Как взлетает

Самые знаменитые буддийские храмы. Боробудур

Буддизм в наши дни является одним из самых популярных религиозно-философских течений в мире. Его исповедуют как умудренные опытом люди, так и молодежь, привлекаемая невероятной эстетикой и возможностью прикоснуться к сакральным знаниям, передающимся из поколения в поколение многие сотни лет. Буддизм зародился в 5 веке до н.э. на территории современной Индии. Учение, основанное Сиддхартхой Гаутамой, более известным под именем Будда, предлагает своим последователям достичь нирваны, оставив страдания и цикл перерождения. По некоторым подсчетам, число буддистов во всем мире достигает 500 миллионов. Естественно, что для такого количества верующих необходимо соответствующее количество храмов. Некоторые из них более популярны, чем другие. Мы собрали подборку самых известных буддийских храмов.

Храм отражения в спокойном море (вдумайтесь, какое прекрасное название!) является одной из важнейших святынь Южной Кореи. Здесь хранится интересный артефакт — Трипитака Кореана. Это 80 табличек, содержащих мудрость буддизма. Храм построен в 802 году, но до наших дней дошла его реконструкция, созданная в 19-м веке, так как ему пришлось пережить масштабный пожар.

Расположенный на западной стороне реки Чапхрая, храмовый комплекс входит в число архитектурных жемчужин Сиама. Центральным зданием Храма Солнечного Восхода является 79-метровая пагода, искрящаяся на солнце разными цветами. Несмотря на свое название, Ват Арун лучше всего наблюдать в лучах заходящего солнца. Храм является архитектурным представлением горы Меру, считающейся центром Вселенной в буддийской космологии.

Храм, носящий имя «Великая ступа в Лао» — один из самых почитаемых в Лаосе. Он находится в Вьентьяне и представляет собой ступу с несколькими террасами, символизирующими уровни духовного просветления в буддизме. Низший уровень -материальная жизнь, высший — мир небытия. Храм построен в 16 веке на развалинах кхмерского святилища. В 1828 году он значительно пострадал после сиамского вторжения и был восстановлен французами в 1931 году.

Говоря о буддизме, нельзя не вспомнить Тибет — страну, пронизанную духовной мудростью этого учения. Лхаса — центр не только Тибета, но и всего тибетского буддизма, привлекающий ежегодно тысячи паломников со всего мира. Храм был построен королем Сонгцэн Гампо в 7-м веке. Монголы, напавшие на Лхасу, разоряли его несколько раз, но оставили здание не тронутым. Сегодня храмовый комплекс занимает территорию более 25 000 кв. метров.

«Великий восточный храм» в Нара — это один из самых необычных буддийских храмов Японии и самый крупный храм в мире, состоящий из дерева. Он построен в 8-м веке императором Сёму в качестве главного храма, однако с тех времен сохранилось мало что. Он состоит из комплекса пагод и различных построек и окружен парком, в котором живут священные олени, не боящиеся людей. Здесь также находится одна из самых больших статуи Будды в Японии.

Расположенный в пригороде Катманду храм Боднатх известен во всем мире тем, что является самой большой ступой. Его окружают монастыри различных школ и течений буддизма, и все, кто в них проживает, приходят на поклонение в Боднатх. Ступа построена в 6-м веке (первая версия разрушена монголами и восстановлена в 14-м веке) и с тех пор занимает место главной святыни Непала. Глаз Будды, расположенный на ступе, является одним из самых известных изображений подобного рода. Ступа даже «засветилась» в фильме европейского кинорежиссера Бернардо Бертолуччи «Маленький Будда».

Храм Махабодхи (Великого Просвещения) представляет собой буддийскую ступу, расположенную в Бодхгае. В главном комплексе находится редчайшая святыня — дерево Бодхи, выросшее от того самого дерева, под которым Гаутама Будда достиг просветления. Считается, что храм был заложен через 250 лет после того, как Будда достиг просветления. Храм датируется 5-6 веками и восстановлен в 19 веке англичанами, действующими от имени Британского археологического сообщества.

Всякий, кто впервые попадает в Таиланд, непременно подпадает под очарование местной религиозной культуры, средоточием которой являются, конечно же, храмы или ваты, как они тут называются. Тайская культовая архитектура развивалась веками, но при всем ее все храмы имеют ряд общих черт, о которых мы хотели бы вам сегодня рассказать.

