Правила

О чем нужно знать, отправляясь на святую гору афон. Святая гора Афон будет открыта для женщин Пешие походы по Афону

Святая гора Афон (Athos) , полуостров в восточной Греции , единственная в мире православная монашеская "республика", входит в состав Греческой республики.

Святая Гора Афон представляет собой полуостров в северовосточной Греции , восточный выступ полуострова Халкидики далеко вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря приблизительно на 80 км в длину и около 12 км в ширину. Полуостров горист, покрыт густыми лесами, изрыт бесчисленными скалистыми оврагами. В юго-восточной части Св. Горы возвышается гора Афон высотой 2033 м. над уровнем моря. Несмотря на то, что это полуостров, добраться до него можно только по морю или на вертолете.

История

В языческой древности Афонскую гору знали как Аполлониаду (по храму Аполлона), позднее на вершине горы стоял храм Зевса , который назывался Афос по-гречески (по-русски - Афон).

Церковное предание повествует, что Божия Матерь , приняв благодать Св. Духа в огненных языках, готовилась по жребию отправиться в Иверскую землю, но получила известие от Ангела, что труд апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Божия Матерь с Апостолами направлялась на остров Кипр к епископу Лазарю , попал в бурю и причалил к Афонской горе. Народ языческий принял Божию Матерь и слушал ее проповеди, затем уверовал и крестился. Многие чудеса совершила там Божия Матерь прежде чем отплыть на Кипр. Она поставила там начальником и учителем одного из Апостольских мужей и сказала: “Cue место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего”. Потом благословив народ, присовокупила: “Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом”.

С тех пор Афон вступил в эру христианской истории. Он находился под владычеством Рима , преследовавшего христиан до года, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права гражданства и свободы вероисповедания. К этому времени христианство на Св. Горе было довольно развито. Появились монастыри, расцвело иночество.

Кроме монастырей и скитов, на Афоне функционирует богословское училище - так называемая "Афониада ", основанная в году. С года она расположена в Карее .

Афонские монастыри имеют несколько подворий за пределами Святой Горы. Самое известное из них - женский монастырь Ормилия , являющийся подворьем обители Симонопетра . Здесь подвизается свыше ста монахинь. Адрес: 63071, Ormylia Chalkidikis. Тел. (30-371) 41278.

Паломнику на заметку

Все клирики, желающие посетить Святую Гору, должны получить благословение Вселенского Патриарха. Это делается с целью недопущения на Афон неканонически рукоположенных клириков. Остальные паломники, желающие посетить Святую Гору, должны предварительно получить разрешение в Бюро паломников в Салониках. Это несложная процедура, занимающая немного времени. Бюро находится по адресу: Салоники, бульвар Караманли. Добираться на автобусах 173, 546, 38. Тел. (30-31) 833733, 861611. Поскольку правила выдачи разрешений время от времени меняются, мы рекомендуем желающим предварительно позвонить в Бюро и узнать, что необходимо иметь для получения разрешения. Также перед поездкой на Святую Гору необходимо созвониться с каким-либо из монастырей и договориться, чтобы этот монастырь Вас принял. Это особенно важно в периоды Пасхи и Рождества, когда существует большой наплыв паломников. Договариваться с монастырями необходимо потому, что у них не всегда существует достаточно мест для приема посетителей. Телефоны монастырей приведены выше.

В Салониках автобус до Урануполя, из которого отправляется корабль к монастырям, отходит в 6 часов утра от автостанции "КТЕЛ Халкидикис". Автобус приходит в Урануполь незадолго до отхода корабля. За это время все паломники со своими разрешениями должны прийти в Бюро паломничеств, которое находится недалеко от остановки автобуса, по правую сторону вдоль берега моря. Здесь они на основании разрешений и наличия свободных мест в монастырях (монастыри каждый день подают список с фамилиями людей, забронировавших в них места, поэтому предварительный звонок в монастырь крайне рекомендуется) покупают "диамонитирион". Он стоит порядка 20 долларов США. "Диамонитирион" дает право на пребывание на Афоне в течение 4-х дней. Продлить его можно в Протате в Карее . В монастырях часто (хотя и не всегда) просят предъявить этот документ. С "диамонитирионом" необходимо идти на корабль, который перевозит паломников к монастырям Дохиар, Ксенофонт, Св. Пантелеимона, к пристани Зографского монастыря, от которой путь к Зографу и Костамониту. Корабль доходит до Дафни - главного Афонского порта. Здесь его ждут автобусы, которые перевозят желающих до Кареи, откуда они могут добраться до своих монастырей. В Карее паломников ожидают машины из некоторых монастырей. Плата за перевозку может быть достаточно высокой - в зависимости от количества пассажиров. Желающих путешествовать по морю далее, особенно к монастырям Симонопетра, Григориат, Дионисиат, св. Павла, скиту св. Анны и т.д. к приходу корабля из Урануполя ждет меньший корабль, котороый, в случае хорошей погоды, идет к Кавсокаливскому скиту, а в случае больших волн, только до Святой Анны.

На Афоне есть телефоны-автоматы, причем не только в монастырях, но и в скитах, а иногда просто на тропинках. Недавно появилась мобильная связь. На всей территории Афона запрещена видеосъемка На улице можно фотографировать без разрешения, для фотосъемок в храмах и других помещениях нужно обязательно иметь благословение. Досмотра при въезде нет (только при выезде). На Афоне запрещено купаться и загорать.

