Самолеты

Воздушный и наземный транспорт германии. Велосипед и водный транспорт в Германии

Общественный транспорт в Германии по развитию стоит на первом месте в Европе. Даже в самом небольшом немецком городе налажено регулярное автобусное сообщение, а более крупные населенные пункты имеют разностороннюю систему наземного и подземного общественного транспорта, позволяющую свободно перемещаться, не пользуясь автомобилем или такси.

Схемы маршрутов и расписания общественного транспорта в городах Германии можно бесплатно получить в туристических офисах или скачать на сайте местного транзитного агентства. Их также часто включают в местные печатные путеводители.

Городские автобусы

Автобусы (Omnibus) являются самым распространенным видом общественного транспорта в немецких городах. Автобусные остановки в Германии помечены зеленым символом «H» (Haltestelle) и могут быть оборудованы специальным табло, показывающем время прибытия маршрутов в реальном времени. Интервал движения автобусов может сокращаться в «часы пик» и увеличиваться ранним утром и поздним вечером.

Во многих городах Германии существуют ночные рейсы автобусов. В центральных городах многих немецких регионов по историческому центру проложены маршруты «туристических» автобусов, охватывающих самые интересные достопримечательности.

Трамваи

Трамвайные пути (Trambahn) проложены в большинстве крупных и средних городов Германии. Особенно разветвленной системой трамвайного сообщения обладают населенные пункты в восточных регионах страны и в Баварии. В некоторых немецких городах трамвайные пути в историческом центре могут проходить под землей.

Трамваи в Германии ходят строго по расписанию, с интервалом примерно в 20-30 минут. Остановки трамваев, также как и автобусные, помечены знаком с зеленой буквой «H» и оборудованы табло, показывающим время ожидания каждого маршрута.

Городские железные дороги

Многие крупные и развитые города Германии (Берлин, Гамбург, Ганновер, Кельн) обладают схожими по названию и назначению системами легких городских и пригородных электричек, одна из которых носит название S-Bahn, а другая - Stadtbahn.

S-Bahn функционирует на основе железнодорожных путей (под управлением компаниии Deutsche Bahn), как наземный вариант метро, имеющий возможное продолжение в пригородах и ближайших городах. Stadtbahn создан на основе трамвайных путей, в качестве более скоростного заместителя трамвайных маршрутов, обслуживающего центр города и окружающие его районы. Некоторые участки трассы городских электричек, также как в метро, проходят под землей.

В отличие от метро, вагоны городских электричек разных маршрутов могут прибывать на один и тот же перрон, а главным отличием от пригородных региональных поездов является гораздо меньшее расстояние между остановками. Поезда Stadtbahn получают право преимущественного движения по трамвайным путям, что значительно сокращает время в пути.

Названия маршрутов Stadtbahn начинаются с буквы «U», S-Bahn - с буквы «S» и высвечиваются на табло в начале вагонов и на информационном табло станции. Платформы поездов S-Bahn обознаются знаками с буквой «S», а Stadtbahn - знаками с буквой «U»с добавленной надписью «Stadtbahn».

Двери в вагонах немецких поездов не открываются автоматически на остановке - для этого надо нажать расположенную на них специальную кнопку, после того, как та подсветится зеленым.

Метро

Крупнейшие немецкие города имеют собственные линии подземного метро (U-Bahn или Untergrundbahn), проходящие в основном по центральным районам. Метрополитен (совместно с городскими электричками) в таких городах, как Берлин и Мюнхен составляет основу системы общественного транспорта.

Вход в метро в Германии обозначен знаком с буквой «U».

Другие виды общественного транспорта

В различных регионах Германии встречаются также следующие виды общественного транспорта:

  • Zahnradbahn - зубчатые железные дороги, используемые в высокогорных районах страны
  • Seilbahn - канатные дороги или фуникулеры
  • Schwebebahn - подвесные железные дороги, старейшая из которых расположена в Дрездене
  • H-Bahn/Hochbahn - монорельсовые надземные поезда
  • R-Bahn - пригородные региональные электрички

Билеты и цены

В каждом городе или районе Германии системой общественного транспорта управляют региональные транспортные операторы или «тарифные союзы» (Verkehrsverbund), которые регулируют тарифы и цены на проезд.

Тарифы на услуги общественного транспорта в Германии базируются на зональной системе. Регионы страны разделены на тарифные зоны (Tarifzonen) обычно группирующиеся вокруг крупных населенных пунктов.

Проезд на общественном транспорте в Германии оплачивается по системе - «один билет - одна зона». Т.е. существует единый для всех видов транспорта билет (разных типов), который действует внутри одной зоны. Пересекая каждую из тарифных зон, нужно покупать новый билет, либо билет, действующий сразу в нескольких зонах (более выгодный вариант, при регулярных поездках).

В целом, поездка на малые и средние расстояния в городах Германии обойдется в 1-4 €.

Где купить билеты

Билеты и проездные на общественный транспорт в Германии можно приобрести:

  • В офисе или на сайте регионального транспортного оператора (например - берлинской компании BVG)
  • В билетных автоматах, установленных на большинстве остановок и платформ (оплата наличными и немецкой банковской картой)
  • В билетных автоматах, установленных внутри транспорта (оплата только немецкой банковской картой)
  • Непосредственно у водителя (автобус, трамвай), его стоимость зависит от конечной точки поездки
  • В кассах метро

Билетные автоматы обычно снабжены подробной инструкцией, однако, есть и машины старого образца, где весь функционал только на немецком. Важными пунктами заполняемого «меню» автомата являются: тип билета, четырехзначный код «пункта назначения» (Fahrziel), и возрастная категория пассажира - «взрослый» (Erwachsene) или «ребенок» (Kind).

Чтобы не разбираться в путаных настройках автоматической кассы, можно
попросить приобрести дневной билет находящегося по соседству с автоматом
немца, обратившись к нему с фразой по-английски: «Please, can you buy me a ticket for a day».

Билеты начинают действовать с момента компостирования в специальных аппаратах (Entwerter), установленных на входе в транспортное средство (автобус, трамвай) или на станцию (метро), без этого билет считается не действительным. Билет, купленный непосредственно у водителя компостировать не надо. Проездные билеты демонстрируются водителю на входе, а прокомпостированные билеты могут проверить контролеры (Fahrkartenkontrolleur) непосредственно в транспорте. Штраф за безбилетный проезд в Германии - 30-50 €.

При раннем бронировании стоимость билетов может существенно снижаться.

Типы билетов

Все билеты и на общественный транспорт в Германии делятся на несколько основных типов:

  • Одноразовый - обычный билет (Einzelfahrausweis), позволяющий пользоваться всеми видами общественного транспорта в течении 2 часов (в пределах 1 зоны). Самые дешевые одноразовые билеты - Kurzstreckekarte рассчитаны на проезд на незначительные расстояния (4 ближайших остановки для автобуса, трамвая или 1 остановка для поезда).
  • Групповой билет - мульти-билетом (Mehrfahrtenkarte, Streifenkarte) могут пользоваться 3-10 пассажиров 1 раз в течение 1 часа. Существует групповой билет на целый день, рассчитанный на 5 человек.
  • Билет на 1 день - дневной билет (Tageskarte) действует в пределах одной зоны, до 4 часов утра следующего дня.
  • Билет на 1 неделю - действует в течение календарной недели, до 4 часов утра первого дня следующей недели.
  • Билет на 1 месяц - действует в течение календарного месяца, до 12:00 первого дня следующего месяца. Другим видом месячного билета является транспортный абонемент, который можно приобрести в офисе регионального транспортного оператора.
  • Годовой билет - действителен для проезда 1 взрослого или 3 детей. Он подходит для длительного пребывания в стране.