Итак, традиционный тайский храм состоит из двух основных частей: Путтават - территория с сооружениями, созданными для поклонения Будде, и Сангхават - здесь расположены жилища монахов.

Путтават, в свою очередь, состоит из ряда строений:

Чеди или ступа - колоколообразное сооружение с острым шпилем, внутри которого хранятся буддийские реликвии. В Буддизме чеди как бы "стабилизируют" землю, являясь точками соприкосновения неба и земли. Им поклоняются как священным символам, представляющим космическое тело Будды.

Пранг - тайский вариант кхмерских башен. Пранги легко опознать - они похожи на огромные початки кукурузы.

Главное сооружение в Путтавате, где размещается основная святыня (чаще всего, статуя Будды), называется убосот или бот . Здесь проходят все религиозные церемонии. Боты, как правило, имеют многоярусную крышу, конек каждого уровня которой увенчан роговидным украшением, представляющим собой голову мифической птицы гаруды. Оно называется чофа .

Кроме того, в Путтавате всегда находятся вихарн - зал проповедей (точная копия бота), сала - открытый павильон, хо трай - библиотека, а также ряд других сооружений и архитектурных форм.

И, конечно же, вы не найдете ни одного храма, в котором бы не было Нага - многоголового мистического змея, который охранял Будду во время медитаций. В архитектуре храма Нага непременно присутствует в виде перил лестницы, ведущей к боту.

Всякий, кто впервые попадает в Таиланд, непременно подпадает под очарование местной религиозной культуры, средоточием которой являются, конечно же, храмы или ваты, как они тут называются. Тайская культовая архитектура развивалась веками, но при всем ее все храмы имеют ряд общих черт, о которых мы хотели бы вам сегодня рассказать.
Представитель туроператора по Таиланду, компании Sayama Travel Катерина Тарасенко подготовила краткий ликбез по архитектурным изяществам тайских храмов.

Итак, традиционный тайский храм состоит из двух основных частей: Путтават - территория с сооружениями, созданными для поклонения Будде, и Сангхават - здесь расположены жилища монахов.
Путтават, в свою очередь, состоит из ряда строений:
Чеди или ступа - колоколообразное сооружение с острым шпилем, внутри которого хранятся буддийские реликвии. В Буддизме чеди как бы "стабилизируют" землю, являясь точками соприкосновения неба и земли. Им поклоняются как священным символам, представляющим космическое тело Будды.
Пранг - тайский вариант кхмерских башен. Пранги легко опознать - они похожи на огромные початки кукурузы.
Главное сооружение в Путтавате, где размещается основная святыня (чаще всего, статуя Будды), называется убосот или бот. Здесь проходят все религиозные церемонии. Боты, как правило, имеют многоярусную крышу, конек каждого уровня которой увенчан роговидным украшением, представляющим собой голову мифической птицы гаруды. Оно называется чофа.
Кроме того, в Путтавате всегда находятся вихарн - зал проповедей (точная копия бота), сала - открытый павильон, хо трай - библиотека, а также ряд других сооружений и архитектурных форм.
И, конечно же, вы не найдете ни одного храма, в котором бы не было Нага - многоголового мистического змея, который охранял Будду во время медитаций. В архитектуре храма Нага непременно присутствует в виде перил лестницы, ведущей к боту.

Буддийская религия и культура со временем шагнула далеко за пределы Индии. В I веке нашей эры в Кушанском государстве (Северо-запад Индостана) активно строятся буддийские культовые сооружения – святилища-ступы, пещерные и наземные храмы. В Бактрии существовал огромный буддийский монастырь, где жили 3000 монахов.

Буддийские храмы Кушана в большом количестве украшались скульптурой.

Памятником мирового значения до недавнего времени были две огромные скульптуры – Будда Малый (35 метров, II век до н.э.) и Будда Большой (53 метра, I век н.э.) в долине Балшан в центре Афганистана (взорваны талибами).

На основе культовой скульптуры кушанские мастера создали светскую галеоею, дворцово-династическую – портреты правителей,героев, вельмож.

В первых веках нашей эры буддизм распространился в Китае. Символом этой религии здесь стала не ступа, а многоярусная башня-пагода. Пагоды древней эпохи были деревянными и не сохранились. В VIII веке в Китае возникает своеобразная форма крыши – с выгнутыми краями, часто украшенная рельефом и скульптурой. Эта изогнутость идёт от перехода с крутой двускатной крыши главного строения к окружающей его веранде. Крыша была главным акцентом архитектурной композиции.

