Сотрудники

Куда сходить в Шерегеше: развлечения и отдых после катания. Развлечения в Шерегеше: элитные и не очень Что делать в Шерегеше летом

В Шерегеше можно не только кататься на лыжах или сноуборде. Давайте посмотрим, где отдохнуть в Шерегеше, кроме гор.


Я накатался вдоволь. Чем заняться еще?

1. Сходить в баню. Отличный способ согреться после катания. Выбирайте, что вам больше нравится: русская банька или сауна с бассейном - в Шерегеше есть заведения любого формата. Например, можно сходить в спа-центр «Серебряные родники», где работают бани разных видов: финская, русская, марокканская, можжевеловая, сенная. Там же вас ждут соляная комната, купель и бассейн. Комплекс находится в горнолыжном секторе А.

2. Посетить крытый каток. Он расположен в том же секторе, у подножия горы Зеленой.

3. Сходить в ночной клуб. Если вам интересен ночной Шерегеш, то можно не только наслаждаться горными пейзажами под звездным небом, но и устроить развлечения под клубную музыку. В Шерегеше есть два хороших клуба: «AYS-бункер» и «Куба».

4. Порыбачить. Горная Шория, в которой и расположен Шерегеш, — это место как для летней, так и для зимней рыбалки. Здесь водятся и классические окунь с пескарем, и редкие налим и таймень. Главные водоемы для рыбалки - это реки Мрасса и Мундыбаш.

5. Заняться скалолазанием. Это развлечение для летнего периода, и больше всего для него подходят «верблюды» на горе Кураган.

6. Погулять по окрестностям. , и прогулки здесь доставляют удовольствие в любое время года. Куда сходить - читайте ниже.

1. Поклонный крест на горе Курган. Его отлично видно с вершины Зеленой, а если светит солнце, то он заметен и с любого другого места на курорте. Если считать с постаментом, то высота креста составляет 20 метров. В любое время года до него можно дойти пешком, а зимой - заказать снегоходную экскурсию.

2. «Верблюды» на горе Курган. Сотни лет склоны этой горы испытывали на себе специфическое воздействие природы. Из-за этого здесь появились скальные выступы необычной формы. Больше всего они похожи на горбы верблюдов. Хорошо рассмотреть их можно с вершины горы Зеленой.

3. Статуи и изображения йети. Они есть на вершине Зеленой, на автозаправке и у нескольких кафе в поселке. Дело в том, что снежный человек стал неофициальным символом Шерегеша. Следы йети нашли несколько лет назад рядом с Азасской пещерой. С тех пор популярность огромных волосатых людей здесь стала расти, а с 2010 года в Шерегеше проводится праздник йети - каждый год, на старте горнолыжного сезона.

4. «Перевернутый дом». Он находится в секторе А, у подножия трассы «Скай Вэй». Как нетрудно догадаться, дом стоит на крыше. Во внутренних помещениях тоже все перевернуто: диваны, кровати, кухонный гарнитур. Встречает гостей дома Старый Йети, который и является хозяином этого места.

5. Голубое озеро. Этот живописный водоем находится в 65 километрах от Шерегеша, рядом с поселком Темиртау. Но сюда стоит поехать, чтобы увидеть невероятную небесно-голубую воду озера.


Как отдохнуть в Шерегеше с детьми

Если вы приехали кататься на лыжах или сноуборде, а ваш ребенок этого пока делать не умеет - ничего страшного. В Шерегеше можно довольно быстро научиться катанию, или, по крайней мере, освоить его азы. В помощь вам - горнолыжные школы для детей «Снеговичок» и «Неваляшка». Сюда можно привести ребенка в возрасте от 3-х лет. Обучение происходит на детских трассах под присмотром опытных инструкторов.

Можно упростить свой отдых и покататься на ватрушках (по-научному— сноутюбинг). Соответствующие трассы есть в секторе Е. Такое развлечение понравится и взрослым: это настоящий семейный отдых.

Если устанете от горных забав, можно сводить ребенка в «Йети-парк» — парк развлечений в гостинице Alpen Club. Это место считается резиденцией йети, а дети могут узнать здесь легенды и мифы Горной Шории, пройти мастер-классы и посмотреть занимательные научно-популярные представления.

Если вас интересует активный отдых, экстремальный спорт и веселая компания, посетите горнолыжный курорт Шерегеш. Уже сам чистейший воздух горной Шории приведет ваш организм в восторг. Не надо выезжать из страны, чтобы получить возможность насладиться красотами, попробовать себя в спорте и при этом почувствовать на себе все приятные моменты высокого уровня сервиса.

Что делать в Шерегеше летом

Некоторые считают, что на горно-лыжном курорте нечего делать летом. В случае с Шегерешом все с точностью наоборот. Отдых летом в некоторой степени даже более привлекателен, чем зимний, особенно если вы решили приехать всей семьей, вместе с детьми. в этой местности теплое и уютное, а система искусственного оснежения поможет наслаждаться привычными трассами.

Можно опробовать горные лыжи, параглайдинг, поездки на снегоходах, фрирайд и даже прыжки с отвесных скал . Младшее поколения для этого может воспользоваться уроками от индивидуальных инструкторов школы «Неваляшка», которая пользуется собственными, авторскими, методиками. Если вы решили осмотреть достопримечательности во взрослой компании, малышу будет уютно в детской игровой комнате.

Есть развлечения, которые зимой недоступны. Сплавы по горным рекам доставят вам незабываемые впечатления. В любом случае, ваши рассказы и фото впечатлят всех знакомых, друзей и родственников.