Стоимость детских билетов (до 13 лет) в Германии значительно ниже взрослой. Дошкольники ездят бесплатно. Студенты в Германии имеют возможность приобрести особый билет на 6 месяцев, по стоимости обычного месячного билета.

Проездные билеты

Для оплаты проезда в общественном транспорте Германии подходят как международные (Eurail Pass, InterRail для поездов S-Bahn), так и национальные (WelcomeCard, CityTourCard) проездные билеты, позволяющие значительно сэкономить при регулярных поездках.

Германия является одним из европейских и даже мировых лидеров в плане экономического развития. Огромное количество иностранцев ежегодно посещает эту страну с целью туризма или в бизнес-интересах. Разумеется, по прибытии в новую страну возникает вопрос передвижения по ней. Однако брать в аренду автомобиль хотят далеко не все, а такси обходится достаточно дорого. Поэтому выходом из положения может стать общественный транспорт, разновидностью которого являются автобусы в Германии.

Общая характеристика общественного транспорта в Германии

В целом в ФРГ существуют все виды общественного транспорта. Однако по территории страны они распределены неравномерно:

  • метро есть только в самых больших городах;
  • трамваями пользуются в основном в восточных землях – на территории, которая ранее входила в состав ГДР. Помимо этого, трамваи довольно распространены в Баварии. Интересно, что существует даже трамвайный маршрут из австрийской Вены в Баден-Баден, расположенный в Германии;
  • троллейбусы являются своеобразным пережитком социализма и сохранились только в некоторых немецких городах;
  • автобусы используются повсеместно как на городских, так и на пригородных и междугородных маршрутах.

Следует отметить, что до недавнего времени основные перевозки между городами Германии осуществлялись железнодорожным транспортом. Однако по состоянию на 2019 год его практически полностью вытеснили междугородные автобусы.

Автобусные путешествия обходятся намного дешевле: например, поездка из Берлина в Дрезден обойдется в 18 евро в оба конца, тогда как на поезде она будет стоить 50 евро.

Аналогичная ситуация и на маршрутах Берлин – Гамбург и Франкфурт – Дюссельдорф. А за довольно продолжительную автобусную поездку из Берлина в Мюнхен, которая занимает около восьми часов, нужно заплатить 43 евро.

Как узнать расписание движения автобусов

Если вы планируете воспользоваться междугородным автобусным сообщением, то удобнее всего зайти на сайт Busradar.ru . Этот сайт русскоязычный.

Нужно ввести начальный и конечный пункт следования и даты планируемых поездок, после чего активировать кнопку «Поиск». Вам предложат все существующие рейсы и дадут максимально подробную информацию о местах отправления и прибытия автобусов, компании-перевозчике, времени отправления и прибытия в пункт назначения, а также стоимости поездки. Таким образом, при желании вы сможете выбрать наиболее дешевые автобусы по Германии.

Если же вас интересует передвижение по тому или иному населенному пункту, то на каждой остановке общественного транспорта обязательно имеется схема движения всех видов транспорта. Эта информационная табличка имеет следующий вид:

На этой схеме отображены все маршруты общественного транспорта, которые действуют в дневное время. Обычно рядом расположена и схема ночного движения транспорта. Разумеется, в ночное время маршрутов меньше, интервал движения увеличен, но транспорт все-таки работает.

На схеме указан номер зоны, в которой находится остановка, желтым цветом выделены соседние зоны. Серый цвет обозначает остановки, на которых действует несколько тарифных планов. Это означает, что приобретать туда мультибилет не нужно.

Для каждого маршрута имеется расписание движения, в котором указано время прибытия транспорта на данную остановку по часам и минутам.

Обратите внимание: расписание движения в будние, выходные и праздничные дни отличается, причем в субботу, а особенно в воскресенье и дни праздников многие маршруты вообще не работают.

Остановка, на которой вы находитесь, на схеме обведена кружком. Черные кружки соседних остановок показывают расстояние, которое можно проехать по более дешевому билету, предназначенному для коротких поездок. Если же конечный пункт вашего следования выходит за пределы этой зоны, придется приобрести полный билет.

Какие существуют типы билетов и цены на проезд в городском автобусе

Система оплаты проезда в Германии отличается от привычной гражданам СНГ. Дело в том, что вся территория этой страны разбита на зоны, каждую из которых обслуживает конкретная транспортная компания. Обычно такая зона включает в себя крупный город и его ближайшие пригороды. Часто одна компания обслуживает несколько зон.

Внутри зоны действует единый тариф на все виды общественного транспорта. Соответственно, приобретенный билет действителен и для проезда в метро, и в трамвае, и в автобусе. Если же ваш путь лежит за пределы тарифной зоны, необходимо либо купить мультибилет, действительный для нескольких зон, либо выйти на первой остановке другой зоны и купить новый билет для проезда по ней. Однако мультибилеты обходятся дешевле.

В различных городах Германии стоимость проезда разная. К примеру, в Берлине стандартный билет на одну поездку обойдется в 2 евро, билет на короткое расстояние – 1,2 евро (на такие поездки дается скидка).

Билет, действующий целый день, стоит 5,6 евро, включающий поездки в пригороды, – 6 евро.

Проездной билет на неделю обойдется в 24,3 евро. Если действие проездного охватывает и пригороды, то он будет стоить 30 евро. В продаже есть проездные билеты и на более длительные сроки.

Существуют также проездные, предназначенные для туристов. Такие билеты позволяют не только пользоваться общественным транспортом, но и получить скидку при посещении музеев. Туристические проездные бывают двух видов:

  • WelcomeCard – позволяет получать скидки на посещение достопримечательностей и экскурсий до 50 % их стоимости. Билет действует 3 дня и обойдется в 21 евро;
  • более дешевый туристический проездной – CityTourCard. Он действует только в центре Берлина, и скидки по нему меньше. Зато его можно купить за 14,5 евро на 2 дня и за 18,9 евро – на 3 дня.

Где можно приобрести билеты и как оплатить проезд

Купить билет на проезд в общественном транспорте можно в нескольких местах:

  • в офисах транспортной компании, обслуживающей зону;
  • в автоматах по продаже билетов – они находятся практически на каждой остановке общественного транспорта. Места расположения таких автоматов указаны на схеме движения транспорта;
  • в специальных автоматах, расположенных внутри транспортных средств. Однако такие автоматы есть далеко не в каждом автобусе. Обычно о его наличии говорит наклейка на входной двери. В этом случае оплата производится только кредитной картой;
  • у водителя автобуса. В большинство автобусов можно войти только через переднюю дверь. Вы должны предъявить водителю приобретенный заранее билет либо купить одноразовый – других билетов у водителей нет. Если в автобусе работает кондуктор, правило о входе только через переднюю дверь отменяется.

Наиболее известные автобусные компании, работающие в Германии

В каждой зоне работает определенная компания, и перечислять их все не имеет смысла. Иногда компании, работающие в соседних зонах, объединяются в транспортные союзы. Например, Халле и Лейпциг обслуживает союз MDV.

