Перелет

Туркменистан баши. Туркменбаши: Город, приходящий в запустение (фото)

Город Красноводск обязан своим появлением русским мореплавателям, а именно российской экспедиции, которую возглавлял подполковник Николай Григорьевич Столетов. Произошло это в 1869 году, в результате путешествия русских моряков, цель которого был выбор места на берегу Каспийского моря для будущего города. Однако из-за сильного шторма, который разбросал по морской стихии все три корабля, входивших в состав экспедиции, время их прибытия в бухту расположения будущего города существенно отличалось. Таким образом, первое судно причалило к берегу 31 октября, а последнее - 6 ноября. В связи с этим возникают споры относительного того, когда точно был основан город Красноводск Туркменистан. И, несмотря на то, что в 1993 году город был переименован в Туркменбаши, для многих он навсегда остался Красноводском.

Выбор места основания города

Выбор территории, на которой производилась застройка города, был весьма неслучайным, поскольку бухта была максимально комфорта для жизни людей. Это было связано, в первую очередь с тем, что вода в ней не замерзала даже в зимнее время года, а кроме этого она была защищена от ветров. Поэтому именно дикое побережье залива стало местом постройки крепости Фактории и укрепленного форта. Сегодня на месте форта расположен местный музей. Данное место было обследовано еще во времена Петра І, и между тем, Красноводск далеко не единственная столица среднеазиатских государств, которую основали русские, которые оккупировали территории в те времена.

Итак, после того как русские моряки высадились на берег, они достаточно системно распространили своё влияние на развитие торговли с местными жителями, а также культуру отношений с ними. Кроме этого они взялись за отстройку поселений, которые и сегодня среди многих новостроек Туркменбаши привлекают внимание туристов.

Современный Туркменбаши

К сожалению очень немногие архитектурные строения, основанные в далеком прошлом, уцелели на сегодняшний день. Причиной тому может быть разрушающие последствия войн, которые также коснулись этого славного города, или недостаточное внимание со стороны людей, населяющих его - это трудно рассудить. Однако, несмотря на то, что время внесло свои коррективы в архитектуру города он по-прежнему остается интересным с исторической и культурной точки зрения. Кроме этого, в связи с тем, что Туркменбаши обладает всеми шансами стать туристическим центром этой страны, актуальность его будущего переходит на первый план. Разумеется, безусловной истинной является правило, относительно взаимосвязанности прошлого и будущего, а также зависимости будущего от прошлого. В контексте данного правила важно помнить историю и с уважением относится к её памятникам. А в этом городе таковых хватает. По довольно-таки амбициозным прогнозам Туркменбаши может достигнуть статуса Анталии, а возможно даже превзойдет его.

Несмотря на то что многие исторические памятники представляют большой интерес для туристов, постепенно их количество уменьшается. Увы, так устроен мир, и вполне естественно то, что как дань времени - территории столицы Туркменистана, где еще недавно располагались развалины старого города, застраиваются современными зданиями, и учреждениями, соответствующими требованиям нового времени. И в этом отношении обязательно найдутся сторонники того, чтобы оставить неприкосновенными исторические места города и обеспечить их целостность как культурное достояние страны. Вместе с этим многие наверняка поддержат инициативы государства, направленные на обновление инфраструктуры города и повышение его уровня комфорта до современного.

Транспортное сообщение Туркменбаши

Обязательным условием развития любого города является наличие системы транспортного обеспечения. В данном вопросе Туркменбаши является обеспеченным городом, поскольку на его территории находится железнодорожный вокзал, аэропорт, а также Морской торговый порт. Особого внимания заслуживает архитектура вокзала, которая исполнена в мавританском стиле, и является одной из самых выдающихся в стране. Благоприятное географическое расположение города способствовало развитию Морского торгового порта Туркменбаши. Сегодня порт насчитывает более 10 пристаней. Новым украшением города недавно стало административное управление порта «Туркмендениздеряеллары», которое спроектировано в виде корабля. Разнообразие маршрутов туркменских судов существенно возросло последнее время, теперь они ходят до морских ворот Гибралтара. Также, очень основательно реконструкция коснулась и самого порта. Возрастание популярности перевозок именно морским транспортом вынудило руководство порта обновить портовую технику, и в первую очередь - краны, с помощью которых осуществляется погрузка. В арсенале порта находится следующая техника:

  • немецкий автокран «Либхер», управление данного крана полностью компьютеризировано, а его грузоподъемность составляет 500 тонн;
  • автокары «Комацу»;
  • грузовые автомобили «Мазманы»;
  • автопогрузчики «Кальмар»

Ожидается, что после постройки нового порта, который будет соответствовать самым высоким международным стандартам, он откроет двери многочисленным зарубежным кораблям, туристическим круиз лайнерам, яхтам и прочим судам.

Также, следует заметить, что в постройке огромного комплекса (Дворец культуры нефтяников) в 1951 году были задействованы взятые в плен японцы.