На Святой горе - византийское время, которое определяется следующим образом: во время захода солнца (в субботу) стрелки часов устанавливаются на полночь и - начинается новый день. В Ивероне сутки начинаются с восходом солнца.

Литература

  • Критон Хрисохоидис, "Исторический очерк афонского монашества" // Страница интернет-издания Общества друзей Ватопедского монастыря "Пемптусия":

Святой Афон – одно из самых загадочных мест на земле. В наши дни все больше людей стремятся попасть на этот греческий полуостров, овеянный множеством легенд.

Что же такое Святая Гора Афон?

По преданию, Сама Пресвятая Богородица проповедовала здесь веру во Христа и получила от Бога эту землю в Свой Удел. Потому Афон называют Уделом или Садом Пресвятой Богородицы.

В течение многих веков монахи – люди, ушедшие от мирской суеты ради общения с Богом – совершают здесь непрестанные молитвы. И каждый человек, который попадает сюда, чувствует огромную силу царствующей на этом клочке земли особенной благодатной атмосферы.

Афон невелик, но велико его значение в судьбах всего мира. Именно здесь начнут сбываться апокалипсические пророчества в конце времен. Одним из признаков конца света станет уход со Святой Горы Иверской иконы Пресвятой Богородицы, которую называют Вратарницей Афона. Двенадцатью афонскими старцами, как гласит предание, будет отслужена во времена антихриста последняя Божественная Литургия на земле.

Хорошо известно, что все самое важное и значительное в судьбах человечества обычно совершается втайне, и только потом становится известным. Так и самое главное делание – молитва, которой пока стоит мир, совершается безвестными самоотверженными подвижниками, предстоящими пред Богом со слезами обо всех нас.

Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Евангелие от Матфея 5:14). Эти Евангельские слова как будто сказаны об Афоне и его подвижниках. Мир, от которого укрылись монахи на Святой Горе, теперь прославляет многих из них как святых и питается духовными плодами их трудов. А сокровенная жизнь в Боге продолжается на этом святом месте из века в век, и сейчас, в наше непростое время, как писал старец Силуан Афонский: «Ныне есть еще немало подвижников, которых скрыл Господь тем, что они не творят явных чудес, но в душах их каждый день совершаются дивные чудеса, только люди не умеют их видеть».

Каждый паломник, посетивший Афон, возвращается отсюда другим. Он обретает духовный опыт, который невозможно получить больше нигде на земле. Благодать Святого Духа, молитвы и советы отцов-афонитов помогают человеку на многое взглянуть по-новому, измениться к лучшему, обрести силы на благие перемены в своей жизни, которые, несомненно, сделают светлее и окружающий нас мир.

Немного истории

Афон – название дохристианского происхождения. Предполагают, что так звали одного из языческих богов. Во всяком случае, жили в этих местах язычники до тех пор, пока по Промыслу Божию эти места ни посетила Пресвятая Богородица.

По преданию, корабль, на котором Пресвятая Дева с апостолом Иоанном Богословом следовали на Кипр, буря отнесла и прибила к афонским берегам. Именно они принесли сюда весть о Христе.

Упоминание же о первых подвижниках относятся к IV веку. В VII веке византийский император Константин IV Погонат издал указ о том, что полуостров отдается в полное распоряжение монашествующим, которые к тому времени жили здесь в келиях и небольших монастырях. В 681 году в одной из афонских пещер поселился преподобный Петр – один из самых прославленных святогорских святых, проживший на Афоне 53 года.

Во второй половине X века после основания святым Афанасием Великой Лавры начался бурный расцвет святогорского монашества. К середине XI века здесь было основано сто восемьдесят монастырей.

В последующие века Афон много страдал как от турок, так и от латинян. Одни монастыри умирали, другие создавались.

Монастыри Афона

Сейчас на Святой Горе двадцать монастырей, причем, по существующему здесь закону запрещается как упразднение имеющихся, так и создание новых обителей. Каждый монастырь имеет в афонской иерархии свое место. В иерархической последовательности монастыри располагаются так:

  1. Великая Лавра (Μεγίστη Λαύρα)
    Осн. в 963 г., престольный праздник 5/18 июля, в день преп. Афанасия Афонского.
    Игумен: архим. Филипп. Тел. (30-377) 22586, 23760. Факс (30-377) 23761–2.
  2. Ватопед (Βατοπέδι или Βατοπαίδι)
    Осн. в 972 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения.
    Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23219. Факс (30-377) 23781.
  3. Иверский (Ιβήρων)
    Осн. в 972 г., престольный праздник 15/28 августа, в день Успения.
    Игумен: архим. Василий. Тел. (30-377) 23643. Факс (30-377) 23248.
  4. Хиландар (сербский) (Χιλανδαρίου)
    Осн. в 1197 г., престольный праздник 21 ноября/4 декабря, в день Введения во Храм.
    Игумен: архим. Моисей. Тел. (30-377) 23797, 23760. Факс (30-377) 23108.
  5. Дионисиат (св. Дионисия) (Διονυσίου)
    Осн. в 1375 г., престольный праздник 24 июня/7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи.
    Игумен: архим. Петр. Тел. (30-377) 23687. Факс (30-377) 23686.
  6. Кутлумуш (Κουτλουμούσι)
    Осн. в конце тринадцатого века, престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня.
    Игумен: архим. Христодул. Тел. (30-377) 23226. Факс (30-377) 23731.
  7. Пантократор (Παντοκράτορος)
    Осн. в 1363 г., престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня.
    Игумен: архим. Виссарион. Тел. (30-377) 23253. Факс (30-377) 23685.
  8. Ксиропотам (Ξηροποτάμου)
    Осн. в десятом веке, престольный праздник 9/22 марта, в день Сорока мучеников Севастийских, и 14/27 сентября, в день Воздвижения Креста.
    Игумен: архим. Иосиф. Тел. (30-377) 23251. Факс (30-377) 23733.
  9. Зограф (Ζωγράφου)
    Осн. в десятом веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в день св. Георгия Победоносца.
    Игумен: архим. Амвросий. Тел. (30-377) 23247.
  10. Дохиар (Δοχειαρίου)
    Осн. в десятом веке, престольный праздник 8/21 ноября, в день Архистратига Михаила, и 1/14 октября, в честь иконы Б. М. Скоропослушницы.
    Игумен: архим. Григорий. Тел. (30-377) 23245.
  11. Каракал (Καρακάλλου)
    Осн. в конце десятого века, престольный праздник 29 июня/ 12 июля, в день апп. Петра и Павла.
    Игумен: архим. Филофей. Тел. (30-377) 23225. Факс (30-377) 23746.
  12. Филофей (Φιλοθέου)
    Осн. в 990 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения, и 24 августа/6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского.
    Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23256. Факс (30-377) 23674.
  13. Симонопетра (Σιμωνόπετρα)
    Осн. в 1257 г., престольный праздник 25 декабря/7 января, в день Рождества Христова, и 22 июля/4 августа, в день св. Марии Магдалины.
    Игумен: архим. Эмилиан. Тел. (30-377) 23254. Факс (30-377) 23722.
  14. Святого Павла (Αγίου Παύλου)
    Осн. в десятом веке, престольный праздник 2/15 февраля, в день Сретенья, и 28 июля/10 августа, в день св. Павла Ксиропотамского.
    Игумен: архим. Парфений. Тел. (30-377) 23250, 23609. Факс (30-377) 23355.
  15. Ставроникита (Σταυρονικήτα)
    Осн. в 1541 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца.
    Игумен: архим. Тихон. Тел. и факс (30-377) 23255.
  16. Ксенофонт (Ξενοφώντος)
    Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца.
    Игумен: архим. Алексий. Тел. (30-377) 23249. Факс (30-377) 23631.
  17. Григориат (Οσίου Γρηγορίου)
    Осн. в 1345 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца.
    Игумен: архим. Георгий. Тел. (30-377) 23218, 23669, 23670. Факс (30-377) 23671.
  18. Эсфигмен (Εσφιγμένου)
    Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник в день Вознесения Господня.
    Тел. (30-377) 23796. Эсфигменский монастырь не поминает Вселенского патриарха, а также не имеет канонического общения с другими монастырями Святой Горы. Канонически он связан с греческими раскольниками – так называемыми «старостильниками».
  19. Пантелеимонов (Αγίου Παντελεήμονος, или Ρωσικό)
    Осн. в начале десятого века, престольный праздник 27 июля/9 августа, в день св. Пантелеимона.
    Игумен: архим. Иеремия. Тел. (30-377) 23252.
  20. Констамонит (Κωνσταμονίτου)
    Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник 27 декабря/9 января, в день св. вмч. Стефана.
    Игумен: архим. Агафон. Тел. (30-377) 23228.

Все монастыри Святой Горы к настоящему времени являются общежительными. Всего на Афоне проживает ок. 1500 монахов, включая келлиотов и скитских насельников.


Кому подчиняется Афон?

Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому Патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ, в данный момент Родопольский Хризостом (ему можно писать по адресу: Megisti Laura, 63086, Karyai, Mount Athos).

Афон – автономная монашеская республика в составе государства Греция. Управляется монашеская республика Священным Кинотом, объединяющим избираемых сроком на один год представителей всех двадцати афонских монастырей. Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия, состав которой меняется каждый год – первого июня.

Все монастыри делятся на пять групп – в каждой группе по четыре монастыря.

В первую группу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофнт, Эсфигмен.
Во вторую: Ватопед, Кутлумуш, Каракалл, Ставроникита.
В третью: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра.
В четвертую: Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат.
В пятую: Дионисиат, Зограф, святого Пантелеимона, Констамонит.

Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию. Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Эпистасии.

Государство Греция имеет на Святой Горе своего губернатора, который находится в ведении Министерства иностранных дел. За порядком здесь наблюдает греческая полиция.

Климат на Афоне

Афон – это одна из оконечностей греческого полуострова Халкидики, а точнее – восточная его часть длиной 70 и шириной около 12 километров. Он представляет из себя горы, покрытые густыми лесами, вершина Афона достигает 2033 метров над уровнем моря.

Климат на Афоне средиземноморский субтропический с жарким летом и дождливой зимой.

Большая влажность делает зиму очень холодной, несмотря на то, что температура здесь редко опускается ниже нуля. Зимой часто идут дожди, а иногда и снег.

