, тем больше крепла уверенность, что я буду там. Во «Вконтакте» нашел пермскую тургруппу, которая планировала проехать на коньках по самым живописным местам Байкала, списался с инструктором группы и договорился, что присоединюсь к ним. Мне пообещали дать в аренду специальные коньки, палки и волокуши, поэтому оставалось только купить походный рюкзак и теплую одежду.

В результате путь до турбазы занял 22 часа. К берегу озера я добрался уже после захода солнца, вдыхая морозный воздух полной грудью. На базе познакомился с ребятами, с которыми предстояло прожить бок о бок 10 дней. Весь вечер пели песни под гитару и пили горячий чай. Встав пораньше, отправился встречать первый байкальский рассвет. Было холодно. Когда горы вдали окрасились в розовый, и на небо выскользнуло солнце, в голове замелькали мысли о завтраке и намеченном на сегодня выходе через Ольхонские ворота к великим просторам самого глубокого озера на планете.

После завтрака вышли на озеро, и я впервые за год встал на коньки. Потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к технике хода: движения здесь скорее напоминают лыжные, приходится отталкиваться палками, без которых ехать мешает ветер. Воодушевленные, мы помчали по проливу Ольхонские Ворота к основной акватории Байкала. По дороге слышали треск льда. Звук громкий и глухой. Когда он раздавался в непосредственной близости, становилось не по себе. Ближе к оконечности Малого Моря встретили полосы торос – нагромождений обломков льда, которые с одной стороны переливались в солнечных лучах как хрусталь, а с другой – играли всеми оттенками голубого цвета. Рядом с торосами попадались и широкие трещины во льду, где стояла открытая вода. В одну из таких едва не провалился Слава, чем многих здорово перепугал. Каждый год под лед Байкала уходит с десяток автомобилей. Вместе с провалившимися машинами ежегодно гибнут и люди. Мы уже слышали о подобных случаях, но в ходе похода услышим их еще не раз. Когда солнце спряталось за высоким скалистым берегом, похолодало – пришло время вернуться на базу.

«По дороге слышали треск льда. Звук громкий и глухой. Когда он раздавался в непосредственной близости, становилось не по себе»

От переживаний предыдущего дня плохо спал. За окном шел снег. На озеро мы вышли с рюкзаками, провиантом и волокушами: ожидался переход на новую базу. Первое время ехал на коньках, но карабин, к которому пристегнул волокушу, дергал за плечи, а наст тормозил движение. Пешком перемещаться оказалось гораздо комфортнее. Вскоре наша группа обогнула полуостров Удан-Хада, и на горизонте замаячили горы. Складывалось ощущение, будто до них минут 15-20 ходу, но головой понимаешь, что идти по меньшей мере километров 5.

Дальше наш курс пролегал между скалистыми островами Большой и Малый Тойнак. На первый решили подняться и оценить виды. На острове растет одно дерево и пара кустарников, встречаются фактурные обнажения пород и рукотворные «пирамидки». Названия островов происходит от бурятского «тойног», что означает «коленная чашечка». И правда, они выступают над поверхностью озера, как две коленные чашечки – с берега это станет отчетливо видно. Как только возобновили путь, усилился ветер, разыгрался снегопад. Когда очертания туристической базы стали хорошо различимы, горы устремились вверх и начали расти с удивительной скоростью. Мы вышли на берег и медленно пошли вверх по склону.

У одной из девушек поднялась температура, многие устали, и общий настрой испортился вместе с погодой. В домике было холодно, дул сквозняк. Прогноз обещал, что снег затянется на несколько дней.

Место, где рождается самый мощный ветер Байкала

Вечером небо прояснилось, хотя еще недавно вершины гор утопали в облаках. Ночь выдалась звездная, но темная. Мы снова пели под гитару часов до трех, и наутро было тяжело просыпаться. В этот день мы отправились исследовать долину реки Сарма – место, где рождается самый мощный ветер Байкала. Через Хужир-Нугайский залив по дельте реки перешли в Сарминское ущелье. Там пели птицы, а лучи солнца играли на снегу – явственно ощущался приход весны. Я представил, как скоро в долине зажурчат ручьи, как вспыхнет буйство первой зелени, и на душе стало светло от мыслей, что природа просыпается. Само ущелье тесно зажато горами и прячется в тени, а замерзшая река образует ледяной желоб, по которому на коньках можно перемещаться с трудом – преодолевая многочисленные разломы и полыньи. Давно заметил, что примерно в середине путешествия наступает момент, когда испытываешь особую тоску по дому. Для некоторых этот момент настал, и на обратном пути ребята рассказывают о своих детях.

За ночь намело снега, и он продолжал падать крупными хлопьями, пока мы собирались в переход. Из-за снегопада с высоты базы не был виден Байкал. Ближе к полудню спустились на озеро и направились вдоль берега в сторону деревни Курма. На этот раз волокуша стала проблемой: она уже не скользила, как во время первого перехода, и ее приходилось с силой тащить за собой по снегу, который местами образовывал сугробы. Усилился ветер. Шли практически без остановок, а те остановки, которые были, стали совсем короткими – уже через минуту без движения замерзаешь. Часами не менялся пейзаж: идешь с закрытыми глазами, открываешь – перед тобой сплошная белая пелена – снегопад. И так до захода солнца. Уже в сумерках заселились в маленький двухэтажный дом. Позади 20 километров пути. Все устали и расстроены. Прогноз погоды неутешительный.