Безусловно, главным достоянием города Красноводск Туркменистан является море, которое привлекаем многочисленные армии туристов. Туркменистан Красноводск набирает популярность последнее время во многом, благодаря именно ему. И в том случае если стоит вопрос выбора где провести отпуск со своей семьёй, стоит рассмотреть возможность посетить этот знаменитый город, который не оставит равнодушными даже искушенных туристов.

Видео: Красноводск в нынешнее время

Экскурсия по городу Туркменбаши.

«От своего города я требую: асфальта, канализации и горячей воды. Что касается культуры, то культурен я сам»

Карл Краус .

В ноябре этого года исполняется 150 лет основанию города Красноводска (нынешний Туркменбаши). Красноводск старейший из современных городов Туркменистана.
История города, неразрывно, связана с историей российско-туркменских отношений, которые имели как белые, так и черные страницы.
Первые русские военно-научные экспедиции к восточному берегу Каспия были организованы ещё в начале XVIII века, в частности трижды в период с 1715 по 1717 года.
В 1716 году на восточном берегу Каспия были построены три крепости с не большими гарнизонами, одна из которых располагалась в заливе Кизыл-Су.
В 1717 году организуется большая экспедиция под руководством Бекович-Черкасского.
В ней приняли участие до 3 тысяч человек, 6 тысяч лошадей, большое количество верблюдов. Не смотря на то, что Бекович-Черкасский направил послов к хану Хивы Ширгази, что он посол Русского государства, последний в 120 километрах от Хивы напал на него.
В результате боев, хивинцы понесли большие потери, не смотря на многократное превосходство. Русские войска были лучше вооружены и дисциплинированы. Поняв, что победить в честном бою не получится, хан Хивы прибег к хитрости.
Он выразил сожаление произошедшем, и пригласил Бековича-Черкасского и весь его отряд в гости. Отряд разделился на пять частей. В скором времени с ними по отдельности расправились.
Самому Бековичу-Черкасскому отрубили голову. Так печально закончилась первая крупная русская экспедиция в Центральную Азию. События 1717 года не стали большим препятствием дальнейшего расширения отношений туркмен с Россией.
В 1719-ом и 1726 годах были снаряжены новые экспедиции, в результате которых была создана первая научная карта Каспийского моря. Во второй половине 18-го века Российское государство несколько раз направляло экспедиции на туркменское побережье Каспия.
В 1773-м и в 1781 годах на острове Челекен находились экспедиции под руководством С. Гмелина и графа М. Войновича. Они подчёркивали, что их людей туркмены побережья принимали радушно, дружественно.
В 1801 - 1802 годах представители туркмен Мангышлака прибыли в С. Петербург с прошением принять их в подданство России. В мае 1802 года Александр Первый специальным указом объявил о принятии туркмен Мангышлака под покровительство и подданство России.
В 1811 году часть туркмен Мангышлака переселяется в Астрахань, где их предки проживают и по ныне. По данным переписи населения 2002 года в Астраханской области проживало около 2200 туркмен.
Экспедиции организуются в 1819-1821 годах, 1832-м, 1836-м. В 1836 году в Эсенгулы состоялся Маслахат прикаспийских йомудов. В нём участвовали 118 представителей, выбранных приблизительно от 180-тысячного населения края.
После общего обмена мнениями было принято решение о необходимости просить у России покровительства. В 1859 году организована экспедиция по исследованию восточного побережья Каспия, а также подбор места для строительства форта.
Подробно обследован Красноводский
залив, произведён промер глубин. В ноябре 1869 года войсковой отряд под руководством Н.Г. Столетова заложил город Красноводск, на месте древнего колодца Шагадам. Начинается процесс вхождения Туркменистана в состав Российской империи, который не везде носил добровольный характер.
В 1870-1872 годах из Красноводска организованы несколько экспедиций в глубь туркменских земель. В 1874 году создается Закаспийский военный отдел, центром которого становится Красноводск.
Ранее в 1873 году создается Красноводское приставство. На базе отдела в 1882 году создается Закаспийская область. В июне 1880 года начинается строительство первой в истории Туркменистана железной дороги.
Магистраль начиналась от берега Михайловского залива Каспия и уже в сентябре 1881 года была доведена до Кизыларвата. Красноводск становится морским торговым портом.
Будучи важным перевалочным пунктом грузов, он превращается в «ворота Средней Азии». В 1908 году число рабочих в городе достигло 1,5 тысяч человек. В 1913 году по Закаспийской железной дороге перевезено около 1 млн. тонн грузов.
К 1913 году в Красноводске проживало 7000 человек. Этнический состав населения, как в то время, так и в последующем был пёстрым – русские, персы, татары, поляки, азербайджанцы, курды, казахи.