Пагоды, относящиеся к раннему средневековью, отличались

монументальностью и простотой стиля. Более поздние строения – сложным

силуэтом с изогнутыми карнизными свесами, с дробной пластикой стен.

В качестве одного из элементов архитектуры буддийских храмовых комплексов в Китае существуют «ворота очищения», богато украшенные скульптурой, резьбой, цветом.

В Китае сохранилось немало действующих буддийских храмов и монастырей. Один из самых впечатляющих – пещерный храм Луньминь (Драконовы ворота), в многочисленных гротах и нишах которого расположены более 100 тысяч статуй Будд и бодхисатв. Монотонное однообразие прекрасных скульптур удивительно успокаивает человека, помогает ему отвлечься от суетности окружающего мира.

Самый знаменитый буддийский пещерный храм Китая – Шаолинь (он высечен в скале у Жёлтой реки). Этот монастырь – родина дзен-буддизма и признанный центр боевого искусства у-шу. Специфика монастыря отображена в своеобразной скульптурной галерее, созданной в одном из дворов. Деревянные скульптуры изображают бритоголовых монахов, ведущих тренировочные бои. Фигуры очень реалистичны и выразительны. Шаолиньские монахи на протяжении веков совершенствовали боевое искусство.

Самым древним же считается монастырь Байма (Белая лошадь) в окрестностях г. Лояна. Именно сюда на белых лошадях в I веке н.э. привезли первые книги буддийского канона и статую Будды.

В Таиланде сохранилось множество позднебуддийских монастырей. В Бангкоке существует монастырь Пра Кео со всемирно известным храмом Изумрудного Будды, здесь же – самый древний монастырь таиландской столицы Четупон (Ват По). Этот монастырь славится самыми большими храмами и учёностью монахов. В главном храме находится огромная статуя лежащего Будды (46 метров длиной и 15 высотой), покрытая позолотой. Под сводами храма тихо звенят колокольчики…

Уникальный позднебуддийский памятник культуры сохранился в

Индонезии.

В центре острова Ява высится буддийский храм Боробудур, одно из прекраснейших строений восточной архитектуры. Ему более 11-ти столетий. Построен он по проекту архитектора Гунадхармы в VIII веке. Храм Боробудур построен на природном холме продолговатой формы. Центральная ступенчатая пирамида стоит на квадратном основании площадью в гектар. Над основанием возвышаются террасы, покрытые барельефом и украшенные 462 статуями Будды. Ещё выше – три круговые террасы, на которых стоят 72 ажурные ступы со статуями Будды внутри. На высоте 35 метров над землёй сооружение завершает большая закрытая и пустая ступа, символизирующая созерцание Высшей истины или нивану. На вершину пирамиды ведут лестницы, входы сторожат каменные львы. Для храма Боробудур характерны оригинальные элементы, отличающие его от других памятников буддизма.

В Японию буддизм пришёл в VI веке из Кореи. Поэтому буддийские храмы там строились корейскими и китайскими архитекторами. Один из таких храмов – буддийский храм китайского стиля с пагодой (VII век) хорошо сохранился в г. Нара (древняя столица Японии) и является национальной святыней.

Буддийские японские храмы почти всегда узнаются по красным воротам. Интерьеры храмов ярко расписаны. В глубине храма – статуя Будды.

Сердце Великой Степи – Монголия – познакомилась с основами буддизма в VII веке. При Угедей-хане в честь его возведения на престол был заложен первый буддийский храм в тогдашней столице Монголии Каракоруме (разрушен в XIV веке).

С конца XVI века в Монголии распространяется северная, тибетская ветвь буддизма. В долине реки Орхон был создан комплекс буддийского монастыря Эрдэни-Зуд («драгоценное сокровище»). Территория монастыря окружена стеной со 107-ю башнями-субурганами, своеобразными святилищами-мавзолеями.

Первым за оградой стоит храм Далай - Ламык, посвящённый

первосвященнику Тибета Далай-ламе. Нижняя часть здания выложена голубым кирпичом, выше – парапет с полоской фриза с позолоченными зеркальцами, вмурованными в кладку стены.

Расцвет буддийской культуры Монголии связан с именем Джанабазара – выдающегося государственного и религиозного деятеля, талантливого поэта, архитектора, скульптора. В своих работах он следовал буддийским канонам, но его творчество шире любого канона, любой религии. Он прославился созданием пяти огромных бронзовых статуй дхьяни (Будд созерцаний).