Паломничество на Афон

В паломничество на Святую Гору могут отправиться только мужчины. Эта традиция существует еще с середины V столетия, когда дочь византийского императора Феодосия Великого Плакидия привезла на Афон богатые пожертвования, но не была допущена в одну из обителей. Голос, исшедший от иконы Пресвятой Богородицы, повелел, чтобы лица женского пола, в том числе и Плакидия, никогда больше не посещали Афон. Позже это повеление было закреплено царским указом и неукоснительно соблюдается до сих пор.

Все клирики, желающие посетить Святую Гору, должны получить благословение Вселенского Патриарха. Это делается с целью недопущения на Афон неканонически рукоположенных клириков.

Мужчины, желающие отправиться в паломничество, должны получить специальное разрешение (диамонитирион) в представительстве Святой Горы в городе Урануполис, с пристани которого паромы и катера доставляют паломников к афонским берегам.

Перед поездкой на Святую Гору необходимо созвониться с каким-либо из монастырей и договориться, чтобы этот монастырь Вас принял. Это особенно важно в периоды Пасхи и Рождества, когда существует большой наплыв паломников. Договариваться с монастырями необходимо потому, что у них не всегда существует достаточно мест для приема посетителей. В Урануполисе все паломники должны прийти в Бюро паломничеств, которое находится недалеко от остановки автобуса, по правую сторону вдоль берега моря. Здесь они на основании разрешений и наличия свободных мест в монастырях (монастыри каждый день подают список с фамилиями людей, забронировавших в них места, поэтому предварительный звонок в монастырь крайне рекомендуется) покупают «диамонитирион». Он стоит порядка 20 долларов США. «Диамонитирион» дает право на пребывание на Афоне в течение 4-х дней. Продлить его можно в Протате в Кариях. В монастырях часто (хотя и не всегда) просят предъявить этот документ.

С «диамонитирионом» необходимо идти на корабль, который перевозит паломников к монастырям Дохиар, Ксенофонт, Св. Пантелеимона, к пристани Зографского монастыря, от которой путь к Зографу и Костамониту. Корабль доходит до Дафни – главного Афонского порта. Здесь его ждут автобусы, которые перевозят желающих до Карий, откуда они могут добраться до своих монастырей. В Кариях паломников ожидают машины из некоторых монастырей. Плата за перевозку может быть достаточно высокой – в зависимости от количества пассажиров. Желающих путешествовать по морю далее, особенно к монастырям Симонопетра, Григориат, Дионисиат, св. Павла, скиту св. Анны и т. д. к приходу корабля из Урануполя ждет меньший корабль, котороый, в случае хорошей погоды, идет к Кавсокаливскому скиту, а в случае больших волн, только до Святой Анны.

Главное, что следует помнить – жизнь здесь идет по другим, духовным законам. И людям, которые так или иначе обременены мирской суетой и грехами, направляясь на Афон, нужно приготовиться к духовному подвигу.

Приготовьтесь к трудностям, испытаниям, лишениям ради Бога, и Он вознаградит вас миром и радостью, светом и теплом Своей Любви, которая всегда с нами, но которую мы не можем чувствовать из-за плотного панциря мирского мудрования, самоугодия и многозаботливости.

Вырвитесь из суеты, преодолейте земное притяжение, и в вашу душу изольется Небесный Свет Святой Горы Афон.

Долгожданный переход Афона из-под власти мусульман-турок к православным грекам произошел в 1912 году. Однако русским афонитам это, как ни парадоксально, принесло не облегчение, а новые испытания. Греки начали политику «эллинизации» Святой Горы и ограничения доступа на неё славян и русских. В 1926 году греческое правительство окончательно объявило Афон своей территорией, а все монахи, независимо от национальности, стали считаться подданными греческого государства.

Второе испытание было связано с так называемой «афонской смутой» – «имяславием». Церковная иерархия – и русская, и Константинопольского патриархата – расценила это движение как еретическое и попыталась бороться с ним... В итоге в июле 1913 года 833 монаха-имяславца Пантелеимонова монастыря и Андреевского скита, записанные в еретики, были депортированы с Афона в Россию, что не могло не нанести русскому монашеству на Святой Горе серьёзный урон.

А главное, что с началом Первой мировой войны, а потом и революционной смуты в России ниточки связи с ней Афона надолго прервались. Хотя оставался приток туда русских эмигрантов, тезис о недопущении на Афон новых иноков из России под предлогом «коммунистической опасности» или пресловутого «панславизма» еще более осложнил жизнь русских обителей. Вскоре они лишились всех своих подворий в России, многих земельных владений в Греции, распродали свои суда и часть имущества, почти везде закрыли монастырские мастерские и промыслы. В итоге Пантелеимонова община стала резко сокращаться: в 1918 году она насчитывала около 800 иноков, в 1925 – 560, в 1946 – 215 (всего на Афоне тогда насчитывалось 472 русских инока), в 1956 – 75, а в 1965 – лишь 20.

При этом русским монахам пришлось пережить и постоянные конфликты с греческим священноначалием Афона, стремившимся «завладеть всеми русскими обителями» и их «духовными сокровищами» (только в Свято-Пантелеимоновом монастыре тогда хранилось около 100 000 старинных книг и более 50 ковчегов с мощами святых), и немецкую оккупацию полуострова, и бушевавшую в Греции в 1946–1949 годах гражданскую войну, и периодически случавшиеся губительные пожары.

