Билеты и регистрация

Самые высотные самолеты в мире. На какой высоте летают пассажирские самолеты На какой высоте летают истребители

Любите узнавать все мелочи, связанные с путешествием по воздуху? Тогда вы зададитесь вопросом, какова высота полета самолета. Средняя цифра составляет 10 000 м, но на практике она варьируется под влиянием различных факторов. Что же ее определяет?

Главные факторы, влияющие на высоту полета

Показатель высоты полета бывает разных типов:

  • истинным называют значение, фактически отделяющее воздушное судно от поверхности земли или воды;
  • относительный показатель определяет, насколько самолет поднялся над точкой, принятой для условного отсчета (взлетно-посадочной полосой);
  • абсолютная высота означает расстояние от лайнера до уровня моря.

Высота, на которую поднимается авиатранспорт, обусловлена законами физики: чем дальше от поверхности Земли, тем разреженнее становится воздух. В результате воздушное судно, поднявшееся на 10 000 м, быстро двигается и тратит мало топлива. С этой особенностью связан термин «идеальная высота» - он означает, что лайнер находится на уровне, где обеспечивается лучшее соотношение скорости и расхода горючего.

Но почему самолеты не поднимаются выше? Роль играют технические моменты. Ведь излишняя разреженность атмосферы не полезна: воздушные потоки поддерживают самолет, как вода в океане - корабль. Если подняться выше 12 000 м, лайнер утратит устойчивость, поскольку его крылья окажутся бесполезны.

Правда, правило распространяется только на пассажирский авиатранспорт. Военные самолеты способны подниматься выше, но все рекорды бьют модели, построенные по разработкам NASA. Судно-беспилотник, названное «Гелиос», совершает перелеты на высоте 30 км.

Дуг Моррис, пилот на линиях Air Canada, объясняет: «Чем выше, тем лучше, ведь разреженность воздуха означает меньшее трение».

Что еще влияет на высоту полетов

То, на какой высоте летит самолет, определяется следующими нюансами:

  • моделью воздушного судна;
  • грузоподъемностью;
  • скоростью;
  • загруженностью воздушных коридоров;
  • допустимым расходом топлива;
  • количеством кислорода и разреженностью атмосферы.

Почему стандартный вариант для гражданской авиации - 10 000 м? На это влияет ряд факторов:

  • Реактивным двигателям требуется охлаждение. Если подняться на 10 000 м, температура за бортом составит – 50 ˚C.
  • Для нынешних самолетов не станет трагедией выход из строя 1 двигателя, но попадание птиц в турбины нежелательно. По этой причине судно поднимается на уровень, куда не долетают пернатые.
  • Если возникнет непредвиденная ситуация, у экипажа и диспетчеров будет больше времени на принятие решений.
  • На этом уровне лайнер оказывается выше облаков. Непогода будет влиять на него меньше.

Заключение

Расстояние от скоростного самолета до поверхности показывает специальный прибор - высотометр. Обычно оно достигает 10 000 м, но модели от известных авиакомпаний поднимаются на 12-13 000 м. Высота определяется при составлении воздушных маршрутов, поэтому пилот может менять ее лишь в рамках эшелона.

Когда разговор заходит о скорости, захватывает дух. Если же речь идет о самолетах, летающих на сверхзвуковой скорости – то это нечто фантастическое. Все эти самолеты – шедевр инженерной мысли, снабженные самыми передовыми технологиями своего времени.

Топ-10


Он обладает поистине фантастической скоростью в 11 230 км/ч . Занесен в книгу рекордов Гиннеса. Разработан по технологии, альтернативной турбореактивным двигателям в наше время.

Хотя и максимальная скорость его значится как 12 144 км/ч , он не на первом месте. Объясняется это тем, что на момент испытаний, рекорд Х-43 не был побит. И первый и второй самолет разрабатывался NASA с помощью новейших технологий.



Он по праву считается одним из самых быстрых самолетов с пилотом на борту. Максимальная скорость, которую он может достичь – 8200 км/ч . Это почти в семь раз превышает скорость звука. Самолет был спроектирован для исследования гиперзвуковых полетов. Х-15 снабжен ракетным двигателем. Однако подниматься в воздух он может только на борту бомбардировщика стратегического назначения, откуда и стартует. Предельная высота, достигнутая самолетом, составляет 107 километров.



  1. «Черный дрозд» или SR-71

Самолет является разведывательным в ВВС США. Машина выпущена в ограниченном количестве – 32 самолета. Первая воздушная машина, снабженная технологией стелс. Максимальная скорость около 4102 км/ч . Самолет активно использовался для шпионажа.