«Часами не менялся пейзаж: идешь с закрытыми глазами, открываешь – перед тобой сплошная белая пелена – снегопад. И так до захода солнца»

Ночью выл ветер. Я неоднократно просыпался – снилось что-то тревожное. После завтрака вышли на озеро и обрадовались: местами лед был чист от снега и стало возможным перемещаться на коньках. Солнце часто выглядывало из-за облаков и палило нещадно. Так, что до острова Ольтрек я доехал в толстовке, а до Огоя в одной футболке. Огой – крупнейший остров в Малом Море Байкала, и некоторые специально приезжают на озеро ради него, считая Огой местом силы. По расщелине мы поднялись на остров, и впереди, на самой высокой его точке, белым пятном замаячила буддийская ступа – Ступа Просветления . Мы устроили привал, попили чай и в хорошем настроении поднялись по склону. Сверху открылись завораживающие виды. Девочки принялись медитировать. В таких местах ощущаешь единение со всем окружающим и хочется это чувство забрать с собой.

От ступы спустились на озеро по пологому склону, обогнули остров с юга и дошли до знаменитого мыса Дракон – его западной оконечности. Острый мыс резко выдается вперед и выглядит эффектно. Скала так популярна у фотографов, что люди с камерами приезжают сюда поодиночке и группами, а в метрах от нее образуется парковка из автомобилей – сделать кадр без людей проблематично. От мыса двинулись к Ольтреку. Это небольшой скалистый остров, где, по легендам, раньше хоронили шаманов. Из-за вытянутой формы, напоминающей рептилию, его сравнивают с крокодилом, плывущим по озеру. Там мы поднялись на вершину, возвышающуюся над Байкалом метров на 30 и проводили отблески заката, разгоревшегося за горами. При спуске нашли сквозной грот, поросший сосульками и поползали в нем на животе. Возвращались на базу уже в темноте. Стало холодать, и под ногами затрещал лед, издавая звуки, похожие на выстрелы.

Снегопад

Снег шел всю ночь. Он шел и утром, пока мы завтракали, шел, когда выходили на озеро. Шел, когда шли мы, и впоследствии не прекращался целый день. Четверо из нашей группы не отправились в этот переход – нашли машину в соседней деревне и поехали на ней. Самые тяжелые вещи взяли с собой, чем здорово облегчили путь каждому. Вскоре после выхода, за снежной пеленой, точно мираж в пустыне, показался Замогой – таинственный остров, где когда-то последние дни доживали больные проказой. Вид цели впереди подстегивал, что помогло пройти первые 9 километров без остановок и в бодром темпе. Ребята устроили привал на торосах у острова, а я поднялся наверх. Подъем по безжизненному и занесенному снегом острову занял минут пять. На горе возвышался крест, из головы не выходил мотив песни «Наутилуса», и только ветер смог его заглушить. Он усилился на следующем отрезке пути и уже пронизывал насквозь. Мерзли руки, ныло колено. Из-за снегопада стало сложно ориентироваться и не покидало ощущение, что мы делаем крюк. В довесок, остров за спиной будто полз за нами, подобно камням в Долине Смерти, не желая уменьшаться в размерах. Когда приблизились к Ольхону, замаячили машины – параллельно острову проходит зимняя дорога. В безветренном месте отдохнули, подкрепились бутербродами и пустились в марш-бросок до Хужира. В поселок вошли во время заката. Позади осталось 30 километров пути и 8 часов в дороге. Единственным желанием осталось желание лечь и не вставать.

«Остров за спиной будто полз за нами, подобно камням в Долине Смерти, не желая уменьшаться в размерах»

Утром светило солнце. С крыши падали сосульки – капель. И это несмотря на мороз. Снег вкусно хрустел под ногами. Гуляли по поселку. Дошли и до мыса Бурхан – высокий берег мыса со скалой Шаманкой считают символом Байкала. Между тем в голове возникало все меньше внутренних диалогов на отвлеченные темы и все больше мыслей о происходящем здесь и сейчас.

Вечером, когда пели под гитару, я ощутил острое желание остановить время, запечатлеть момент в памяти, чтобы иметь возможность иногда возвращаться в домик в Хужире к этим ребятам, к этим песням и чувству совместно пережитого приключения.

Новое утро началось с раннего подъема. Не было и семи, когда мы небольшой группой пробирались через лес навстречу новому дню. Мороз стоял такой, что пробирал до костей. Планировали встретить рассвет на горе высотой 666 метров, откуда открывается панорамный вид на остров и поселок. Когда добрались до места, небо уже вовсю полыхало. Во время подъема казалось невозможным успеть на вершину раньше появления солнца – так светло было, но это оказалось ошибкой. Пришлось еще долго мерзнуть, не спасали даже две пары носков. Небо неспешно переливалось из кораллового в желтый, из желтого в белый и только потом, залив все вокруг слепящим светом, показалось солнце и резко устремилось ввысь. Случился новый день.

В этот день мы взяли напрокат велосипеды и отправились рассекать на них по Байкалу. Ехать по льду оказалось даже комфортнее, чем по асфальту, скорость набиралась быстро, а холодный воздух обжигал лицо. За пару часов успели съездить до острова Харанцы, покататься по нему и вернуться обратно – чистый кайф! На закат пришли к мысу Бурхан, где проводить очередной день собираются десятки туристов. Когда солнце скрылось за цепью гор на горизонте, а люди стали расходиться, небо налилось оранжевым, и пейзажи с одинокими деревьями на его фоне будто переносили в далекую Африку.

