Как взлетает

Старинные архитектуры и сооружения древнего мира. Всеобщая история архитектуры

АРХИТЕКТУРА МЕСОПОТАМИИ

Люди, населявшие долину Тигра и Евфрата, строили храмы со ступенчатыми башнями, или зиккуратами. Погребальные сооружения играли в их архитектуре гораздо меньшую роль, поскольку обитатели Месопотамии не связывали достижение бессмертия с сохранностью тела усопшего. В Двуречье было много глины, а камень и дерево приходилось доставлять издалека, поэтому здания возводили в основном из кирпича.

Зиккураты имели пирамидальную форму; их строили из высушенного на солнце кирпича; своим обликом они походили на библейскую Вавилонскую башню. Зиккурат, доминанта храмового комплекса, был точно ориентирован по сторонам света, однако, в отличие от египетской пирамиды, в нем не было внутренних помещений. На вершину зиккурата, через его семь ступеней вели рампы; там располагалось святилище божества. Каждая ступень была окрашена в свой цвет, и чем выше ьыла ступень, тем ярче был цвет.

Дворцы. Царские резиденции, в особенности дворцы ассирийских владык, имели сложную внутреннюю структуру. Дворец Саргона II в Хорсабаде был возведен на укрепленном основании и наряду с городскими стенами служил бастионом. Цитадель двадцатиметровой высоты была пронизана каналами со сводчатыми перекрытиями: по ним сточные воды выводились за пределы города. Сам дворец был одноэтажный, с множеством помещений, сгруппированных вокруг внутренних дворов. В одной его части располагались царские апартаменты, в другой – помещения для женщин; во дворце размещались также службы и храм правителя. Большинство помещений представляли собой узкие, наподобие коридоров, комнаты, разделенные толстыми стенами. Возможно, они были перекрыты простыми цилиндрическими сводами, размах которых был невелик из-за малой прочности использовавшегося в строительстве кирпича. Более крупные помещения, служившие парадными апартаментами, в плане близки к квадрату и, вероятно, имели балочное перекрытие.

Стены были украшены каменными барельефами, изображавшими монарха в битвах и на охоте. Камень, доставлявшийся издалека, использовали только для украшения. Многоцветные ткани служили завершающим аккордом в убранстве интерьеров. Крылатые быки и львы с человечьими головами охраняли вход во дворец, а облицовка из цветных глазурованных кирпичей сверкала под солнцем. Жители Вавилона использовали именно этот материал для украшения Ворот Иштар: на ярко-синем фоне представлены барельефные изображения фантастических животных. В эпоху Ахеменидов персы заимствовали этот тип декора вместе с крылатыми чудовищами и некоторыми другими элементами культуры Месопотамии. И все же в целом ассирийский дворец поражал более своими размерами и пышностью интерьеров, чем качеством архитектурной формы.

АРХИТЕКТУРА ЭГЕЙСКОГО МИРА

О существовании великой культуры на острове Крит узнали только в 19 в. Минойская культура, названная так по имени легендарного царя Крита Миноса, достигла расцвета во II тысячелетии до н.э. Своими размерами кносский дворец не уступал дворцу в Хорсабаде. Прямоугольный центральный двор окружен помещениями (парадными, жилыми и др.), из которых открывается великолепный вид на холмистый ландшафт. Царские апартаменты вытянуты вдоль одной оси и связаны друг с другом. Дворец имел несколько этажей, соединенных лестницами. Деревянные колонны на каменных базах сужались книзу, на их круглых подушкообразных капителях лежали балки потолка. Стены парадных помещений были покрыты фресками. В кносском дворце существовала система канализации. Дворец совсем не имел укреплений – очевидно, владыки Крита господствовали над морями и не опасались нападения с суши.

Дворцы, расположенные на материке, имели иной облик. К концу II тысячелетия до н.э. греки из Микен начали соперничать с критянами. Отголоски этой борьбы слышны и у Гомера, и в мифе о Тезее, победившем Минотавра. Греки сокрушили минойское царство и многое восприняли из его культуры. Во дворце в Тиринфе было помещение для мужчин – мегарон, состоявший из дворика, портика и главного зала, а также аналогично устроенная, но более скромная женская половина. Пара критских колонн украшала портик, и такие же колонны поддерживали кровлю главного зала. Многие детали декора также имеют своим источником критскую архитектуру, но есть и отличия. Более суровый климат требовал, чтобы в центре мегарона был устроен очаг. Кроме того, на материке дворец должен был служить крепостью. Так, в Тиринфе стены, сложенные из огромных, грубо обработанных каменных глыб, охватывали дворец по периметру. Подъездная дорога вела к мощно укрепленным воротам. В толще стен были устроены помещения типа коридоров, перекрытые ложными сводами, где, по-видимому, располагались склады.

ГРЕЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

В конце II тысячелетия до н.э. на Пелопоннесский полуостров пришли представители других греческих племен – дорийцы, ионийцы и эолийцы. Страна, в которой они оказались, изобиловала материалами – глиной, пригодной для обжига, деревом, но прежде всего камнем, от грубого известняка до тонкозернистого мрамора. На этих территориях с изрезанным морским берегом образовались города-государства, ревностно защищавшие свою независимость. Превыше всего граждане ставили процветание государства и повышение его благосостояния, возводя общественные здания и устанавливая статуи.

Храмы. Греки представляли своих богов антропоморфными существами, бессмертными и более могущественными, чем обычные мужчины и женщины, однако интересы, страсти и слабости богов носили вполне “человеческий” характер.

Будучи жилищем божества, храм должен был обладать ясной и рационально построенной формой. В его святилище, или целлу, можно было попасть с одной из торцевых сторон. Перед целлой находился вестибюль с двухколонным портиком. С другой стороны целлы этот портик уравновешивался еще одним двухколонным портиком. Это был простейший “храм в антах” (templum in antis), где выступы боковых стен (анты) ограждали вход. Более сложными архитектурными конструкциями обладали простиль, где перед храмом в антах ставился портик со свободностоящими колоннами, и амфипростиль, в котором такие портики располагались с обоих торцов. В более крупных храмах к одной из перечисленных архитектурных форм добавлялась колоннада, окружавшая здание с четырех сторон.

Одной из наиболее ранних известных нам храмовых построек был храм Геры в Олимпии, имевший. Он имел по 17 колонн на боковых фасадах и по 6 на торцевых; соотношение длины к ширине в этом храме было 3:1. Со временем греческие архитекторы, вероятно, сочли такую форму излишне вытянутой и начали уменьшать соотношение сторон: в афинском Парфеноне (середина 5 в. до н.э.) чуть более 2:1, при соотношении числа колонн 17:8. План храма стал, таким образом, более компактным.

Дорический ордер. При возведении храмов и колоннад греки обычно использовали три разновидности сочетания несущих и несомых частей здания – три т.н. архитектурные ордера: дорический, ионический и коринфский. В дорическом ордере заметно утончающиеся кверху колонны не имеют базы и ставятся прямо на каменное основание. Неглубокие желобки (каннелюры) проходят вдоль всего ствола колонны, подчеркивая ее вертикальную устремленность. Чуть ниже капители – самое узкое место ствола колонны – шейка, представляющая собой прорезающее каннелюры кольцо. Капитель состоит из расположенного над шейкой подушкообразного эхина и положенной на нее квадратной в плане плиты – абака. Архитрав – горизонтальную балку – нижний элемент трехчастного антаблемента, оставляли без украшений, чтобы яснее была выражена его работа в конструкции. Над архитравом находился фриз; его положение отвечало уровню балок, на которых лежала кровля храма. В дорическом ордере фриз образован чередованием триглифов – плит, соответствовавших торцам поперечных балок, и метоп тонких каменных плит, занимающих промежутки между ними и не участвующих в работе конструкции; метопы принято было украшать скульптурными рельефами. Антаблемент был увенчан карнизом, нависающим над нижними частями здания подобно тому, как деревянная кровля всегда делалась нависающей над постройкой, чтобы во время дождя вода не попадала на стены и внутрь помещения. Над горизонтальным карнизом треугольное завершение – фронтон. Каждый элемент архитектуры храма выполняет свою роль, что подчеркивалось с помощью цвета (горизонтальные и вертикальные элементы иногда окрашивались в красный и синий цвета).

Такая система восходит к деревянной конструкции. Триглифы защищали торцы деревянных балок, удерживаясь на месте с помощью колышков, вбитых в маленькие полочки, которые располагались под и над триглифами. На месте храма Геры в Олимпии найдены только мраморные архитектурные детали и обломки, но известно, что первоначально колонны были деревянными, причем есть подтверждения тому, что замена дерева мрамором осуществлялась постепенно, по мере того, как деревянные части постройки сгнивали, утрачивая прочность. Однако довольно тяжелые пропорции самых древних мраморных колонн, сохранившихся до нашего времени, свидетельствуют о понимании их роли именно в работе каменной конструкции. Иначе говоря, когда деревянные колонны заменяли мраморными, использовали уже выработанные для камня пропорции.