Кроме семейного отдыха и развлечений в компании друзей, курорт предусматривает активный отдых и корпоративные вечеринки . Для них есть специальные отели.

Летний отдых в отелях Шерегеша

Для того, чтобы отдых удался, необходимо место комфорта и уюта, где моно остановится, уединиться, выспаться спокойно, наконец. Курорт предлагает решить ваши бытовые вопросы, не взирая на уровень ваших финансовых возможностей, зато учитывая все возможные потребности.

Семейные комплексы и гостевые дома предлагают летние цены, доступные для людей среднего достатка . Есть гостинично-развлекательные комплексы, которые пригодятся для веселой компании. Вечером вас будут ждать боулинг и бильярд.

Эксклюзивные дома предлагают номера с повышенным уровнем комфорта для обеспеченных отдыхающих. Цены за отель будут приличные, но разумные.

Если же вы не заморачиваетесь с такими изысками, эконом-профилакторий и спорт-отель, в котором есть возможность самостоятельно готовить, потребуют от вас минимум вложений.

Практически все гостиницы расположены у трасс, искать их долго не придется. Всего их около 15.

Экскурсии и развлечения горнолыжного курорта

Кроме спортивных развлечений, курорт предлагает множество возможностей провести время познавательно, активно, с пользой для ума, тела и души:

  1. Если у вас в запасе денек, сходите на экскурсию, которая, в зависимости от маршрута, заберет у вас 3-12 часов. В их стоимость входит посещение музеев, снаряжение и транспорт, услуги гидов, в некоторых — питание (от чая до трехразового питания в полевых условиях). Если билет для взрослого в Музей природы и этнографии стоит 500 руб. за 3 часа, то «Пызас + музее» (со сплавом по Пызасу, музеи ГАЛАГа и природы) протяженностью 138 км (10 часов) – 2500 руб.
  2. Летом 2016 года предлагаются активные туры протяженностью 2-12 суток. Если вы размышляете, на что посмотреть в выходные, есть туры выходного дня.

Водные туры предполагают сплавы по горным рекам. Есть специально рассчитанные для потребностей семейного отдыха. В комбинированные туры входит и сплав по реке, и восхождение на горы. Выходные дни можно посвятить осмотру озера Телецкого или горы Мустанг.

В туры входит проживание в отелях, питание (в отеле 2 раза, в походе 3 раза в полевых условиях), услуги гида, транспорт, снаряжение. Например, комбинированный тур «Каменные реки» стоит 15800 на 8 суток.

Есть и детские туры, однако не все, необходимо уточнять возможность заездов.

Для того, чтобы приехать на отдых, достаточно сесть в автобус из Новосибирска. Если же вы путешествуете на личном авто, на трассе много стоянок.

Шегереш – возможность идеального отдыха, новых друзей, познания себя и окружающего мира.

Если летние приезды в Шерегеш как-то еще настраивают на позитивный лад, то осенние поездки всегда происходят на фоне какой-то судорожной движухи на горе и рядом — чувствуется приближение сезона и то, что к нему (по традиции) никто не готов, а при этом нужно успевать, но видно, что надежды успеть почти нет, поэтому все хмурые и не очень-то довольные жизнью. Этот приезд — не исключение. Более того, сейчас как никогда раньше проступает какая-то тотальная грязь, срач и непрофессионализм.

В планах было проехать из поселка до горы, посмотреть что и как в районе строящихся подъемников, подняться наверх и глянуть на изменения там. Но работающий всегда «Фристайл» не пустил, мотивируя «ремонтом», а работающая же «Шория» в лице хмурого чувака из вагончика на посадке сказала «не работаем» и пошла дальше заниматься важными делами. Ну ок, внизу тоже есть на что посмотреть.

Итак, от «Фристайла» я пошел в сторону выката центральной трассы, чтобы на подходе к нему посмотреть на строящиеся подъемники.

Посадка на бугель гостиницы «Ольга» (который от «Ольги» уже достаточно далеко) теперь тут — почти у самого траверса. Ну что — снизу идти (особенно утром снежного дня) будет достаточно утомительно, и не будет иметь почти никакого смысла, так как до траверса остается буквально 10 метров и проще уж сделать последний рывок до «Фристайла».

Немного ниже — станция нового подъемника, который заменит полудохлое зеленое кресло. Которое, кстати, стратежно не убирают, а то мало ли, до зимы можно и не успеть с окончанием работ. Станция тоже достаточно высоко — вон внизу виднеется «пятак» выката, и идти от него прилично. Основной план таков — справа от этого подъемника (если смотреть оттуда, откуда мы смотрим) будет большая стоянка, на которую и будут приезжать туристы, чтобы не идти с самого низа. Туда же, надо полагать, будут привозить таксисты. Тут есть два момента, которые сразу приходят в голову:

1. Утром выходного дня туристы очень быстро начнут приезжать к заполненной стоянке. Дорога наверх и подъезд к стоянке достаточно узкие, не совсем понятно, как вся масса машин будет разворачиваться и ехать обратно.
2. Дорога к стоянке, которая проходит мимо гостиницы AYS, в снежные дни весьма тяжела для подъема, и если не проскочить туда рано утром, в 9 там уже стабильная пробка из тех, кто не может подняться. Если направить туда большую массу машин, лучше точно не станет. Шире дорогу не сделали, и шансов на это пока не очень много.