Туркмен проживало не много, преимущественно в близ лежавших аулах. В городе расположены торговые склады, базар, гостиницы, портовые сооружения, конторы компаний и сообществ, в том числе по добыче нефти.
В 1917 году после Октябрьской революции власть в городе переходит к большевикам. В июле 1918 года власть в результате переворота захватывают правые эсеры и меньшевики.
В феврале 1920 года Красная армия вновь овладела городом. В 30-тые годы в Красноводске, как и во всем Туркменистане, наблюдается быстрый рост промышленности. В 1939 году в городе проживает уже 21 тысяча человек.
Развитие города требовала квалифицированных специалистов. За счёт их притока и происходил рост населения города. В 1943 году в тяжелые годы войны первую продукцию дал Красноводский нефтеперерабатывающий завод.
Страна в то время особенно нуждалась в нефтепродуктах. В 1940 году в ТССР уже добывала 540 тысяч тонн нефти в год. В 50 - 60-тые годы Красноводск становится крупным индустриальным центром Туркменистана.
Здесь развивается нефтеперерабатывающая, пищевая промышленность, производства строительных материалов, энергетическая промышленность. В 1972 году в городе проживает уже 51 тысяча человек.
В Красноводске работают педагогическое и медицинское училище. В 1989 году численность населения приморского города достигло 58900 человек. Надо отметить, что в 70-80-тые годы рост населения значительно замедляется.
В Красноводске уже тогда стали отчетливы тенденции к оттоку населения в Ашхабад и центральные районы СССР. Город до 1987 года административный центр Красноводской области, которая в последующем упраздняется и вновь создается в январе 1991 года, но уже с центром в городе Небит-даг.
С 1992 года переименована в Балканскую. В 1993 году город переименован в честь президента Туркменистана – Туркменбаши. В 90-тые годы наблюдается сильный отток жителей в республики бывшего СССР и в Ашхабад.
По переписи 1995 года, Красноводск – единственный насёленный пункт Туркменистана, где русские составляли большинство населения (32,8%). Красноводск продолжал оставаться одним из самых многонациональных городов Туркменистана.
Здесь были представлены многочисленные общины азербайджанцев, армян, татар, украинцев, немцев, лезгин, узбеков, казахов. В 1999 году в городе рождается пятимиллионный житель Туркменистана.
В 2005 году в городе проживает 68300 жителей. Красноводск во многом уникальный город в Туркменистане. И дело не только в его приморском расположении. Он единственный, где сохранились целые кварталы, застроенные зданиями, которым по сто и более лет.
Оригинальна и архитектура города, которая имеет определенные кавказские черты, чем то схожую с Бакинской. Как и раньше, так и сейчас главная проблема города – водообеспечение.
Не смотря на то, что в этом плане проделана большая работа, подобная проблема продолжает иметь место. Во второй половине 20-го века Красноводск значительно вырос в размерах.
Построены новые микрорайоны – Черемушки, а также жилые кварталы западнее города. Однако, за последние 20 лет в городе не построено не одного нового многоэтажного жилого дома, но этому есть логические объяснения, в том числе ввиду сильного оттока населения в этот период.
Важная проблема для города – экология. Этот вопрос особенно актуален, из-за соседства городского КНПЗ и теплоэлектростанции. В 2010 году начата масштабная работа по очистке городского порта от старых судов.
Последних набралось десятки. В 2000 году в Красноводске и его окрестностях построены первые две современные гостиницы – Туркменбаши и Сердар. В 2007 году президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов выдвинул идею строительства Национальной туристической зоны в местечке Аваза, что в 12 километрах западнее Туркменбаши.
За эти 4 года здесь уже построены 10 новых отелей, несколько домов отдыха, два детских оздоровительных лагеря, котеджные дома отдыха, кафе, амфитеатры и прочие объекты.
Среди них семи километровый канал. В будущем запланировано строительство аквапарка, крытого лыжного комплекса, парков, отелей и прочих объектов туристического значения.
Есть планы и строительства нового города, озвученные президентом страны в 2008 году. Большим событием для города стало открытие нового аэропорта международного класса, отвечающего всем требованиям, с взлетно-посадочной полосой почти в 4 километра.
В настоящее время из аэропорта осуществляются международные и местные рейсы, в частности в Стамбул и Москву. В этом году открыта крупная транспортная развязка, а также новые шоссе.
В городе расположен один из старейших православных храмов, заложенного в 1895 году. Проходя по улицам старой части города погружаешься в своеобразную атмосферу, Красноводска прошлого, такого,каким он был при своем возникновении.
Не смотря, что многим зданиям по сто и более лет, все они функциональны. Многие и сейчас являются жилыми домами.