Слушать лед Байкала

Незадолго до полуночи пошли слушать лед Байкала. Дорогу до озера освещали налобными фонариками. Ярко светила луна, вырисовывая в ночной темноте заброшенные корабли у поселка. Глухой треск – дыхание озера – и бесконечное звездное небо над головой внушали суеверный трепет. От кораблей, несмотря на мороз, я в одиночестве пошел к Шаманке, чтобы поснимать ночные пейзажи. Величественный скалистый мыс был хорошо различим и вырастал изо льда, точно рог древнего ящера. Сверху открылся вид еще чудеснее – эту красоту сложно описать словами. Я стоял, вдыхал холодный воздух, слушал тишину и смотрел. А потом по Байкалу начали движение огни. Их свет качался на озере, словно корабль на волнах, который вскоре чудесным образом выплыл на берег и медленно двинулся вверх – это шли, освещая себе дорогу, Юра, Влада и Инна. Магический момент. Наша встреча у шаманских столбов подарила совместную дорогу на базу, уже без фонариков, под светом звезд и луны. Ночь закончилась песнями.

«Скалистый мыс вырастал изо льда, точно рог древнего ящера»

Утром на Буханке поехали к мысу Хобой – северной оконечности острова Ольхон. К группе присоединилась Настя – смелая девушка из Владивостока, путешествующая по Байкалу в одиночку. По дороге встречали десятки, если не сотни туристов из Азии. Они селятся в Хужире и большими группами обследуют окрестности. Красивые ледяные гроты, разбросанные по ольхонскому берегу, им нравятся особенно. Настя сказала, что в каждой пещере здесь сидит по десять китайцев и была недалека от истины. Чем ближе приближались к Хобою, тем крупнее становились торосы, а у самого мыса, устремленного вверх в форме клыка, и вовсе попадались льдины величиной с легковой автомобиль. Пробираться через них оказалось непростым испытанием. Сразу за мысом заканчивается акватория Малого Моря и начинаются бескрайние просторы Байкала. От этого места озеро тянется еще на 300 км на северо-восток (какие масштабы!), и я побывал здесь. 300 км. Эти расстояния удивляют иностранцев, но так знакомы нам, с детства привыкшим к дальним перелетам, к поездкам на поезде длиной в несколько суток с редко меняющимся пейзажем за окном.

Ловить уходящее солнце отправились к мысу Бурхан, где, как и вчера, собрались десятки людей. Мыс образует природный амфитеатр, зрители занимают места получше, чтобы полюбоваться завораживающим зрелищем, и в этом действе определенно присутствует сила – древняя, языческая.

По дороге на базу меня остановил мальчик с клюшкой и коньками на плече, спросил может ли пройтись со мной. Разговорились. Уставшего после тренировки парня зовут Олег, учится в первом классе. На льду Байкала играет в хоккей и выступает за команду «Противники». На восьмой день рождения родители обещали подарить ему смартфон, если он будет хорошо учиться. На том и разошлись.

Вечером был последний походный ужин, концерт местной самодеятельности с космической музыкой, напоминающей звуки байкальского льда, и разговоры о Млечном Пути, Тянь-Шане и Эльбрусе. Перед дорогой в Иркутск поспали часа три. Когда провожали ребят на поезд в Пермь, обнимались и желали друг другу всего наилучшего, я ощутил, как все путешествие становится очередным воспоминанием, набором образов, перестает быть реальностью – быть здесь и сейчас. Так закончился первый в моей жизни поход и закончилась самостоятельная история, полная впечатлений, сложностей, радостей, километров пути, музыки и взаимовыручки. С надеждой на повторную встречу подошло время прощаться с Байкалом. И сказать спасибо.

Must do на зимнем Байкале

Попробовать омуля и бурятские позы (традиционное бурятское блюдо, местные манты).

Взять в аренду велосипед и покататься по озеру.

Полежать на озере под звездным небом и послушать треск байкальского льда (ночью из-за резкого перепада температур лед трещит по швам).

Зимний Байкал – самый большой в мире каток. Если надоело толпиться в парках под оглушающую музыку, то вам сюда. Бескрайний лёд замерзшего озера позволяет отдохнуть от людей, дорог, домов, от всей возможной суеты большого города и насладиться катанием в тишине. Мы предлагаем комфортный вариант зимнего похода на коньках: ночуем в теплых гостевых домах и катаемся налегке – вещи перевозятся на машине.


В ходе маршрута мы пересечем Малое море и посетим остров Огой, где расположена буддистская ступа. Прогуляемся к скале Шаманка на западном побережье острова Ольхон в Прибайкальском национальном парке. Сделаем радиальный выезд к восточному берегу Ольхона и мысу Ижемей. А в конце путешествия прокатимся вдоль Кругобайкальской железной дороги на хивусе – катере на воздушной подушке.

Зимний Байкал – это сказка. А зимний Байкал на коньках – это сказка с приключениями.

Что значит «комфортный зимний поход»?

Поход по зимнему Байкалу – это, конечно же, экстрим. Мы составили маршрут таким образом, чтобы вы смогли получить порцию адреналина, вдоволь покататься на коньках и максимально насладиться пейзажами, при этом оставаясь в зоне комфорта.

Ночевки не в палатках, а в теплых и уютных номерах гостевых домов. Несложные переходы на коньках будем преодолевать налегке, взяв с собой лишь небольшой рюкзак с термосом и перекусом. Вещи транспортируются на автомобиле. Все, кто устал, могут устроить себе выходной и проехать очередной этап в теплом кресле машины.