Выкат — мама дорогая. Такое ощущение, что до Сирии бомбы не довезли — сбросили тут. Это на фото все кажется более-менее, в реальности там просто беспросветное говнище. Да, его сделают ровнее, конечно, но ничего общего с тем, что было год назад (и к чему тоже были вопросы).

Еще один взгляд на новый подъемник. Сам он, кстати, конечно хорош — куда лучше своего зеленого собрата. Видимо, будет как «Хлебница», а значит будет быстро останавливаться из-за бокового ветра, хыхы 🙂

Ниже почти никаких изменений. Разве что от «Грелки» исчезла будка шашлыков «У Виталика».

Недалеко, кстати 🙂 Но, по местным слухам, назад она уже не вернется. Выкат расчищают, и исчезнет не только эта постройка. Детское кресло для начинающих демонтировано, на его месте строится промежуточная посадка гондольного подъемника, который будет его дублировать. В жертву принесена маленькая, но очень уютная гостиница «Спортотель, Нижний домик», а также пара вагончиков (прокат и инструкторская) — вроде их оттащили дальше и левее, к посадке на бугель, который каким-то чудом еще сохранился.

Помимо посадки строится еще одно здание, назначение которого еще не совсем понятно. На самом деле, этот подъемник будет длиннее, отсюда он будет уходить вниз, мимо гостиницы «Мустаг» и вести на реально здоровую стоянку, которая находится через дорогу от гондольного подъемника Sky Way. Приехал, поставил машину, сел на подъемник и доехал до выката. Если нужны прокаты или кафе — сошел, если не нужны — поехал дальше, до конца выката.

Снизу грязи и стройки уже не видно, видно только вершину горы и идущие тучи — на завтра передают снег.

На фото все выглядит менее глобально, конечно, но вживую впечатления удручающие. Просто беспросветное говно, грязь и строительный мусор абсолютно везде. Очень бросается в глаза, что нет (и не могло быть, конечно) никакого планирования вообще ничего — получил землю, тут же на ней что-то воздвиг, через несколько лет отжали, снесли, построили что-то совсем другое. Хаос и неустроенность какая-то повсеместно. И даже там, где работы закончены, никто не торопится хоть что-то за собой прибрать — зачем, знаменитый шерегешский снег все засыпет, ну а в начале сезона да, поаккуратнее, ребята. Думаю, если привезти сюда какого-нибудь управляющего горнолыжным курортом из Европы, он бы в себя прийти не смог от увиденного.

Наверху примерно так же, только там уже все немного засыпало и картина немного сгладилась. Несколько последних лет, когда работы почти не велись, стало хоть совсем немного почище. Вон, если посмотреть в сторону «Хлебницы», там хоть как-то все поспокойнее. Хотя это отсюда, там тоже строится новый подъемник и наверняка вблизи него то же самое.

Не то, чтобы это как-то неожиданно было — это же все еще российский курорт во всех его проявлениях. Но грустно, зимой он будет уже другим, более позитивным, но весной все опять вернется, и вряд ли что-то изменится. Впрочем, сезон уже скоро, пора начинать думать о нем, и о тех подъемниках, которые заработают. Потому что если они не заработают, останется только короткий правый бугель и зеленое кресло, а их совершенно точно не хватит 🙂 Ждите очередных новостей и фоточек из Шерегеша. Мы откроем сезон раньше всех. Get Shred!

Шерегеш осенью: последний и решительный.. was last modified: Октябрь 4th, 2017 by Teemu

Шерегеш - один из самых известных и посещаемых горнолыжных курортов в России. Его востребованность райдерами обусловлена ранним началом и продолжительным сезоном для катания, а также относительной транспортной доступностью и неплохой инфраструктурой. И, конечно же, Геш знаменит своим уникальным рассыпчатым снегом, который сделал его настоящей Меккой фрирайда.

Когда ехать в Шерегеш?

Стабильный снежный покров в Шерегеше устанавливается довольно рано - уже в конце октября. Выпадение снега сопровождается настоящей истерией в социальных сетях, которая активно подогревается владельцами гостиниц, подъёмников и организаторами туров. Нервы многих райдеров не выдерживают, и они едут в Шерегеш уже в конце октября - ещё до официального открытия сезона. О нормальном катании в эти сроки можно только мечтать, поэтому такие поездки обычно собирают любителей тусовок, стремящихся быстрее отметить наступление зимнего катального сезона.

Шерегешские «Верблюды», припорошённые первыми снегопадами. 27 сентября 2017

Официальное открытие приходится на середину/вторую половину ноября и точная дата напрямую зависит от погодных условий - когда выпадет достаточное количество снега. Реальная практика показывает, что даже в снежный сезон ехать в Шерегеш стоит только после 20-25 ноября. В это время уже точно можно смело кататься на всех трассах и безопасно раскатывать пухляк, не боясь ободрать любимый снаряд о едва припорошённые камни. Исключением из этого правила можно считать лишь аномально малоснежную для Шерегеша зиму 2011/2012.

Назвать оптимальные сроки поездки в Геш довольно проблематично - погода не отличается стабильностью от сезона к сезону и поэтому угадать с наиболее удачными датами сложно. Многие райдеры считают, что наиболее удачными месяцами для катания в Геше являются февраль и первая половина марта, в то время как на новогодние праздники приходится пик холодов. На деле же, словить морозные дни можно уже с конца ноября и на протяжении всей зимы, а на новогодние праздники, наоборот, может прийтись пик великолепных снегопадов и комфортная для катания температура. Так что, если вы планируете свою поездку сильно заранее, бронируя гостиницы и покупая билеты, то нужно быть готовым ко всему.