Со временем пропорции греческих храмов становились все более изящными, а поколения архитекторов продолжали совершенствовать элементы дорического ордера. Первоначально толщина колонны у основания была лишь в четыре раза меньше ее высоты, но к 450 до н.э. это соотношение составило уже 1:5,5. Такое изменение пропорционального строя вместе с соответствующим облегчением антаблемента устранило излишнюю массивность, свойственную древнейшим постройкам, и придало зданиям грациозность и гармоническую соразмерность. Поначалу эхин был широко раскинут над стволом колонны, имея мягкий, несколько вялый контур; позднее его вынос стал меньше, а изгиб – более округлым и упругим. Точно так же шлифовалась каждая деталь, пока века экспериментирования не привели к утонченности и совершенству Парфенона.

Ионический ордер. Дорический ордер сложился на Пелопоннесе и в греческих колониях на Сицилии и в южной Италии. Ионический ордер получил наибольшее распространение в Малой Азии и на островах Эгейского моря. Ствол ионической колонны изначально был тоньше, чем ствол дорической колонны, что подтверждает ее происхождение от деревянной конструкции. Ионическая колонна имеет базу. Каннелюры глубже врезаны в ствол. С обеих сторон ионической капители выступают волюты, напоминающие частично развернутый свиток папируса, изображенный с торцевой стороны. У такой капители фасадная и задняя стороны отличаются от боковых, что не могло не вызвать определенных сложностей в решении углов сооружения. В угловой капители греки помещали волюты не на противоположных, а на смежных сторонах. В результате угловая волюта имела угловой выступ в сорок пять градусов. Ионический архитрав состоит из трех узких горизонтальных полос, которые часто украшали тонким невысоким рельефом, и не разбит на триглифы и метопы. Ионический ордер изящнее дорического и не производит свойственного последнему впечатления мощи. Греки считали дорический ордер мужским, а ионический – женским

Обе ветви развития, дорическая и ионическая, соединились в Афинах 5 в. до н.э. Афины располагались на границе между дорийскими и ионийскими землями, и уже в конце 6 в. в городе работали художники из обоих регионов. После победы, одержанной афинянами в греко-персидских войнах в 480 до н.э., под предводительством Перикла этот город-государство достиг своего наивысшего расцвета. Перикл стремился обеспечить культурное и художественное лидерство Афин в греческом мире и ради этого предпринял одну из самых амбициозных строительных программ в истории человечества, особенно если принять во внимание, что тогдашнее население Афин вместе с рабами насчитывало не более 300 000 человек.

Акрополь. Ядром строительной программы стал Акрополь, укрепленный выступ скалы. Во время греко-персидских войн персы разрушили находившиеся на скале древние храмы. В 447 до н.э. Иктин и Калликрат начали возводить на этом месте Парфенон, имевший по тем временам необычно большие размеры (3068 м) и обладавший удивительной целостностью, компактностью и ясностью. В нем находилась двадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Афины Девы), покровительницы города, сделанная из золота и слоновой кости. Пропорции колонн и плана, тонкость прорисовки деталей и нюансы архитектурного решения – все свидетельствует о стремлении архитекторов достичь гармонии. Говоря о нюансах, мы имеем в виду, например, легкий наклон колонн внутрь, сообщающий силуэту еле уловимую пирамидальность формы и создающий ощущение ее почти органического роста; едва заметное смещение крайних колонн к углам, придающее им дополнительную силу и устойчивость; наконец, небольшой подъем всех горизонталей от краев сооружения к центру.

В другом храме, Эрехтейоне, почитали сразу два божества: древнего бога Эрехейя, погибшего, согласно легенде, от молнии Зевса, и Афину. С этим связана необычная форма его плана, представляющего собой простиль с одним ионическим портиком с южной и вторым, более крупным, с северной стороны. С западной стороны южной стены размещается портик кариатид, в котором антаблемент поддерживают шесть статуй девушек, поставленных вместо обычных колонн. Нерегулярность плана, асимметрия объема храма не характерны для греческой архитектуры.

Незавершенными остались Пропилеи – монументальный вход на Акрополь, созданный Мнесиклом и украшенный дорическими портиками с небольшими павильонами по бокам. Над выступом крепостной стены, перед Пропилеями и несколько правее их, находится маленький амфипростильный ионический храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы).

Коринфский ордер. К концу 5 в. до н.э. возник третий архитектурный ордер, коринфский. Его колонны столь же изящны, как колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам. По-видимому, этот ордер впервые был применен в храме Аполлона в Бассах. В усовершенствованном виде мы встречаем его в круглом храме в Эпидавре; в самом конце 4 в. до н.э. коринфский ордер был использован при создании памятника Лисикрата в Афинах.

Жилище. О греческом доме 6 и 5 вв. до н.э. известно мало. Мы знаем, что он имел весьма скромные размеры и простую конструкцию. Несколько помещений, где готовили, обедали, мылись и спали, окружали внутренний дворик, через который освещались комнаты. В парадных комнатах полы нередко украшали мозаикой; утварь, в особенности керамические вазы, отличались изысканностью форм и тонкостью росписи.

РИМСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Римский гений более всего проявился в организации пространства. Для этого римляне обратились к новым конструкциям – арке и своду. Египтяне и греки тоже использовали арочные структуры, но делали это преимущественно в гражданских и подземных сооружениях. В Месопотамии сводчатые постройки встречались довольно часто, но непрочность высушенного на солнце кирпича препятствовала увеличению размеров сводов. В Риме возводили огромные своды из камня или, чаще, из бетона; связующим веществом служил вулканический пепел – пуццолана. Бетон заливали в деревянные формы – опалубку. Когда бетон застывал, формы удаляли, но поскольку их создание требовало немалых средств и времени, оптимальным решением было использование одних и тех же простейших структур. Если арка или свод возводились в камне, необходимо было сооружать временные деревянные конструкции-кружала, поддерживавшие свод до завершения работ. Применение стандартных форм и здесь оказалось более экономичным.

Именно в инженерно-строительном деле римляне достигли наивысших результатов. Римские дороги пронизали всю территорию огромной империи и были настолько хороши, что служили еще в течение многих веков после падения Рима. Водоснабжение городов империи осуществлялось через систему акведуков. По ним вода из дальних источников поступала в города; трубы проходили через ряды длинных аркад, обеспечивавших ровный пологий уклон водовода. И сейчас каменные арки акведука Аква Клавдия возвышаются в полях неподалеку от Рима. В испанской Сеговии глубокое ущелье пересекают две высокие аркады – одна на другой, а в южной Франции по тройной аркаде Пон дю Гар, построенной над речным потоком, вода попадает с гор в город Ним.

Храмы. При возведении храмов римляне использовали с некоторыми изменениями схемы, выработанные греками и этрусками. Архитектурная типология храма Юпитера Капитолийского в Риме с целлой и нависающей над ней кровлей, по-видимому, восходит к постройкам этрусков. К трем греческим ордерам римляне добавили тосканский, представляющий собой несколько упрощенную версию дорического, и композитный, в котором соединены черты ионического и коринфского ордеров. Римляне внесли и некоторые изменения в сами ордера, например у римских дорических колонн появились базы. В целом римские прямоугольные в плане храмы подобны греческим. Так, храм Фортуны Вирилис – это типичный простиль, а т.н. Мезон Карре в Ниме – псевдопериптер (целла во всю ширину храма, на боковых фасадах коринфские полуколонны приставлены к стене вплотную). Как и многие другие римские храмы, Мезон Карре поднят на платформу, или подиум, в него можно войти, поднявшись по лестнице, только со стороны одного из торцевых фасадов.

Совершенно иной облик у Пантеона. Этот круглый в плане храм увенчан полусферическим куполом диаметром 43 м. Изнутри в массивные стены цилиндра врезано семь ниш, внутрь ведет единственный дверной проем. Храм скомпонован так, что, если мысленно продолжить линию купола вниз, получится шар, касающийся пола храма в своей нижней точке. Через девятиметровое в диаметре отверстие в вершине купола Пантеона в здание проникает свет. Углубления-кессоны покрывают внутреннюю поверхность купола, и ритмический повтор их рядов подчеркивает логику работы бетонной конструкции. Пол и стены выложены плитами цветного мрамора. Полный взлет купола можно видеть только в интерьере, тогда как снаружи виден лишь самый его верх: нижняя часть утоплена в толщу цилиндра стен для погашения бокового распора. К цилиндру примыкает коринфский портик входа.