  1. YF-12

Внешне не отличается от «Черного дрозда», за исключением того, что несет на себе вооружение класса «воздух-воздух». Являлся предшественником и прототипом SR-71. Максимальная скорость: 3 661 км/ч .



  1. Легендарный МиГ-25

Разработан был с целью перехвата американского «Черного дрозда» и обладал скоростью в 3916 км/ч . Характеристики данного боевого самолета впечатляют – при скорости более чем в 3 раза превышающей скорость звука, он был способен на поражение целей на дистанции до 25 километров. Очень хорошо себя зарекомендовал в ряде военных конфликтов.



Уникальным его делает то, что в 1954 году он достиг немыслимой на то время скорости. Но после неудачного полета, программа его выпуска была закрыта. Максимальная скорость: 3 370 км/ч .


  1. «Валькирия» XB-70

Поистине сверхмощный самолет времен холодной войны. Предназначался для того, чтобы доставлять ядерное оружие за короткое время. Высокая скорость (3672 км/ч ) позволяла уходить от последствий ядерного взрыва, а также от вражеских перехватчиков.



  1. МиГ-31

Со скоростью в 3464 км/ч . Этот самолет, благодаря своим мощнейшим двигателям, был способен развивать такую скорость на любой высоте. Техническая радиолокационная начинка позволяла контролировать нескольким самолетам довольно обширное пространство.




Это невероятно, но данный самолет уже 40 лет стоит на вооружении и по крайней мере еще 8 лет будет служить ВВС США. Его скорость – 3065 км/ч , а также технические характеристики и область применения делают его незаменимым для ВВС.


Топ 4 пассажирских самолетов

  1. Ту-144

Легендарный советский сверхзвуковой лайнер, обладал скоростью в 2430 км/ч . Поистине фантастический результат для того времени среди пассажирских самолетов. Волей судьбы уступил место Конкорду, который долгое время (до 2003 года) осуществлял пассажирские трансатлантические рейсы.


Если касаться проектируемых пассажирских самолетов, это модель заслуживает место в топе. Даже из названия становится ясным, что будущий летательный аппарат будет преодолевать скорость звука (2335 км/ч ). Самолет будет предназначен для любой категории пассажиров.


Достигает скорости в 1153 км/ч . Самое быстрое гражданское судно со статусом делового самолета. Используется в основном как частный для богатых бизнесменов и деловых людей.


И, наконец, самым быстрым рейсовым пассажирским самолетом является шедевр инженерной мысли Airbus. Новейший самолет, который, помимо своей скорости, является еще и самым большим в мире двухпалубным авиалайнером. Максимальная скорость: 1 020 км/ч .


Военные самолеты

Самыми быстрыми военными самолетами в мире можно назвать российский МиГ-25 и американский SR-71. Интересным фактом является то, что советский истребитель создавался фактически для нейтрализации американского разведчика. На МиГе была установлена масса рекордов скорости своего времени. Летчики, пилотировавшие эту машину, утверждали, что самолет способен преодолеть отметку в 3,5 Маха (скорости звука). Это значение больше, чем у американского «Черного дрозда». Однако это нигде не зафиксировано документально. В свою очередь SR-71 не обладал достаточной надежностью. За всю историю его полетов потеряна треть выпущенных машин.



Боевой самолет

Много уже рассказывалось о рекордсменах военной авиатехнике различных годов. Самым быстрым из ныне используемых боевых самолетов является МиГ-31. Истребитель имеет предназначение для уничтожения целей в воздухе на любых высотах и в любых метеоусловиях. Для машины не проблема использование противником тепловых и радиопомех.

Создавался для перехвата крылатых ракет. В наше время применяются в военных конфликтах для решения большого диапазона задач. Некоторое время применялись как «спецназ» в войсках противовоздушной обороны России.

В видео показан взлет этой скоростной машины

Турбовинтовой самолет

Поистине уникальный самолет, стоящий на вооружении с далекого 1952 (!) года. Скорость для того времени была поражающая воображение – 924 км/ч . Двигатели, мощностью 15 000 сил, установили рекорд Гиннеса для винтовых двигателей. Самолет и ныне стоит на вооружении ВКС России и выполняет широкий спектр боевых задач.



Интересным фактом является то, что скорость Ту-95 немногим меньше скорости реактивного американца B-52. Вооружение и технические характеристики самолета позволяют безопасно поражать цели за зоной действия радиолокационного оборудования противника.


Актуальность машины подтверждает и ее применение в военном конфликте в Сирии, где полк бомбардировщиков успешно выполнил ряд поставленных для него задач.