Про зимний Байкал

Отличительная особенность Байкала в том, что лёд застывает в совершенно невообразимых формах. Кажется, что Кай из Снежной королевы был огромным великаном, именно здесь играл в льдинки и составлял из них слово «вечность». Оттенки голубого, синий и чёрный лёд. Абсолютная прозрачность поражает воображение – все, кто приехал в первый раз, ложатся на живот и разглядывают дно, радуясь, как дети.

Толщина ледяного покрова весной достигает двух метров. Льда на Байкале настолько много, что его классифицируют в зависимости от способа замерзания. На наветренных скалах образуется сокуй - тонкая ледяная кромка, намерзшая осенью от приплесков волн. Высота наплескового льда часто бывает до 10 метров. В пещерах и гротах встречается подземный лёд – огромные сосульки, свисающие с потолка. Байкал – то место, где можно почувствовать себя Белым ходоком из «Игры престолов».

Для кого?

Тур подойдет любителям зимней природы, кто не готов ночевать в палатке или не чувствует в себе уверенности ежедневно преодолевать достаточно большие расстояния. Отличный вариант для фотографов – будет много времени для съемок.

Если же вы хотите еще больше адреналина, то обратите внимания на маршрут «

Евгения Полякова

Об удивительном экспедиционном походе на коньках я узнала благодаря агентству АльпИндустрия. Отдельное спасибо Сергею и Елене Ковалевым за то, что вдохновили и осуществили мою мечту! Признаться честно, я планировала это путешествие последние два года и даже сейчас не до конца осознаю всю реальность произошедшего. Мечта увидеть чистейший лёд, почувствовать мощь Байкала, послушать как он «звучит», оказаться в самом его сердце – Ольхон, в частности – в посёлке Хужир, который также знаменит своими особенностями – сбылась.

Коротко об ощущениях и чувствах. Во время наших переходов, особенно, когда передвигаешься на коньках по идеальному льду Байкала, украшенному мраморными трещинами, испытываешь совершенно космические чувства! Это не сравнится ни с чем! Поверьте мне на слово, я трижды побывала на Южном и на Северном полюсах и ничего подобного не видела! Когда проносишься по этой зеркальной поверхности, не покидает удивительное ощущение, как будто едешь не по льду, а по синим волнам великого озера. Со временем привыкаешь к ощущению полёта и полностью растворяешься в этом потоке, но несмотря на скорость, невозможно не замечать окружающую природу Байкала и не восхищаться первозданной красотой этих мест.

Немного о маршруте и практические советы. Мы прошли маршрут протяженностью 130 километров, ледяные торосы и трещины, Байкальский ветер, чистый воздух и ощущение полёта над гладью застывшего озера. Самое главное, к чему нужно быть готовым. Лед на Байкале всегда меняется: временами выпадает снег, образуются трещины или попадаешь на поле торосов, и тогда приходится перетаскивать через торосы свои волокуши с баулом. Иногда такие переходы могут занимать несколько часов.

Погода на Байкале тоже непредсказуема, и в один из дней она сильно испортилась. Сильный ветер сопровождал нас до самого посёлка, временами сносил с ног, а волокуши не давали набрать нужную скорость. Это был тот ещё экспирианс. Что важно, поход на коньках по Байкалу требует предварительной подготовки. Советую всем взять несколько тренировок по коньковому ходу на лыжах. А также, учитывая непредсказуемость и изменчивость погоды на Байкале, надо очень тщательно продумать экипировку и снаряжение, которое вы возьмёте с собой. Выдержать баланс между необходимым и достаточным в этом вопросе очень важно, так как все, что вы возьмёте, придётся везти за собой самостоятельно. Я безусловно советую каждому побывать на Байкале и присоединиться к команде АльпИндустрия, которой я ещё раз выражаю свою благодарность. Спасибо Вам за это незабываемое приключение и за возможность проверить себя, свою силу и выносливость.

Вадим Липгард

Очень понравилась команда участников, гид, руководивший путешествием на месте. Сложились приятельские отношения как с коллегами, так и с гидом. Удалось замечательно покататься! В этом году ледовая обстановка выдалась очень хорошая, а погода благоприятная. При прохождении маршрута была возможность действовать в индивидуальном темпе. Красота природы Байкала и уникальная возможность пойти в поход на коньках - краткому описанию не поддаются. Но самые приятные впечатления - это Малое Море с многочисленными островами, зеркальный лед в Узурах и обед с ухой после катания, а бухта Песчаная - самое красивое и малолюдное место на маршруте. Негативных впечатлений не было. Омрачила поездку, конечно, травма коллеги, но ответственности организаторов или сопровождающего в этом нет.

Ute

Thanks a lot! Alpindustria gave us a wonderful trip! You have been perfekt in planning the trip with me. Without you we would not have had enough confidence! Thanks Anton!

Dmitrij and the driver did a very good job as well. Thanks to them!

The landscape and the experience were really great and unforgettable! The accomodation was perfect (probable the last night we would have preferred to stay in a two-bed room and not in a hostel). In general we experineced that ice skating on Baikal is a little bit more ambitious than skating in Austria on a natural lake, because I used to skate 100 km on that lake - but the ice is prepared to some extent. And the wind conditions are stronger than I have had experinenced in Austria and Sweden, so we asked Dmitrij to adopt the touring plan, what they perfectly did. We had really a lovely time in your nice country and I can fully recommend the trip!

Второй поход на коньках:

Самое главное — это осознать, что все возможно и не боятся осуществить мечту. После чего нужно грамотно спланировать маршрут, подготовить снаряжение, подготовиться физически, найти надежных попутчиков, научиться уверенно кататься на коньках, и тогда вы получите огромное удовольствие от похода по Байкалу — самому большому в мире катку.