Постройки форумов. В римской архитектуре храмы занимали менее важное место, чем в греческой. Повседневная деятельность римлян протекала в правительственных, судебных и торговых зданиях форумов. Вдоль священной дороги римского форума веками строились храмы и базилики. На форум Траяна можно было попасть через триумфальную арку, за которой открывался обширный прямоугольной формы двор, окруженный колоннадой. В середине каждой из длинных сторон площади за колоннадой были устроены полукруглые помещения-экседры. Дальнюю сторону двора замыкала базилика Ульпия, в этом прямоугольном в плане здании с экседрами на обоих торцах находились биржа и суд. Пройдя базилику насквозь, можно было оказаться в следующем дворе, где установлена колоссальная колонна Траяна (единственная часть всего комплекса, сохранившаяся до наших дней) и храм Божественного Траяна. Полукруглое завершение – апсида храма является конечной точкой движения по главной оси форума. Перед нами образец чисто римской планировки с четко выраженной системой осей.

Базилики перекрывались стропильной деревянной кровлей или сводом. Стропильные перекрытия имелись у базилики Ульпия и у базилики Юлия, построенной Цезарем на римском форуме. Базилики имели прямоугольный план, их внутреннее пространство было разделено колоннадами на протяженные нефы. В них служители закона встречались со своими клиентами, а торговцы заключали сделки. Примером сводчатой базилики может служить базилика Максенция на римском форуме. Ее обширное внутреннее пространство было перекрыто тремя крестовыми сводами. Крестовый свод обладает рядом конструктивных преимуществ перед другими системами перекрытий – легко стыкуется с другими крестовыми или цилиндрическими сводами; в отличие от цилиндрического свода, опирающегося на боковые стены, нуждается только в четырех угловых опорах; если в здание, перекрытое цилиндрическим сводом, свет может поступать только с торцевых сторон, то постройка с крестовым сводом позволяет организовать освещение с любой или даже со всех четырех сторон. В базилике Максенция крестовые своды высоко подняты над боковыми нефами, перекрытыми цилиндрическими сводами. Базилика представляет собой крупнейшее сооружение на Форуме, но в своем нынешнем состоянии составляет лишь треть первоначальной структуры.

Театры и амфитеатры. Среди других форм римской архитектуры важное место занимали амфитеатры и театры. Почти 50 000 зрителей могли собраться в амфитеатре Флавия в Колизее, выстроенном неподалеку от форума, чтобы посмотреть на бои гладиаторов. Ряды зрительских мест поднимались ступенями от овальной арены, поддерживаемые сложной системой сводов; фасад, состоящий из трех рядов аркад, украшен ордерными элементами: приставными колоннами и пилястрами, вертикальные ряды которых перемежаются горизонталями антаблементов

Термы. Изобилие воды, доставляемой в римские города акведуками, способствовало сооружению роскошных бань (терм). В термах встречались с друзьями, обсуждали последние военные или политические новости, приятно проводили время. В термах Каракаллы имелись горячие, теплые и холодные бани, гардеробные, залы для физических упражнений и отдыха. План терм тоже основан на системе пересекающихся осей, расходящихся от главного объема к вспомогательным постройкам и внутреннему саду. Центральный зал перекрыт крестовыми сводами.

Триумфальные арки. По возвращении императоров из завоевательных походов в ознаменование одержанных ими побед возводились триумфальные арки. Однопролетная арка Тита поставлена на Священной дороге (Via Sacra) у входа на римский форум. В ее рельефах запечатлено покорение Иерусалима. Арка Константина, центральный пролет которой фланкирован арочными проемами меньшего размера, находится в стороне от форума. Ее колонны, помещенные на постаменты, создают ритмический акцент, но не несут никакой реальной нагрузки.

Жилые дома. В Помпеях, на много веков оказавшихся погребенными под слоем пепла, сохранилось много античных жилых построек. В домах поскромнее вестибюль вел в атрий дворик, посреди которого был устроен маленький бассейн для сбора дождевой воды. Портики двора вели в жилые помещения и столовую. Напротив входа, за атрием, располагался таблинум, сердце дома, где хозяин принимал близких друзей и где поклонялись божествам домашнего очага – ларам и пенатам. В более роскошных домах устраивали еще один двор, окруженный колоннадой, и сад. В доме Веттиев вокруг атрия размещались службы и конторы, где хозяин встречался с клиентами, а вокруг более удаленного от входа и скрытого от посторонних глаз перистильного двора проходила жизнь семьи. Архитектура такого дома ориентирована на внутреннее пространство. Снаружи украшали только фасад. Иногда в нем проделывали несколько небольших окон, но часто их вообще не было, поскольку через атрий и перистильный двор в дом попадало достаточно света. Скульптура, мраморные рельефы и фрески украшали нарядные покои, во дворике нередко сооружали фонтаны.

Поздняя римская архитектура. Раздвигая границы покоренных земель, завоевывая Галлию, Испанию, Британию, Грецию, Северную Африку и страны Ближнего Востока, римские легионы несли с собой достижения римской цивилизации, в том числе характерные для Рима архитектурные формы. Акведуки и храмы, термы и театры распространились по всему средиземноморскому миру. Эпоха господства Рима длилась несколько столетий, но уже в 3 в. начался упадок империи. Изменился и характер римской архитектуры. Дворец Диоклетиана в Сплите на берегу Адриатического моря напоминает по своему устройству римский военный лагерь. С трех сторон он был окружен оборонительной стеной с башнями, а прямоугольник его плана разделен на четыре части улицами, пересекающимися под прямым углом. В архитектуре дворца Диоклетиана непреложные каноны нарушены. Колонны держат уже не горизонтальный архитрав, а арку. Часто колонны вообще играют сугубо декоративную роль: поставлены на выступающую из стены консоль и более не являются силовым звеном конструкции. Многие традиционные детали заменены новыми, трактованными более свободно элементами классического ордера. Такого рода трансформации ознаменовали начало нового этапа в развитии европейской архитектуры.

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

В 313 император Константин объявил христианство государственной религией, и перед архитекторами встала задача создания церковного здания.

Базилики. Из всех типов сооружений римской архитектуры христиане выбрали базиликальное здание. Обычно в состав раннехристианской базилики входил атрий, в центре которого помещалась купель для крещения. Портик, расположенный на противоположной от входа стороне атрия, вел в нартекс, или вестибюль, предварявший внутреннее пространство самой церкви – наос. В нартексе во время службы находились оглашенные – люди, готовившиеся принять крещение. Наос был разделен продольными рядами колонн на нечетное число нефов – чаще всего 3 или 5. Центральный неф был, как правило, выше и просторнее боковых. В пространстве нефов собиралась паства. В восточном конце главного нефа на возвышении размещалась священническая кафедра, с которой произносились проповеди. Позади солеи находилась полукруглая апсида, в центре которой устанавливался алтарь – святое святых христианского храма.

Базилика отличалась предельной простотой формы. Первые церковные здания имели деревянные стропильные перекрытия. Раннехристианские общины были бедны, и в церковном строительстве им приходилось довольствоваться самыми дешевыми материалами. Часто при возведении храмов использовали фрагменты старых построек, поэтому колоннада могла быть составлена из колонн, увенчанных разными капителями. Мраморные плиты пола образовывали орнаментальный рисунок. В апсиде и на стенах церкви сверкали мозаики. Когда на мозаичную декорацию не хватало средств, храм расписывали фресками. По контрасту с богато украшенным интерьером внешний облик церковных зданий был очень скромным, что отличало их от языческих храмов.

В ранних базиликах 4–5 вв. вход находился с восточной стороны здания, а апсида с западной. Во время богослужения священник, пребывая перед алтарем, смотрел на восток, стоя лицом к пастве. Позднее характер службы изменился, священник и паства вместе обращали свой взор к востоку, и пастырь оказался стоящим спиной к собравшимся. В римской церкви Сан Лоренцо фуори ле Мура первоначальная апсида находилась с западной стороны, позже построили новую церковь, апсида которой была расположена по касательной по отношению к старой; впоследствии обе апсиды были разобраны, и старая церковь, оказавшаяся с восточной стороны стала приделом новой. В Средние века вошло в традицию устраивать вход с запада, а святая святых – алтарь – с востока.

Помимо базиликальных христиане возводили и центрические постройки. В этом случае алтарь помещался в центральной части крестообразного или круглого в плане зала, окруженного галереей. Примером такого здания может служить римская церковь Сан Стефано Ротонда. Как и первые базилики, она перекрыта простой деревянной кровлей. Однако более органичным для центрической композиции является купольное перекрытие, которое было реализовано в мавзолее Санта Костанца в Риме; галерея этого здания перекрыта цилиндрическим сводом.

Оба архитектурных типа распространены в восточном Средиземноморье, Сирии и Палестине. Храм Симеона Столпника в Калаат-Семане представлял собой комплекс, состоявший из четырех базилик, располагавшихся вокруг восьмиугольного в плане центрального двора, где стоял знаменитый столп. В Турманине фасад базилики был фланкирован башнями. Нехватка дерева в этих местах заставляла строителей сооружать перекрытия из каменных плит, положенных поверх конструкции из поставленных поперек главного нефа арок.

Архитектура Византии. Примерно до конца 8 в. восточная часть Римской империи со столицей в Константинополе оставалась главной хранительницей традиций европейской цивилизации.