Туркменбаши - город-порт, находящийся в Балканском велаяте на берегу Каспийского моря. С городом Баку на западном берегу город соединяет паромная переправа в 270 км. До 1993 года город назывался Красноводск - название города в действительности являлось переводом местного топонима «Кызыл-Су». В 1993 он был переименован в честь первого президента Туркменистана Туркменбаши Сапармурата Ниязова. Согласно переписи 2005 года, численность населения составляет 68 тысяч человек. Здесь развита нефтеперерабатывающая, пищевая (а также рыбная), легкая промышленность, расположен нефтеперерабатывающий завод, судоремонт, мемориальный музей 26 Бакинских комиссаров, краеведческий музей. Работают отели «Сердар», «Туркменбаши», «Толкун», «Аваза».

Город Туркменбаши является первым по значению портом и воротами Каспия в Туркменистане, а национальная туристическая зона «Аваза» - первой зоной отдыха в стране.

Транспорт
Город важен как транспортный узел, образованный морским портом с паромным терминалом, железной дорогой и аэропортом с взлётно-посадочной полосой, способной принимать все типы самолетов. Также в настоящее время строятся новый аэропорт, железная дорога и многорядная скоростная автомагистраль Ашхабад - Туркменбаши.

История Туркменбаши
Туркменбаши - относительно молодой город. Он был основан в1869 году российской экспедицией во главе с подполковником Николаем Григорьевичем Столетовым. Ровно 140 лет назад в октябре месяце русские вышли в открытое море и направились именно сюда, чтобы создать на побережье Каспийского моря город. Но по воле случая во время их плавания случился сильный шторм, и все суда разбросало по морю. Поэтому каждое судно прибыло в Красноводский залив в разное время. Первое причалило в бухту Муравьева 31 октября, второе - 3 ноября и третье - 6 ноября. И по этой причине дата основания города Красноводска является спорным вопросом: каждую из трех можно считать знаменательной и избрать ее как день рождения нового замечательного города Туркмении. Здесь, на диком побережье Красноводского залива и было решено заложить крепость - факторию. Эта бухта показалась строителям наиболее благоприятным местом расположения нового города, так как она почти никогда не замерзает и со всех сторон защищена от сильных ветров. Еще при Петре I эти места обследовали и описали сподвижники руководителя первой экспедиции князя Бекович-Черкасского. На новом месте и были заложены новая крепость и укрепленный форт. От него осталась только блокгауз батарея, где сейчас находится местный музей.

Как и многие другие центры государства, Красноводск обязан своим возникновением русским, оккупировавшим эту среднеазиатскую территорию. Итак, высадившиеся на берег моряки, начали отстраивать здесь не просто поселение, а целую систему торговых, экономических и культурных отношений с местными племенами туркмен.

Сегодня внимание туристов в Туркменбаши могут привлечь не только современные новостройки, которые так активно возводятся, но также и некоторые старые здания и постройки, способные рассказать о прошлом города.

Каждый город имеет свою историю, хранит давние тайны бытия и, безусловно, Туркменбаши не является исключением из этого исторического правила. К сожалению, многие задания прошлых лет не сохранились на этой территории. Причиной тому, возможно, послужили какие-то определенные обстоятельства, как, например, захватнические или оборонительные войны, разрушавшие все на своем пути, не оставляя ничего кроме груды пепла. А может быть, виной всему стали сами люди, не сумевшие сделать так мало - сохранить свое наследие, оставленное им предками, по сути, их собственными праотцами; а может, это произошло по чьему-то непониманию сущности исторической ценности и привлекательности старины. Кто знает? И кого теперь судить? Но главная задача сейчас попытаться сохранить хотя бы то, что осталось. Тем более что в настоящий момент город Туркменбаши претендует на то, чтобы превратиться в крупный туристический центр страны. И для этого у него есть все предпосылки. Пока город живет тем будущим, которое может перед ним открыться, временем, когда он, наконец, достигнет желаемой цели - стать второй Анталией или даже чем-то большим.

Безусловно, для туристов излюбленными местами посещения являются древние исторические памятники былых времен. Но с каждым днем таких мест становится все меньше. Прошлое края неизбежно несется в никуда. На месте развалин старого города возводятся новые постройки - современные гостиницы и административные здания. Конечно, подобные меры, производимые государством тоже нельзя игнорировать, ведь Туркменбаши - это современный город современного государства, которому также необходимо развиваться, двигаться вперед, а не жить постоянной памятью о прошлом. Но, во всяком случае, этот вопрос - палка о двух концах, при котором любое принятое решение не будет приветствоваться массами, такова уж людская натура.

Любой приморский город всегда начинается с вокзала и морского порта. Вокзал Туркменбаши в мавританском стиле был построен в 1895-96 гг., но, к сожалению, ни архитектор, ни производитель работ до сих пор не выяснены. Здание вокзала - одно из красивейших на всей железной дороге Средней Азии. Привокзальная площадь соседствует с мемориалом воинам, погибшим в годы войны.

Морской торговый порт в Туркменбаши развивался очень быстро. Было построено около десятка пристаней. А недавно было возведено оригинальное здание управления порта «Туркмендениздеряеллары» в виде корабля в море.

Не так давно было намечено строительство нового международного морского порта. Туркменские суда за последнее время освоили многие морские трассы, вплоть до морских ворот Гибралтара. Да и сам порт стремительно развивается. Осуществляется фронтальная модернизация портальных кранов и судов дальнего плавания. Ведется радикальная реконструкция портовых сооружений, логистических центров и нефтяных терминалов. С возрастанием объемов перевозок морским транспортом в порту уже задействован мощнейший автокран немецкого производства "Либхер" с компьютерным управлением и грузоподьемностью до 500 тонн. Такой автокран является гордостью любого порта мира. Грузовые терминалы объемом 5000 кубометров обслуживают автокары "Комацу" и 20-тонные грузовики "Мазманы", а 40-тонные автопогрузчики «Кальмар» заняты на транспортировке тяжеловесных морских контейнеров.