Когда ехать?

К середине января обычно замерзает север Байкала и Малое море, а к началу февраля покрывается льдом оставшаяся часть Байкала, оставляя не замерзшим лишь небольшой участок в районе истока Ангары. Сроки могут варьироваться. Начинает освобождаться ото льда в конце апреля-начале мая.
Кататься на коньках по льду можно с середины января до апреля (опять же зависит от местоположения — север или юг, в апреле уже становится опасно). При этом не стоит выходить на лед сразу после того, как Байкал замерз — лед еще тонкий и постоянно трескается, рвется. Точно так же нельзя выходить на лед, когда после потепления он меняет свою структуру, теряя прочность.
На мой взгляд, лучшее время для путешествий по Байкалу – это конец февраля – начало марта. Еще не слишком тепло, чтобы начал портиться лед (он мутнеет и образуются трещинки-кружева), и уже не слишком холодно.
Толщина льда в это время может достигать 50-100см и более.

Куда ехать?

До Иркутска можно добраться на поезде (долго) или на самолете (дорого). Если очень повезет, то билеты на самолет можно купить за 10 т.р. туда-обратно (Москва-Иркутск-Москва). Нам не повезло — билеты начали дорожать и мы купили за 7 т.р. в один конец, а потом билеты подешевели на несколько дней до 5 т.р.

Есть некоторые нюансы по посещению заповедников и нацпарков.
— Прибайкальский нацпарк. Граница по воде в нескольких метрах от берега.
Недавно приняли антинародный закон, обязывающий получать платное разрешение на посещение нацпарка. У нас не возникло никаких проблем с работниками нацпарка, но по информации отсюда это вскоре исправят, и проблемы будут.
— Байкало-Ленский заповедник. Несколько метров от берега.
— Забайкальский нацпарк. Граница (если верить схеме с официального сайта) – несколько километров от берега. Заповедные зоны – Святой нос (южная и северная оконечности) и Ушканьи острова.

Многие договариваются о ночлеге на кордонах нацпарков/заповедниках, на метеостанциях.

Если хотите теплых ночевок, то можно ночевать на турбазах, в зимовьях (только надо заранее узнать, действительно ли зимовье, отмеченное на карте, существует). Дрова есть почти везде (проблемы с дровами могут возникнуть от Усть-Анги до Ольхона и на самом Ольхоне. Смотрите на картах безлесные участки.

При планировании маршрута лучше всего пользоваться картами генштаба либо картами отсюда (правда привязка многих объектов неточная).

Если ехать не напрягаясь и все смотреть по пути, то можно закладывать 25-30км в день. Тем более есть вероятность выпавшего снега, плохого льда, торосов. Все это сильно замедляет движение. Волокуши по снегу заметно тормозят.
Если бы ехал один, то закладывал бы километров 50-60 при условии хорошей физической формы (меньше времени на сборы, меньше остановок, едешь в своем темпе).

Чтобы было от чего отталкиваться, приведу данные по скорости. Для меня комфортной скоростью без ветра по гладкому льду была в районе 15км/ч, правда, я бы наверное не стал в течение всего дня держать такую скорость. Максимальная– 27км/ч, и 24км/ч толкаясь только палками. Все с волокушами. Без волокуш удалось разогнаться 35км/ч по ветру, быстрее уже не позволяет конструкция коньков — ботинки начинают цепляться за лед. В общем-то, схоже с моей скоростью передвижения на гоночных беговых лыжах налегке в ненапряжном темпе, ну чуть помедленнее. Если техника езды и физуха не ахти, то скорость будет ниже, у меня по лыжам 1 разряд, техника езды на лыжах напрямую влияет на скорость катания на коньках с палками.

Опасности:

1) Торосы.

На мой взгляд – это одна из самых опасных вещей, с которыми можно столкнуться на зимнем Байкале. Когда идешь по ним с тяжелым рюкзаком (и даже без оного), можно упасть и сломать/повредить ногу (и не только ногу). Даже когда идешь в ледоходах, нет уверенности в том, что не соскользнешь. Явно не хватает кошек. Скользко. Некоторые льдины торосов двигаются, когда на них наступаешь, ломаются под ногами.

2) Сильные ветра до 20-40м/с. Низкие температуры. Ветер всегда разный – встречный, попутный, боковой, иногда штиль.

С погодой может повезти, а может и нет. В первом походе в середине марта самое холодное было в районе -12 градусов ночью, но могло быть и -30. Днем была и плюсовая температура. Во втором походе с конца февраля по начало марта было существенно холоднее — до -15 днем и до -28 ночью. Так что, если собираетесь в поход не позже середины марта, то будьте готовы к -30 ночью. Если поедете в январе-феврале, то наверняка будут морозы до -30 -40 градусов как ночью, так и днем. Подробный архив погоды есть на rp5 .

Обязательна ветрозащитная одежда — брюки, куртка с капюшоном, маска, закрывающая нос и рот, шапка, балаклава, перчатки (если куртка с капюшоном, то балаклаву и шапку можно без ветрозащиты). Обязательно теплая куртка — лучше пуховка. Рекомендуется вторая обувь для бивака (может еще пригодиться, если промочите основную). Перчатки (минимум пара комплектов), варежки, носки. В интернете можно найти кучу информации по снаряжению для зимних походов (лыжные походы, несложные восхождения). Одежда для походов по Байкалу примерно соответствует такой раскладке.