Главную проблему ранневизантийской архитектуры обычно формулируют следующим образом: как поставить купол Пантеона на базилику Максенция? Чтобы перекрыть куполом обширное пространство, византийцы придумали т.н. паруса. Паруса представляют собой треугольные фрагменты сферической поверхности, нижний угол которых продолжается внизу опорным столбом, а верхняя дуга составляет часть окружности, лежавшей в основании купола. Это изобретение, известное еще со времен поздней античности, сделало возможным возведение базилики с одним или несколькими куполами. Храм св. Софии Константинопольской был сооружен в 532–537 по проекту архитекторов Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Неф храма перекрыт куполом на парусах, к которому с востока и запада примыкают полукупола; с южной и северной сторон купол опирается на широкие арки, часть нагрузки переносится на мощные контрфорсы, приставленные к стене снаружи. Боковые нефы с галереями окружают центральный зал. Как и в раннехристианских базиликах, пышность интерьера здесь резко контрастирует со скромностью наружных стен.

Заказчиком храма св. Софии и нескольких церковных построек в Равенне был император Юстиниан. В равеннской церкви Сан Витале купол на парусах покоится на восьми столбах. Центральный объем храма, имеющего в плане восьмигранник, окружают сводчатые галереи.

Примерно через полтора века после расцвета при Юстиниане Восточная церковь оказалась ареной иконоборческих споров: запрет на создание священных образов нанес огромный урон византийскому изобразительному искусству: новые иконы не писались, а старые разрушались. В архитектуре положение было лучше (запреты ее не коснулись), но общая ситуация не способствовала размаху строительной деятельности. В 9 – первой половине 11 вв. при Македонской династии наблюдается художественное возрождение. Широкое распространение получил архитектурный тип крестово-купольного храма и, в частности, такая его разновидность, как храм на четырех колоннках (или храм типа вписанного креста). Центральный купол возводится на пересечении рукавов креста, перекрытых цилиндрическими сводами, над углами квадрата обычно устраиваются маленькие крестовые своды. Такие здания имели, как правило, небольшие размеры. Пример церковной постройки этого типа дает Храм Малой Митрополии в Афинах (12 в.). Центральный купол на барабане высоко поднят над массивом сооружения, а ленты рельефов и скульптурных вставок оживляют поверхность наружных стен.

В эту эпоху был построен собор Сан Марко в Венеции. Его план представляет собой т.н. греческий крест (четырехконечный, равносторонний). Такой была композиция возведенного Юстинианом храма св. Апостолов в Константинополе. Интерьер и фасад Сан Марко богато украшены мраморной инкрустацией и мозаиками.

Средневизантийский период истории и культуры завершается захватом Константинополя крестоносцами – участниками 4-го крестового похода – в 1204. После этого потрясения Византия так и не смогла полностью восстановить свои силы, но в 13–14 вв. на Балканах было построено немало церквей. Обычно они невелики по размерам и при небольших различиях в плане, как правило, имеют купол, поднятый на высокий барабан, так что здание кажется похожим на башенку. В 1453 Константинополь был захвачен турками и его тысячелетняя история закончилась. В течение тысячи лет влияние византийской культуры распространялось на огромной территории, и 1453 не стал моментом ее гибели; начался новый период в истории существования византийской культуры, называемый поствизантийским, когда художественные импульсы, источником которых было некогда искусство Константинополя, получили свое развитие на Балканах, Кипре, в России.

Рассмотрим архитектуру государств - рабовладельческих деспотий Востока.

В архитектуре Египта XXVIII - I вв. до н.э. принято выделять следующие основные этапы: додинастический период (IV тыс. до н.э.); Древнее царство (XXX - XXIII вв. до н.э.); Среднее царство (XXI - XVIII вв. до н.э.); Новое царство (XVI - XI вв. до. н.э.); Позднее время (XI в. - 332 г. до н.э.).

Архитектура Древнего Египта - это один из самых ранних вкладов в сокровищницу мирового зодчества. Нигде до этого времени не было создано столь многочисленных и таких монументальных сооружений. Суровая красота величественной архитектуры во многом про­диктована природой Египта и обилием различных пород камня - основного строительного материала. Несмотря на традиции и каноны, которым строго следовали древнеегипетские зодчие, мастера создали разнообразные по своей архитектуре и объемно-планировочной композиции усыпальницы-пирамиды, заупокойные храмы, грандиозные ансамбли и города. Семиярусная 60-метровая пирамида фараона Джосера в Саккара (XXVIII в. до н.э.), создан­ная зодчим Имхотепом, - это пример поиска совершенной формы гробницы. Построенные в XXVII в. до н.э. четкие и совершенные по форме пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина, которые высятся в Гизе, являются своеобразным символом Египта. Наиболее грандиозная - пирамида Хеопса, построенная зодчим Хемиуном, - сложена из двух с лиш­ним миллионов каменных блоков. Гизехский ансамбль помимо трех пирамид имел в своем составе многочисленные заупокойные храмы, мастаба и другие дополняющие его элементы, как например гигантская фигура Сфинкса, которая стоит на оси пирамиды Хефрена.

Среднее царство предприняло поиск новых архитектурных образов, подтверждением чего стал храм-усыпальница фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри, построенный в XXI в. до н.э.

Храмовые комплексы Нового царства, посвященные богу Амону, были возведены в Фивах. Взаимосвязанные между собой, храмы Карнака и Луксора построены соответственно в XVI в. до н.э. зодчим Инени и XV в. до н.э. зодчим Аменхотепом Младшим, способствова­ли сложению новых особенностей архитектуры. С течением времени комплексы Карнака и Луксора стали своеобразными каменными городами с аллеями и площадями, колоннами и храмами. Зодчие Иупа и Хатиан в XIV - XIII вв. до н.э. возвели самый крупный, так назы­ваемый гипостильный, зал размерами 103 х 52 м. Заупокойный храм царицы Хатшепсут, по­строенный в Дейр-эль-Бахри, близ Фив, зодчим Сенмутом в XV в. до н.э., представляет со­бой своеобразный комплекс из трех колоссальных террас, объединенных пандусом. Храм находится у подножия гор и как бы врастает в толщу скал. Во второй половине Нового цар­ства (XIV - XI вв. до н.э.) был создан ряд заупокойных храмов. Среди них выделяется Боль­шой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (первая половина XIII в. до н.э.). Велика заслуга древне­египетских зодчих в разработке ордера и различных типов колонн.

Архитектура народов Двуречья XXIV - VI вв. до н.э. прошла несколько этапов. Народы Шумера и Аккад, Ассирии и Вавилонии создали своеобразные памятники мирового зодчест­ва. Здесь в III тыс. до н.э. был разработан тип храма - главного культового сооружения -Зиккурат. Самый знаменитый из них - Вавилонская башня.

На конец II тыс. до н.э. приходится расцвет эгейской культуры, центрами которой были города Микены, Тиринф, Троя, остров Крит и др. Кносский дворец на Крите, Акрополь в Тиринфе, крепость Микены с ее «Львиными воротами» - это лишь немногие свидетельства и

примеры зодческой культуры эгейцев. Эгейское искусство своеобразное связующее звено между Востоком и Древней Грецией.

" и обещанием Великого подарить кружку его обсуждением решила таки сделать серию познавательных постов по истории архитектуры. Итак, часть 1 - архитектура Древнего Мира .

В истории искусств динамику развития любого вида и жанра чаще делят на временные периоды, ибо в одну эпоху появляются, развиваются и умирают множество стран и обществ со своими самобытными и оригинальными культурами.

К Древнему Миру относятся все, существовавшие с XV до I вв до н.э. Это Египет, Древний Восток (Месопотамия, Ассирия, Персия, Финикия), Индия, Китай и Япония, Древние цивилизации Америки (Толтеки, Инки, Ацтеки, Майя), Эгейская (Крито-Микенская) и Этрусская культуры. Хронологичнски к этому периоду можно отнести и Древнюю Грецию, и Древний Рим. Но развитие этих культур выделено в отдельный исторический этап - Античность. Об этом периоде будет отдельный пост, если захотите.

1. Древний восток
Месопотамия, Ассирия, Персия, Финикия. Пребывающие в состоянии практически непрекращающихся воин, в том числе и друг с другом, расположенные в практически одинаковых климатических и природных условиях, эти страны создали очень схожие и тесно переплетённые культуры. Архитектура их была в основном крепостной, с тяжелыми укрепленными воротами, массивными стенами, арками и колоннами. Основным строительным материалом был сырцовый кирпич, что так же послужило одной из причин формирования характерного монументального стиля архитектуры. Стилистической особенностью сооружения городов является стремление избегать прямой перспективы, применение принцип «ломаной оси» при создании городов с разветвлённой сетью улиц.