© Екатерина Климова, Instagram @egklimova

Практика показывает, что наиболее интересен Шерегеш с конца ноября и до нового года. В это время почти гарантировано обильно сыпет снег. Его уже достаточно чтобы укрыть все склоны и основные споты для внетрассового катания, но при этом не так много, чтобы полностью скрыть интересный микрорельеф, который ценится любителями фрирайда. Поэтому конец ноября-начало декабря - излюбленное время для сбора фрирайд-тусовки. В Шерегеш стекаются адепты внетрассового катания со всей страны и ближнего зарубежья. Так что это самое подходящее время, чтобы «выгулять» свой новый Gore-Tex костюм и апробировать свежекупленные фрирайдные лыжи.

Если вы не любите очередей у подъёмников и столпотворения райдеров на трассах, то приезжать, как и на другие курорты, стоит в будние дни и в «низкий» сезон. В случае с Шерегешем это последняя неделя декабря, а также период после окончания новогодних праздников и до середины февраля. Считается, что в январе и феврале повышается риск морозов, однако на деле они случаются нечасто.

На конец февраля-начало марта приходятся праздники, вдобавок сам март - это настоящий «бархатный сезон». Погода стоит достаточно тёплая, особенно в солнечные дни, но при этом состояние снега ещё отменное и нередки снегопады. При этом райдеров на склонах всё же не так много в сравнении с пиком сезона.

Апрель - время закрытия сезона, когда катание становится лишь небольшим дополнением к тусовкам и фестивалям. Знаменитый «Grelka Fest», с его спуском в купальниках, как раз проводится в этот период.

Наконец, на начало мая обычно приходится закрытие сезона - о катании речь уже почти не идёт и повторяется сценарий октября - на курорт приезжают почти исключительно любители тусовок и фестивалей.

Как добраться до Шерегеша?

Шерегеш достаточно удалён от крупных населённых пунктов, поэтому дорога туда отнимает немало времени и составляет значительную долю в бюджете поездки.

Существует два наиболее оптимальных маршрута по цене и времени в пути:

    Через Новосибирск. Самолётом/поездом прибываете в Новосибирск. Оттуда в Шерегеш можно добраться чартерными автобусами, на такси, с попутчиками или же на рейсовом автобусе «Новосибирск-Таштагол» от Новосибирского автовокзала. Последний курсирует ежедневно и удобно - вы едете ночь, прибывая в Шерегеш утром, так что даже не теряете день катания. Но и в дороге рейсовый автобус находится дольше всего - чуть больше 10 часов, так как он останавливается почти во всех крупных населённых пунктах по пути следования. А путь из Новосибирска до Геша и без того не близкий - 530 километров, которые обычно преодолеваются за 7-9 часов. Можно сразу приобрести тур, в который будут включёны трансфер и номер в гостинице. Такой вариант зачастую наиболее выгоден с точки зрения расходов на транспорт и жильё. Через Новокузнецк. Самолётом/поездом прибываете в Новокузнецк. От Шерегеша город отделяют около 170 км, которые преодолеваются на автотранспорте за 2-3 часа. Самолёт прибывает очень рано утром, так что вы даже не теряете день катания. Добраться из Новокузнецка в Геш можно тремя путями. Если вы прилетаете самолётом трансфер вам может организовать принимающая сторона, либо вы едете на такси. Те, кто приехали поездом смогут добраться до Геша на всё том же автобусе «Новосибирск-Таштагол», который отправляется из Новокузнецка в 6:40 утра. Пересадка проблем не вызовет - ж/д вокзал в Новокузнецке расположен в двух шагах от автовокзала. Если на него вы не успеваете - не беда. Следующий рейсовый автобус до Шерегеша следует в 12:00. Время в пути при этом составит 3-3.5 часа (на такси - 2 часа). Также от Новокузнецка курсирует несколько рейсовых автобусов до Таштагола, откуда до Геша можно будет добраться на 101-м автобусе, однако это ещё +1 час в дороге и день катания точно будет упущен.

В обоих случаях можно добраться на попутках, например, пользуясь сервисом BlaBlaCar и профильными группами в социальных сетях. Такой вариант чаще всего даже дешевле рейсовых и чартерных автобусов.

Где остановиться в Шерегеше?

Глобальный вопрос, который стоит при выборе жилья перед любым, приехавшим в Шерегеш, райдером - жить в посёлке или же прямо у подножия горы. Оба варианта обладают своими плюсами и минусами.

Квартиры

Аренда квартиры в посёлке на большую компанию зачастую предполагает более выгодные и, как правило, более комфортабельные условия проживания нежели в гостиницах у подножия горы. Возможность готовить на кухне и закупаться в поселковых магазинах также способствуют экономии. Но, при этом, придётся каждый день тратиться на такси или пытаться успеть на бесплатный рейсовый автобус, который курсирует от горы до магазина «Кукуруза». С 2017 года он принадлежит к сети супермаркетов «Мария-Ра». Однако большинство райдеров ещё долго будут именовать это место «Кукуруза» по старой памяти. Сразу отметим, что полагаться на него особо не стоит:)

Квартиру действительно выгодно снимать только сравнительно большой компанией в 3-6 человек. К сожалению, далеко не всем райдерам удаётся собрать команду для поездки.