Новый порт, который строится в соответствии с современными международными стандартами, будет принимать как зарубежные суда, так и теплоходы для морских круизов, яхты и другие суда, которыми скоро пополнится Национальный флот Туркменистана.

В 1951 году был построен большой комплекс дворца культуры нефтяников, в строительстве которого принимали и военнопленные японцы.

Ну а главной гордостью Туркменбаши конечно же является море. В него влюблены все - и приезжие, и местные жители. Равнодушным подобное чудо природы оставить не сможет никого.

Туркменбаши-Красноводск действительно своеобразный и красивый город. И если Вы приняли решение посетить именно Туркменистан, поездка в этот город должна стоять в Вашем списке первой.

Достопримечательности Туркменбаши

Аваза - активно развивающийся морской курорт, расположенный в 12 км к западу от центра города.

Мечеть Парау-биби . Небольшая белая мечеть Парау-биби - священное место паломничества мусульманок. Она в полном одиночестве стоит на одной из скал Копетдага.
Существует красивая легенда, посвященная истории возникновения мечети. Согласно этой легенде, Парау-биби была красивой туркменкой, жившей в одной из деревень. Как-то ее пообещали отдать на откуп наступающим врагам. Спасаясь, она убежала в горы и молилась. Тогда скала раздвинулась и спрятала Парау-Биби навсегда. На этом месте и возникла мечеть. К мечети ведет кривая лесенка. На полпути можно увидеть отпечатки в скале, которые оставила Парау-биби: от колена, локтя, пальца и лба. Сегодня к небольшой мечети приходят сотни женщин и просят Парау-биби - покровительницу беременных женщин и детей, чтобы она помогла им сохранить красоту, обрести хорошего мужа и много детей.
Также, по преданию, лежащие чуть поодаль, несколько серповидных камней были раньше кусками дыни, которые Парау-биби в панике бросила в приближающихся врагов. По обычаю, молодые женщины наступают на эти камни. Если камень начинает вращаться, значит - все будет хорошо. Если не вращается, то через год надо пробовать снова, вернувшись в эти прекрасные места.

Мавзолей Шир-Кабиб . В 6 км от Дехистана находится древнее захоронение Машад - мусульманский некрополь с расположенным в центре известным мавзолеем Али ибн Суккари или «Шир-Кабир». Памятник относится к постройкам престижной серахской архитектурной школы и датируется 10 веком. Стены здания из квадратного сырцового кирпича были украшены от основания до купола резным ганчем с завитками, лиственными узорами и куфическими надписями, и раскрашены в синий, красный и фисташково-зеленый цвета.
«Шир-Кабир» также называют мечетью «на деревянных столбах». Это самая старая из сохранившихся на территории Туркменистана мечетей. Причем ориентированный на Мекку уникальный резной михраб (молельня), состоящий из трех вписанных друг в друга ниш, говорит о том, что этот мавзолей, прежде всего, использовался именно как мечеть, а не просто как усыпальница.
К сожалению, «Шир-Кабир» неоднократно подвергался реконструкции, в его интерьере сохранились элементы декора 10 века. И внутреннее убранство до сих пор несет на себе отпечаток величия и красоты.
Это место также является святыней для паломников, которые, посетив его, утверждали, что после Мекки это единственное место на земле, благословленное Аллахом.

Караван-сарай Ташарват . Живописные развалины караван-сарая Ташарват лежат в 38 км от города Балканабад - столицы Балканского велаята. Во времена функционирования Великого Шелкового Пути караван-сарай имел не последнее значение для проходивших мимо караванов, в котором они делали остановку на пути своих долгих странствий.
Здание караван-сарая представляет собой прямоугольное укрепление с каменной стеной, внутри которого расположены развалины жилого строения. Возле караван-сарая была раскинута роща карагача в 100 деревьев. Первые упоминания об укреплении Ташарват обнаружены в 1871-1872 годах. Археологические исследования показали, что еще в конце 19 столетия строение было обитаемо.

Дехистан - это глинистая, безводная равнина на юго-западе Туркменистана вблизи Каспийского моря. Но такой безлюдной и неприметной эта местность была не всегда. Когда-то, во времена своего расцвета, здесь кипела жизнь, цвели сады, зеленели поля, окруженные живительными водами рек. Уже в 3 тысячелетии до н.э. эта территория активно осваивалась пришедшими сюда первыми земледельцами, а в 3-6 веках в оазис, орошаемый рекой Атрек, начали приходить многочисленные тюркские племена: саки, массагеты, эфталиты. Но наиболее мощный племенной союз возглавили дахи (отсюда и название местности), которые создали крупные укрепленные опорные пункты и поселения (Шадур-кала, Акга-кала).