2. Древний Египет
На протяжении более чем трех тысяч лет в архитектуре Египта господствует раз и навсегда установившаяся традиция. Видоизменение происходит только и в рамках одного стиля, смена господствующего типа сооружений соответствует изменениям в социальной и политической сферах страны: в эпоху Древнего царства это скальные (пещерные) гробницы, в эпоху Среднего царства - пирамиды, в эпоху Нового царства - храмы.
Пирамиды олицетворяют собой дух культуры Египта, веру в загробную жизнь и силу фараона, а также представления египтян о Вселенной.
Особенностями храмов являются большие залы, огромное количество молелен и непревзойденной красоты росписи на всех поверхностях, в том числе внешних стенах и потолоке, который является символом неба и поэтому покрашен в синий цвет и расписан золотыми звездами. Кроме того, непременным атрибутом храма является обелиск и священное озеро.
Прочность, монументальность и декоративность отличают архитектуру Древнего Египта от других примеров зодчества того времени.

3.Древняя Индия
Индийская архитектура необычайно гармонично связана с природой. Древнейшие индийские храмы строились прямо в пещерах. Об одном таком , я уже делала пост. В более позднее время место для культовых сооружений тщательно выбиралось.
Средства художественного выражения поражают многообразием и красочностью, напоминающей цветущую природу страны. Идея единства жизни во всех ее проявлениях пронизывает и философские учения, и эстетику, и искусство.Выполненные с большим мастерством из камня произведения скульптуры, часто достигающие гигантских размеров, покрывают стены храмов, притягивая к себе внимание. Религиозная символика и отражение жизни того времени во всех ее проявлениях проявляются в каждом произведении архитектуры, а скульптура и рельеф занимают в индийском искусстве первое место.

4. Древние Китай и Япония
Архитектурные сооружения Древнего Китая значительно отличаются от архитектурных памятников остального мира как внешним видом, так и конструкцией. Одним из отличий является то, что в древнекитайских сооружениях преобладают деревянные конструкции, тогда как в других архитектурных памятниках - кирпич и камень. Главной опорой любого строения является остов из деревянных балок, внутренние и внешние стены и перегородки варьируются по желанию. Ещё одной отличительной чертой древнекитайской архитектуры является ансамблево-групповой принцип - строили не одно здание, а целый комплекс сооружений, будь то дворец, монастырь или жилье.Масштабность достигалась в Китае сооружением больших строительных ансамблей, созданных из нескольких лёгких, устремлённых ввысь зданий.

Древняя Япония
Главным ориентиром в архитектуре был Китай, но японские зодчие всегда превращали заморские образцы в особенные произведения.Японская архитектура была в основном деревянной. Возводились разнообразные жилые постройки, дворцы и храмы.Характерной особенностью японского зодчества можно считать связь здания с окружающим ландшафтом — водной поверхностью, растительностью и рельефом.

5. Древние цивилизации Америки (толтеки, ацтеки, майя и инки)
Самые интересные и важные памятники старинной американской культуры свидетельствуют о высокой культуре создавших её народов. Вообще они имеют одинаковый характер и представляют картину одного и того же искусства, но между ними нельзя не отличить двух различных степеней развития. К более ранней, принадлежат памятники в Оахаке, Гватемале и Юкатане, к позднейшей, или ацтекской, памятники, сохранившиеся в Мексике, но сделать более точное различие между ними по народностям и столетиям невозможно.
Здания представляют собою по большей части остатки храмов или укреплений. Их постройка отличается массивностью стен, колонн и пилонов, но вместе с тем благородным вкусом и носит печать искусства, которое уже успело достигнуть известного развития. Часть храмов возведена на верхних площадках огромных ступенчатых пирамид, снаружи облицованных каменными блоками, декорированными горизонтальными поясами с рельефным геометрическим орнаментом. Общая композиция дополняется скульптурными элементами, специфическими, не встречающимися больше нигде орнаментами, иероглифами.

6.Эгейская (Крито-Микенская) архитектура.
Культура эгейского мира - это остров Крит с городами Кносс, Фест, Триада; десятки островов меньшего размера, Микены, Тиринф, берега Балканского полуострова и Малой Азии (Троя). Она является связующим звеном между ранними культурами Востока и античностью и становится первой зрелой европейской цивилизацией в древней истории.На критскую культуру оказали большое влияние государства Малой Азии, а особенно Египет. В свою очередь, культура Крита повлияла на Египет времени Нового царства, а еще более существенно - на сложение культуры Древней Греции. На Крите были основаны города с проложенными дорогами, мощёными улицами, мостами и водопроводами, были воздвигнуты роскошные дворцы правителей. Все постройки дворцов, частично двухэтажные, размещались по сторонам большого двора, окруженного каменной стеной. Самый известный - Кносский дворец с огромным лабиринтом, в котором жил Минотавр, о котором гласят древнегреческие мифы.

7. Этрусская архитектура
Цивилизация этрусков до сих пор остается для историков загадкой - они исчезли как нация задолго до нашей эры. Улыбающиеся статуи и расписные гробницы хранят молчание, подобно погибшим городам Крита. Из сохранившихся этрусских надписей большая часть не расшифрована, т.к не удалось точно определить, к какой группе принадлежит их язык.
Этруски не оставили мировых художественных произведений, но именно они определи черты римской архитектуры. От этрусков Римляне получили высокую строительную технику (дороги, мосты, водопровод), исходный тип жилища (атриунный дом), тип культового здания (выделение главного фасада), принцип осевой направленности композиции. Идет тенденция к выделению главного фасада. Композиция развивается по оси симметрии, внутренне. Храм ставится на пьедестале - подий, лестница с одной стороны. Колонны деревянные, высота 1/3 от ширины фасада. Типы колонн - гладкий свод, грубая круглая база, капитель с придавленным эхином, большая абака.

Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 17:56 + в цитатник

В разные исторические периоды применялись различные строительные материалы и разные конструкции, соответствующие техническому развитию своего времени. Естественно, что новые конструкции оказывали влияние на архитектурные формы. Например, в Древнем Египте основным строительным материалом был камень и зодчие применяли только один тип конструкций - стоечно-балочный. Чтобы перекрыть большое пространство тяжелыми каменными балками двухметровой высоты, под них приходилось ставить множество опор на расстоянии всего 3-4 м друг от друга. Помещение получалось тесным, похожим на каменный лес.

О характере жилища египтян мы знаем немало благодаря изображениям, глиняным моделям и археологическим исследованиям. Во втором тысячелетии до н. э. жилой дом имел в плане правильную прямоугольную форму с длинными коридорами, рядом маленьких комнат и залов с внутренними колоннами. Наиболее совершенные типы жилья встречаются в Фивах и в Ахетатоне в период Нового царства. В плане жилые дома квадратные или прямоугольные. Рядом с низкими одноэтажными строят дома в несколько этажей с внутренней лестницей. Жилые помещения ориентированы на север, навстречу освежающим ветрам и очень часто выходят в сад.

Египтяне возводят и огромные инженерные сооружения. Это прежде всего широкая сеть каналов и водохранилищ, благодаря которым на сравнительно небольшой полоске земли вдоль Нила возникла зона цветущих садов. Египетскими строителями был сооружен также первый канал, соединяющий Красное море с Нилом, а тем самым и со Средиземным морем.

Храмовые сооружения возводили и на поверхности земли, и в отвесных скалах, где вырубались пещерные храмы с богатым архитектурным внутренним убранством. Симметричность композиции сооружений - своего рода закон для архитектурного творчества египтян. Она подчеркивалась и преувеличенным масштабом, и организацией подхода к сооружению по его оси. Главные фасады храмов имели наклонные стены, что, видимо, является отзвуком более ранних глинобитных построек. За фасадным пилоном открывался перистиль - квадратный двор, обрамленный массивными близко поставленными колоннами. Доступ во двор был открыт всем. Потом следовал гипостиль - колонный зал, освещавшийся сверху через просветы между уровнями перекрытия различных частей зала. К нему примыкали другие, меньшие по площади и высоте помещения, считавшиеся святилищами; чем дальше они располагались от входа, тем все более ограниченному кругу жрецов были доступны. Вся продольная композиция симметрична относительно главной оси. Последовательное чередование различных пространств, сгущение мрака, огромность колонн должны были подчеркивать могущество богов и оказывать на входящего сильное эмоциональное воздействие.

К наиболее крупным и значительным культовым комплексам относят большой храм Амона в Фивах (в настоящее время деревни Карнак и Луксор), в Эдфу и на острове Филе.
Храм Амон-Ра. Луксор


Аллея Сфинксов. Луксор

Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности. Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию. Для простых людей строят простые гробницы, для знати - мастабы, а для фараонов даже еще при их жизни - огромные пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни.

Для «ба» необходимо жилище - гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача - заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

Самая большая (площадью 52900 кв. м) и наиболее старая пирамида Хеопса в 1,5 раза выше, чем, например, собор св. Вита в Праге. Она возведена из множества каменных блоков весом до 2,5 т. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун в XXVII в. до н. э. близ Мемфиса, первой столицы Древнего Египта. Стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его власти, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства.