При поиске жилья в посёлке необходимо быть уверенным в надёжности арендодателя, так как нередки случаи мошенничества. Самый популярный способ обмана - размещать на Avito или в социальных сетях несуществующие квартиры или квартиры, которые уже кем-то заняты и просить предоплату. После получения предоплаты мошенник исчезает, так что самое надёжное - не давать никаких денег вперёд.

Гостиницы

В посёлке расположено несколько гостиниц, преимущественно эконом-класса, в стоимость проживания которых включён бесплатный трансфер до курорта. Обычно это пара автобусов/микроавтобусов, которые курсируют от горы до гостиницы строго по расписанию.

Для тех кто не хочет тратить время и средства на транспорт до курорта, целесообразно заселиться в одну из гостиниц у подножия Зелёной, благо их много. Все они находятся в шаговой доступности от подъёмников, а в стоимость некоторых номеров нередко сразу включён скипасс на определённую канатную дорогу. Правда, такая услуга есть буквально в паре-тройке отелей.

Номерной фонд гостиниц рассчитан буквально на любой кошелёк. При этом не стоит думать, что апартаменты эконом-класса отличаются низким качеством обслуживания и разрухой. Они не подойдут разве что для семейного отдыха, так как рассчитаны на заселение 4-6 человек и ориентированы на молодую аудиторию и экономных фрирайдеров, все средства которых вложены в снаряжение:) Вопреки расхожему мифу, в них чисто, сделан нормальный ремонт и не так шумно, как порой рассказывают.

Найти комфортабельные апартаменты на пару комнат с кухней - тоже не проблема. Советовать конкретный вариант гостиницы мы не будем - всё зависит от ваших предпочтений и лимита средств на отдых.

Помните, что в большинстве случаев гостиничные апартаменты лишены кухонь, а постоянное питание в кафе и столовых может стать серьёзной статьёй расходов. Поэтому, если вы едете на машине большой компанией, рекомендуем взять с собой мультиварку - она позволит оперативно приготовить завтрак или ужин. Также, при выборе номера уточните, будут ли в нём чайник или микроволновка. Как правило, они входят в комплектацию только при цене номера «выше среднего». Экономные райдеры могут просто взять с собой термос и наполнять его кипятком на ресепшене или в столовой.

Гостевые дома

Ещё одним вариантом жилья являются гостевые дома, которые будут отличным решением для больших компаний райдеров и семейного отдыха. Таких предложений с каждым годом всё больше, причём варианты можно найти как в посёлке, так и в непосредственной близости от горы и подъёмников.

Хостелы

Вариант для самых экономных райдеров. Хостелов в Шерегеше, как минимум, два - «YES!» и «Bear Hole» . Цена в них колеблется от 450 до 900 рублей в сутки с человека, так что их по праву можно считать наиболее доступным жильём для катальщиков. Максимальный ценник приведён для недели новогодних праздников. Оба находятся в центре посёлка неподалёку от магазина «Мария-Ра», рядом с которым всегда дежурит множество таксистов, так что организовать себе трансфер на гору не проблема.

Про питание в Шерегеше

Большая часть кафе и столовых сконцентрированы в секторе А и только здесь их разнообразие достигает своего максимума. Покушать можно вкусно и недорого, но можно и отвалить за скромный пластиковый стаканчик невкусного чая целых 50 рублей. Как правило, чем ближе точка общепита к подъёмнику, тем выше в ней цены, а вот качество обслуживания за ними при этом не поспевает. Исключение составляет разве что нижняя часть выката в секторе А.

    кафе «Перекати-поле»; кафе «Варежка»; шашлычная «У Виталика»; бар «Rooks»; кафе «Юрта»; буфет на первом этаже гостиницы «Сугроб».

Наиболее известными точками, с которыми у райдеров ассоциируется весь шерегешский общепит, являются кафе «Grelka» и «Трамплин», а также столовая «Пуля». Сносный обед на горе обойдётся минимум в 250-500 рублей, при этом не стоит ждать за эти деньги классического комплексного набора из трёх блюд.


Бар «Grelka» © Екатерина Климова, Instagram @egklimova

Питание на горе в большинстве случаев будет дороже, чем в столовых или кафе при гостиницах и точно невыгодно, если вы предпочитаете готовить самостоятельно. Для тех, кто хочет сэкономить, рекомендуем плотно завтракать, а на гору брать небольшой термос и перекус - поесть с относительным комфортом почти всегда можно за столиками, которые стоят прямо рядом с кафе. Обычно этого «топлива» достаточно, чтобы докатать день и ужинать уже дома.

Места катания и ски-пассы

Всю территорию курорта принято делить на три сектора, которые практически точно обозначают границы работы трёх наиболее крупных операторов канатных дорог:

    сектор А (оператор «Каскад-Подъём», но также представлено ещё несколько небольших самостоятельных операторов - «Ольга», «СпортОтель», «Фристайл»); сектор Е (оператор «Шория-Тур»); сектор F - расположенные между секторами А и Е трассы и канатки «Панорама» и «SkyWay» (оператор Malca).

Большинство трасс и подъёмников в Шерегеше расположены в секторе А и здесь же сконцентрирована почти вся инфраструктура курорта - общепит, парковки, прокаты, сувенирные лавки, ски-сервисы и гостиницы. По этим причинам в этом секторе катается большинство райдеров, приехавших на курорт, а подъёмники в выходные дни собирают максимальной длины очереди. Здесь работают четыре больших кресельных подъёмника от оператора «Каскад». При этом в наступающем сезоне 2017/2018 ожидается запуск ещё двух канатных дорог, которые призваны разгрузить очереди. В секторе А расположены и наиболее известные трассы курорта - знаменитые «Лоб», «Елена» и «Доллар».