Мисриан - городище, расположенное на территории Дехистана и являющееся его крупнейшим историческим памятником. До нас дошли только руины этого огромного поселения, но даже по ним можно сказать, что в свое время это было место с высочайшим уровнем развития культуры. Город состоял из шахристана (цитадели), рабата (пригорода) и окружавших его со всех сторон густонаселенных кварталов ремесленников. Истинные размеры древнего города ясно не установлены, так как сведений об этом сохранилось не достаточно. В 10-13 веках цитадель была обнесена мощной крепостной стеной, которую охраняли два ряда дозорных.
Мисриан может считаться центром ремесла. Доказательством этому служат остатки сотен мастерских, производивших первоклассный кирпич, бронзовые котлы, светильники, другие изделия из металла, прекрасную, в том числе фаянсовую, глазурованную керамику. Последняя поражает обилием и высочайшим художественным уровнем орнаментальной и сюжетной росписи. В большом ассортименте производились также всевозможные изделия из стекла, а мастера-ювелиры создавали свои шедевры из драгоценных металлов и отличались высоким профессионализмом и утонченным вкусом в художественной обработке камня. Помимо этого в Мисриане также были обнаружены совершенная для своего времени система водоснабжения, многочисленные бани, городская канализация, что является показателем развитой городской культуры.
Относительно сохранившиеся памятники Дехистана - два двадцатиметровых минарета. Интересно, что, находясь всего в 120 м друг от друга, они, судя по сохранившимся надписям, сооружены с интервалом почти в 200 лет.
От одной, вероятно, соборной мечети остались лишь два пилота портала с восхитительным богатейшим декором растительно-эпиграфического стиля с использованием полихромной глазури высшего качества.
За время правления Хорезмшахов город успел пережить бурный расцвет, однако впоследствии был до основания разрушен монгольскими войсками. В 15 веке город умер навсегда.

Один из районов Красноводска

Новые фотодокументы из города Туркменбаши, присланные нашими источниками, свидетельствуют о том, что город на Каспии влачит жалкое существование. Рядом с помпезной туристической Авазой с серией беломраморных отелей и голубых ванн бассейнов, улицы, дома и дороги бывшего Красноводска напоминают трущобы, где коммунальная инфраструктура годами не видела ремонта, а местные жители каждый день испытывают острую . И это далеко не все проблемы жителей западного региона Туркменистана.

Район железнодорожной больницы

Район железнодорожной больницы (улицы Гоголя и Нагорная) напоминает место, куда упали авиабомбы или артиллерийские снаряды, хотя войны здесь, слава Богу, не было. Вглядитесь в эти снимки: ни нормальных дорог, ни тротуаров, ни детских игровых площадок. Все, что запечатлено на фотографиях наших читателей и еще осталось за кадром, результат абсолютного бездействия хякима города, его заместителей и других чиновников, занятых, по словам красноводчан, дележом прибыли от морского порта и строительством объектов, не являющихся первой необходимостью жителей города. Облеченные властью люди здесь попросту не появляются, а значит не нужны ни дороги, . Не пролегает по этим трущобам и маршрут первого лица государства, хотя он довольно часто наведывается в западный регион страны. Президент, на вмешательство которого в сложившуюся ситуацию так рассчитывают красноводчане, предпочитает любоваться своим детищем – .

Нехватка воды в Красноводске, да и Балканском велаяте – отдельная тема. В нынешние жаркие дни жителям подают воду в квартиры через день по вечерам на 3-4 часа. В день среды 24 июня воды нет уже четвертые сутки. В районе нового аэропорта живительной влаги не бывает и того дольше - и неделю, и десять дней.

Люди жалуются – пишут, звонят даже в Ашхабад, но никому до этой проблемы нет дела. Одна жительница города Туркменбаши, описывая жизнь своей семьи у моря без воды и света, рассказала, что ей приходится собирать в баул накопившее грязное белье и отправлять родственникам в Ашхабад, чтобы те там постирали.

Еще один проблемный аспект города – это чрезмерная дороговизна продуктов на местном рынке. Некоторые наши читатели винят в этом приезжих из других областей страны, в частности, из , которые сотнями работают на стройках Авазы.

«Их стало так много, что они теперь составляют половину всего населения нашего города. Местные говорят так: если всех трудовых мигрантов отправить домой, то и цены на базаре придут в норму, и на работу устроиться станет легче», — пишет наш читатель.

Но сами приезжие своей вины не чувствуют. Они говорят, что приехали сюда, оставив надолго дома и семьи не от хорошей жизни, а потому, что в том же Дашогузе дефицит рабочих мест.

В этом репортаже мы рассказали далеко не обо всех проблемах города у моря. В следующих материалах мы затронем еще одну головную боль красноводчан – , вернее, их отсутствие. А пока местные жители вопрошают, как при наличии таких проблем проходит день хякима и его заместителей, среди которых наверняка есть ответственные за решение социальных вопросов красноводчан.

Больше фотографий из Туркменбаши в разделе , на наших страницах в

Туркменбаши – город-порт и популярный туристический центр Туркменистана. Он расположен на берегах Красноводского залива Каспийского моря на юг от пустынного плато у подножья горы Шага-дам. Окружающий засушливый ландшафт напоминает лунный пейзаж. Из Туркменбаши начинается большинство экскурсий в приморские курортные городки и горы. Побережье Каспийского моря известно своими песчаными пляжами, прозрачной водой, обилием морской флоры и фауны, что позволяет заняться водными видами спорта.