Сохранилась и стала главной святыней монастыря Гандан в Улан-Баторе (в то время это была ханская ставка Угра) скульптура Ваджрадара (буддийское божество), созданная в строгих буддийских канонах.

До сих пор в музее Улан-Батора из глубин веков улыбается нам буддийская богиня милосердия Белая Тара, оберегающая человека от зла. Таких фигур было двадцать, а двадцать первая Тара улыбается нам улыбкой любимой девушки художника.

Угра была не только столицей государства, но и центром буддизма в Монголии. А монастырь Гандан представлял собой почти самостоятельный город в столице. Здесь же находилось высшее духовное учебное заведение ламаизма, где обучались учащиеся из Бурятии, Тывы, Калмыкии.

Интерьеры храмов монастыря до сих пор поражают как великолепной скульптурой, так и богатством цветовых решений интерьеров. Золото, бирюза, кораллы, охра растирались для получения определённых цветов.

Все элементы храма, включая живописные иконы и предметы декоративно-прикладного искусства, подчинены единому композиционному замыслу.

Ламаизм, используя наследие художественной культуры монгольского народа, сумел развить все виды художественного творчества и поставить их на службу религии.

Заключение

Буддизм в современном мире – мире войн, терроризма, безверия, находит

всё больше сторонников. Первая истина буддизма «Всё в мире полно зла и страдания» как нельзя лучше характеризует XXI век. И если не мир, то хотя бы дух человека стремится научиться жить правильно в этом мире страданий.

Главное открытие буддизма: человек невыносимо одинок в этом мире. Он может спасти себя сам. Будда говорил: «Немногие из людей достигают противоположного берега, остальные только суетятся на этом берегу».

Буддизм… Религия без Бога, спасение без спасения, жизнь без зла, но и без добра…

Актуальные проблемы развития буддизмиа в современных условияхобусловлены поиском общероссийской идентичности, потребностью в глубоком изучении истоков собственной евразийской культуры, в сохранении и использовании всего лучшего, что было создано за многовековую историю Российской цивилизации. Особого внимания в этой связи заслуживает анализ буддийской культуры России, ее ценностей в определении евразийской идентичности многонационального российского государства, где своеобразный «исход к Востоку», буддолого-востоковедческие традиции имеют глубокие исторические корни.

В условиях поиска новых путей цивилизационного развития важное значение приобретают поиски возможностей реализации принципа взаимодополнительности типов философствования в России и на Востоке. Богатства буддийской философии могут и должны быть востребованы современной российской культурой и интеллектуальной средой, тем более что ее встреча с русской философской традицией на рубеже XIX-XX вв. оказалась весьма плодотворной.

Несомненна важность и внешнеполитической стороны данной проблемы. В силу своеобразного географического положения России перед ней стоит задача устанавливать и поддерживать дружеские отношения не только со

странами Запада, но и с государствами буддийского Востока. При этом необходимо учитывать, что народы России, традиционно исповедующие буддизм, являются своеобразным связующим звеном между нашей страной и буддийским миром. Таким образом, от правильного понимания специфики буддизма в определенной степени будет зависеть и международное положение России.

Буддизм на сегодняшний день играет все большую роль в общественной и культурной жизни России, постепенно переходя границы тех регионов, где он распространен традиционно. Популярность буддизма обусловлена рядом причин, одной из которых является близость некоторых его принципов к современной научной мысли. Симпатии вызывают толерантное отношение к другим культурным и религиозным ценностям, отсутствие претензий на исключительность, открытость межконфессиональному диалогу. Гуманизм, терпимость и высокие этические нормы буддийской культуры предполагают возможность осуществления на практике основных гражданских прав.

Изучение духовно-нравственного и социально-экологического потенциала многовековой буддийской культуры говорит о возрождении духовности в России.. Проблемы, с которыми встретилась современная цивилизация, свидетельствуют о необходимости переоценки ценностей не столько в экономической, технологической и информационной сфере, сколько в духовно-культурной, социально-антропологической. Современные исследователи все чаще и чаще обращаются к буддизму в поисках ответов на многие насущные вопросы современности (проблема взаимодействия науки и религии, экологические проблемы, проблема толерантности и т.д.). В условиях кризиса научной рациональности большое распространение получает «компромиссный» подход, предполагающий синтез мировоззренческих парадигм науки и религии, Востока и Запада.