Из крупных междугородных компаний следует отметить:

  • Eurolines – это крупный междугородный автобусный перевозчик, чьи маршруты пересекают всю территорию ФРГ;
  • Berlin Linien Bus – компания связывает между собой 350 населенных пунктов по всей стране;
  • IC Bus – эта компания является подразделением немецких железных дорог, выполняющим автобусные перевозки;
  • Flixbus – компания сотрудничает с сетью супермаркетов Lidl. Пассажир может приобрести специальный ваучер в сети этих магазинов, стоимость которого от 9,9 евро. На основании ваучера официальный сайт Flixbus предложит вам зарезервировать билет для путешествий внутри Германии в рамках специального предложения;

Подбирая билеты на немецком сайте Busliniensuche , вы узнаете и о множестве других перевозчиков.

Остановки общественного транспорта

Немецкие остановки, как, впрочем, и вся страна, чистые и аккуратные. Однако для длительного ожидания они не предназначены. Скамейки на них железные, стены и крыша защищают от дождя, но не от ветра. На большей части остановок между панелями имеются крупные зазоры, позволяющие холодному ветру чувствовать себя по-хозяйски.

В разных городах остановки отличаются по внешнему виду, однако вы сразу поймете, что это остановочный пункт общественного транспорта. Выглядит немецкая остановка приблизительно так:

Наказание за безбилетный проезд

Казалось бы, благодаря входу через переднюю дверь проехаться в автобусе бесплатно невозможно, однако «зайцы» встречаются и в Германии. Причем их там довольно много. В 2015 году в Эссене был задержан 10 561 безбилетник. По этому показателю Эссен возглавил рейтинг городов Германии: на 100 тысяч перевезенных пассажиров там приходился 1 841 «заяц».

Размеры штрафов за безбилетный проезд могут отличаться в зависимости от региона. В среднем за неудачную попытку проезда без билета приходится заплатить 60 евро.

В некоторых городах вместо штрафа нарушитель может приобрести проездной на месяц или на год. Однако только 3 % безбилетников выбирают покупку проездного, остальные предпочитают штраф.

При рецидиве правонарушения суммы штрафов возрастают. Причем особо злостные неплательщики могут даже поплатиться лишением свободы на срок до года. А вот показывать поддельные билеты точно не стоит – за попытку использования поддельных документов можно “загреметь” за решетку на целых 5 лет.

В заключение

Проезд в общественном транспорте Германии, в частности в автобусах, по сравнению со странами СНГ довольно дорогой, однако, не желая платить за него, вы можете навлечь на себя крупные неприятности.

Автобусы в ФРГ новые и качественные, в них удобно и детям, и лица с ограниченными возможностями.

Ходят автобусы точно по расписанию. При этом график движения общественного транспорта в выходные и праздничные дни очень неудобный. В такие дни лучше воспользоваться автомобилем – именно так эту проблему решают немцы.

Самый длинный в мире автобус из Германии: Видео

Инфраструктура транспорта в Германии отлично развита. По данным Всемирного экономического форума, страна занимает 7 место в мире по качеству железных дорог, 8 место по уровню развития воздушного транспорта, 9 место по качеству инфраструктуры портов, 11 место по качеству автодорог. Однако поездки обходятся дорого: по статистике сайта Expatistan.Com, расходы на транспорт в Берлине в среднем на 90 % выше, чем в Москве.

Расходы на транспорт в Германии, евро Данные Numbeo.Com, Яндекс.Авиабилеты

Воздушный транспорт

Регулярные рейсы «Аэрофлота» и Lufthansa летают из Москвы в Берлин, Ганновер (2,5 часа), Гамбург, Дюссельдорф, Мюнхен и Франкфурт-на-Майне (3 часа). Рейсы в Германию также осуществляют авиакомпании «Трансаэро» и S7. Кроме того, есть прямые рейсы в Берлин из Москвы авиакомпаний Miat Mongolian Airlines и Germanwings и Air Berlin.

Крупнейший аэропорт Германии по количеству обслуживаемых пассажиров - аэропорт Франкфурта-на-Майне (около 65 млн человек в год). Он был одним из первых аэропортов, где начали применять автоматическую систему сортировки багажа.

Аэропорты в крупных городах Германии

Аэропорты Дюссельдорф, Кёльн/Бонн и Франкфурт-на-Майне соединены с высокоскоростными железными дорогами InterCityExpress.

Железные дороги

Железные дороги общей протяженностью более 39 тыс. км перевозят около 2 млрд пассажиров в год. Поезда надежны (задержки редки и не превышают 10 мин), являются комфортным и безопасным средством передвижения.

В Германию из Москвы можно прибыть на поезде Москва - Берлин, который ходит зимой по понедельникам, средам и субботам (отправление с Белорусского вокзала, поезд следует через Минск и Варшаву, в пути 27 часов). Состав Москва - Кёльн ежедневно отходит с Белорусского вокзала и идет через Смоленск, Варшаву, Магдебург, Ганновер, Дортмунд и Дюссельдорф (38 часов в пути).

До Германии можно добраться на поездах EuroCity из близлежащих стран - Австрии, Дании, Италии, Польши, Чехии и Швейцарии. Эти поезда развивают скорость до 200 км/час. В городах Германии курсируют электрички S-Bahn . Пересечь Германию из Мюнхена до Гамбурга можно примерно за шесть часов. Крупнейший вокзал Германии по пассажиропотоку - главный вокзал Гамбурга .

В Германии популярна система скидок на железнодорожные билеты Deutsche Bahn. Чтобы получить скидку, нужно приобрести дорожную карту BahnCard. Существуют карты трех типов, предоставляющие скидки в размере от 25 до 100 %. Каждая карта действует один год и стоит примерно от 60 евро.

Водный транспорт

Морской порт Гамбурга - крупнейший в Германии, второй по размеру в Европе после Роттердама. Другие крупные порты - Бремерхафен, Вильгельмсхафен, Висмар и Куксхафен.

В Германии хорошо развито паромное сообщение как по главным рекам страны - Рейну и Эльбе, так и на морском побережье Северного и Балтийского морей. Например, из Калининграда и Санкт-Петербурга можно добраться до Любека и Засница, из Клайпеды - до Киля, из Лиепаи - до Ростока. Время в пути из Санкт-Петербурга до Любека - 62 часа, а средняя стоимость билетов - 150–200 евро. Паромом можно перевозить легковые автомобили и домашних животных.

Автомобили и дороги

Германия покрыта сетью всемирно известных качественных дорог - автобанов (Autobahn). Они бесплатны для всех видов транспорта, кроме грузовиков. Автодороги всех классов составляют более 230 тыс. км, автобаны - около 12 тыс. км.

На дорогах крупных городов Германии бывают пробки в час пик и в начале и в конце основных государственных праздников.

Все аэропорты Германии предлагают услуги по аренде автомобилей.

Общественный транспорт

В Германию можно попасть на автобусе из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Время в пути - 30–40 часов. Билет туда и обратно стоит 110–185 евро.