В июле 1945 года настоятель Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Иустин обратился к Московскому Патриарху Алексию с просьбой принять русских святогорцев под свою духовную защиту, указав, что «вот уже 30 лет, как Святая Гора Афонская перешла без согласия на то России во власть греков. С этих пор наш монастырь и все русские обители на Афоне начали подвергаться тяжёлым стеснениям со стороны греческого правительства... Негреческие обители Святой Горы обречены на верное и сравнительно быстрое вымирание и уничтожение... В нашей беде, беде русских людей на Афоне, нам может помочь одна лишь Россия». С этого времени началась многолетняя борьба Московской Патриархии за сбережение русского присутствия на Святой Горе.

Общий упадок Святой Горы показывают следующие цифры, приведённые историком М. В. Шкаровским в его обстоятельной книге «Русские обители Афона и Элладская Церковь в ХХ веке» (М., 2010): в 1956 году во всех обителях проживал всего 1491 монах, что было в пять раз меньше уровня 1903 года, из них греков – 1290, русских – 62 (примерно в 57 раз меньше, чем в 1903 году), болгар – 17, сербов – 28, румын – 94 человека.

В 1958 году страшный пожар вспыхнул в Свято-Андреевском скиту, в котором тогда оставалось лишь пять престарелых монахов в возрасте около 80 лет. Настоятель скита архимандрит Михаил, не желая рисковать жизнями монахов, остановил их порыв к тушению пожара словами: «Пусть горит». За четыре дня в огне пожара погибло около 20 000 книг и древних рукописей, архив скита и часть утвари, полностью уничтоженной оказалась самая древняя часть скита – келия Серай. В 1968 году архимандрит Михаил скончался, а нового игумена уже не было смысла избирать в силу малочисленности братии. И вот в 1971 году умер последний русский насельник скита отец Сампсон, и вскоре «греки объявили Андреевский принадлежащим Ватопедскому монастырю», хотя долгие годы – до 1992 года – греческие насельники вообще не заселяли быстро разрушавшуюся обитель.

В октябре 1968 года огромная беда в виде опустошительного пожара потрясла и Свято-Пантелеимонову обитель. Тогда выгорела вся восточная часть монастыря с шестью параклисами, сгорели гостиницы и келии, огромное количество картин. Спасение чудом снизошло лишь на маслину, посаженную от ростка того самого дерева, которое выросло на месте кончины великомученика Пантелеимона.

В 1969 году увидела свет замечательная книга русского писателя-эмигранта Владислава (Владимира) Маевского «Афон и его судьба», в которой во весь голос зазвучал призыв к спасению Русского Афона, были приведены свидетельства «об угнетении греческой властью своих же единоверцев», «о фактическом умерщвлении негреческих обителей» на Святой Горе. Автор привёл в своей книге слова немецкого учёного Зоргенфрея: «Вероятно, пройдёт еще совсем немного времени, и для изучения драгоценной старины Афона уже не понадобится совершать туда сложное путешествие. Эти старины, вероятно, окажутся по различным музеям и библиотекам далеко вне Афона, так как в результате гонений греков на монахов негреческих народностей закроются все их монастыри...»

Однако, несмотря ни на какие лишения и потрясения, испытания и катаклизмы, русская лампада на Афоне так и не угасла. Подвижник старец Силуан Афонский, отдавший Афону почти 40 лет, игумены Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандриты Мисаил и Гавриил, иеросхимонах Феодосий Афонский (Харитонов), архиепископ Василий (Кривошеин) и многие другие монахи продолжали являть примеры истинного монашеского служения Господу. Очень точно сказал об этом в 1952 году в Оксфорде сам отец Василий: «На Афоне даже теперь много людей высокой духовной жизни и действительной святости... Вне Афона я никогда не встречал людей, столь явно просвещённых благодатию... В заключение выражу мысль, что подлинное назначение Афона состоит, прежде всего, в том, чтобы порождать такие явления святости, каковым был среди других сей блаженный старец Силуан. И покамест это продолжается, существование Святой Горы вполне оправдывается, и сохраняется её великое значение в духовной жизни Вселенской Православной Церкви».

Лишь в 1966 году при содействии Московского Патриархата в Пантелеимонову обитель поступили впервые за долгие годы четверо монахов, в 1970 году приехали еще два инока, в 1975 – один, летом 1976 года – четыре монаха, а затем ещё 9 иноков. К тому времени в Свято-Пантелеимоновом монастыре оставалось лишь 13 насельников. В 1972 году Святую Гору впервые за всю историю посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен, заявивший в Протате, что Афон должен быть сохранён как всеправославный монашеский центр.

В этой делегации находился и будущий Предстоятель Русской Церкви Кирилл, который рассказал братии Свято-Пантелеимонова монастыря во время своего последнего посещения Афона в июне 2013 года о своих ощущениях в тот давний период: «Сердце трепетно бьётся, когда переступаешь порог нашего Пантелеимонова монастыря, входишь под своды этого благолепного храма, слышишь ваше пение. Невольно вспоминаю давно минувшие годы. Тогда не было такого благолепия и не было такого пения – в ту пору на весь огромный монастырь насчитывалось всего шесть или семь монахов. Но даже в то время в душе всегда была надежда, что процветёт Пантелеимонов монастырь и Гора Афон укрепится, что Святая Русь обратится ко Христу и множество паломников будут посещать Святую Гору. И все эти воздыхания сердечные, все эти мысли с Божией помощью сегодня осуществляются».