Общие сведения

Туркменбаши находится в Балканском велаяте на берегу Каспийского моря, в 520 км на северо-запад от Ашхабада, с которым он связан автомобильной и железной дорогами. С азербайджанским Баку на западном берегу его соединяет паромная переправа в 306 км.

До 1993 года город назывался Красноводск, согласно одной из версий, это является переводом местного топонима Кызыл-Су, связанного с тем, что в воде Красноводского залива существовало много планктона с розовым оттенком. Также есть и другие версии. В 1993 году город переименовали в честь первого президента Туркменистана Туркменбаши Сапармурата Ниязова.

В городе развита нефтеперерабатывающая, пищевая в том числе рыбная и легкая промышленность. Также здесь расположен нефтеперерабатывающий завод. Туркменбаши – это первый по значению порт Каспия в Туркменистане, а туристическая зона Аваза является первой зоной отдыха в стране.

История

Туркменбаши – это сравнительно молодой город. Он был основан в 1869 году российской экспедицией во главе с подполковником Н.Г Столетовым. В октябре русские вышли в открытое море и направились сюда, чтобы образовать на побережье Каспийского моря город. Но во время их плавания произошел сильный шторм и все суда раскидало по морю. Поэтому каждое судно прибыло в залив в разное время. Первое прибыло в бухту 31 октября, второе – 3 ноября и третье – 6 ноября. Из-за этого дата основания Красноводска является неясным вопросом: каждую из трех дат можно считать знаменательной и выбрать ее как день рождения города Туркмении.

Так, на диком побережье Красноводского залива и было решено соорудить крепость – факторию. Эту бухту строители посчитали лучшим местом для расположения нового города, потому что она почти никогда не замерзает и со всех сторон ограждена от сильных ветров.

Как и многие другие центры страны, Красноводск обязан своим возникновением русским, которые оккупировали эту среднеазиатскую территорию. Оказавшись на берегу моряки, начали отстраивать тут не просто поселение, а систему экономических, торговых и культурных отношений с местными племенами туркмен.

В настоящее время туристов в Туркменбаши могут заинтересовать не только современные постройки, которые так активно появляются, но и некоторые старые здания, способные рассказать о прошлом города.

У каждого города есть своя история и Туркменбаши не является исключением из этого правила. Многие здания прошлых лет на этой территории не сохранились. Причиной этому, вероятно, явились определенные обстоятельства, например, войны, которые разрушали все на своем пути. А может быть, виной всему стали и сами люди, которые не сумели сделать так мало – сохранить свое наследие. Основная задача сейчас сохранить хотя бы то, что осталось. Кроме того, что в настоящее время Туркменбаши претендует на то, чтобы стать крупным туристическим центром страны.

Естественно, для туристов излюбленными местами посещения являются древние исторические памятники прошлых лет. Но с каждым днем количество таких мест уменьшается. На месте руин старого города возводятся новые постройки – административные здания и современные гостиницы. Конечно, такие меры, которые осуществляет государство нельзя игнорировать, потому что Туркменбаши – это современный город, которому также нужно развиваться и двигаться вперед.

Любой приморский город берет свое начало с вокзала и морского порта. Вокзал Туркменбаши в мавританском стиле был построен в 1895-1896 годах, но автор работ неизвестен. Здание вокзала является одним из красивейших на всей железной дороге Средней Азии. Привокзальная площадь соседствует с мемориалом воинам, которые погибли в годы войны.

Морской торговый порт в Туркменбаши развивался быстро. Было сооружено около десятка пристаней. А не так давно построили интересное здание управление порта в виде корабля в море.

Также не так давно начато строительство нового международного порта. За последнее время туркменские суда освоили многие морские маршруты, вплоть до морских ворот Гибралтара. Да и сам порт интенсивно развивается. Ведется фронтальная модернизация портальных кранов и судов дальнего плавания. Осуществляется радикальная реконструкция портовых строений, логистических центров и нефтяных терминалов.

Новый порт, который возводится согласно современным международным стандартам, будет принимать как иностранные суда, так и теплоходы для морских круизов, яхты и другие суда.

Основной же гордостью Туркменбаши конечно же служит море. В него влюбляются все – гости, и местные жители. Это чудо природы не оставит равнодушным никого.

Достопримечательности

Аваза – активно развивающийся морской курорт на востоке Каспийского моря. Эта туристическая зона Туркменистана располагается в 12 км на запад от центра Туркменбаши.

Аваза – это райский уголок, который протянулся на 16 км. В настоящее время уже построены несколько отелей мирового значения и лечебно-оздоровительные объекты.

Мечеть Парау-биби является священным местом паломничества мусульманок. Эта небольшая белая мечеть расположена на одной из скал Копетдага.