Берлинские трамвайные линии (Straßenbahn Berlin) - одна из самых крупнейших и старейших трамвайных систем мира. Первая трамвайная линия появилась в городе еще в 1865 году, она проходила между Бранденбургскими воротами и Шарлоттенбургом. Кроме того, в Берлине развито велосипедное движение. Многие дороги оснащены велодорожками, движение по которым регулируется на перекрестках отдельными секциями светофоров.

Метро есть в Берлине, Гамбурге, Дюссельдорфе , Франкфурте-на-Майне и многих других крупных городах.

Транспорт Германии — это точно такое же клише, как и немецкое пиво и сосиски, и первые ассоциации, возникающие в голове, — надежность, пунктуальность, качество. Этим и славится транспортная система Германии, которую вполне можно считать лучшей в Европе, несмотря на то, что объединение ФРГ и ГДР произошло сравнительно недавно. Города Германии связаны как легендарными автобанами, так и железными дорогами и автобусными маршрутами. Для туристов же, пожалуй, лучшим выбором будут железные дорогие в Германии — путешествовать по ним просто и часто недорого.

На машине

Автобаны Германии знамениты на весь мир, хотя и сеть остальных дорог впечатляет своим качеством. Проезд по автобанам бесплатный для легковых машин (грузовики должны платить).

На бензин цены в Германии довольно высокие. На автозаправочных станциях есть выбор между дизелем, Benzin (неэтилированным бензином), Super и SuperPlus (высокооктановое топливо). Также можно купить LPG (сжиженный нефтяной газ) на шоссе. В Германии сначала нужно заправить бак, а потом заплатить.

В большинстве городов можно взять машину в аренду, внутри Германии разрешена также аренда «в один конец» без дополнительной платы. Когда берете в аренду машину, будьте внимательны, так как большинство машин в Германии оснащены ручной коробкой передач, поэтому если хотите с автоматической, это нужно обговорить отдельно.

Другой отличный способ прокатиться по стране без собственной машины это воспользоваться услугами машин, едущих по пути. Через специальные веб-сайты можно связаться с людьми, если вы говорите по-немецки или можно попросить друга помочь. Это бесплатный сервис и обычно самый дешевый способ путешествия. Самые популярные сайты это Mitfahrgelegenheit и Mitfahrzentrale , на втором сайте нужно платить дополнительно. Если же есть своя машина, то можно подвезти кого-нибудь самим, это отличный способ экономии денег и помощь в защите окружающей среды.

На красный свет нельзя поворачивать направо, кроме случаев, когда есть маленькая зеленая стрелка, присоединенная к светофору. В этом случае можно осторожно повернуть направо, но все равно будет необходимо остановиться, чтобы убедиться, что нет пешеходов и других машин.

Во многих областях светофоры не висят над перекрестком, а расположены на углах. Не нужно медленно подъезжать к перекрестку, иначе можно не успеть заметить перемену света. Желтый свет горит значительно меньше по сравнению с США и Канадой и также предупреждает о том, что скоро загорится зеленый.

Остерегайтесь велосипедистов на велосипедных дорожках, иногда им разрешено использовать противоположную полосу. Если дорога пересекает велодорожку (Radweg), на ней могут быть красные отметки или другие знаки, тогда у велосипедиста есть преимущество. Если есть какие-то сомнения или нет знаков, все равно лучше пропустить.

Если полициейские захотят остановить, то они включат мигалки. Останавливайтесь спокойно и дружественно, передайте водительские права и документы на машину (если машина взята в аренду, то необходимо предоставить копию договора аренды), когда вас попросят. В большинстве случаев это все, что может случиться, если проявлять должное уважение к знакам, ограничениям скорости, то вас могут и вовсе не остановить.

Полиция может проверять водителей на содержание алкоголя в крови; контроль будет особенно жестким во время национальных праздников или закрытия массовых мероприятий, где люди могут употреблять алкоголь. Считается незаконным вести машину, когда содержание алкоголя в крови выше 0,05% (0.5‰ (промилле)). Но даже если значение будет ниже, могут оштрафовать, если создастся впечатление, что вы не можете вести автомобиль. Для людей младше 21 года и для тех, чей водительский стаж не больше двух лет, ограничение равняется 0.

Ограничения скорости в Германии следующие (если не определено обратное):

  • максимум 5 км/ч на «Spielstraßen» (отмечены бело-синим знаком с изображением играющих детей)
  • максимум 30 км/ч на территории жилой зоны в городе (отмечены знаком «30-Zone Wohngebiet», существуют также 20-Zone и 10-Zonе)
  • максимум 50 км/ч на территории городов (включая «Kraftfahrtstraßen» (отмечены знаком с изображением белой машины на голубом фоне)
  • максимум 100 км/ч за пределами городов
  • на автобанах обычно нет общего ограничения скорости, если между противомоложными полосами есть разделительная полоса. Однако иногда могут появляться специальные знаки ограничения. Рекомендуемая скорость на автобане составляет 130 км/ч, и если вы впервые на такой дороге и не привыкли к плотному движению, лучше не превышать эту скорость. Вдобавок, если ехать с превышением скорости и попасть в аварию, можно оказаться ответственным за часть или за весь ущерб, независимо от того, кто на самом деле виноват.

Транспортные средства с максимальной скоростью менее 60 км/ч не могут выезжать на автобаны Германии.

С мая 2007 г. вступили в силу новые правила о контроле за выхлопными газами. Все автомобили, въезжающие в зону «Umweltzone» (без загрязнений), должны быть обозначены специальным знаком (Feinstaubplakette) в зависимости от категории загрязнения. Знаки в начале чистых зон покажут, какой значок требуется для въезда на эту зону (зеленый, желтый или красный), а каким машинам въезд запрещен. Если у машины совсем нет значка, ей запрещено въезжать в такие чистые зоны. Если берете машину в аренду, спросите о наличии «Feinstaubplakette».

  • Полный обзор дорожных знаков и правил Германии можно найти по этому адресу .

Как вести себя на автобанах

Немецкие водители едут обычно быстро и довольно агрессивно, особенно на частях дороги без ограничений скорости. Менять полосы нужно предельно аккуратно. Транспортные средства, особенно мотоциклы, могут появиться за секунду из ниоткуда.

Если правая полоса свободна, то лучше занять ее, даже если кажется, что остальные водители выбирают левую или среднюю (если такая есть). Можно оставаться на левой/средней полосе, если справа оказались очень медленные машины.

Дорожные знаки на автобане показывают возможные пункты назначения (в основном названия городов). Они не показывают направление дороги (запад/восток), как в некоторых других странах.

Обгон справа запрещен и может быть опасен, так как другие водители его не ожидают. Нужно всегда пропускать машины слева, кроме случаев, когда вы находитесь в пробке.

Никогда не едьте задним ходом на шоссе, даже если пропустили свой выход. Доедьте до следующего выхода и сделайте поворот буквой U.

На автобанах есть аварийная полоса, где можно остановиться только для того, чтобы взять передышку. Для всего остального всегда используйте специальные площадки; на аварийных полосах незаконно и опасно останавливаться по другим причинам. Если на автобане закончится топливо, то полиция может взять штраф, если заметит. Если возникла необходимость остановиться, нужно установить специальный аварийный треугольник.

Стрелки на маленьких табличках вдоль автобана указывают на следующий оранжевый аварийный телефон, который автоматически бесплатно соединит со службой, если вам нужна полиция, скорая помощь или просто механик. Для таких звонков лучше выбирать эти телефоны, а не мобильные, так как с их помощью можно отследить ваше местонахождение.