В заключение стоит отметить, что технологии производства летательных аппаратов не стоят на месте. Однако, те самолеты, которые были рассмотрены выше, прочно займут место в истории авиастроения, как передовые на то время самолеты. Кто знает, какие рекорды ждут человечество в дальнейшем, и какие цели будут выполнять новые гиперзвуковые летательные аппараты. Все это покажет время.

И не Су-27, а скоростной перехватчик МиГ-31. Этот самолет, получивший по классификации НАТО обозначение Foxhound, стал одним из самых необычных образцов современного авиационного вооружения. Ему не пришлось принимать участия в активных боевых действиях, однако, сам факт существования такой машины уже был способен остудить пыл любого агрессора. Достаточно сказать, что применение МиГ-31 может практически полностью нейтрализовать массированные удары крылатыми ракетами, которые так любят наносить США и их союзники по блоку НАТО. Кроме того, этот перехватчик представляет собой огромную опасность для любого современного военного самолёта, оказавшегося в зоне досягаемости, а она весьма обширна.

История создания истребителя-перехватчика МиГ-31

В начале 60-х годов американские стратегические бомбардировщики B-52 оснастили стратегическими крылатыми ракетами AGM-28 Hound Dog. Несмотря на то, что это оружие было очень неточным (круговое вероятное отклонение составляло более трёх километров), оно представляло для СССР значительную угрозу. Наибольшее беспокойство у советских военных вызывали сообщения о скором создании особой модификации AGM-28, способной лететь к цели на сверхмалой высоте с огибанием рельефа местности.

Не только сбить, но даже просто обнаружить такую ракету в то время было почти невозможно, особенно в северо-восточной части СССР, где не было еще ни сплошного радарного поля, ни сети аэродромов ПВО. Возникла необходимость в создании нового перехватчика, способного самостоятельно, без помощи с земли, выявлять на фоне подстилающей поверхности маловысотные объекты, и уничтожать их как можно более оперативно.

В те годы ОКБ Микояна занималось «доводкой» сверхскоростного истребителя МиГ-25, который обладал многими достоинствами, но для борьбы с крылатыми ракетами всё же не годился. Тем не менее его можно было использовать в качестве базы для нового перехватчика. Работы в этом направлении начались в 1968 году, после того как советское правительство выпустило постановление о создании самолёта Е-155. Конструкторы должны были подготовить предварительные проекты трёх разных модификаций этой машины: перехватчика Е-155МП, разведчика Е-155МР и фронтового бомбардировщика Е-155МРБ.

На протяжении нескольких последующих лет рассматривались различные варианты компоновки будущего самолета. Наиболее перспективным оказался проект «518-22», переделанный впоследствии в «518-55». На его базе в 1972 году началось уже не предварительное, а полномасштабное проектирование перехватчика Е-155МП, который после перехода к серийному производству должен был получить название МиГ-25МП.

Следует отметить, что в действительности новый самолет в значительной степени отличался от MiG 25. Он создавался под другие двигатели, в состав экипажа вошёл штурман, но самым главным было новое бортовое оборудование – радиолокационная станция «Заслон», обладавшая небывалыми для 70-х годов возможностями.

16 сентября 1975 года состоялся первый полет прототипа Е-155М. Через два года в Горьком (Нижний Новгород) были изготовлены 11 перехватчиков, уже получивших обозначение МиГ-31. Начались лётно-конструкторские испытания, продолжавшиеся вплоть до конца 1978 года. В ходе одного из полётов новый самолет успешно атаковал маловысотную цель. Кроме того, была опробована РЛС, которая смогла засечь и устойчиво сопровождать сразу десять самолетов.

В 1981 году МиГ-31 был принят на вооружение истребительной авиации ПВО, и с этого момента началась его эксплуатация. В то же время испытательные полёты продолжались, поскольку уже шла работа над новыми модификациями перехватчика. Впоследствии появились многоцелевые варианты МиГ-31, а в 2018 году стало известно о том, что самолет стал носителем противокорабельной аэробаллистической ракеты «Кинжал».

Особенности конструкции перехватчика

Внешне истребитель МиГ 31 очень похож на своего «предшественника», знаменитый самолет МиГ-25 , однако, было бы ошибочно считать, что эти машины отличаются между собой только электронным оборудованием. Компоновочная схема действительно почти идентична, но вот её элементы существенно изменены.

Крыло и оперение

Высокорасположенное трапециевидное крыло самолёта несколько усилено, каркас включает в себя уже не два, а три лонжерона. Еще одно отличие – корневой наплыв, стреловидность которого составляет 70 градусов. Эта деталь позволяет перехватчику поддерживать устойчивость при полете на больших углах атаки. Основная часть крыла имеет стреловидность 41 градус. Во внутреннем кессоне размещаются 4 топливных бака.