Теплый спальник или 2, лучше синтетика. На низ — два ижевских коврика / надувашка / ижевский коврик+надувашка

Для меня оптимальным набором одежды стал:

1. Трекинговые ботинки с мембраной (ходовые и для стоянки). Лучше брать для стоянки отдельные теплые ботинки, либо утепленные бахилы, но мне хватило одной пары. Главное на ночь убирать ботинки в спальник, чтобы они были утром теплыми и чуть-чуть просохли.
2. Носки Polartec 200 (для стоянки). Можно шерстяные носки.
3. Носки трекинговые очень теплые (ходовые, не воспользовался)
4. Носки трекинговые тонкие — 2шт (ходовые)
5. Носки трекинговые средней толщины (ходовые)
6. Фонарики (на случай снега)
7. Варежки теплые (вместо них можно верхонки)
8. Перчатки легкие с утеплением на тыльной стороне ладони
9. Перчатки теплые горнолыжные
10. Очень тонкие флисовые перчатки (утепляющий слой, продается в Декатлоне)
11. Очень тонкая флисовая шапка (утепляющий слой, продается в Декатлоне)
12. Шапка ветрозащитная Polartec Windbloc
13. Шапка теплая Polartec Power Stretch/Classic 200
14. Ветрозащитная маска на лицо
15. Тонкая балаклава
16. Бафф
17. Брюки-самосбросы ветрозащитные (ходовые)
18. Брюки утепленные с термофайбером (для стоянки)
19. Тонкая терма низ
20. Брюки теплые Polartec 100 (утепляющий слой на холодную погоду)
21. Пуховка
22. Куртка мембранная ветрозащитная
23. Куртка-флиска Polartec High Loft (почти аналог Classic 200, только чуть теплее и легче)
24. Флиска Polartec 100
25. Тонкая терма верх
26. Футболка х/б
27. Трусы Polartec Power Dry тонкие

Общий вес одежды без учета ботинок — 5 кг. Если вы мерзляк, то лучше взять еще что-нибудь. Особенно это касается второй пары обуви.

Спальник — Marmot Trestles 0 Long. Очень теплый, но тяжелый.

3) Трещины.

Весь Байкал буквально пронизан трещинами. Крупные (шириной от 10см) встречаются относительно редко, в основном это трещины толщиной от человеческого волоса до пары сантиметров. Редко встречаются участки размером больше 2х2 метра, где нет ни одной трещины. Можно очень неудачно въехать в узкую трещину, идущую параллельно движению, и конек может застрять (и даже сломаться), моментально вас остановив. Поэтому особенно аккуратно нужно ехать в том случае, если выпадет снег, так как трещины могут быть не видны.

Открытые трещины в основном достаточно узкие. Желательно, чтобы кто-то подстраховывал при их прохождении. Если ширина трещины метра два, то тут уже надо что-то придумывать. Некоторые используют доски, чтобы через них пройти. Чаще всего очень широкие трещины встречаются при пересечении Байкала с запада на восток, которые, впрочем, где-то могут сузиться, если ехать вдоль. Если вы знаете, как нужно переходить широкие трещины, напишите мне, я добавлю эту информацию в FAQ.

Если ночуете на льду — внимательно выбирайте место под палатку. Ни в коем случае не ставьте палатку на «припое», ночью лед может разорвать вместе с палаткой. На Хобое в 10 метрах от нашей палатке разошелся лед, образовав 30 см трещину. Лучше всего ставить палатку на «черный» лед. Там, где очень тоненькие трещинки. И наверное вдоль припоя, чтобы уж наверняка в случае чего лед разошелся не под палаткой, а рядом.

4) Тонкий лед и пропарины.

Пропарины — это полыньи, образующиеся вследствие воздействия теплых ключей (м. Кадильный, м. Крестовский, м. Ухан, Ушканьи острова, Нижнее Изголовье Святого Носа). В этих местах нельзя подходить близко к берегу. И вообще всегда будьте аккуратны при подходу к берегу — в районе камней (особенно весной) лед подтаивает и утончается или отсутствует. Следите за цветом льда: если впереди вас он вдруг резко меняется, то лучше сбавить скорость.

5) Солнце.

Можно легко обгореть — солнечные лучи прекрасно отражаются от поверхности Байкала. Берите солнцезащитный крем и обязательно очки/горнолыжную маску.

6) Дикие животные.

На восточном берегу вероятность встретить диких животных в разы больше, чем на западном. Бывалые говорят, что нужно брать хотя бы минимум защиты – фальшфейеры от медведей шатунов. Тем не менее вероятность их встретить мала.

7) Треск и грохот льда.

Это скорее не опасность, но все равно лучше об этом знать заранее.

Байкал периодически издает звуки, которые окружают со всех сторон – вокруг, под тобой – раздается треск, грохот, бульканье, звуки ударов огромных льдин друг о друга. Это нормально и бояться не стоит.

В нашем походе Байкал был особенно разговорчив через 1-2 часа после заката, поздно ночью он засыпал, и затем снова просыпался сразу после рассвета. Днем Байкал неразговорчив, лишь изредка может раздаваться мощный треск проседающих под тобой льдин. Это происходит, когда подъезжаешь к большой «живой» трещине, которая то замерзает, то снова обнажает воду.