Существует одна легенда, которая посвящена истории появлении мечети. Согласно нее, Парау-биби была красивой туркменкой, которая жила в одной из деревень. Однажды ее пообещали отдать на выкуп врагам. Чтобы спастись, она убежала в горы и стала молиться. Скала раздвинулась и спрятала девушку навсегда. На этом месте и появилась мечеть. К ней ведет кривая лестница. На полпути можно заметить отпечатки в скале, которые оставила Парау-биби: от локтя, колена, лба и пальца. В настоящее время к небольшой мечети приходят женщины и просят Парау-биби – покровительницу беременных женщин и детей, чтобы она поспособствовала им сохранить красоту, найти хорошего мужа и обрести много детей.

Также, согласно легенде, лежащие немного дальше несколько серповидных камней были раньше дынями, которыми Парау-биби бросала в приближающихся врагов. По обычаю, девушки наступают на эти камни. Если камень начинает вращаться, то это означает, что все будет хорошо. Если нет, то через год нужно снова пробовать, вернувшись в эти места.

Мавзолей Шир-Кабир. В 6 км от Дехистана располагается древнее захоронение Машад – мусульманский некрополь с находящимся в центре мавзолеем Али ибн Суккари или Шир-Кабир. Памятник принадлежит постройкам серахской архитектурной школы и датируется 10 веком. Стены строения из квадратного сырцового кирпича были декорированы от основания до купала резным ганчем, куфическими надписями, лиственными узорами, и раскрашены в красный, синий и зеленый цвета.

Также Шир-Кабир называют мечетью «на деревянных столбах». Она является самой старой из сохранившихся на территории Туркмении мечетей. К тому же ориентированный на Мекку необычный резной михраб (молельня), которая состоит из трех вписанных друг в друга ниш, свидетельствует о том, что этот мавзолей, прежде всего, применялся как мечеть, а не просто как усыпальница.

Шир-Карир неоднократно подвергался реконструкции, в его интерьере остались элементы декора 10 века. До сих пор внутренне убранство несет на себе отпечаток красоты и величия. Для паломников это место является святыней, которые посетив его, утверждали, что после Мекки это единственное место не земле, которое благословлено Аллахом.

Дехистан – это глинистая равнина на юго-западе Туркменистана вблизи Каспийского моря. Но такой неприметной и безлюдной эта местность была не всегда. Когда-то, в период своего расцвета, тут кипела жизнь, цвели сады, зеленели поля, которые окружали реки. Уже в 3 тысячелетии до н.э. эта территория осваивалась первыми земледельцами. В 3-6 веках в оазис, орошаемый рекой Атрек, начали приходить тюркские племена: массагеты, эфталиты, саки. Но более мощный племенной союз возглавили дахи, которые организовали крупные опорные пункты и поселения.

Мисриан – городище, которое расположено на территории Дехистана, является крупнейшим историческим памятником. В настоящее время остались только руины этого поселения, но даже по ним можно представить, что в свое время это была местность с высоким уровнем развития культуры. Город включал в себя шахристан (цитадель), рабат (пригород) и окружающие его со всех сторон густонаселенные кварталы ремесленников. Реальные размеры древнего города не выяснены, потому что данных об этом осталось недостаточно. В 10-13 веках цитадель была огорожена мощной крепостной стеной, которую караулили два ряда дозорных.

Мисриан можно считать центром ремесла. Подтверждение этому являются остатки сотен мастерских, которые производили кирпич, бронзовые котлы, светильники, керамику и другие изделия. Керамика удивляет высоким художественным уровнем сюжетной и орнаментальной росписи.

Также в большом ассортименте производились всевозможные изделия из стекла, а мастера-ювелиры делали свои шедевры из драгоценных металлов и характеризовались высоким профессионализмом и изысканным вкусом в художественной обработке камня. Кроме этого, в Мисриане были найдены совершенная для того времени система водоснабжения, бани, городская канализация, что служит показателем развития городской культуры.

Более-менее сохранившиеся памятники Дехистана – два двадцатиметровых минарета. Они находятся всего в 120 м друг от друга, и согласно сохранившимся надписям, построены с интервалом почти в 200 лет.

От одной соборной мечети остались только два пилона портала с удивительным богатым декором растительно-эпиграфического стиля с применением полихромной глазури высшего качества. За период правления Хорезмшахов город успел пережить активный расцвет, но потом был до основания разрушен монгольскими войсками. В 15 веке город перестал существовать.

Караван-сарай Ташарват. Живописные руины караван-сарая Ташарат находятся в 38 км от города Балканабад – столицы Балканского велаята. Во времена Великого Шелкового Пути караван-сарай играл не последнюю роль для проходивших мимо караванов, в котором они останавливались по дороге своих странствий.

Здание караван-сарая являет собой прямоугольное укрепление с каменной стеной, внутри которого находятся руины жилого строения. Возле него была раскинута роща карагача. Первые сведенья об укреплении Ташарват были найдены в 1871-1872 годах. Исследование археологов показали, что еще в конце 19 века строение было обитаемо.

Туркменбаши – красивый и своеобразный город. В этот гостеприимный город захочется вернуться снова и снова.