Задняя кромка снабжена элеронами и закрылками по всей её длине. Механизация дополнена отклоняемыми носками крыла (могут поворачиваться на угол до 13 градусов). Имеются аэродинамические гребни, расположенные на верхней поверхности консолей.

Вертикальное оперение состоит из двух килей. Каждый из них оснащен рулем направления. Угол развала килей составляет 8 градусов. Горизонтальное оперение цельноповоротное, его поверхности могут быть использованы в качестве рулей высоты, а также для придания самолету крена, дополняя тем самым элероны. Внутри килей размещены два бака для горючего.

Силовая установка

Самолёт МиГ 31 оснащается двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30Ф6, на поздних модификациях устанавливались Д-30Ф6М. Разработка этого мотора велась с 1972 по 1979 год. Конструирование осуществлялось не с нуля, а на базе двигателя Д-30 (тяга – 6 800 кгс), который использовался авиалайнерами Ту-134. Благодаря ряду усовершенствований и после установки форсажной камеры, тягу удалось увеличить до 15 500 кгс (впоследствии и до 16 500 кгс).

Воздухозаборники пришлось расширить, поскольку новый двигатель отличается повышенным расходом воздуха во время работы.

Фюзеляж

Главным силовым элементом планера является средняя часть фюзеляжа самолёта, внутри которой размещены семь баков для топлива. Корпус в этой части машины – сварной. Конструкция в целом совпадает с МиГ-25.

Частью фюзеляжа является гаргрот, начинающийся сразу за кабиной. Внутри грагрота размещены тяги управления, а на поздних модификациях – топливный бак

Создатели перехватчика учли, что максимальная скорость МиГ 31 несколько уменьшилась и снизились требования к жаростойкости материала, что позволило существенно снизить долю нержавеющей стали в составе фюзеляжа – с 80 до 50%. Увеличено с 8 до 16% содержание титана. Доля сплавов алюминия составляет 33%. Оставшийся один процент – это композитные материалы.

На некоторых режимах полёта примерно одна четверть общей подъёмной силы создаётся фюзеляжем, который является одной из несущих частей конструкции самолёта. В его хвостовой части размещены два аэродинамических гребня. Развал между ними составляет 12 градусов.

Шасси

В целях улучшения проходимости на грунтовых аэродромах, основные стойки шасси перехватчика Миг-31 сделаны в особой конфигурации. Заднее колесо на каждой из тележек несколько смещено «наружу», а переднее – «вовнутрь». Благодаря этому снижается риск увязания в углубляющейся колее.

Основные опоры шасси убираются вперед, в ниши, находящиеся под каналами воздухозаборников. Закрывающие их створки могут быть использованы в качестве тормозных щитков. Передняя опора убирается назад.

Кабина истребителя

Лётчик и штурман-оператор размещены в двух герметичных кабинах, расположенных в носовой части фюзеляжа. Фонари открываются вверх и назад. Кабины разделены плексигласовой перегородкой, толщина которой составляет один сантиметр. Кресла обоих членов экипажа катапультируемые, модель – К-36ДМ. Сзади за кабинами находится отсек оборудования, впереди – радиолокационная станция .

Система управления самолетом

В отличие от других истребителей четвертого поколения, МиГ-31 имеет не электродистанционное, а более старое механическое управление. Работа его обеспечивается специальными тягами и тросами. Они протянуты от кабины к рулевым поверхностям и механизмам крыла через фюзеляж и прикрыты сверху гаргротом.

Истребитель-перехватчик оснащается навигационным комплексом КН-25, включающим в себя радиотехнические системы ближней и дальней навигации, аппаратуру глобальной навигации и две инерциальные системы. Перехватчик, кроме того, может управляться автопилотом САУ-155МП.

Система управления вооружением

Сверхзвуковой истребитель МиГ-31 оборудован импульсно-допплеровской радиолокационной станцией РП-31 Р007 «Заслон». Именно она является главной частью системы управления вооружением самолёта. Основная особенность этой РЛС – наличие пассивной фазированной антенной решетки. Примечательно, что до МиГ-31 подобные радиолокационные станции на серийные истребители не устанавливались даже в ВВС США.

РЛС «Заслон» способна обнаруживать такую цель, как американский истребитель F-16 на дистанции до 120 километров. Бомбардировщики или транспортные самолеты детектируются на расстоянии до 200 километров. Одновременно происходит определение государственной принадлежности. Автоматическое сопровождение обеспечивается на дистанции в 120 километров.

РЛС одновременно может обнаружить до 24 разных целей, на 8 из которых могут быть наведены ракеты. Электроника сама определяет четыре наиболее приоритетных по степени опасности или важности объекта, по которым следует нанести удар в первую очередь.