Пирамида в Гизе


Метки:

Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 19:21 + в цитатник

Дольмены, менгиры, кромлехи – древняя мудрость предков, таинственные постройки из камней, разбросанные по всему миру, которые несколько тысячелетий хранят тайны своего происхождения и предназначения.

Эти мегалиты встречаются в России (Геленджик, Сочи, Туапсе, Саяны, Прибайкалье, Хакасия и др.), Украине (Крым, Закарпатье), Абхазии (Сухуми), Англии (Стоунхендж), Франции (Бретань - Карнак), Италии (Бишелье, Лечче), Ирландии, Испании, Индии, Ираке, Сирии, Корее, Японии, Северной Америке, Северной Африке (Алжир).

Официальная наука определяет возраст мегалитов от 3 до 5 тысяч лет (медный, бронзовый век), но ряд исследователей полагают, что некоторым каменным сооружениям более 10 тысяч лет и относятся они к культуре неолита.

Кто построил «деревни» дольменов, «аллеи» менгиров, «астрономические обсерватории» кромлехов? Атланты? Жрецы? Люди – гиганты? Циклопы?

Геологи определили странную закономерность: при совмещении карт-схем распространения мегалитов с геологическими картами, большинство из сооружений оказались на линиях геологических разломов.

Дольмены представляют собой большую каменную плиту, горизонтально уложенную на каменные опоры, или каменный закрытый ящик с отверстием круглой (чаще всего), треугольной или квадратной формы. В некоторых дольменах сохранились каменные грибообразные пробки-втулки, закрывающие отверстия (вес отдельных до 200 кг).

Одна из версий строительства дольменов - метод бетонной лепки из песчано-глинистой цементирующей массы, которая выдавливалась из недр на поверхность в местах геологических разрывов (надвигов).

Менгиры - огромные, вертикально врытые в землю каменные столбы высотой от 3 до 20 метров (самый крупный весит 300 тонн). Менгиры устанавливались как одиночно, так и группами: овальными, прямоугольными многокилометровыми линиями и аллеями (от нескольких десятков до тысячи камней). На некоторых менгирах – орнаменты и барельефы.

Кромлехи - несколько поставленных вертикально в землю продолговатых камней (менгиров), образующих одну или несколько концентрических окружностей. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, дольмен.

Легенды гласят, что мудрец и волшебник кельтских мифов Мерлин посредством левитации, доставлял камни весом до 50 тонн из Ирландии для строительства Стоунхенджа.

Грандиозные монументы свидетельствуют о том, что древние строители обладали знаниями в архитектуре, астрономии, математике и геологии.

В расположении каменных «аллей» менгиров прослеживается чёткий геометрический план, некоторые каменные ряды, протянувшиеся на километры с запада на восток, постепенно сближаются друг с другом по сложному математическому закону, описываемому параболической функцией. На многих мегалитах имеются следы механической обработки: выемки и пазы, свидетельствующие о сверхточной подгонке плит, идеально круглые отверстия. Отдельные плиты дольменов соединены пазами с точностью до миллиметра.

Как и зачем были построены дольмены, менгиры, кромлехи? Какими инструментами обрабатывали камни тысячелетия назад? Кто воздвиг эти грандиозные сооружения? Как строителям удавалось доставлять на десятки и сотни километров многотонные камни и устанавливать их? Ответы на эти вопросы до сих пор остаются загадкой.

Версий существует множество - от мифов до научных гипотез.

Наиболее интересные из них:

* Кромлехи - мегалитические обсерватории древних цивилизаций. Возможно, по положению мегалитов определялись солнечные и лунные затмения, дни зимнего и летнего солнцестояния? Исследователями установлено, что Стоунхендж и другие мегалиты генерируют высокочастотные колебания и электромагнитные волны. Их активность возрастает на восходе и закате солнца, а также усиливается в дни весеннего и осеннего равноденствий.

* Кромлехи - культовые сооружения друидов – кельтских жрецов, места поклонения духам природы.
* Дольмены – «дома» для приношения даров богам и духам предков.

* Дольмены - места погребения родовых старейшин.

* Дольмены – святилища, места поклонения Солнцу.

* Дольмены - вместилища духов великих предков.

* Дольмены – место «заточения» жрецов – оракулов.

* Дольмены - акустические устройства - средства передачи информации. Измерения показали, что для дольмена - монолита резонирующая частота составляет 2,8 ГЦ.

* Менгиры – храмы, возле которых совершались жертвоприношения.

* Менгиры - астрономические часы каменного века. Камни Карнака (Бретань) расположены так, что показывают положение Солнца в определенное время года.

* Дольмены - медитационные камеры-резонаторы в местах силы. Возможно, дольмены служили древним народам камерами для достижения состояние самадхи?

* Менгиры индейцев с изображениями людей в масках животных, птиц - символы религиозных культов.

* Менгиры индейцев с двумя головами (человека и животного) – символы древнего толтекского учения о нагуале и тонале.

Возможно, наши предки использовали дольмены для практик искусства сталкинга - «перепросмотра личной истории» - одного из пути, приводящего к главной цели толтеков - свободе?
Мегалитические сооружения - своеобразные «каменные книги» древних, в которых зашифрованы данные о Земле, Солнечной системе и Вселенной. Возможно, в древние времена люди умели пользоваться интуитивным знанием об особых генерирующих структурах мегалитов, которыми в наше время занимается наука эниология - забытая наука древности, наука о процессах энергоинформационного обмена в Мироздании.

Полагаю, что «привязка» человечества к материальному миру «стёрла» у людей генетическую память об общении с природой, о возможностях «слышать» голос камня. Земля пытается вернуть нас к истокам, напоминая бесконечными природными катаклизмами. Услышим ли мы голос камня и голос Земли?

Источник http://www.zhitanska.com/


Метки:

Вторник, 19 Февраля 2013 г. 10:41 + в цитатник

Китай - одна из крупнейших стран Азии, его цивилизация существует с IV тысячелетия до н. э. и принадлежит к наиболее развитым в эпоху древности и средневековья. За несколько тысячелетий существования китайская культура дала замечательные произведения искусства, многие полезные изобретения.

Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Китае существовала достаточно развитая культура. Это был мифологический этап развития философской мысли. Главными были представления о небе, дарующем жизнь, и о земном начале, а также культ предков, духов неба и земли, которые причудливо сочетали в себе черты животных, птиц и людей.

В VI в. до н. э., ведя захватнические войны, китайцы проникают далеко за границы своей империи, оказывают воздействие на культуру других народов, испытывая одновременно и их влияние. Примером тому является проникновение из Индии буддизма, который привлек людей того времени обращенностью к внутреннему духовному миру человека, мыслью о внутреннем родстве всего живого. Вместе с ним появляются и новые типы культовых сооружений.

В Китае строятся первые пагоды, представляющие собой башни из кирпича или камня, имеющие несколько ярусов с выступающими крышами, и скальные монастыри, подобные индийским, состоящие из сотен больших и малых гротов в толще скалы. Посетитель передвигался по шатким настилам и заглядывал внутрь гротов, откуда на него смотрели статуи Будды. Некоторых гигантов, достигающих 15-17-метровой высоты, можно видеть и теперь из-за обвалов передних стенок гротов.

Так же как и в Индии, в Китае, под влиянием сооружений из бамбука некоторые архитектурные формы принимали своеобразный характер, например углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.

В начале нашего летоисчисления возникают новые большие города, и важной задачей опять становится строительство дворцов, которые представляли собой целые комплексы построек с павильонами, воротами и бассейнами посреди архитектурно проработанных парков. Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся в чутком к ней отношении и восприятии ее как важной составной части жизненной среды.

Выдающимся техническим сооружением явилась Великая Китайская стена, строительство которой началось еще в IV в. до н. э. и велось несколькими поколениями. За всю историю Китая существовало три основных стены, каждая протяженностью в 10000 ли (5000 км.). Стена была задумана как укрепление против набегов воинственных кочевников-монголов с севера, а также, по всей вероятности, как доказательство власти и величия императора. Она выдерживала влияние ветра и непогоды на протяжении многих столетий.

Великая Китайская стена является символом Китая. У входа на отреставрированную часть Стены можно увидеть надпись, сделанную по распоряжению Мао Цзе Дуна - "Если ты не побывал на Великой Китайской Стене - ты не настоящий китаец".


Метки:

Вторник, 19 Февраля 2013 г. 11:10 + в цитатник

В многочисленных и разнообразных культурных памятников Китая древняя китайская архитектура занимает очень важное место. Выдающиеся образцы древней китайской архитектуры, такие как дворец "Гугун", храм "Неба", парк "Ихэюань" в Пекине, древний город "Лицзян" в провинции Юньнань, древние жилые помещения в южной части провинции Аньхуэй и другие уже вошли в "Каталог мирового культурного наследи.