Иногда машины скорой помощи используют аварийные полосы во время пробок. Но об этом всегда сообщают с помощью специальных световых знаков.

В случае поломки можно вызвать ADAC (самый большой автомобильный клуб в мире) по номеру +49 180 2222222 со специальных линий и 22 22 22 с мобильного телефона, вне зависимости от оператора. На автобане ADAC всегда окажут бесплатные услуги. В других ситуациях они могут взять какую-то сумму, если вы не являетесь членом организации. Если вы член иностранной организации автолюбителей, можно узнать, признает ли ADAC Ваше членство.

На поезде

В Германии есть отличная железнодорожная система, которая охватывает почти каждую часть страны. Если вы не путешествуете на машине, поезд может стать основным видом транспорта. Пересечь Германию из Мюнхена на юге до Габмурга на севере можно всего за 6 часов. На машине это займет около 8.

Большинство поездов действует под началом Deutsche Bahn («Немецкая железная дорога»), национальная железнодорожная компания. Поезда обычно очень надежны (задержки очень редки и не больше, чем 10 минут) и являются комфортным и безопасным средством передвижения. К слову, общественный транспорт Германии представлен городскими электричками S-Bahn, которые являются одним из самых удобных способов передвижения в городах Германии.

Есть несколько независимых железнодорожных компаний, которые заведуют региональными пассажирскими перевозками.

На большие расстояния

Все основные города соединены ICE (InterCity Express) и обычными поездами InterCity. ICE — это высокоскоростные поезда, которые могут развить скорость до 330 км/ч. Нужно позаботиться о бронировании, это не обязательно, но может оказаться, что придется стоять, если не достанется места. Обязательно стоит бронировать билеты на пятницу и воскресенье, потому что в эти дни ездит больше всего людей — даже первый класс может быть переполнен.

Скоростные поезда Германиит ICE очень комфортны. Перед тем, как заказывать билет в первый класс, подумайте, что качество второго класса в поездах ICE соответствует или даже выше первого класса в междугородних поездах других стран, что также сказывается и на цене. Главным отличием между двумя классами является ширина сиденья (3 сиденья в первом и 4 — во втором классах).

Высокоскоростные ICE — самые дорогие. На основных направлениях поезда ICE или IC ходят раз в час. Также есть поезда EuroCity (EC), которые соединяют основные города Европы. Для путешествий внутри Германии они примерно равны IC.

Проездные на немецких железных дорогах действуют на всех поездах Deutsche Bahn и достаточно просты в использовании даже для иностранцев. В основном все кондукторы (по крайней мере главный кондуктор, называемый «Zugchef» — начальник поезда) говорят на хорошем английском.

Также есть поезда на длинные дистанции, которые находятся под управлением других компаний, не Deutsche Bahn, и они обычно идут по второстепенным маршрутам. Эти поезда достаточно комфортны (хотя не так, как ICE) и иногда дешевле, но большинство из них останавливается почти на каждой остановке по маршруту. Билет «Schönes Wochenende» («Счастливые выходные») позволяет путешествовать на большинстве из них (и на почти всех видах транспорта на короткие дистанции) по субботам и воскресеньям, за одним важным исключением — маршруты «InterConnex». Учтите, что путешествие по билету «SchönesWochenende», например, из Гамбурга в Мюнхен на транспорте, который ходит на короткие дистанции, требует 5 пересадок и занимает 12 часов.

Если нужно далеко проехать на поезде, то есть возможность купить билет на спальный поезд. Конечно, вы пропустите красивые немецкие пейзажи, но зато можно будет выспаться в кровати.

Путешествие внутри области

В регионах и между близлежащими городами ходят два типа поездов — «Региональные экспрессы» (Regional-Express) и «Региональные поезда» (Regionalbahn). «Региональные экспрессы» достаточно комфорнты, обладают двухэтажными вагонами и ходят с большой скоростью и на большие расстояния, чем простой Regionalbahn, который останавливается на всех, даже небольших станциях. Тарифный план на обоих видах поездов — С (дешевле, чем в InterCity). При этом в «Региональных экспрессах» всегда присутствуют кондуктора, чего не скажешь о поездах RegionalBahn; однако это не означает, что покупкой билетов в таком случае можно пренебречь — проверки проводятся довольно часто.

Билеты на поезда Германии

Вся онлайн-информация Deutsche Bahn доступна на домашней странице Deutsche Bahn . Там же можно найти расписание поездов в Германии, все виды тарифов и многое другое. Адрес, по которому можно забронировать билеты онлайн . В последнее время эта практика становится все более распространенной благодаря своему удобству.

Очень важно сделать выбор между местными поездами и поездами на большие расстояния. Проблема в том, что если вы путешествуете между станциями внутри тарифного союза, то это местное сообщение, а если хотя бы один не входит в союз, то это поездка на длинную дистанцию, даже если это тот же самый поезд. Особенно в местных транспортных системах кажется сложным выбрать правильный билет и затем попытаться обмануть автомат по продаже. Не бойтесь попросить другого путешественника о помощи. Для путешествия внутри тарифного союза нужен только один билет для всего путешествия (конечно, могут быть исключения, например, исторические, туристические и поезда на длинные дистанции или какой-то определенный автобусный маршрут).

Билетные автоматы делятся на три категории. Билетные автоматы для местного транспорта обычно желтые, бело-серые или оранжевые; региональные (до 100 км) и на длинные дистанции — красные и синие.

Билеты для Verkehrsverbund

Большинство больших городов объединены в Verkehrsverbund (унифицированная система оплаты проезда). Сначала нужно заплатить, затем можно воспользоваться транспортом. В зависимости от билета, его нужно «пробивать», чтобы он стал действующим. Если у вас нет действующего билета, вас могут оштрафовать как безбилетного пассажира.

По уменьшенной цене могут продаваться билеты на день или на 4, 5 или 10 поездок. Некоторые билеты позволяют ездить определенное количество времени с разрешенными перерывами. Некоторые билеты действуют только на определенное расстояние, число станций или число регионов. Многие унифицированные системы оплаты проезда поделены на регионы или зоны, и цена билета зависит от количества зон (расстояния).

Очень удобно соединять поезда на дальние расстояния и местный транспорт. Если вы путешествуете далеко, то есть отличный шанс, что билет будет включать дневной билет на Verkehrsverbund хотя бы в одном из пунктов и, возможно, даже в пункте отправления.

Автоматы для местных билетов в большинстве случаев принимают только наличные, хотя на некоторых действуют немецкие банковские карты, карты электронной наличности или специальные дебетовые карты; кредитными картами точно нельзя расплачиваться. Чтобы купить один билет, нужно будет выбрать код дистанции из большой таблицы и ввести его с помощью клавиатуры. Чтобы купить проездной на день, нужно произвести дополнительные действия.

На большинстве средних и больших станций есть билетные кассы. Часы работы у них разные, поэтому есть вероятность, что придется подождать в очереди, но это займет не больше 5 минут.