«Заслон» может получать данные от других перехватчиков или от самолёта ДРЛО А-50 - связь сделана автоматической. Благодаря этому обеспечивается защита от активных помех – все «кусочки» информации собираются воедино, что позволяет обнаруживать скрытые цели и наводить на них ракеты. Кроме того, данные целеуказания могут быть переданы другому истребителю или наземному комплексу ПВО , после чего противник получит удар с совершенно неожиданного для него направления.

В целом бортовое оборудование позволяет применять МиГ-31 в качестве самолёта-лидера, управляющего целой авиационной группой, перекрывающей обширное воздушное пространство.

Более поздняя модификация РЛС, «Заслон-М», обнаруживает цели на дистанции до 320 километров. Обеспечивается одновременное сопровождение двадцати четырех из них. По восьми целям может быть нанесен одновременный удар. Оборудование дополнено теплопеленгатором, работающим в пассивном режиме и способным обнаруживать цели на расстоянии до 56 километров без включения РЛС.

«Главным калибром» первых модификаций МиГ-31 была ракета Р-33, поражающая самолеты противника на дистанции до 120 километров. На современных вариантах перехватчика устанавливаются Р-37, дальность действия которых - 300 км. В комплект вооружения перехватчика, кроме того, входят ракеты Р-77 и РВВ-БД, обеспечивающие уничтожение целей на средней и ближней дистанции.

В ближнем бою МиГ-31 может применять скорострельную шестиствольную пушку ГШ-23-6 (на некоторых модификациях демонтировалась).

Технические характеристики

Существует немало модификаций истребителя МиГ-31, между которыми имеются иногда значительные различия. Тем не менее основные эксплуатационные характеристики довольно близки, поскольку изменялось в основном бортовое оборудование.

Параметры исходного перехватчика выглядят следующим образом:

У многоцелевых модификаций боевая нагрузка может составлять до девяти тонн при незначительном увеличении взлётного веса машины.

Летные характеристики

МиГ-31 совершает как короткие вылеты на перехват конкретных целей, так и длительное барражирование в воздухе в режиме дежурства.

Во время взлета МиГ-31 длина разбега составляет от 950 до 1200 метров, пробег на посадке – 800 метров.

Достоинства и недостатки МиГ-31

Главным преимуществом перехватчика, безусловно, являются прекрасные характеристики его системы управления оружием.

Есть у этого самолёта и другие плюсы:

  1. Высокая скорость на форсаже позволяет перехватывать самые быстрые цели, включая американские разведчики SR-71 ;
  2. Отличная скороподъемность. Самолет способен «прыгнуть» на высоту в 30 километров;
  3. Взаимодействие с зенитно-ракетными комплексами, другими самолетами и наземными командными пунктами, что расширяет возможности МиГ-31. Небольшое подразделение таких самолетов способно полностью контролировать воздушное пространство над страной средних размеров;
  4. Бортовое вооружение позволяет поражать как крупные малоподвижные самолеты, так и высокоманевренные цели. При стрельбе по крылатым ракетам точность попадания приближается к 100%;
  5. Последние модификации МиГ-31 способны наносить удары по наземным целям - самолет стал многоцелевым. Кроме того, он стал хорошей пусковой платформой для гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Кинжал».

Из недостатков в первую очередь следует выделить низкую маневренность. В ближнем бою этот самолет значительно уступает любым другим современным истребителям. Правда, для Миг 31 характеристики маневренности изначально не рассматривались как приоритетные. Кроме того, тросовая система управления давно устарела, она усложняет пилотирование и не позволяет реализовать в полной мере возможности автоматики.

Модификации МиГ-31

Поначалу истребитель был «чистым» перехватчиком. Первые попытки модернизации МиГ-31 предполагали развитие по этому же направлению. Затем появились и многоцелевые варианты самолёта. Предназначались в основном для вооружения российской армии, хотя существовали и экспортные модели.

Миг-31М

Эта модификация машины совершила первый полет еще в 1985 году. Внесены изменения в планер, в частности, на крыле имеются более крупные и округлые по форме корневые наплывы, внутри гаргрота размещен дополнительный топливный бак. На передней кабине установлен монолитный козырек, а фонарь штурмана-оператора уменьшился. Это было сделано для того, чтобы улучшить считываемость индикаторов тактической обстановки. Количество фюзеляжных гнёзд для размещения ракет дальнего действия доведено до шести. В то же время пушка демонтирована.

Кроме того, увеличен разнос двигателей относительно продольной оси истребителя. На килях установлены более крупные по площади рули. Мощность силовой установки увеличена примерно на 2000 кгс.