Довольно часто, когда катишь вечером, ставишь конек на лед, а из-под него моментально расползаются тоненькие трещинки толщиной с волос и глубиной несколько сантиметров. Обычно это отдельные трещинки, а иногда — целая паутина. При этом слышен характерный треск, который поначалу немного пугает от неожиданности. Что удивительно, достаточно длинные (от нескольких метров) трещины могут пронизывать лед полностью, а еще могут быть только на поверхности глубиной несколько сантиметров. Лед настолько прозрачный, что, когда под тобой образуются трещины глубиной 2-5см, кажется, будто это и есть истинная толщина льда, в первый момент даже становится жутко, но потом понимаешь, что здесь толщина льда 50см (в этом году лед встал поздно, поэтому лед тоньше, чем обычно). Неглубокие трещины могут быть даже в толще льда, не затрагивая ни поверхность, ни дно льда, идут они параллельно поверхности.

И теперь самое интересное — специальное снаряжение.

Коньки.

Следует понять, что поход на туристических коньках с использованием палок по Байкалу схож походу на лыжах коньковым ходом! Техника абсолютно такая же!
Прозвучит немного странно, но для похода на коньках по Байкалу нужно готовиться на лыжах, а не на коньках. Хотя на льду все равно надо уметь стоять, не бояться

Рассмотрим варианты коньков для походов по Байкалу:
1) Хоккейные, фигурные, беговые. Это плохой выбор для похода. Ниже объясню почему.
2) Специальные туристические:
а) с креплением под треккинговый ботинок
б) с креплением под лыжный ботинок.
Сама основа одинаковая, отличаются только креплением. У нас были с креплением под треккинговый ботинок.

Чем хороши такие коньки?
Скорость, устойчивость и самое главное – проходимость. Туристические коньки благодаря конструкции носка съедают большие трещины и неровности, на которых в обычных коньках (особенно фигурных и хоккейных) вы будете летать мордой об лед.
Их легко снять и снова надеть, чтобы пройти торосы, не переобуваясь.

Треккинговые ботинки должны быть высокими и жесткими. Лучше брать ботинки демисезонные без утеплителя, т.к. утеплитель будет отсыревать и в походе его не просушить. Намного проще менять носки, чем высушить ботинки с утеплителем. У меня были треккинговые ботинки с мембраной на 1 размер больше. В тонких носках до -15 во время езды было тепло.

Как я уже говорил, вы будете катить как на лыжах коньковым ходом, поэтому мое мнение (и не только мое) такое – коньки с креплением под лыжные ботинки подойдут лучше, чем под треккинговые. К тому же лыжные ботинки намного проще снять с коньков, чем треккинговые, что удобно при переходе торосов пешком. Ищите туристические лыжные ботинки с прочной и цепкой подошвой, чтобы в них можно было ходить по торосам, и может даже по камням, чтобы не переобуваться, когда хочется ненадолго выйти на берег что-то посмотреть. Ботинки должны быть обязательно высокими под конек, с поддержкой голеностопа. Крепления тоже коньковые (не универсальные), обязательно с жесткой резинкой (флексором) – SNS, NNN серий Skate. Берите механические, так как автоматические выстегивать намного сложнее, особенно если обледенеют. SNS Pilot лучше не брать – больше шансов повредить штырьки креплений ботинок, больше шансов зацепиться и упасть, чаще будут забиваться снегом и льдом.

Коньки бывают разной длины – 45, 50 и 55см. Мне так и не дали однозначного ответа, какая длина лучше. У Isvidda длина лезвий позиционируется в зависимости от размера ботинка. Причем если на большой ботинок (от размера 44 евро) можно надеть коньки любой длины, то на маленький ботинок только 45см.
У меня коньки с лезвием 55см. Все хорошо, но пешком с длинными лезвиями ходить хуже (например, иногда нужно перейти закрытые трещины, небольшое поле невысоких торосов, островки снега). Поэтому лучше взять коньки с лезвиями покороче.
Могу порекомендовать коньки фирм Isvidda и Lundhags. Первые – дешевле, вторые – дорожи, но лучше, сделаны более качественно, и, судя по лезвию, в них лучше ехать по снегу. Мы заказывали коньки Isvidda Multiskates из Швеции (ссылка чуть ниже), обошлись в 3800р. (вместе с доставкой).

На фото коньки с лезвиями 50см.

Коньки быстро затупляются. Это немного раздражает, но не сильно критично.

Центровка лезвий: сзади – по центру пятки, спереди – между большим и указательным пальцем. Крепление под пятку рекомендуется поджать под размер ботинка таким образом, чтобы ботинок плотно сидел, и пятка не выскакивала.

Палки.

Можно конечно катить без палок (если у вас не туристические коньки, заточенные под лыжный ход), но с ними все же проще.

Кому как нравится, но мое мнение – ростовка под конек, то есть рост минус 15±5см. Толкаться будете эффективнее, чем с короткими палками. Хотя новичкам может показаться проще с более короткими.
Единственный минус – с длинными палками менее удобно идти пешком, через торосы например.
Можно треккинговые палки, но желательно с заостренными наконечниками, как у лыжных палок, т.к. они больше подходят для льда. Наконечники должны быть обязательно заточенными твердосплавными – победит, карбид. Можно купить недорогие палки с обычными стальными наконечниками, а лапки заменить на лыжероллерные опоры (лапки), наконечники которых сделаны, как правило, из победита.
Для замены потребуется:
1) Фен (желательно промышленный), чтобы нагреть и снять лапки. Также можно попробовать поместить в горячую воду.
2) Термопистолет, которым нужно будет нанести термоклей на палки, и потом сразу же насадить лапки (опоры).
3) Если посадочный диаметр лапки (опоры) больше диаметра палки, то можно обмотать палку пластырем, прежде чем наклеивать лапку.
Материал палок – алюминий или титан. Никакого карбона и стекловолокна – сломаете при первом же падении.