Императорский дворец Гугун

Храм Неба


парк "Ихэюань"

Виды древних китайских сооружений очень многообразны: это и дворцы, и храмы, и садовые сооружения, и могилы, и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны, или изящны, изысканы и динамичны. Тем не менее они обладают характерной особенностью, которая так или иначе сближает их друг с другом, - это те строительные идеи и эстетические устремления, присущие исключительно китайской нации.

В древнем Китае наиболее типичной конструкцией дома считалась каркасно-столбовая, использующая для этого древесину. На глинобитной платформе устанавливались деревянные столбы, на которых крепились продольные поперечные балки, а на них - крыша, покрываемая черепицей.

У нас в стране говорят, что "стена дома может обвалиться, но дом не разрушится." Это объясняется тем, что тяжесть дома выдерживают столбы, а не стена. В этом и заключается суть дела. Такая каркасная система не только позволяла китайским архитекторам свободно проектировать стены дома, но способствовала предотвращению разрушения дома при землетрясениях. Например, в северной провинции Китая Шаньси находится буддийский храм высотой более 60 метров, каркас которой был деревянным. Этой пагоде уже 900 с лишним лет, но она очень хорошо сохранилась до сегодняшнего дня.

Другая особенность китайского древнего зодчества - это эффект, дающий целостную композицию, т, е. создается некий ансамбль из множества домов. В Китае не принято строить отдельно стоящие здания: будь это дворцовые сооружения или частные помещения они всегда обрастают дополнительными строениями.

Главное здание окружается дворовыми постройками, которые равномерно отделены от него и симметричны.

Однако, сооружения в архитектурном ансамбле не обязательно размещены симметрично. Например, постройки в горных районах Китая или помещения садово-паркового комплекса иногда сознательно допускают нарушения симметричной формы в целях создания более богатого разнообразия строительных композиций. Погоня за подобным разнообразием форм в ходе строительства домов привела не только к созданию единого строительного стиля в китайском древнем зодчестве, но и одновременно с этим продемонстрировала его многообразие.

Древние архитектурные сооружения Китая носят и другой яркий характер: они подвергаются художественной отработке, придавая им специфическую декоративность. Например, крыши домов не были ровными, а всегда вогнутыми. А для того, чтобы придать зданию определенное настроение, строители обычно вырезали на балках и карнизах разнообразные картины животных и трав. Подобные узоры наносились гравированные и деревянные столбы комнат, окон и дверей.

Кроме того, древнее китайское зодчество характеризуется применением красок. Обычно крыши дворца покрывались желтой глазурованной черепицей, карнизы красились сине-зеленой окраской, стены, столбы и дворы - красным цветом, комнаты устланы белыми и темными мраморными платформами, которые сверкали под голубым небом. Сочетание желтой, красной и зеленой окрасок с бело-черной в украшении домов не только подчеркивает величественность зданий, но и радуют глаз.

По сравнению с дворцами жилые помещения в южной части Китая очень скромны. Дома покрыты темно-серыми черепичными крышами, их стены перекрыты белыми цветами, а деревянные каркасы - темно - кофейным цветом. Вокруг домов растут бамбук и бананы. Подобные помещения существуют и в настоящее время в южных провинциях страны Аньхуэй, Чжэцзян, Фуцзянь и других.

Составлено по материалам и соглашению с CRI - China Radio International


Метки:

Вторник, 19 Февраля 2013 г. 11:58 + в цитатник

Дошедший до наших дней Храм Неба - место, где императоры династий Мин (1368 - 1644 гг.) и Цин (1644 - 1911 гг.) совершали ритуал жертвоприношений Небу и молились о годовой жатве. Храм был построен в 1420 г. на южной окраине города Пекина. Главные сооружения Храма Неба имеют в плане форму круга и лежат на оси, ориентированной с юга на север. Постройки служебного назначения имеют в плане прямоугольник. Это подтверждает версию существования в древнем Китае космогонических представлений, что Небо - круглое, а Земля - квадратная.

Храм Неба занимает территорию общей площадью 2,73 млн. м², которая в 4 раза больше площади Запретного города. В архитектурном храмовом ансамбле сооружений не много, на большей части территории храма высажены деревья. Храм Неба обнесен двумя стенами - внешней и внутренней. Внешней стеной обнесена вся территория храма, внутренней - здания храма. Протяженность внешней стены с юга на север составляет 1650 м, с востока на запад - 1725 м; протяженность внутренней стены с юга на север достигает 1243 м, с востока на запад - 1046 м. Главные сооружения архитектурного ансамбля Храма Неба расположены на оси "юг - север". В крайней южной точке находится мраморный "Алтарь Неба" - "Хуаньцютань", в крайней северной точке расположен "Алтарь Жатвенных молитв" - "Цигутань". "Алтарь Неба" - главное сооружение архитектурного ансамбля Храма Неба. Здесь императоры проводили ритуал жертвоприношений Небу. Центром алтаря служит мраморная трехъярусная терраса высотой 5 м круглой формы. Согласно ритуалу, жертвоприношения Небу совершались под открытым небом. В центре террасы установлен каменный диск диаметром менее 1 м, который называется "сердцем Неба". Если что-либо произнести, стоя прямо на этом диске, то можно отчетливо услышать отзвук каждого своего слова. Смысл заключался в том, что когда император вел свой диалог с Небом, его молитве вторил весь подданный ему народ.Вокруг "Алтаря Неба" всегда царит торжественная тишина. Церемония жертвоприношений Небу проводилась ежегодно до восхода солнца в день зимнего солнцестояния (21-22 декабря). Когда император поднимался по ступеням алтаря, перед алтарем зажигали висящие на высоких шестах фонари, над курильницами вздымались клубы благовоний, способных достичь небесных высот, а в 12 котлах, расставленных в юго-восточной части алтаря, готовилась жертвенная еда. Церемония сопровождалась музыкой, что создавало атмосферу таинственности.

К северу от "Алтаря Неба" находится "Зал Небесного свода" - "Хуанцюнъюй", предназначенный для хранения поминальных табличек духов Неба и светил и предков императора. "Зал Небесного свода" огражден "Стеной возвращающихся звуков". Если, повернувшись лицом к стене, тихо произнести что-нибудь, то эти слова будут отчетливо слышны в любой точке противоположной стороны стены. Пол "Зала Небесного свода" украшен символическим узором: в центре - круглый камень, вокруг него - 9 колец, выложенных камнями веерообразной формы. Первое кольцо образуют 8 камней, каждое следующее кольцо увеличивается на число кратное 8, всего -360 камней. Число "8" символизирует "Розу ветров" - север, юг, восток, запад, северо-восток, юго-восток, северо-запад и юго-запад.
Сразу за северными воротами "Зала Небесного свода" начинается вымощенная кирпичом дорога, соединяющая "Алтарь Неба" с "Алтарем Жатвенных молитв". Дорога 360 м длиной и 29,4 м шириной именуется "Даньбицяо" - "Мостом Алых ступеней". Идущая с юга на север, дорога слегка поднимается вверх, что символизирует далекий и долгий путь до Неба. "Мост Алых ступеней" подразделен на три параллельных полосы: средняя "Священная дорога", предназначенная для духов Неба; восточная "Императорская дорога", по которой мог ступать только император; западная "Княжеская дорога", предназначенная для князей и вельмож; о строгой сословной иерархии говорит отсутствие дороги для простого люда. Когда ступаешь по "Мосту Алых ступеней", охраняемому с двух сторон караулом вечнозеленых сосен и кипарисов, кажется, что попадаешь в объятия Неба. Именно такую цель и ставили проектировщики ансамбля.
Пройдя до конца "Моста Алых ступеней", попадаешь к "Алтарю Жатвенных молитв", где император ежегодно молился о ниспослании богатого урожая. Здесь находится самое красивое сооружение ансамбля Храма Неба - "Зал Жатвенных молитв" - "Циняньдянь". Он возвышается на 38-метровой трехъярусной мраморной террасе и увенчан трехъярусной крышей, покрытой синей глазурованной черепицей, отличается изяществом орнаментации совершенством архитектурной конструкции.

