Рейтинг 

Бёклин и его "остров мёртвых". «остров мертвых Полотно для музея изобразительных искусств в Лейпциге

Арнольд Бёклин (нем. Arnold Böcklin; 16 октября 1827, Базель, Швейцария - 16 января 1901, Сан-Доменико-ди-Фьезоле, Италия) - швейцарский живописец, график, скульптор; один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века.
Картины Бёклина, яркие и резкие по цвету, написаны главным образом темперой. В картинах Бёклина выступает вымышленный мир, часто нарочито таинственный. Вначале Бёклин писал романтические пейзажи с мифологическими фигурами, затем - фантастические сцены с нимфами, морскими чудовищами и т. д. («Тритон и Нереида», 1873-1874).
Поздние композиции («Остров мёртвых», 1880, Художественный музей, Базель; в начале XX в. репродукции с неё были очень популярны), где фантастическая символика сочетается с натуралистической достоверностью деталей, повлияли на формирование немецкого символизма и югендштиля.

Смерть-всадница на фоне осеннего пейзажа.

Остров мертвых

Остров св. Георгия (Island of St. George), или Остров мертвых (Island of Dead), расположен вблизи небольшого городка Боко-Которского залива Пераста (Perast), знаменитого своей мореходной школой, в которую российский император Петр Великий отправлял на обучение морскому делу сыновей русских дворян. Остров мертвых со своей кипарисовой рощей очень живописен. Он имеет естественное происхождение, в отличие от знаменитого соседнего острова Богородицы на Рифе (Island of Our Lady of Rock), насыпаного искусственно.
На Острове мертвых находится Бенедиктинское Аббатство Св. Георгия (Abbey of St. George), в честь которого остров получил название. Аббатство впервые упоминается в 1166 году в документах, описывающих освещение церкви св. Трифона (St Tryphon) в Которе. Однако, по мнению историков, орнамент на церкви Аббатства свидетельствует о более раннем его происхождении – 9-м веке. Старая церковь св. Георгия сохранилась мало. Остров постоянно был под огнем захватчиков. Землетрясение 1667 года разрушило потолок и апсиду. Позже была построена простая церковь.Надгробные плиты на церковном кладбище представляют собой уникальное собрание геральдических эмблем. Здесь хоронили знаменитых капитанов Пераста. Кладбище оставалось местом погребения до 1866 года, затем в северной части города построили новое кладбище.
Одно время в церкви хранились картины, датированные 1327–1457 годами; последние полотна написаны Ловро Маринов Добришевичем (Lovro Marinov Dobricevic), известным живописцем из Котора.В 14–16 веках Аббатство св. Джорджа находилось под юрисдикцией Котора. В 1535 году группа перастцев убила назначенного Котором аббата острова, тем самым добившись для города независимости от Которского господства и отлучения от Католической церкви. В 1571 году пират Карадоз (Karadoz) сжег дотла город вместе с Аббатством острова. В 1603 году жители Пераста отреставрировали церковь. В 1634 году патронаж острова был передан Сенату Венеции (Senate of Venice). Именно под венецианским контролем Пераст достиг наивысшей степени расцвета. В 1812 году Аббатство было занято французами, а в 1814 году – австрийцами.Остров св. Джорджа вдохновил немецкого романтика и живописца Альфреда Боклина (Alfred Bocklin) написать его знаменитую картину "Остров Мертвых"¹. На шедевре изображена похоронная лодка, подплывающая к острову.
С островом мертвых связана печальная легенда, согласно которой французский солдат, стреляя из пушки в сторону Пераста, попал в дом своей возлюбленной и убил ее, а затем лег вместе с нею в гроб.Остров мертвых закрыт для официальных посещений, однако, часто на нем можно видеть местных жителей или туристов, желающих прикоснуться к старым стенам или побродить по древнему кладбищу.