Эти же воспоминания, но более обстоятельно Патриарх Кирилл повторил, выступая 7 июня 2013 года в Покровском соборе Свято-Пантелеимонова монастыря: «Особенные воспоминания связаны у меня с этим храмом: именно сюда в далёком 1972 году я впервые поднялся по неосвещённой лестнице, потому что в обители не было электричества. Во всём этом огромном корпусе проживало всего семь человек, один из которых даже не мог прийти на Божественную службу. Не было ни одного паломника. И этот образ величественного, наполненного видимыми, вещественными знаками любви нашего народа к Святой Горе храма выглядел одиноким, но не пустым. Хотя людей не было, мысленно каждый из нас, кто был тогда в этом храме, представлял его наполненным людьми, как это было в благочестивые времена великих паломничеств со Святой Руси на Святую Гору Афон, и каждый молился о том, чтобы эти времена вернулись.

Если оценивать ту эпоху с внешней точки зрения, как теперь оценивают любую эпоху светские учёные, используя различные способы анализа и прогноза, то никакого будущего у храма не было. Но вопреки этим объективным устрашающим фактам здесь жили семь иноков – пожилых, больных, немощных; они молились за обитель свою и за Отечество своё. И те небольшие группы, которые прибывали сюда один раз в год ко дню празднования памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, конечно, присоединялись к ним своими молитвами.

Сегодня мы видим совершенно другой Афон: возрождаются монастыри, которые в то время, как и наша обитель, приходили в запустение. Вспоминаю, как в греческой прессе появлялись статьи, в которых говорилось, что у Афона нет никакого будущего и нужно найти применение всем этим сокровищам. В трудное время, когда в Греции была политическая диктатура, возник страшный проект: превратить Афон в место европейского и всемирного туризма, а для этого нужно было убрать оставшихся иноков, и в первую очередь, русских иноков. Именно поэтому было невозможно направить сюда практически ни одного человека.

С благоговейной памятью я выражаю признательность покойному владыке Никодиму, который сделал, казалось бы, невозможное, и было получено разрешение на приезд нескольких иноков из Советского Союза сюда, на Афон. Конечно, они не изменили радикально ситуацию, но произошло самое главное: те, кто родился в советское время, прибыли на Афон так же, как и прибывали на Святую Гору их благочестивые предки. Как будто сомкнулось время. Тогда мы почувствовали, что, несмотря на самые тяжелые условия, в которых проживали в ту пору афонские иноки, здесь, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, будет гореть лампада русского православия на Святой Горе. И по милости Божией так и произошло».

В 1982 году, когда в Свято-Пантелеимоновом монастыре оставалось лишь 22 насельника, его игумен архимандрит Иеремия (Алёхин) обратился к Московской Патриархии с просьбой снова пополнить количество иноков монастыря. Вскоре тоненький ручеёк такого пополнения начал постепенно увеличиваться, и ко времени визита на Афон Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в июне 1992 года в Пантелеимоновом монастыре насчитывалось уже 40 человек. Однако новое потрясение ждало в это время братию Свято-Ильинского скита: в мае 1992 года по требованию Синода Константинопольского Патриархата скитоначальник архимандрит Серафим и все семеро иноков этой обители были без суда и следствия насильственно при участии греческой полиции изгнаны с Афона. Все просьбы Московской Патриархии заселить скит русскими монахами остались без последствий, и скит перешёл в полное ведение монастыря Пантократор, его заселили греческие монахи.

Огромное значение в деле возрождения афоно-русских связей имело паломничество на Афон вскоре после своей интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также принесение в Россию в 1996 и 2000 годах честной главы святого Пантелеимона, а в 2003 году – честной стопы святого апостола Андрея Первозванного. В 1992 году по благословению Патриарха Алексия II вновь открылось на месте приходского храма святого великомученика Никиты (ул. Гончарная, 6) Афонское подворье в Москве, а через 10 лет в нём уже был освящён храм Всех Афонских святых, построены часовни святого Пантелеимона и преподобного Силуана Афонского.

Надежды на возрождение Русского Афона особенно усилились в условиях новой России, когда связи нашей страны со Святой Горой вышли из «замороженного состояния». Ныне в Свято-Пантелеимоновом монастыре, оставшимся единственной крупной русской обителью на Афоне, насчитывается уже около 80 иноков (не считая русских монахов в других афонских монастырях, скитах, келиях и каливах). Его жизнь постепенно, при подвижничестве нынешних руководителей монастыря – игумене Иеремии и духовнике монастыря иеромонахе Макарии, набирает новые обороты: идёт восстановление и реставрация храмов и построек (в 2003 году впервые за многие годы освящён вновь построенный храм в честь матери святого Пантелеимона святой праведной Еввулы и его учителя священномученика Ермолая). Постоянно увеличивается поток на Афон паломников из России, Украины и других православных стран, разворачивается активная просветительско-издательская деятельность монастыря.