Кроме того, в ансамбль Храма Неба входит несколько сооружений служебного назначения, среди которых "Дворец поста" ("Чжай гун"), в котором постился перед ритуалом император, "Павильон закалывания жертвенных животных" ("Сишэн со") и "Управа священной музыки" ("Шэньюе шу"), где обучали храмовой музыке. При сооружении Храма Неба перед архитекторами была поставлена задача создать храмовой комплекс, предназначенный как для проведения ритуала жертвоприношений Небу, так и молитв о годовой жатве. Согласно древним космогоническим представлениям, Небо считалось кругом, а Земля - квадратом, поэтому при строительстве Храма Неба широко обыгрывалась форма - круглая либо квадратная. Свидетельством тому служит, во-первых, архитектурное решение стены: обращенная вверх северная часть стены имеет круглую форму, а смотрящая вниз южная часть стены Храма Неба - квадратную, поскольку Небо находится наверху, а Земля - внизу. Во-вторых, три главных здания Храма - "Алтарь Неба", "Зал Небесного свода" и "Зал Жатвенных молитв" - имеют в плане круг, а ограждающие их стены - квадрат.
Согласно древней натурфилософии считалось, что все и вся в природе образованы из "ян" (мужское начало) и "инь" (женское начало). Небо, император и нечетные числа относятся к "ян". Среди нечетных чисел "9" занимает самое высокое положение, поскольку в древности верили в существование 9 Небес и в то, что небесные боги живут именно на 9-ом Небе. Символика числа "9" широко использовалась при сооружении Храма Неба. Например, центром верхнего яруса "Алтаря Неба" является круглый камень, окруженный 9 кольцами из камней веерообразной формы. Внутреннее первое кольцо насчитывает 9 камней, второе - 18, последнее внешнее - 81. Каждый ярус алтаря соединен с другим 9-ью ступенями.

Числовая символика широко использовалась и при строительстве "Зала Жатвенных молитв", только в отличии от "Алтаря Неба" здесь присутствуют четные числа, что связано с годовым сельскохозяйственным и временным циклами. 28 массивных опорных столбов из дерева фебе, поддерживающих конструкцию здания, размещены в 3 ряда. 12 столбов внешнего ряда символизируют 12 периодов времени суток; 12 столбов среднего ряда - 12 месяцев, а вместе эти 24 опоры символизируют 24 сезона годового сельскохозяйственного цикла. 4 несущих опорных столба внутреннего ряда символизирует 4 времени года.
Цветовое решение архитектурного ансамбля Храма Неба также символично. Желтый цвет символизирует Землю, синий - Небо, поэтому в орнаментации Храма Неба широко представлены все оттенки синего. Крыши "Зала Небесного свода" и "Зала Жатвенных молитв" украшены синей глазурованной черепицей.
На территории храмового ансамбля высажено более 60 тыс. кипарисов, более 4000 из них насчитывают 100-летнюю историю. Массивы вечнозеленых сосен и кипарисов, белоснежные террасы, резные каменные перила, лазурное небо и синие крыши создают торжественную и сакральную атмосферу, достойную ритуала жертвоприношений Небу.
В признании ЮНЕСКО значения данного историко-культурного памятника особо подчеркнуты следующие три момента. Во-первых, Храм Неба является выдающимся произведением зодчества и ландшафтного искусства, наглядным и ярким воплощением важнейших космогонических представлений, повлиявших на развитие одной из величайших цивилизаций мира. Во-вторых, символичность пространственной планировки и архитектурной конструкции сооружений ансамбля Храма Неба на протяжении многих веков оказывали глубочайшее влияние на принципы и характер архитектуры всего региона Дальнего Востока. В-третьих, Храм Неба, благодаря своим уникальным конструктивным особенностям и пространственной планировке, служил символом "законности" феодального династийного правления, господствовавшего в Китае более двух тысячелетий.


Метки:

Археологические находки, как правило, позволяют учёным получить весьма подробную информацию о прошлом. Но случается, что учёные и сами становятся в тупик, поскольку не могут объяснить ни происхождение, ни предназначение артефактов. В нашем обзоре 10-ка удивительных архитектурных объектов, найденных археологами в разных точках планеты.

1. Сооружения храмовников (Мальта и Гозо)


Храмовники жили на островах Мальта и Гозо в Средиземном море на протяжении 1100 лет (с 4000 до 2900 годов до н.э.), а затем просто исчезли без следа, оставив после себя только удивительные сооружения. Насколько могут судить современные археологи, причиной их исчезновения не стали ни вторжение, ни голод или болезни. Можно утверждать, что эти загадочные люди были одержимы строительством каменных храмовых комплексов - их на 2 небольших островах было найдено около 30. Исследователи обнаружили многочисленные свидетельства жертвоприношений и сложных ритуалов в в этих храмах, а также обилие фаллических символов.



Высоко в горах, посреди сибирского озера в 1891 году ученые обнаружили одно из самых загадочных сооружений в России - Пор-Бажын (что означает "Глиняный дом"). Возраст этой структуры площадью в 7 актов, оценивается в 1300 лет. Несмотря на то, что прошло уже более века с момента открытия Пор-Бажына, археологи ни на шаг не приблизились к разгадке того, зачем была построена подобная структура.

3. Подземные пирамиды этрусков (Италия)


В 2011 году археолог Клаудио Биццарри наткнулся на этрусские пирамиды под средневековым итальянским городом Орвието. Сначала археологи заметили ступеньки в этрусском стиле, которые были вырезаны в стене винного погреба и уходили вниз. После раскопок обнаружился туннель, который вел в помещение с наклоненными вверх стенами. Продолжив спускаться вниз, археологи обнаружили этрусскую керамику 5 - 6 веков до нашей эры, ряд прочих артефактов, чей возраст составлял более 3000 лет, и около 150 надписей на этрусском языке. В процессе раскопок обнаружилось, что ступеньки ведут еще ниже, в очередной туннель, ведущий к другой подземной пирамиде. Раскопки ведутся до сих пор.

4. Древняя тундра (Гренландия)


До недавнего времени геологи считали, что ледники при своем движении играют роль своеобразного катка, который "стирает" с поверхности растения и слой почвы. выступать в качестве сил эрозии, очищая от всего, они двигаются по от растений и почвы в верхнем слое коренных пород. Но теперь, ученые должны переосмыслить эту теорию, поскольку под ледником толщиной 3 км обнаружилась тундра в первозданном виде. Растения и почва были заморожены в течение более 2,5 млн лет.

5. Потерянный храм Мусасира (Ирак)


В Курдистане на севере Ирака местные жители недавно нашли настоящие археологические сокровища, датируемые железным веком (более 2500 лет назад). Совершенно случайно они обнаружили основания колонн (предположительно потерянного храма Мусасира), а также другие артефакты, в том числе статуи людей и козы в натуральную величину. Статуи, как полагают, были важной частью ритуалов захоронения в цивилизации Урарту. Дальнейшие раскопки небезопасны, поскольку в этом регионе осталось множество неразорвавшихся мин с приграничных конфликтов прошлых лет.

6. Дворец династии Хань (Сибирь)


Когда советские рабочие прокладывали дорогу недалеко от монгольской границы, они случайно раскопали фундамент старинного дворца в непосредственной близости от города Абакан. Археологи к 1940 году полностью раскопали участок, но так и не смогли раскрыть тайну руин. Возраст руин огромного дворца площадью около 1500 квадратных метров был определен в 2000 лет. Однако, при этом дворец был построен в стиле китайской династии Хань, правившей с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. Заковыка в том, что дворец был расположен прямо на вражеской территории, контролируемой в то время кочевым народом хунну. Набеги хунну были настолько постоянными, что именно для защиты от них была построена Великая Китайская стена.

7. Семь провинциальных пирамид (Египет)


На юге Египте возле древнего поселения Эдфу археологи обнаружили ступенчатую пирамиду, которая на несколько десятилетий старше Великой Пирамиды в Гизе. Построенная 4 600 лет назад, эта трехступенчатая пирамида принадлежит к группе семи "провинциальных пирамид", которые были изготовлены из блоков песчаника и глиняного раствора. Пирамида Эдфу всего 5 метров в высоту, хотя ранее ее высота составляла около 13 метров. Шесть из семи пирамид почти идентичны по размеру и не содержат внутренних камер, поэтому они не были предназначены для использования в качестве гробниц. Предназначение их до сих пор неизвестно.

8. Магические святилища (Армения)


Во время раскопок в 2003-2011 годах армянской крепости в городе Гехарот, археологи обнаружили три святилища, возраст которых составляет около 3 300 лет. Как предполагают, они, использовались для гадания, и с помощью этих святилищ местные правители предсказывали свое будущее. В центре каждого храма, состоящего из одной комнаты, был глиняный бассейн, заполненный золой, а также керамические сосуды.

9. Буддийский храм (Бангладеш)


С помощью недавнего археологического открытия возможно удастся узнать о ранних годах жизни Атиша Дипанкара, почитаемого буддийского святого, который родился в Бангладеше более 1000 лет назад. В округе Муншингадж были обнаружены развалины буддийского города и храма, возраст которых составляет около 10 веков. Как полагают ученые, именно в этом храме Дипанкар учил своих последователей, прежде чем уехал в Тибет.

10. Тель-Бурна (Израиль)


На юге Израиля археологи обнаружили городище эпохи железного века и многочисленные артефакты, которые заставили предположить, что Тель-Бурна на самом деле является библейским городом Ливны - одним из мест, где израильтяне останавливались во время Исхода, когда Моисей вывел их из Египта. Если это предположение верно, то Тель-Бурна является частью Иудейского царства, в которое также входил Иерусалим.

Загадочные артефакты есть не только среди памятников архитекуры. Сегодня существует, как минимум, .