________________
У Бёклина есть, как минимум, шесть вариантов этой картины.
На картине изображена лодка, в которой установлен гроб. Впереди, за рекой Сикс, огромный мрачный остров. Гигантские вязы нависают на суденышком, медленно плывущим к маленькой пристани, грубо вытесанной в небольшой естественной бухте. По обеим сторонам острова высятся могильные склепы, вырубленные из сплошной скалы. Даже одинокая фигура Харона, стоящего в лодке, похожа на покрытый саваном труп, и именно она прежде всего приковывает внимание зрителя. Расположение прямой фигуры в центре картины неотвратимо притягивает взгляд к деревьям и снова обратно, в непрекращающемся уговом движении. (Robert Walker)

Сальвадор Дали - Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Беклина в час вечерней молитвы

Toteninsel , Max Klinger

Гигер

* На кладбищах

Маяковский "Про это ":
Обои,
___стены
_______блекли...
____________блекли...
Тонули в серых тонах офортовых.
Со стенки
_____на город разросшийся
_______________________ Беклин
Москвой расставил "Остров мертвых".

Существует одноименный фильм 1945 года.

Эта картина в свою очередь вдохновила Рахманинова на написание оперы "Остров мертвых" .
Симфоническая поэма появилась под впечатлением от черно-белой репродукции картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мертвых», находящейся в Лейпцигской картинной галерее. Позднее композитор вспоминал: «Впервые я увидел в Дрездене только копию замечательной картины Бёклина. Массивная композиция и мистический сюжет этой картины произвели на меня большое впечатление, и оно определило атмосферу поэмы. Позднее в Берлине я увидел оригинал картины. В красках она не особенно взволновала меня. Если бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Картина мне больше нравится в чёрно-белом виде».
Поэма «Остров мертвых» была написана во время пребывания в Дрездене и завершена в 1909 году. Главные мотивы поэмы: неотвратимость смерти и жажда жизни. Для того, чтобы передать ощущение движения волн Рахманинов использовал редкий размер - пять восьмых . Ориентировочная продолжительность поэмы составляет 20-25 минут. Это произведение считается классическим примером позднего русского романтизма начала XX века.


Warning : getimagesize(userfiles/gallery/fa/b_fa4a7dcf6b9e60d4b2b28983c84a6453.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /var/sites/сайт/htdocs/application2012/views/scripts/publication/show-publication.phtml on line 126
Этот вариант картины Арнольда Бёклина хранится в Эрмитаже

Слухи о том, что в Эрмитаже хранится трофейная картина из собрания Гитлера, преувеличены


Есть загадки, над которыми ломать голову приходится из века в век. В Эрмитаже таких немало, но даже среди них выделяется история, связанная с картиной знаменитого швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мертвых» — одной из любимейших вещей Сальвадора Дали, Сергея Рахманинова и... Адольфа Гитлера.

В основе сюжета — античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове, омываемом водами Стикса. Души простых смертных такой чести не удостаиваются.

На полотне запечатлен мифологический кормчий Харон, который перевозит через реку смерти души усопших. Остров, куда направляется его лодка, — полукруглая, напоминающая амфитеатр скала, где среди склепов растут только кладбищенские кипарисы. Собственно, и все. Если не считать того, что эта мрачно-прекрасная картина толкнула Сальвадора Дали на написание собственного полотна «Истинное изображение «Острова мертвых» Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы», нашему великому композитору Рахманинову навеяла симфоническую поэму «Остров мертвых», а американскому писателю-фантасту Роджеру Желязны — одноименный роман.

Картина Бёклина многократно отразилась и в кинематографе, но это позже, а в начале двадцатого века прекрасные немецкие репродукции «Острова мертвых» стали обязательным украшением не только европейских домов, но и, по меткому свидетельству художника Петрова-Водкина, «разбросились и до нашей провинции и развесились по комнатам передовой молодежи». Арсений Тарковский пишет о картине как о безвозвратно ушедшей примете дореволюционного времени: «Где «Остров мертвых» в декадентской раме?/ Где плюшевые красные диваны?/ Где фотографии мужчин с усами?/ Где тростниковые аэропланы?»