Главные же отличия от базовой модели – это установка обновленной радиолокационной станции «Заслон-М» и усовершенствованного бортового оборудования, в состав которого впервые вошли многофункциональные индикаторы. Теплопеленгатор заменен на оптоэлектронную систему. Перехватчик получил возможность применять ракету Р-37, во время испытаний которой цель была уничтожена с дистанции в 300 км.

Серийно этот вариант не строился, поскольку он был закончен лишь в 90-е годы, когда в российской промышленности царил полный развал.

МиГ-31Б

На этот вариант самолета была установлена выдвижная штанга для дозаправки в воздухе, что позволило заметно увеличить боевой радиус. Модернизированный истребитель получил РЛС «Заслон-А» и несколько улучшенную систему управления вооружения в целом. Такая замена, помимо прочего, позволила компенсировать ущерб, нанесенный в результате утечки секретных сведений о самолете МиГ-31 за пределы СССР, выявленной в 1985 году. Кроме того, в состав комплекта вооружения впервые вошли ракеты средней дальности Р-40ТД.

МиГ-31БМ

Разработка этой модификации началась в 1997 году и осуществлялась сразу по двум направлениям. Во-первых, ТТХ бортовой РЛС и комплекса управления вооружением довели до параметров, достигнутых ранее на самолете МиГ-31М, а во-вторых, перехватчик превратили в многоцелевой истребитель.

Масса боевой загрузки увеличилась и составляет для этой модификации 9 тонн. Самолет способен применять корректируемые авиабомбы КАБ-500 (до восьми штук) и КАБ-1500 (до шести единиц). В состав комплекса вооружения вошли также ракеты Х-31 в противокорабельном и противорадарном вариантах, ракеты «воздух-поверхность» Х-59М и Х-29Т, а также противорадиолокационные Х-25МП (или МПУ).

Все сохранившиеся российские МиГ-31, за исключением носителей комплекса «Кинжал», будут переделаны именно в МиГ-31БМ. Кроме того, этот вариант предлагался и на экспорт.

МиГ-31Д

Несерийная экспериментальная модификация, вооруженная ракетой «Контакт» (79М6). С помощью этого оружия предполагалось уничтожать орбитальные необитаемые аппараты.

МиГ-31И

Этот вариант перехватчика представляет собой воздушную платформу для системы запуска спутников, вес которых может составлять от 120 до 160 килограммов. Этому способствует как высокая скорость, так и немалый практический потолок самолета. Обеспечивается выведение на орбиту высотой до 600 километров.

МиГ-31ЛЛ

Самолёт является летающей лабораторией. Базировался МиГ-31ЛЛ на аэродроме в Жуковском.

МиГ-31Ф

Эта модификация, показанная в 1995 году на авиасалоне в Ле-Бурже, представляет собой результат первой попытки превратить двухместный перехватчик в многоцелевой самолет. Как и на варианте МиГ-31БМ, вес боевой нагрузки увеличен до 9 тонн. Комплект средств поражения наземных целей тоже в основном совпадает. При этом на МиГ-31Ф установлена исходная модификация РЛС «Заслон», возможности которой не так велики, как у бортового оборудования МиГ-31БМ.

Боевое применение истребителя

Перехватчик МиГ-31 никогда еще не применял своих ракет против реальных, а не учебных целей. Тем не менее нельзя сказать, что боевого применения у него не было. К примеру, именно этот самолет положил конец явно чрезмерной активности американских разведчиков SR-71 возле восточных и северо-западных границ СССР.

В начале 80-х «Черные дрозды» регулярно провоцировали советскую систему ПВО, вынуждая её использовать секретные боевые режимы работы. Перехватчики МиГ-31 буквально «оттеснили» американцев от границы. Советские самолеты летали группами по 8-10 машин, поочередно передавая друг другу сопровождение SR-71. Это давало американскому пилоту понять, что даже при самом кратковременном и случайном пересечении границы он будет немедленно уничтожен. В итоге разведывательные полеты прекратились, а сам «Черный дрозд» со временем был списан.

В 2016 году несколько истребителей МиГ-31БМ были направлены в Сирию. Основное предназначение этих перехватчиков – контроль воздушного пространства и координация усилий остальной авиации. В этом отношении МиГи смогли отчасти заменить самолеты А-50, эксплуатация которых обходится дороже.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Профессия летчика обзавелась романтическим ореолом еще на заре авиастроения — каждый человек, взлетавший в небо, казался героем. За прошедшие десятилетия мало что изменилось — многие до сих пор считают возможность летать чудом. Сами летчики, впрочем, общаются с самолетами на «ты», выжимая максимум из летающих машин. Мы вспомнили семь самых интересных авиационных рекордов в истории.