Удивительное преобразование получила уникальная библиотека обители, ставшая при поддержке мэрии Москвы по уровню своего обустройства в первый ряд библиотечно-архивных центров славянского мира. По свидетельству заведующего библиотекой и архивом монастыря монаха Ермолая (Чежия), многолетняя огромная работа по каталогизации фондов зафиксировала следующий потрясающий результат: в библиотеке хранится 42 640 наименований книг (88 272 тома), не считая брошюр (самая ранняя из книг датирована 1492 годом), 2399 рукописей – греческие, церковнославянские, русские и иноязычные, датируемые с VII по ХХ век, а также многочисленные документы по истории русского присутствия на Афоне, содержащие, к примеру, сведения о 7 500 насельниках русских обителей.

В настоящее время идёт кропотливая работа по реставрации книг и рукописей и по перенесению их на цифровые носители для удобства пользователей. В планах монастыря – издание многотомной серии книг «Русский Афон XIX–XX веков. Визит в Грецию и на Афон представительной делегации Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в июне 2013 года, на мой взгляд, открывает новый этап в развитии греко-русских отношений и возрождении Русского Афона. Всего за семь дней пребывания в Греции Святейшему Патриарху удалось провести многочисленные встречи с верующими и представителями Элладской Церкви, возглавить служения и молебны, посетить Афины, Салоники, Вирею, Карею, Свято-Пантелеимонов монастырь, Андреевский и Ильинский скиты, скиты Ксилургу и Старый Русик, а также следующие монастыри Афона: Великой Лавры, Ватопед, Иверон, Пантократор, Хиландар и Зограф. И везде в эти дни звучала нота возрождения и развития древних традиций.

Как отмечал Святейший Патриарх Кирилл: «Сегодня, когда я вижу большое количество братии, среди которых много молодых людей, преданных монашескому служению, готовых свою жизнь связать с этим святым местом, когда взираю на членов своей делегации, многих паломников, в числе которых те, которые представляют государственную власть, бизнес, являются людьми известными в нашей стране, то поневоле вспоминаю слова великого прокимна: «Ты еси Бог творяй чудеса». Это великое чудо воскрешения Руси, преображения Афона произошло на наших глазах. По крайней мере, я видел Афон в упадке и ныне имею счастье видеть его во славе. Это счастье, потому что Бог помог мне увидеть Его руку как над Святой Горой Афон, так и над Отечеством нашим.

Сегодня на Афоне при активном участии нашего верующего народа осуществляются большие ремонтные, реставрационные работы и здесь, в этой обители, и в других обителях – как славянских, так и неславянских. Так было всегда: Русь никогда не жалела своих ресурсов для поддержания Православия. Достаточно проехать по обителям Афона, чтобы увидеть, что в каждой из них остались знаки любви народа нашего к Святой Горе Афонской. И самые величественные кивоты, паникадила, потрясающей красоты облачения, утварь – всё это от сердца своего отрывал народ наш, не будучи богат, для того, чтобы излить свою любовь на это святое место. И сегодня происходит то же самое».

Святейший Патриарх ещё раз подчеркнул ту роль, которую играет в современной духовной жизни монашество: «Если говорить о роли монашества и роли Афона, то она очень велика, потому что монашество в Церкви – как некий краеугольный камень, как колонна, на которую опирается конструкция. Почему? Потому что монахи оставляют всё в этом мире, отказываются от того, что дорого и желанно абсолютному большинству людей, и делают это ради одной цели – чтобы полностью посвятить себя Богу через молитву, через созерцание, через добрые дела, через изучение богословия. Именно поэтому монашество всегда было источником для пополнения церковных кадров, включая самые высокие должности в Церкви. Эта традиция восходит к глубокой древности, она эффективно работает и сегодня.

Когда приезжаешь на Афон, понимаешь важность монашества для всей Православной Церкви и особенно осознаешь значение Святой Горы. Святая Гора Афон представляет собой полуостров, но и в переносном смысле она тоже полуостров – полуостров Византии, то, что сохранилось от Византии и дошло до XXI века...»

Почти тысячу лет длится история Русского Афона, в неё вместилось столько трагических и промыслительных, героических и мало заметных глазу духовных событий, что их хватило бы на историю многих и многих стран мира. Казалось бы, всё это уже в далёком прошлом и представляет интерес лишь для профессиональных историков. Но это совсем не так. Стоит лишь ступить на афонскую землю, вдохнуть полной грудью непередаваемый аромат Святой Горы, увидеть будто бы выросшие из-под земли, нерукотворные и непобедимые монастыри и скиты, как ты постоянно и неотвязно ощущаешь на Афоне дыхание тревожной и величественной истории монашеской республики, выстоявшей, несмотря ни на какие ветры и испытания судьбы.

Русские на Афоне свершили истинный духовный подвиг, сохранив вековые традиции и несгибаемый молитвенный накал. Они многократно спасали из небытия и разрухи свои обители, явив всему миру пример стойкости веры и служения Господу. Будем надеяться, что вся эта история только продолжается, что сейчас наступил лишь новый этап в её развитии, и что перемены в современной России, а также в других православных странах мира дадут толчок к дальнейшему возрождению Афона и присутствию на нём русского монашества.