В качестве стандартной детали интерьера с претензиями на изысканность репродукция наличествует в произведениях Владимира Набокова, Владимира Маяковского, Тэффи, Ильи Эренбурга, а в «Двенадцати стульях» она появляется рядом с претенциозной мадам Грицацуевой. Это умопомешательство просвещенных умов конца XIX — начала XX вв. можно было вслед за Ильфом и Петровым считать китчем, самопародией, если бы не громкие имена самых рьяных поклонников зловещего «Острова». Он украшал кабинет Зигмунда Фрейда в Вене, висел над кроватью в комнате Ленина в Цюрихе, был предметом восхищения Троцкого. Наконец, Гитлер был так очарован этим мистическим сюжетом, что картина нашла место в его рейхсканцелярии. (Кстати, за Сталиным ничего подобного не водилось. У него вкус был попроще, символистским изыскам он предпочитал классическую оперу).

Гитлер вообще любил Бёклина, собрав у себя почти два десятка его полотен. После войны его «Остров мертвых» переехал в Национальную галерею Берлина, где остается до сих пор. Это не репродукция. Дело в том, что Бёклин писал картину с 1880 по 1886 годы в нескольких вариантах, каждый раз меняя сюжет, размеры, технику исполнения, цветовую гамму изображения, но сохраняя основу композиции. Первая версия хранится в музее Базеля, вторая в «Метрополитен-музее» в Нью-Йорке, третья, «гитлеровская» — в Берлине, четвертую купил Ханс Хайнрих Тиссен-Борнемисса, но, говорят, она была утрачена в годы Второй Мировой войны, пятая хранится в музее Лейпцига, наконец шестая — в нашем Эрмитаже.

Но есть и другой взгляд. Так заведующий сектором живописи XIX-XX веков и скульптуры отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Борис Асварищ, с которым мы встретились в его кабинете с чудесным видом на Неву, считает, что было не шесть, а пять картин. Когда я прошу его прокомментировать слух о том, что в Эрмитаже как раз картина из личного собрания Гитлера, попавшая сюда как трофей, он очень сердится, называет это «чушью собачьей».

На этом кадре хроники Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне берлинского варианта «Острова мертвых»

«Около 1900 года картина «Остров мертвых» была безумно популярна, — поясняет искусствовед. — Бёклин написал четыре ее варианта. Пятый был написал совместно с сыном художника. В канцелярии у Гитлера был один из пяти вариантов — кажется, третий. Эта картина хранится в Национальной галерее в Берлине. Картина, которая находится в Эрмитаже, никакого отношения к Гитлеру не имеет. Очевидно, ее привез сюда тот самый сын Бёклина, который имел отношение к России (Карло Бёклин женился на дочери издателя «Московских ведомостей» Владимира Грингмута». — «Труд»), и здесь она осталась. Она была в частных руках, и эти люди передали ее в Эрмитаж «на длительное хранение с правом экспонирования» — есть такой музейный термин. Поэтому мы ее выставляем. Вот и вся история».

На мой вопрос о причинах мегапопулярности бёклинского полотна Борис Асварищ ответил: «Когда люди живут сыто, они очень любят рассуждать о смерти и подобных материях. На этом интересе «Остров мертвых» и всплыл». В своей статье, посвященной картине Бёклина, Борис Асварищ пишет так: «В европейской жизни не было другого автора, вызывавшего поначалу столько непонимания и раздражения, затем обожествленного буквально всем континентом, а сразу после смерти почти мгновенно преданного забвению».

Бёклин умер в 1901 году. Между тем сохранился документальный кадр, на котором Адольф Гитлер и Вячеслав Молотов 12 ноября 1940 года ведут переговоры на фоне «Острова мертвых». За спиной фюрера видна фигура в белом хитоне в лодке, просветы над силуэтами горы, верхушки кипарисов...