Рекорд скорости самолета

Рекорд в 3529,56 км/час был зафиксирован на километровом тренировочном маршруте ВВС США, когда капитан Элдон У. Джоэлц и майор Джордж Т. Морган пилотировали самолет Lockheed SR-71A на высоте 26 километров. В 1990 году этот рубеж мог быть побит — подполковники ВВС США Джозеф Вид и Эдвард Ялдинг достигли отметки в 3609 км/час, но рекорд не был засчитан — пилоты не пролетели через специальные измерительные пункты.

Рекорд высоты (для самолетов с реактивными двигателями)

Этот рекорд поставил советский летчик Александр Федотов. Пилотируя МиГ-25, Федотов взял рекорд «горкой» — разогнал самолет до 3000 км/ч, после чего начал резко набирать высоту и, достигнув отметки в 37 650 метров, направил самолет вниз. Эта высота была взята без весовой нагрузки самолета, но нагруженная машина проявила себя немногим хуже — она добралась до 37 080 метров.

Максимальное количество сбитых в одном бою самолетов (среди советских летчиков)

6 июля 1943 года, во время патрулирования воздушного пространства в составе группы истребителей Ла-5 старший лейтенант Александр Горовец столкнулся с большой группой (от 20 до 50) немецких бомбардировщиков. Товарищи Александра схлестнулись с «Мессершмиттами» в то время, как он в одиночку взялся за бомбардировщики. В бою Александр сбил девять бомбардировщиков (один — тараном), что является лучшим результатом среди советских летчиков. Но сам пилот не выжил — немецкие истребители подбили его во время возвращения на аэродром. Катапультироваться Горовец не успел.

Рекорд по установлению рекордов

Самолет Ан-225 «Мрия» был создан для нужд советской космической программы и предназначался для транспортировки крупногабаритных грузов (например, космических кораблей). «Мрия» установила 240 мировых рекордов, и в их число входят: максимальный вес коммерческого груза (247 тонн), максимальная грузоподъемность (253,8 тонн) и самый тяжелый моногруз (187,6 тонн — столько весил генератор со специальной рамой для ереванской электростанции). Самый интересный рекорд был поставлен 27 сентября 2012 года — тогда «Мрия» подняла на высоту 10 500 метров галерею из 500 картин авторства 120 художников, став площадкой для самой высокой выставки мира.

Рекордная скорость посадки гражданского самолета

Во время выполнения регулярного рейса Калининград-Одесса экипаж самолета Ту-134 был предупрежден о погодных условиях и получил рекомендации по снижению скорости. Пилоты самолета игнорировали предупреждения приборов и отключили сигнализацию, которая реагировала на высокую скорость. На посадку самолет зашел со скоростью 440 км/час (рекомендуемая — 330 км/час), а коснулся полосы на 415 км/час, не выпустив закрылки. Самолет пронесся через всю посадочную полосу, остановившись в полутора метрах от схода на грунт. К счастью, обошлось без жертв. Так, при жестком нарушении инструкций и дисциплины был установлен мировой рекорд. Какиими были дальнейшие приключения веселого экипажа самолета, история умалчивает.

Рекорд скорости гражданского самолета

Август 2010

Самолет Gulfstream G650 достиг максимальной скорости в 1219 км/час в небе над Джорджией. Для этого пилоты Том Хоум и Гарри Фримен пустили самолет в пике под углом в 16-18 градусов. Этот самолет является транспортом бизнес-класса и перевозит всего восемь пассажиров. Gulfstream G650 отлично справляется с дальними дистанциями — самолет преодолевает без посадки более 11000 километров на скорости 906 км/час.

Самый большой пожарный самолет

Evergreen 747 Supertanker был переделан из Boeing 747-100. Этот самолет способен поднять на борт 77 600 литров средств для тушения, что делает его самым большим пожарным самолетом. Сейчас самолет базируется в США, но при необходимости отправляется туда, где нужна помощь. Так, впервые самолет проявил себя в Куэнке (Испания). В 2010 году Evergreen тушил пожар в Израиле на горе Кармель, а в 2011-м был применен при сложном пожаре в Аризоне.