Обращение к социокультурному потенциалу буддизма, анализ взаимосвязи идей толерантности, всеобщей ответственности, этики ненасилия в

буддизме с направлениями развития современного мира может способствовать поиску новых моделей решения глобальных проблем современности. Буддистские экологоориентированные ценности являются своеобразной альтернативой «обществу потребления» и потому они получают понимание и активную поддержку в мире.

Философское осмысление ценностей буддийской культуры может явиться концептуальной компонентой поиска альтернативных моделей развития современной цивилизации в контексте процессов «столкновения идентичностей». Перспективным представляется обращение к такому дискурсу религиозно-культурной идентичности, который придал бы индивиду, социуму целостность и ценностную укорененность, помог бы преодолеть столкновение идентичностей традиционного, модерного и постмодерного обществ, «расколотость», «гибридность», «пограничность» современных идентичностей.

Несомненный интерес представляет и вопрос о восприятии буддизма в социокультурном пространстве России. Это связано с усилением в последние десятилетия интереса к проблеме диалога культур. Глобализация современной жизни и культуры, осознание иных ценностей заставляет по-другому взглянуть на взаимодействие культур и цивилизаций. Диалог культур Востока и Запада имеет особое значение на современном этапе исторического развития, когда азиатские страны начинают играть заметную роль на международной арене.

Буддизм способствовал усилению евразийской специфики социокультурного пространства России, а на эволюцию буддийской культуры в России значительное влияние оказала цивилизационная специфика российского пространства.

В процессе своей эволюции на российской почве буддизм приобрел социокультурные особенности по сравнению с его изначальным вариантом, в то время как его религиозно-философские и мировоззренческие принципы почти не изменились.

Важной особенностью буддизма, оказавшей влияние на его

историческую судьбу в социокультурном пространстве России, является прагматизм, который наиболее ярко проявляется в кризисные, переходные периоды развития общества.

Основная:

1. Лебедев В. Ю. Религиоведение. - М.: «Юрайт», 2013. - 629 с.

2. Яблоков И.Н. Основы Религиоведения. - М.: Гардарики, 2002. - 511 с.

Дополнительная:


Страницы: 1

Буддизм богат на разную атрибутику. Очень интересно разбираться, какая статуя кого изображает. Рассматривать ритуальные предметы. Сегодня я покажу то, что увидела, посещая многочисленные буддистские храмы Ладакха. Благо почти везде, если служители вообще пускали внутрь помещения, разрешали снимать. А частенько и не были против штатива! Нельзя было трогать руками ничего. :) Поэтому если в кадре на совершенно аутентичном натюрморте присутствует пластиковая бутыль... то значит так надо. :)))

Первое и самое главное - это, конечно, статуи Будды. На фото Будда Матрейя, Будда будущего. Отличительный знак - корона:

Будда Матрейя


Снимаем обувь и заходим. Будда Матрейя полностью (видна корона) и Будда Шакьямуни (Будда настоящего). Матрейя из монастыря Тикси (Thiksey Gompa). Шакьямуни - из гомпы в Шее. Тут надо отметить, что монастырей, храмов и гомп было так много, что разобраться, откуда какое фото, сейчас сложно. Тем более что посещали мы их не по плану. Так что я где помню - напишу. Где нет, увы...

// mari-pazhyna.livejournal.com


Статуи лам из монастыря Тикси:

Статуи Лам из монастыря Тикси // mari-pazhyna.livejournal.com


Еще Будды вместе с ламами:

// mari-pazhyna.livejournal.com


Кто это страшный рядом с ламой я не знала. В коментах подсказали, что это Чам-спринг, защитник монастыря:

// mari-pazhyna.livejournal.com


Интерьер с ритуальной маской. Вообще, когда заходишь в сумрак помещения, а там такие маски... шутки плохи короче.

// mari-pazhyna.livejournal.com


Заглядываем в комнатку... а там фресочка:

// mari-pazhyna.livejournal.com


Тут мы плавно переходим к фрескам. Они старинные. Многие написаны натуральными красками, рецепт которых утерян. Уникальная роспись:

// mari-pazhyna.livejournal.com


// mari-pazhyna.livejournal.com


// mari-pazhyna.livejournal.com


// mari-pazhyna.livejournal.com


// mari-pazhyna.livejournal.com


На заднем плане в интерьере (на предыдущем фото) видны стеллажи с книгами. Книги - это завернутые в ткать стопки листов бумаги с написанными или напечатанными на них священными текстами.