Билеты на поезда дальнего следования

Билеты на поезда дальнего следования — это билеты на поезда Deutsche Bahn. Так как Bahn участвует в унифицированной системе оплаты проезда, они зачастую не продают билеты на внутренние поезда. Есть семь способов купить билет:

  • через интернет (специальные предложения, уменьшенные цены на путешествия туда-обратно)
  • в автоматах по продаже билетов
  • в билетных кассах DB на станциях, они называются Reisezentrum (иногда цены там чуть выше)
  • туристические агентства со знаком DB (их около 3600, иногда цены у них чуть выше)
  • в самом поезде (в крайнем случае, примерно на 10% дороже; оплата наличными либо картой)

Хотя в национальных поездах можно купить билет прямо в поезде, то в региональных этого сделать не удасться. Если вас оштрафовали, а вы не хотите (или не в состоянии) заплатить, в большинстве случаев вас допросит (или даже арестует) федеральная полиция («Bundespolizei»).

Иногда полезно планировать заранее и просмотреть сайт Deutsche Bahn, чтобы найти способ сэкономить деньги. Если требуются билеты туда-обратно, можно сэкономить около 25%, заказав за 3 дня. Если вы используете интернет во время или до путешествия, то посетите сайт Deutsche Bahn , зарегистрируйтесь, оплатите кредитной карточкой, распечатайте билет (это необходимо, если вы не заказали отправку билета по почте на любой немецкий адрес). Кондуктор проверит номер билета и номер кредитной карты. Можно купить билет прямо до поездки, это очень удобно.

Автоматы по продаже билетов DB на станциях оснащены сенсорными экранами и меню на нескольких языках. Введите станции отправления и прибытия, дату и время, и вы получите список возможных рейсов с ценами в зависимости от поезда. Выберите один, оплатите кредитной картой или картой maestro, и билет будет распечатан. Такие автоматы продают билеты непосредственно перед началом поездки.

Reisezentrum это самое простое решение для путешественников. Персонал очень дружелюбный и готовый помочь. Но есть и недостатки — они закрыты всю ночь, их можно найти только на больших станциях и почти всегда нужно ждать. В зависимости от времени и дня нужно иметь хотя бы полчаса свободного времени.

Если на станции отправления есть только автомат, продающий билеты до ближайших точек, а не до необходимого конечного пункта, нужно набрать «9999». Автомат продаст вам «Fahrkarte Anfangsstrecke» (предварительный билет). В этом случае нужно будет купить окончательный билет в поезде, но не нужно будет платить дополнительные суммы.

Тарифы

У Deutsche Bahn имеется огромное количество разнообразных предложений, многие из которых отлично подходят для путешественников, так как на поезде в Германии ездить быстро и очень удобно. Внизу перечислены самые удобные с туристической точки зрения варианты

  • Специальное предложение Schönes-Wochenende-Ticket (билеты на выходные) позволит отправиться в любую точку Германии в субботу или воскресенье до 3-х ночи следующего дня. Однако стоит обратить внимание, что это предложение распространяется только на поезда местного сообщения (IRE, RE, RB, S), поезда большинства частных железнодорожных компаний и другие средства общественного транспорта, кроме экспрессов и ночных поездов (ICE, IC и т. д.). Если вы располагаете временем, можно воспользоваться совсем недорогим вариантом всего за 44 евро — за билеты для группы в составе не более 4 человек (за дополнительного человека плата - 6 евро). При наличии этого билета на главном вокзале можно предложить таким же путешественникам ехать группой и сэкономить на проезде. Теоретически Schönes-Wochenende-Ticket представляет собой самую дешевую форму путешествия на длинные дистанции: потратив 12 с небольшим часов и 5 евро, можно добраться из Мюнхена в Гамбург, что быстрее и дешевле, чем аналогичная поездка на автобусе.
  • Flatrate — это билет на любое число поездок на региональных поездах в любом регионе Германии; так что если с обычным региональным билетом нельзя выехать, скажем, за пределы Баварии, то Quer-durchs-Land-Ticket это вполне позволяет. Он стоит 44 евро на человека, и плюс 8 евро — за каждого следующего пассажира. Так что в итоге проездной на двоих обходится всего в 52 евро. Больше узнать о билете можно .
  • Eurail Pass и InterRail Pass — проездные билеты по железным дорогам Германии и ряда европейских стран, позволяющие совершить неограниченное количество поездок в Европе за определенное количество дней. Подробнее о и .
  • Скидочный билет — он действует на региональных и InterCity поездах. Если максимальная дистанция одной поездки до 250 км, то стоимость такого билета во второй класс составляет 19,90 евро. Стоимость поездки на более длительные расстояния — 29,90 евро во втором классе, 39 евро - в первом классе. Проездной на двоих - 49 евро за человека (дополнительный пассажир — еще 20 евро). Подробнее — .

Также имеются различные скидочные опции, но они рассчитаны, скорее, на тех, кто планирует оставаться в стране на довольно длительный срок, либо поездка охватывает всю странцу и длиться не менее двух недель.

  • Если купить билет в обратный конец по крайней мере за три дня, то можно получить скидку в 25% и даже в 50%, если путешествие включает ночь с субботы на воскресенье. В отличие от стандартных билетов, по этим нужно будет садиться только на указанные в билете поезд, нельзя выбирать более ранние или более поздние.
  • Дети до 14 лет путешествуют бесплатно вместе с одним из родителей.
  • Железнодорожная карточка BahnCard 25 стоимостью 62 евро (125 евро за проезд в первом классе) предоставляет скидку в размере 25% на все приобретенные впоследствии билеты.
  • Железнодорожная карточка BahnCard 50 стоимостью 255 евро (515 евро за проезд в первом классе) предоставляет скидку в размере 50% на все билеты. Школьник или студент (до 26 лет), а также пенсионер старше 60 лет или инвалид могут приобрести такую карточку за полцены.
  • Железнодорожная карточка BahnCard 100 стоимостью 4,395 евро (7,435 евро за проезд в первом классе) предоставляет скидку в размере 100% практически на все билеты. Исключение составляет, например, AutoZug — поезд, предоставляющий услугу перевозки личного автомобиля пассажира. Кроме того, при проезде в ночных поездах или экспрессах ICE Sprinter придется доплачивать.

Для учащихся в Германии есть еще один отличный вариант: студенты в возрасте до 26 лет могут приобрести карточку BahnCard50 за полцены. Еще одно важное примечание: если не хотите покупать карточки BahnCard, бронируйте билеты на неделю раньше — в этом случае их также можно купить вдвое дешевле; единственное ограничение, с которым можно при этом столкнуться и из-за которого следует тщательно планировать свой маршрут, то, что отправная точка становится конечной, то есть такой вариант срабатывает лишь в случае, если вы возвращаетесь туда, откуда выехали. Кроме того, поездка должна приходиться на уикенды; наконец, заранее указан поезд, которым следует ехать (о номере поезда вас оповестят).

Филиалы Deutsche Bahn

  • (Артерн(Artern) — Небра (Nebra) — Наумбург (Naumburg), Цайц (Zeitz) — Тойхерн (Teuchern) — Вайсенфельс (Weißenfels) / Наумбург, Кверфурт (Querfurt) — Мерсебург (Merseburg), Мерсебург — Шафстадт (Schafstädt).