Выкат сектора А. По центру - трасса «Лоб» © Екатерина Климова, Instagram @egklimova

Сектор Е расположен на юго-западном склоне горы Зелёной. Он оборудован комфортным гондольным подъёмником, с которого доступны две широкие хорошо подготавливаемые протяжённые трассы (4 км). Обе отличаются довольно пологим уклоном с парой сравнительно сложных участков, благодаря чему они востребованы у новичков и ценителей спокойного катания. Наиболее проблемным является начало обеих трасс - ветер на вершине сдувает снег, обнажая камни и сильно уплотняя склон. Сектор постепенно развивается, и наиболее ожидаемым является строительство и запуск подъёмника на гору Утуя. По ней уже проложены просеки трасс, но кататься по ним могут только фрирайдеры с заброской на ратраке.

Между секторами А и Е расположен участок горы, который обслуживается оператором Malca. Официально он именуется сектором F, но так его отмечают только на планах развития курорта. Здесь работают два крупных подъёмника - гондольно-кресельный «Панорама» и гондольный «SkyWay», который также известен как «Рыжики» или «Рыжие кабинки», за яркий цвет гондол, или как «Томичка» - по территориальному расположению компании-владельца. Трассы здесь не отличаются тем же разнообразием, что и в секторе А, но всё же интересны для многих райдеров. Есть крутой спуск, пологие выкаты для обучения новичков и знаменитый «Томский лес», расположенный в пространстве между трассами «SkyWay» и «Панорама», где можно получить ударную порцию пухляка.


«Синие опоры», сектор А © Екатерина Климова, Instagram @egklimova

Цены на абонементы на крупных подъёмниках у всех операторов практически идентичны - 1 200 рублей за полный день и 800 рублей за 4 часа. Небольшое исключение составляет сектор Е, там ски-пассы на 50 рублей дороже. Совсем особняком можно выделить расположенный в секторе А подъёмник «Фристайл», который отличается наиболее низкими расценками - 500 рублей за 4 часа или 700 за день. При этом с 8:30 до 9:30 подняться на нём можно бесплатно - утренний пухляк завсегдатаи курорта и местные райдеры раскатывают именно с него. В это же время действует 10%-скидка на покупку абонементов. К плюсам «Фристайла» также стоит отнести доступность с него трассы «Лоб» и склонов «Панорамы», а также его сравнительно стабильную работу даже в откровенно плохих погодных условиях.

Дети до 8 или 10 лет, в зависимости от оператора канатной дороги, могут пользоваться подъёмниками бесплатно.

Стоимость разовых подъёмов сильно варьируется от оператора к оператору и в некоторых случаях откровенно завышена. Так, подъёмники «Панорама» и «SkyWay» на практике выгодны только своими 4-часовыми и дневными абонементами. Также следует учесть, что в период новогодних праздников цена на скипассы ощутимо вырастает.

К цене абонементов придётся добавить ещё 100 рублей за карточку. Эта сумма невозвратная, поэтому пластик лучше сохранить для будущих поездок. На данный момент в Шерегеше также существует условно «единый» ски-пасс, который пока что охватывает не всю территорию курорта. За 1 400 рублей вы можете получить дневной абонемент на все подъёмники оператора «Каскад-Подъём» и гондольный подъёмник сектора Е. «Панорама», «SkyWay», «Фристайл», «СпортОтель», а также бугель сектора Е, увы, в «зону покрытия» единым ски-пассом не входят.

Прокаты в Шерегеше

Прокат позволяет добраться до курорта налегке, опробовать новые модели лыж и сноубордов, а также не переживать из-за прогноза погоды и везти с собой сразу несколько снарядов. Если снегопадов мало - можно потестить лыжи для трассы, а если навалило пухляка - взять напрокат модели для фрирайда.

В Шерегеше представлено много прокатов разного уровня - в них можно найти снаряды как для новичков, так и для опытных райдеров. Те, кто выбираются в горы нечасто или ещё только учатся кататься, могут взять напрокат весь комплект снаряжения - маску, защиту, палочки и варежки/перчатки. А в некоторых случаях можно даже одеться в хороший горнолыжный костюм! Пункты проката также нередко оказывают услуги камеры хранения - здесь можно оставить рюкзак, снегоступы или иное снаряжение. Цена за ячейку очень гуманная - 50 рублей.

В секторе А в непосредственной близости от прокатов расположено несколько сервисных мастерских, где можно починить или подготовить свои снаряды для катания. В сервисе «SKI Айболит» есть даже станки Wintersteiger и стенд для подгонки ботинок Fischer Vacuum Fit.

Фрирайд

Разумеется, Шерегеш, в первую очередь, настоящая Мекка для всех ценителей внетрассового катания. Здесь регулярно проводятся различные фрирайд-школы, а также работают несколько операторов фрирайд-туров. Локаций для катания вне трасс множество - они отличаются как уклоном, протяжённостью и рельефом, так и густотой леса и характером снега. Но ключевое отличие между ними кроется в доступности - некоторые фрирайд споты доступны уже с подъёмников, а чтобы добраться до остальных необходима заброска на снегоходах/ратраках или же полноценный скитур-выход.