// mari-pazhyna.livejournal.com


Существуют правила чтения священных книг. Книгу нельзя класть на пол или на стул. Нельзя переступать через нее. Нельзя класть на книгу другие предметы, даже изображения Будды. Хранить полагается на почетном месте. А если книга пришла в негодность, то ни в коем случае не выбрасывать. Только сжигать. Тут невольно вспомнилось: "рукописи не горят..." (с) Воланд.

// mari-pazhyna.livejournal.com


Доступа к книгам нет просто так. Существуют сакральные тексты, которые разрешено читать только ламам. Книга в открытом виде:

// mari-pazhyna.livejournal.com


Рядом с книгой колокольчик и ваджра. Два самых важных ритуальных атрибута тибетских лам. Обычно они используются вместе и символизируют единство учений. А еще мужское и женское начало. Это вкратце. А если полезть дальше, то у них столько значений... Колокольчик берут в одну руку, ваджру в другую. Еще колокольчик:

// mari-pazhyna.livejournal.com


Еще один элемент, который невозможно не заметить, заходя практически в любой зал буддистского храма. Барабан Кэнгэргэ, используется для молитв и медитаций:

// mari-pazhyna.livejournal.com


// mari-pazhyna.livejournal.com


// mari-pazhyna.livejournal.com


Ну а такие ритуальные барабанчики все, думаю, видели. Но эти особенные. Очень старинные:

// mari-pazhyna.livejournal.com


Ритуальная морская раковина, инкрустированная металлом. Используется в роли горна:

// mari-pazhyna.livejournal.com


Так мы плавно перешли к музыкальным инструментам.

Буддийские храмы теперь можно найти во многих странах, так как буддизм распространился по всему миру. За последние 2500 лет буддизм претерпел много изменений, и сегодня есть три основные ветви этой религии, каждая из них имеет свои собственные монастыри для верующих. Корни буддизма расположены в Индии. Хотя дата рождения Будды до сих остается спорным моментом, ориентировочно буддизм зародился в 5 веке. Дословный перевод Будда — «просветленный». В этой статье представлю вам несколько удивительных и почитаемых монастырей, которые Вы, возможно,захотите посетить.

1. Буддийский Монастырь Ват Арун (WAT ARUN) в Таиланде.

Знаменитый буддийский монастырь Ват Арун является одним из самых культовых образов в Бангкоке, Таиланд. Храм очень узнаваем.


Он украшен керамической плиткой и цветным фарфором. Чтоб посетить храм, Вам необходимо будет взять такси через реку.

2. Буддийский Монастырь Луанг (PHA THAT LUANG) в Лаосе.


Храм Пха Тхат Луанг расположен в Лаосе. Является самым важным национальным памятником Вьентьяна. Легенды рассказывают, что миссионеры построили этот огромный храм с позолоченным куполом для размещения там части Будды.


Было проведено очень много раскопок, но доказательства легенды так и не нашли.

3. Буддийский Храм Джоканг (JOKHANG) в Тибете.


Буддийский храм Джоканг в центре Лхасы известен как тибетский центр духовном мире. Храм является старейшим, оставшимся на земле, и дарит туристам подлинный вкус тибетской культуры.


Храм потрясающе красив. Он остается центром буддизма в Тибете.

4. Буддийский Храм Тодайдзи (TODAIJI) в Японии.


Одним из наиболее значительных и известных буддийских храмов является храм Тодайдзи в Наре. Монастырь — это крупнейшее деревянное здание в мире, там находится огромная статуя Будды.


Храм всегда был и остается чрезвычайно популярным. Храм также является домом для многих влиятельных буддийских школ.

5. Буддийский Храм BOUDHANATH в Непале.


Храм BOUDHANATH — один из наиболее почитаемых памятников в Катманду, Непале. BOUDHANATH — объект всемирного наследия ЮНЕСКО.


BOUDHANATH привлекает туристов со всего мира.

.


Республике Союза Мьянма


Пагода Шведагон — одно из самых святых мест в мире. Основные ступы храма покрыты золотом и мерцают на солнце.


Храм находится в Янгоне, Мьянма.

в Республике Союза Мьянма


На площади Баган самая большая концентрация буддийских храмов, ступ, пагод, во всем мире.


Храмы на площади Баган гораздо проще по конструкции, чем многие другие в мире, но люди до сих пор совершают паломничество для поклонения и наслаждаются великолепием этого места.

9. Буддийские Монастырь в Боробудур (BOROBUDUR) в Индонезии