Другие железнодорожные и прочие транспортные компании

  • ABELLIO Rail (Гельзенкирхен (Gelsenkirchen) — Херне (Herne) — Бохум (Bochum) (Nokia-Bahn), Эссен (Essen) — Бохум — Виттен (Witten) — Хаген (Hagen) (Ruhr-Lenne-Bahn))
  • Albtal-Verkehrs-Gesellschaft (в районе города Карлсруэ (Karlsruhe)
  • Altona-Kaltenkirchen-Neumünster Eisenbahn (Гамбург- Айдельштедт (Eidelstedt) — Ульцбург (Ulzburg) — Ноймюнстер (Neumünster), Эльмшорн (Elmshorn) — Ульцбург, Ульцбург — Нордерштедт Митте (Norderstedt Mitte)
  • (Ошатц (Oschatz) — Мюгельн (Mügeln) — Кеммлитц (Kemmlitz), Небитцхен (Nebitzschen) — Глоссен (Glossen)
  • Verkehrsbetriebe Karlsruhe (в районе города Карлсруэ)

Автобусом

На большинстве из немногих существующих в Германии автобусных маршрутов дальнего сообщения в основном ездят из/в Берлин. Кроме того, есть пара весьма полезных автобусных маршрутов от «Neun-Euro Bus». Если заказать билеты заранее, любая поездка по магистрали, соединяющей Гамбург (+аэропорт), Ганновер (+аэропорт), Кассель, Франкфурт (+аэропорт), Мангейм и Гейдельберг, обойдется всего в 9 евро. Другой автобусный маршрут проходит через Маннгейм — Гейдельберг — Хайльбронн — Ротенбург об дер Таубер — Нюрнберг. Для получения более детальной информации зайдите на этот сайт .

В отличие от упомянутых автобусных маршрутов на дальние расстояния, автобусные линии регионального и локального сообщения развиты очень неплохо. Однако в сельской местности большинство автобусов ходят лишь один раз в день. В обозначении таких экспресс-линий обычно содержится буква (буквы) CE (локальный), E (в районе Гамбурга; в других районах буквой E обозначаются особые маршруты), S (региональный), SB (региональный и локальный) или X (в пределах Берлина); в обозначении городских автобусов будет буква (буквы) BB (от слова «Bürgerbus», то есть автобусы, не входящие в тарифные союзы), C или O. Всегда тщательно проверяйте время отправления: иногда — особенно ночью и в сельской местности — приходится вызывать автобус по телефону.

Самолетом

Главный авиаперевозчик Германии, обеспечивает полеты во все крупные города страны, а также за рубеж. Из-за сравнительно небольших расстояний и довольно высокого уровня возникающих недоразумений (чаще всего с багажом) перелеты в пределах страны осуществляются в основном в деловых целях. Ввиду бума бюджетных авиалиний, чрезвычайно низких цен, которыми пестрит Интернет, и огромной конкуренции есть все основания полагать, что они не будут пользоваться большим спросом. Если желаете посетить какие-либо крупные города, сравните стоимость билетов на самолет и на поезд. На дешевых авиалиниях в перечне рейсов нередко указываются крохотные аэропорты, расположенные где-нибудь в глуши, созвучные с широко известными, что может сбить с толку путешественников (например, Франкфурт-Хан не имеет ничего общего с Франкфуртом-на-Майне, крупным международным аэропортом Германии).

Перелеты в пределах Германии предлагают такие перевозчики:

  1. Air Berlin : Берлин (аэропорт Шонефельд), Берлин (аэропорт Тегель), аэропорт Бремен, Кёльн (аэропорт Кёльн/Бонн), аэропорты Дрезден, Дюссельдорф, Эрфурт, международный аэропорт Франкфурт, аэропорты Гамбург, Ганновер, Карлсруэ/Баден-Баден (аэропорт Соеллинген), аэропорт Лейпциг/Халле, аэропорт Мюнстер, Мюнхен (аэропорт им. Франца Иосифа Штраусса), Нюремберг (аэропорт Метрополитэн эйриа), Росток-Лааге (аэропорт Лааге), Штутгарт (аэропорт Эхтердинген), Вестерланд — аэропорт Силт).
  2. : Берлин (аэропорт Тегель), аэропорт Бремен, Кёльн (аэропорт Кёльн/Бонн), аэропорты Дортмунд, Дрезден, Дюссельдорф, международный аэропорт Франкфурт, аэропорты Фридрихшафен, Гамбург, Ганновер, Хоф, Лейпциг/Халле, Мюнстер, Мюнхен (аэропорт им. Франца Иосифа Штраусса), Нюремберг (аэропорт Метрополитэн эйриа), аэропорт Падерборн, Штутгарт (аэропорт Эхтердинген), Вестерланд (аэропорт Силт).
  3. Cirrus Airlines: Берлин (аэропорт Тегель), аэропорт Дрезден, Дюссельдорф (аэропорт Мёнхен-Гл. ДУС), аэропорт Эрфурт, аэропорты Гамбург, Герингсдорф, Киль (аэропорт Холтенау), аэропорт Маннгейм, Мюнхен (аэропорт им. Франца Иосифа Штраусса), Саарбрюкен (аэропорт Эншайм).
  4. OLT : Аэропорты Боркум, Бремен, Бремерхавен, Куксхафен/Нордхольц, Эмден, Хайде-Бойсум, Гельголанд, Мюнхен (аэропорт им. Франца Иосифа Штраусса), Нюремберг (аэропорт Метрополитэн эйриа), Росток-Лааге (аэропорт

Факты

Вся Германия разбита на зоны городского транспорта, которые обслуживает та, или иная фирма. Каждая такая фирма имеет в, так сказать, «подчинении» множество тарифных зон, при чём одна зона чаще всего соответствует одному крупному населённому и его провинции. Когда несколько находящихся рядом фирм решают объединиться, возникает «Транспортный союз» . В случае с, например, Халле и Лейпцигом, таким союзом является MDV .

Поэтому обычные билеты продаются по системе «один билет - одна зона» и действительны в пределах этой зоны для всех видов транспорта: метро, автобусов, троллейбусов, трамваев, поездов ближнего назначения. Если нужно доехать на каком-либо транспорте в другую зону, то надо покупать либо мульти-билет на несколько тарифных зон, либо, при переезде за границу первой зоны, выходить на ближайшей остановке, покупать ещё один билет и только тогда продолжать путешествие. Покупать мульти-билеты выгоднее, так как за них надо только один раз платить НДС и, как следствие, они стоят дешевле (и да, за счёт этого мы экономим бумагу, сохраняя тем самым окружающую среду).

Типы транспорта

В Германии есть абсолютно все типы транспорта, если брать страну в целом. Если рассматривать каждый город по отдельности, то

  • метро есть только в крупных городах
  • трамвайные линии - привилегия восточной Германии (бывшей ГДР) и Баварии
  • автобусы - повсеместно
  • троллейбусы почти изжили себя, сегодня города с троллейбусными соединениями можно пересчитать по пальцам одной руки

Билеты

Билеты можно купить в трёх местах:

  • в отделении транспортной фирмы, обслуживающей эту зону
  • в автоматах, которые стоят почти на каждой остановке (показывается на схеме линий специальным значком)
  • в автоматах внутри транспортного средства (в них оплата принимается только кредитной карточкой и есть они далеко не в каждой машине. В основном о наличии такого автомата говорит специальная наклейка на входной двери)

Автоматы, стоящие на улицах, выглядят следующим образом:

Платить в них можно как карточкой, так и наличными. В случае с последними надо быть осторожным: принимают автоматы почти любую купюру, но сдачу отдают исключительно мелочью! Поэтому больше 10 евро им давать крайне не рекомендую:-)

В первую неделю моей жизни в Германии я очень много переплачивал за билеты, поскольку не знал (и не у кого было выяснить), чем тот или иной билет отличается от остальных. Поэтому следующая часть будет интересна тем, кто не планирует постоянно ездить на машине. Остальные могут смело прокручивать страницу вплоть до следующего раздела.