Ручка палок желательно пробковая — лучше сцепление, рукам теплее. Темляки палок желательно быстросъемные (клипы). Особенно актуально, если много фотографируете. Стоит брать полноценные темляки с полным захватом кисти, то есть не просто одна стропа.

Мне очень понравились палки KV+ Alu Snow Clip — палки с быстросъемными темляками. Мне, как фотографу, было очень удобно за секунду отстегивать руку с темляком от палок. Аналогичные палки — Leki Crosslite.

Волокуши/сани.

Волокуши постоянно колбасит из стороны в сторону, но это намного лучше, чем везти рюкзак за плечами. Вес волокуш практически не ощущается, если катить по гладкому льду. Но на снегу все же вес становится заметен — волокуши тянут назад.

Рыбацкие или туристические. Под размер рюкзака, в принципе можно чуть меньше.
Вот отличный вариант крепления рюкзака к саням — ТЫЦ . На мой взгляд вполне достаточно двух поперечных строп при длине саней до 100 см, продольные стропы делать не обязательно.

Я хотел купить туристические сани Арктика, но потом жаба задушила – обошлись бы в 1,5т.р., рыбацкие я взял за 450р. По опыту второго похода могу сказать, что Арктика намного лучше справляется с неровным льдом и торосами, чем рыбацкие сани. Такие сани были у двух участников нашей группы, и они переворачивались гораздо реже. Но и весят на 1,5 кг больше. Сани синего цвета лучше — там немного другой материал.
Длина веревки – 3-5 метров, толщина в районе 5мм. Длиннее – плохой контроль, короче – тоже неудобно. Мне было нормально с веревкой длиной 3-4 м.
Лучше использовать одинарную веревку с креплением к поясу/ремню через карабин (с двумя веревками цепляются палки). У меня был самосшитый ремень из 50мм стропы с трезубцем. Лучше сшить сразу две стропы. Удобно, легко отстегивать (это важно, особенно если вдруг провалишься в воду). Можно воспользоваться поясом от рюкзака. Кому-то нравится крепление веревок на плечи — говорят, что так проще управлять санями. Не знаю — не пробовал.
Бывалые рекомендуют сани с основой из горных лыж/сноуборда. Они катят лучше, чем пластиковые.

Волокуши реагируют на ваши движения с определенным временным лагом, поэтому их кидает из стороны в сторону, иногда переворачиваются.
Особенно аккуратно на торосах (на проезжаемых узких трещинах). При езде на большой скорости сани могут резко воткнуться в торос и моментально вас остановить, что скорее всего закончится падением на спину, можно вдобавок сломать сани, особенно на морозе. Точно так же ваши волокуши может остановить островок снега.
Будьте внимательны при сильном попутном ветре — сани могут уехать вперед вас и влететь в трещину.

Защита.

Не надо ей пренебрегать! Мое мнение: взять наколенники, налокотники и шлем. Привыкнуть к конькам и неровностям, а потом, если уж очень хочется, можно снять. Хотя не рекомендую. Падать больно – я сильно отбил локоть (взял только наколенники), один раз падал на спину головой на шлем.

Остальное специфическое снаряжение и запчасти.

1) Топор. Помимо прямого назначения – добывать лед для растопки.
2) Запасные коньки (пара или хотя бы один). Существуют реальные шансы сломать.
3) Запасная треккинговая палка (я бы не стал брать, но у нас был случай поломки палки).
4) Запасная лапка для палок.
5) Веревка 5-6мм. Может использоваться как запаска, а также на случай, если кто-то провалится под лед. Для этих целей желательно сразу нацепить на нее карабин, чтобы проще было кидать веревку против ветра.
6) Ледобуры (чтобы ставить палатку на льду). Достаточно одного, чтобы не брать лишний груз. Насверлить дырок под острым углом, колышки будут держаться. Если не будут, то можно залить водой, которая вскоре замерзнет. Правда утром придется поработать топором, чтобы их вытащить.
7) Спасалки, или шильца (средство самоспасения при падении в воду, больше актуально для начала сезона, продаются в рыбацких магазинах).
8) Очки/горнолыжная маска, солнцезащитный крем.
9) Ледоходы, чтобы не скользить на льду и торосах (надеваются на обувь, продаются в рыбацких магазинах), либо вкрутить саморезы в ботинки (важно, чтобы саморезы не помешали крепить ботинки к конькам).

Особенности передвижения по плохому льду.

1) Очень плохой лед, торосы, глубокий снег:
— пешком без коньков.
2) Плохой лед, неглубокий снег. При толчке коньком запинаешься.
— либо пешком без коньков, либо толкаться только палками. Лезвия туристических коньков прекрасно кушают неровности.
3) Островки снега длиной 1-5 метров
— предварительно разогнаться, непосредственно перед снегом прекратить толкаться ногами. Слегка приподнять носы коньков, перенести вес на пятки, можно толкаться палками.

Регистрация группы в МЧС.

Не лишним будет зарегистрировать группу у спасателей в ФГУ «Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России» . Кроме указанных способов регистрации у МЧСников можно также зарегистрироваться у них непосредственно в МРС. 7) Американский магазин и шведский магазин — там можно купить туристические коньки.

Кроме Байкала можно ходить в походы по озеру Хубсугул в Монголии. Кто-нибудь знает, какие еще озера подходят для походов на коньках?

Если есть что добавить или заметили какую-то неточность — пишите!