© Екатерина Климова, Instagram @egklimova

В период обильных снегопадов самой доступной зоной фрирайд-катания становятся сами трассы - их просто не успевают ратрачить, особенно когда снег идёт почти непрерывно несколько дней. В такие моменты фрирайдерами невольно становятся все горнолыжники и сноубордисты курорта:) Такая погода на деле редкость и поэтому является настоящим подарком для любителей катания по полям нетронутого паудера. Здесь работает принцип «Кто рано встаёт…» - тонны снега на трассах, нападавшего за вечер и ночь, раскатываются буквально за пару часов после начала работы подъёмников. Поэтому любителям оставить в целине первый след рекомендуем не тусить в клубе, а лечь спать пораньше и быть на горе незадолго до пуска канатных дорог. Ну или вообще не ложиться:)

Ввиду своей доступности, наибольшей популярностью среди поклонников внетрассового катания пользуются фрирайд-локации, сосредоточенные в лесах за пределами трасс и просек, которые расположены в непосредственной близости от канатных дорог:

    Долина реки Каменушки. Среди райдеров-ветеранов именуется «Курумы» или «Курума́». Расположена между склонами гор Зелёная и Комсомолка. Здесь находится знаменитый шерегешский курумник - долина укрыта огромными валунами, пространство между которыми засыпает снегом. Фрирайд здесь требует немало усилий и хороших навыков внетрассового катания, но очень динамичен благодаря дропам со снежных «подушек», которые насыпает поверх валунов курумника. Каменушка доступна сразу с двух трасс - «Елена» (подъёмник «Синие кресла») и «Доллар» (подъёмник «Хлебница»).


Катание по знаменитому шерегешскому курумнику © Екатерина Климова, Instagram @egklimova

    Также с подъёмника «Хлебница» доступен так называемый «Северный лес» - сравнительно узкий участок, расположенный между самой трассой «Доллар» и технической просекой. Ещё одним популярным фрирайд-спотом является узкий сегмент леса, который тянется вдоль канатной дороги «Синие кресла». Несмотря на близость к трассе, его раскатывают отнюдь не сразу из-за сравнительно большой крутизны склона. Уже упомянутый «Томский лес» (иногда именуется «Южным») находится между канатными дорогами «Панорама» и «SkyWay». Ввиду меньшей популярности этого сектора курорта, лес здесь раскатывается сравнительно медленно, поэтому даже после продолжительного перерыва в снегопадах многие фрирайдеры находят здесь нетронутые поляны целины. Ориентирование в «Томском лесу» облегчают подготовленные трассы и просека канатной дороги. В одном месте его пересекает снегоходная трасса с указателями по которой можно выехать напрямую к выкату сектора А или к подъёмнику «Фристайл».

Описанных спотов вполне достаточно, чтобы покататься в паудер-дни, но из-за своей доступности они довольно быстро раскатываются, когда на курорте много райдеров, а погода стоит бесснежная. Вопреки расхожему мнению, в Шерегеше снег не «сыпет постоянно». Перерыв между обильными снегопадами может быть достаточно длительным - от нескольких дней до пары недель и захватить все даты вашей поездки.


© «Горный Патруль»

Чтобы быть застрахованным от таких капризов погоды, планируя познакомиться со знаменитым гешевским паудером, стоит обязательно заложить в бюджет поездки стоимость фрирайд-тура. Он предполагает заброску к труднодоступным склонам Северного Мустага, долины реки Тельбес или горы Утуя на ратраке с пассажирской кабиной и в сопровождении гидов. Стоимость однодневного тура обычно довольно гуманная - 5 000 рублей с человека (в новогодние праздники цена вырастает) - в неё помимо заброски и гидов входит обед и аренда лавинного оборудования. За день можно сделать от 6 до 12 спусков, в зависимости от уровня группы и погодных условий. Организаторов подобных фрирайд-туров в Шерегеше сегодня несколько, но самые известные из них - «Горный Патруль» и «Black Cat». Помимо однодневных туров, в Шерегеше проводятся многодневные фрирайд-программы.

Помимо ратраков заброску можно провести на снегоходах, но выгодно это только в формате одного-двух спусков и гидов с вами не будет. Некоторые снегоходные маршруты предполагают не только заброску фрирайдеров, но и их доставку обратно, так как спуск заканчивается вне территории курорта. В своеобразный «джентльменский набор» входят так называемые «Малиновые поля», расположенные в стороне от трассы «Доллар» на юго-восточных склонах горы Комсомолка, долина реки Тельбес и знаменитые «Карнизы» - обрывистые склоны горы Курган, которые понравятся любителям прыжков. Однако кататься здесь следует очень аккуратно, так как место лавиноопасно и есть риск обвала снежных карнизов.

В экскурсионных целях можно посетить местную достопримечательность - поклонный крест на горе Курган, откуда открывается отличный вид на окружающие долины и скалы-останцы «Верблюды». Оттуда же можно совершить спуск вдоль снегоходной трассы, который завершится уже описанной долиной реки Каменушки. Но сноубордистам при этом стоит взять с собой треккинговые палки - спуск с горы Курган приходится на плато с минимальным уклоном.

Несмотря на простоту шерегешского рельефа и низкую лавиноопасность, следует соблюдать предельную осторожность при катании вне трасс.

Безопасность

Если не считать нарушителей кодекса FIS на трассах, главные опасности подстерегают райдеров Шерегеша за их пределами. На склонах Зелёной и окрестных гор действительно очень низкая лавинная опасность (хотя пусть и минимальная, но она присутствует). Однако любителей раскатывать пухляк здесь ждут иные риски. Достаточно большую опасность представляют из себя «колодцы» из очень рыхлого снега с воздушными полостями, которые формируются около стволов деревьев. Угодить в такой в рамках шерегешского лесного фрирайда достаточно просто, а вот выбраться - очень нелегко, а если вы упали вниз головой, то и вовсе невозможно без посторонней помощи. К сожалению, порой это приводит к трагическим случаям с летальным исходом, когда райдеры задыхаются, не выбравшись из-под снега.