Типы билетов

В автоматах можно купить:

  • Одноразовый билет. Эти билеты нужно активировать, пробив их в специальных автоматах (есть в каждом трамвае/автобусе). Автомат ставит дату и время на них, отсчёт времени начинается после активации. Если вы билет купили, но не пробили, то в случае контроля вас заставят платить штраф (40 евро с человека). Это же касается билетов на поезд старого образца
  • Билет на четверых. С этим билетом могут ездить либо четыре человека один раз в течении часа, либо один человек четыре раза. На каждый раз / каждого человека билет нужно пробивать с новой стороны.
  • Дневной билет. Ну тут всё понятно. Пробивать этот билет не нужно, он действует в одной зоне до четырёх часов утра следующего дня после покупки. Можно купить групповой дневной билет, которым может пользоваться пять человек.
  • Недельный билет. Действует на календарную неделю, до 4 утра понедельника следующей недели. Это значит, что если вы купите недельный билет в пятницу, то пользоваться им сможете только три дня, а не семь.
  • Месячный билет. Действует с полуночи первого дня текущего календарного месяца до 12:00 первого дня следующего. Более дешёвый вариант билета - билет «после 9:00», который по рабочим дням начинает действовать только после девяти часов утра.
  • Билет на год. Название говорит само за себя. Стоит билет очень дорого даже по немецким меркам. Для ориентировки: его цена в Халле составляет 450 евро. В определённые часы билет позволяет бесплатно провезти с собой либо одного взрослого, либо трёх детей, либо собаку.

Почти все вышеуказанные билеты делятся на три категории:

  • Билет на одну зону. Действует на весь вид транспорта в течении одного часа для одного человека.
  • Билет на короткую дистанцию. Действует на четыре следующих остановки в случае трамвая/автобуса ИЛИ на четыре километра в случае поезда, при чём проехать с ним можно только до следующей остановки, вне зависимости от того, отдалена ли она на четыре или два километра.
  • Детский билет. Дети дошкольного возраста ездят бесплатно. Школьники до тринадцати лет платят немного меньше, чем взрослые.

В офисе транспортной фирмы также можно заказать абонемент (на условиях месячного билета, только немного дешевле) или студенческий билет (на 6 месяцев). Последний крайне выгоден: он стоит так же, как 2 билета на месяц для взрослого человека.

Остановки

Многие остановки в Германии, особенно в восточной части, ужасно продуманы. Крайний случай - застеклённая задняя сторона, боковые стенки отсутствуют (для ощущения всей прелести германского ветра), а сиденья сделаны из железа, что делает их абсолютно бесполезными в холодное время года. Следующая модификация таких остановок - остановки с большими зазорами между боковыми и задней стенками, для образования сильного ветра, направленного на сиденья.

Однако есть и идеальные остановки, с немного покатым навесом (чтобы скатывалась дождевая вода), с пластиковыми сидениями и герметичными стенками, открытыми только с одной стороны.

Почти возле каждой остановки стоит электронное табло, где показывается какая линия транспорта подъедет следующей, через сколько это произойдёт и какая у этой линии конечная остановка.

Но нас с вами интересует множество информационных вывесок, висящих либо на отдельных столбах (как на картинке выше), либо под стеклом на специальном стенде возле рекламы.

Вывески

Так выглядит схема дневных трамвайных и автобусных линий города Халле . Обычно рядом висит схема с другой цветовой гаммой, где показаны, какие линии ходят в ночное время. На схеме показывается номер зоны данного города, светло-жёлтым цветом выделены соседние зоны, а серым показаны остановки, в которых действуют 2 и более тарифных планов. Это значит, что если для этой зоны не нужно покупать никакого мульти-билета. Автобусные линии показаны пунктиром, трамвайные - сплошной. Человечек на оранжевом фоне значит, что в этом месте идут строительные работы и транспорт вынужден на некоторое время двигаться обходным путём.

Для каждого маршрута на отдельно взятой остановке висит листок такого вида:

В нашем случае, трамвайная линия 94 - ночная линия, поэтому она ходит только между девятнадцатью и тремя часами с понедельника по пятницу. Первая колонка - часы. Цифры во второй и третьей колонках показывают, соответственно, минуты. Расписание будних дней всегда отличается от расписания выходных, многие маршруты по субботам и особенно по воскресеньям не ходят в принципе. Буквы возле могут указывать, что в это время трамвай:

  • ходит даже на сильвестр (Новый год)
  • на сильвестр не ходит
  • ходит даже по праздникам
  • будет старого образца, т. е. со ступеньками (важная информация для людей на инвалидных колясках, матерей с малышами, пожилых людей)

Остановка, на которой мы стоим, обведена кружком, цифры возле каждого кружка указывают на время пути до следующей остановки в минутах (считая от текущей). Чёрные кружки значат, что это количество остановок можно проехать со специальным билетом на короткое расстояние. Для остальных вам потребуется «одноразовый» билет.

Ещё на остановках может висеть схема тарифных зон , которые закреплены за данным объединением, но практической пользы от этой схемы для путешествующего нет.

Лирика

Лично я пользуюсь всеми формами транспорта, которыми мне позволяет пользоваться мой семестровый билет. За это время мне стало понятно несколько вещей: во-первых, мыть стёкла в городском транспорте, вопреки убеждениям отечественных коллег, не сложно. Доказано немцами. Во-вторых, инвалиды и дети - тоже люди, для них даже серию трамваев с низкой посадкой выпустить не западло. Говоря за инвалидов, я впервые в жизни увидел нечто подобное: в Берлине автобусы, останавливаясь, опускают подвеску со стороны остановки, таким образом наклоняясь одним боком к земле, чтобы коляскам и их владельцам было легче подниматься.

И таких примеров множество. Например, кнопки открытия дверей для детей, находящиеся немногим ниже кнопки для взрослых, чтобы дети не чувствовали себя ущемлёнными в правах открыть дверь самостоятельно. Или объявления о находящихся в окрестности достопримечательностей перед каждой остановкой, которые в крупных городах произносятся сразу на нескольких языках. Сиденья в транспорте обиты мягкой и, самое главное, чистой тканью, на которую приятно садиться. В каждом трамвае-автобусе-метро ведётся видео наблюдение через несколько камер, расположенных на выходе, поэтому ущерб, наносимый вандалами и быдлом, минимален.

В заключение разбавлю бочку мёда единственным замеченным мною минусом: расписание маршрутов оставляет желать лучшего. На выходных перемещаться практически невозможно, особенно если маршрут с пересадками. Возможно поэтому у каждого немца в арсенале если не машина, то велосипед, а чаще и то, и другое.

Обновление от 17.05. Как совершенно верно заметил Sergej Kukujzev , в случае с автобусами, билеты можно купить непосресдтвенно у водителя. В этом случае вам сообщат стоимость билета сразу после того, как вы назовёте конечную точку своего маршрута.