Полезные советы паломнику

Погода на Афоне

С точки зрения погоды лучшее время поездки на Афон – с конца сентября до начала ноября. Лето на Афоне жаркое. Днем столбик температуры часто поднимается до +40С, ночью часто не опускается ниже +25С. Зима на Афоне в разные годы разная: в декабре бывает +5С, но может быть и -2С. Часто идет дождь, иногда со снегом. Ветрено. На море не редкость сильные шторма, и потому отменяется навигация. Как говорилось выше, часто случалось, что паломники оказывались «запертыми» на Афоне на несколько дней и не имели возможности вернуться в Урануполис.

Время на Афоне

Все монастыри, кроме Иверского, живут по так называемому византийскому времени. То есть стрелки часов ежедневно ставятся на полночь в момент захода солнца за горизонт. Летом разница между греческим и византийским временем около трех часов. Зимой она достигает шести часов. Однако, общаясь с мирянами, местные монахи для простоты понимания называют греческое время.

Богослужение на Афоне

Афон, также как и Русская Православная Церковь, живет по юлианскому календарю. Каждый монастырь ежедневно пребывает в ритме традиционного суточного круга богослужений, состоящего из девяти служб. Это есть основа монастырской жизни. И только приветствуется, если паломник будет участвовать в монастырских службах с монахами, хотя это и нелегко для мирянина. Если паломник приехал в некий монастырь как турист и не участвует в богослужениях, никто его принуждать к тому не будет. Однако это не останется без внимания. И – кто знает — в следующий раз этот паломник может получить отказ в разрешении посетить монастырь.

Что взять с собой на Афон

Фонарик. Паломнику обязательно понадобится карманный фонарик. На Афоне нет постоянного электроснабжения. В большинстве монастырей электроэнергию, получаемую от солнечных батарей, отключают с заходом солнца. Кроме того, может случиться, что сумерки вас застигнут на дороге.

Карта Афона. Паломнику может пригодиться карта Афона, особенно если он намерен пешком ходить из монастыря в монастырь. Карту можно купить заранее в одном из многочисленных киосков в Урануполисе. Кроме того, полезной схемы представленная на нашем сайте.

Перочинный ножик . В пешем паломничестве по Святой горе может пригодиться перочинный ножик.

Мобильный телефон . Возьмите с собой мобильный телефон и афонский телефонный справочник.

Одежда. Летом вам будет нужна легкая одежда. Обувь – легкие сандалии. В летние месяцы здесь нередко 40-градусная температура.

Внимание: шорты на Афоне запрещены; на богослужение в церковь можно заходить в рубашках только с длинными рукавами. За пределами монастырей допускается рубашка с коротким рукавом. Если планируете долгие пешие переходы, вам пригодится головной убор для защиты от солнца, темные очки, мазь или спрей от комаров. Зимой вам пригодится теплая одежда, непромокаемая и непродуваемая куртка, теплые ботинки, шерстяной головной убор.

Лекарства . Вам может пригодиться аптечка с небольшим набором основных лекарств, которые люди обычно берут в дорогу. Не забудьте пластырь, бинт, йод.

Фотоаппарат. Вы пожалеете, если не возьмете фотоаппарат. Только помните, не во всех монастырях благословляется фотосъемка.

Пешие переходы по Афону.

Первый совет: не берите с собой много вещей, если собираетесь ходить пешком по Святой Горе. Ходите налегке. Возьмите только самое необходимое. Для этого хорош небольшой рюкзак. Летом не забудьте взять в дорогу большую пластиковую бутылку воды. Рекомендуем не ходить по Афону в одиночку. Лучше, если вашим спутником будет местный монах или паломник, который много раз был на Афоне. Только те паломники, которые многократно бывали на Афоне и знают местные обычаи, дороги и тропинки, месторасположение монастырей, скитов и келий, могут отправляться в путь без спутников. Новички, не зная ни афонских дорог, ни афонских правил и обычаев, рискуют попасть в трудные ситуации: либо им отказывают в ночлеге, либо они остаются голодными до утра, либо блуждают по запутанным афонским тропам. Помните, что почти все монастыри традиционно закрывают свои ворота вечером, каждый в свое время, но в среднем около 18.00. Поэтому паломник, пришедший в монастырь позже этого срока, рискует остаться на улице.

Монастырская трапеза. Не берите на Афон никакой еды, кроме того случая, когда вы собираетесь совершить восхождение на вершину Афона. В любом монастыре вас не оставят голодным. Как правило, паломники и монастырская братия трапезничают вместе, но сидят за разными столами. В отдельных случаях, если паломники пришли в монастырь после трапезы, их могут накормить отдельно. Монастырская еда довольно проста. В русском монастыре, например, на трапезе часто бывает овощной суп, чечевичная каша, и, если не постный день, рыба. На столе много хлеба и оливок. В праздник – красное вино. В греческих монастырях можно отведать постные или рыбные блюда традиционной греческой кухни, и даже в пост греческие монахи едят всякую морскую живность кроме рыбы. Во всех монастырях две трапезы в день – после литургии и после вечерни. В постные дни, а также во время длинных постов во всех монастырях только одна трапеза в день.

Опасности на Афоне. Совершая пешие переходы по Афону, будьте внимательны. Здесь есть ядовитые змеи и скорпионы. Но увидев змею или скорпиона, не торопитесь убить их. Монахи не благословляют убивать какую либо живность на Афоне.