  • Максимальная скорость , с которой садился когда либо пасажирский лайнер была зафиксирована 31 декабря 1988 года в Одессе, когда Ту-134А 65011 Калининградского ОАО Белорусского управления ГА приземлился со скоростью 415 км/ч. По чистой случайности обошлось без тяжёлых последствий. .
  • Скамая высокая точка приземления парашютистов находиться на высоте 7134м. над уровне моря (пик Ленина). В мае 1969 г. 10 советских парашютистов совершили высадку на вершину пика, при этом четверо из них погибли.
  • Самым продолжительным затяжным прыжком с максимальной высоты совершил 16 августа 1960 г капитпн Джозеф У. Киттнинджер. Он покинул гондолу стратостата на высоте 31150 м. и в свободном полёте пролетев 25816 м. за 4мин.38с. За это время он развил скорость 988 км/ч и перенёс минимальную температуру -70С Парашют диаметром 8.5 м. раскрылся на высоте 5334 м., и он приземлился спустя 13 мин. 45с. после того как покинул стратостат.

    Поpог люка гондолы был yкpашен надписью "Самая высокая стyпенька в миpе". Скоpость 988 км/ч, pазвитая Киттинджеpом во вpемя свободного падения, соответствyет числy M=0.93 для стpатосфеpы. Киттинджеp достиг её на высоте 18300 метpов, после чего, пpи пpохождении чеpез тpопопаyзy на высоте 11000 метpов она yже составляла 322 км/ч. Hе вызывает сомнений тот факт, что скоpость 988 км/ч является величайшей скоpостью, котоpyю когда-либо pазвивало и выдеpживало тело человека, не заключённое в оболочкy снабжённого двигателем летательного аппаpата, движyщегося в пpеделах земной атмосфеpы.

  • Самая большая высота , с котоpой из самолёта был совеpшён yспешный пpыжок с паpашютом, составляет 17070 метpов. Именно на этой высоте 9 апpеля 1958 г. над Манизшем (гpафство Деpбишиp) взоpвался бомбаpдиpовщик Инглиш Электpик "Канбеppа". Члены экипажа капитан Джон де Салис и офицеp-лётчик Патpик Лоyи в свободном падении пpи темпеpатypе -56.7 гpад. Цельсия опyстились до высоты 3050 метpов, после чего их паpашюты pаскpылись автоматически посpедством баpометpического yпpавления.
  • Рекоpд свободного падения человека , yтвеpждённый ФАИ, пpинадлежит советскомy паpашютистy Е.Андpеевy, котоpый 1 ноябpя 1962 г. пpолетел в свободном падении 24500 метpов.
  • Самым большим вертолётом в мире являеться советский вертолёт МИ-12 КБ Миля впервые поднявшийся в воздух 12 февраля 1969 года. В серийное производство вертолёт не пошёл.
  • Самый тяжёлый в мире бомбардировщик - Ту-160 . Его взлётная масса - 275 000 кг.
  • Самый дорогой самолёт - стратегический бомбандировщик В-2, ценой 776 миллиона долларов.
  • Абсолютный мировой рекорд скорости для самолёта установлен 28 июля 1976-го года на самолёте Локхид SR-71A и составил 3529.56 км/ч . Пилoтировал самолёт, поднятый с авиабазы ВВС США Эдвардс капитан Э.У.Джоэрц.
  • Абсолютный мировой рекорд высоты для самолёта принадлежит А.Федотову, который на экспериментальном самолёте бюро Микояна Е-266М 31 августа 1977 года поднялся на 37650 метров .
  • Истребитель Су-27 сразу после разработки установил 27 мировых рекордов, некоторые из которых не побиты до сих пор.
  • Самым странным образом был отмечен подвиг советского лётчика-истребителя лейтенанта Михаила Девятаева, сбитого над Львовом 13 июля 1944 г. Он - единственный в мире лётчик, который за один и тот же подвиг был сначала посажен в тюрьму, а затем удостоен высшей государственной награды. Находясь в плену у немцев, Девятаев совершил побег, захватил бомбардировщик He-111 и вместе с девятью другими военнопленными перелетел на территорию, занятую советскими войсками. Вырвавшись из плена на свободу, 23-летний лётчик был осуждён военным трибуналом как предатель, добровольно сдавшийся в плен, и отправлен в лагеря. Спустя 9 лет, в 1953 г. Девятаев попал под амнистию и был освобождён, а в 1958 г. был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали "Золотая звезда" и ордена Ленина.
  • 21 ноября 1963 года самолёт-заправщик Локхид KC-130F "Геркулес" с взлётным весом 54430 кг без помощи катапульты взлетел с палубы американского авианосца "Форрестол".
  • Однажды над пpостоpами Тихоко океана японский летчик Кенейоши Mуто на N1K2 встpетился с 12 амеpиканцами на F6F. В pезультате 4 амеpиканца было сбито и Муто благополучнов веpнулся на базу.
  • Советский лётчик-истpебитель Александp Гоpовец 6 июля 1943 года сбил в одном бою 9 немецких самолетов . Hо, pасстpеляв весь боекомплект был сбит и погиб.