© Екатерина Климова, Instagram @egklimova

Схожую опасность представляют ручьи, которые не замерзают, а просто укрываются пушистым снегом. Многие райдеры совершают большую ошибку и едут прямо по их руслу, вместо того, чтобы держаться берегов - при неудачном падении велик риск провалиться через глубокий снег в ручей вниз головой. Выбраться из такой западни самостоятельно практически невозможно. Поэтому, при внетрассовом катании очень важно соблюдать предельную осторожность, никогда не кататься в одиночку и стараться не терять товарищей из виду.

Второй главный враг шерегешских фрирайдеров - дезориентация. Нередко в условиях снегопада или бурана райдеры вовремя не сворачивают в сторону трасс и подъёмников и оказываются в густом лесу, где действительно легко заблудиться, что может привести к печальным последствиям. Поэтому всегда держите при себе заряженный телефон, желательно с набором оффлайн карт курорта, чтобы вовремя сориентироваться и связаться со спасателями.

Не менее важной проблемой в Шерегеше является воровство снаряжения. При наплыве райдеров на курорт лыжи и сноуборды в изобилии стоят около кафе без присмотра, чем и пользуются злоумышленники. Поэтому либо держите свой снаряд всегда при себе, либо захватите с собой в поездку простой велосипедный замочек-трос, чтобы пристегнуть ценную экипировку на время перекуса.

Одежда и снаряжение

Курорт расположен в Сибири, поэтому отличается довольно холодным климатом. Но мороз здесь переносится гораздо легче, чем, например, в Красной Поляне, благодаря достаточно сухому воздуху. Так что, катание при температуре -20°C в Шерегеше достаточно комфортно, при условии, что вы тепло одеты. Поэтому здесь очень даже актуальны горнолыжные костюмы с утеплённым подкладом и катальные пуховики, которые мало востребованы на курортах с мягким климатом - в той же Красной Поляне или Гудаури. Особенно это касается райдеров, которые предпочитают кататься исключительно по трассам.

Ценителям внетрассового катания и скитурных выходов куда лучше подойдёт, ставшая классической, 3-слойная система одежды - хорошо отводящее влагу термобельё, флисовая кофта или «пуховый свитер», а также мембранная куртка/брюки без какой-либо подкладки. Такой комплект позволит не только обеспечит приемлемый «климат-контроль» в зависимости от интенсивности нагрузок, но и позволит комфортно кататься при любой погоде - от январского мороза до апрельской оттепели.

В отличие от Красной Поляны, в Шерегеше необязательно применять мембранную одежду с исключительно высокими показателями водостойкости - мокрый снег с дождём здесь большая редкость, а откровенно сыро на курорте становится только с середины марта. С другой стороны, высокая водостойкость в мембранных материалах обычно рука об руку шагает вместе с хорошей паропроницаемостью и общим высоким уровнем исполнения. А эти параметры в вашей горнолыжной одежде уже точно не будут лишними.


Облик шерегешского райдера готового к холодам:) © Алексей Воронов

Шерегеш знаменит своим обилием снега, который нередко сыпет без остановки и даже на подготовленном склоне можно ухнуть в большой сугроб. Поэтому комбинезон или застёгивающаяся с брюками куртка будут очень кстати, не позволяя снегу засыпаться куда не следует. Также очень полезен будет объёмный капюшон, который можно будет накинуть и затянуть прямо поверх шлема. Он защитит от неприятных порывов холодного ветра, который на вершине Зелёной исключительно частое явление.

Качественный и правильно подобранный комплект одежды на практике является не только залогом комфортного катания, но и порой помогает избежать очередей на подъёмник. Как только погода портится, а на вершине горы начинает дуть пронизывающий холодный ветер, райдеры массово мигрируют на гондольные канатные дороги и кресельные подъёмники, оснащённые ветрозащитным экраном. Очереди же на открытых креселках при этом быстро рассасываются, чем может не преминуть воспользоваться хорошо одетый райдер:)

Не стоит забывать и об одной из ключевых проблем подъёмников - холодных креслах. Спасти пятую точку от холода можно разными способами - используя туристическую «сидушку-хобу» , а также надев защитные шорты или тёплую поддёву, например, утеплённые шорты-самосбросы .

Чтобы не потеряться на курорте и не пропустить самое интересное можно скачать на свой смартфон или планшет мобильное приложение . Ребята объединили в одном месте справочник с актуальными ценами, событиями, интересными местами. Информация постоянно добавляется и обновляется, проверяются каждое межсезонье, и разработчики стараются первыми узнавать о новых местах для развлечений и отдыха. Также можно проверить наличие свободных мест в чартерных автобусах или уточнить номера гостиниц и мгновенно забронировать номера. Уже находясь на курорте с приложения удобно смотреть веб-камеры и проверять не отключили ли подъёмники из-за непогоды. А чтобы вы не пропустили очередную вечеринку в баре вам пришлют push-уведомление с какой-нибудь скидкой на стаканчик-другой горячего глинтвейна. В сезоне 2017-2018 ребята первые добавили на карту новые подъёмники и следят за всеми изменениями в Шерегеше. Скачивайте, пригодится как минимум на сезон.