Интересно, что сейчас знаменитую картину в Петербурге не увидеть. «Экспозиция западноевропейской живописи XIX-XX вв. переезжает в Главный штаб Эрмитажа, — рассказал Асварищ. — Частично она уже переехала и открыта». Хранитель пообещал, что в течение лета экспозиция будет открыта полностью.

Остров мертвых , konstantinruff в Картина рожденная в депрессии.

"ИЗВЕСТНЫЕ ВЕЩИ" , потому что это не просто известная картина... я бы сказал, что это просто претендент на звание "Картина века", настолько она была популярна. Гравюры с неё расходились бешеными тиражами. Воспоминание о ней, как непременной детали интерьера можно обнаружить и в "Неоконченном романе" Луи Арагона, и в стихотворении Арсения Тарковского... Набоков в рассказе "Отчаяние" упоминал её как висящую "в каждом берлинском доме"... Впрочем, не только в берлинском - Петров-Водкин свидетельствует, что и русской провинции она "развесились по комнатам передовой молодежи"... Потом, после революции, эта мода сошла на нет, чтобы вновь возникнуть во времена нэпа... и вот уже Маяковский в поэме "Про это" поминает её, как примету старого быта...


Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке 1871-74 г.г.
Национальная галерея, Берлин, Германия

Прежде всего - автор:)
Арнольд Беклин (1827-1901) - немецкий живописец-символист, наиболее известное произведение которого, “Остров мертвых” (1880). Обычно Бёклин не давал названий своим работам, их называют галеристы, но название «Остров мертвых» принадлежит самому художнику. Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от Марии Берн заказ на «картину для грез» («Bild zum Träumen»). Она недавно овдовела и заказывает своего рода утешительную картину. Она хочет картину, от которой веяло бы покоем и тишиной, такой тишиной, что смотрящий вздрагивал бы от стука в дверь... И он пишет для неё вторую версию своего пейзажа, добавляя в него одну деталь - населяя картину странными персонажами. И переносит своё добавление и в изначальный вариант.
Интересно, что стоящая в лодке фигура в белом саване и саркофаг перед ней отсутствовали в первом и втором вариантах картины и были дописаны художником немного позднее.
Третью версию «Острова мертвых» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны). В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге.

Надо, наверное, упомянуть у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возраст е.

Это -первый вариант картины, тот, что художник оставил себе. Ныне он находится в музее в Базеле.


А вот - второй, того же 1880 года, тот, что был написан для Марии Берн - фон Ориола. Теперь он в музее Метрополитен в
Нью-Йорке. Как я понял, у искусствоведов есть какие-то сомнения на счёт того, какой из них первый, какой второй:)


С этого варианта Макс Клингер делает гравюру, которая, начинает расходиться немыслимыми тиражами.
Именно теперь картина обретает имя "Остров мёртвых".
А потом этот вариант известной картины попадает в коллекцию ещё одного "ценителя" - в 1933 году его покупает Гитлер(был выдающийся художник, только его репутация отбрасывает тень на его картины, поэтому они мало известны). Картина висит в Оберзальцберге, потом перемещается в рейхсканцелярию в Берлин. В берлинском музее оказывается она после войны. Там и по сей день.

Кстати, на этой версии появляется подпись автора. Над одной из могильных камер, на оконечности острова, можно увидеть инициалы "А.Б.".
В Германии был ещё один вариант картины, четвёртый. Он находился в частной коллекции, там и сгорел во время войны. О его существовании свидетельствует лишь оставшаяся чёрно-белая фотография:(

10 мая 2014, 18:56

На днях совершенно случайно в Государственном Эрмитаже набрела на "Остров мертвых". Удивилась - мягко сказано. Я имела удовольствие наблюдать непосредственно три из "канонических" пяти версий картины, о существовании шестой, попавшей в Эрмитаж из частной коллекции, даже не подозревала (о ней вообще мало кто подозревает, и википедия о ней молчит).

Эта "счастливая встреча" подтолкнула меня к созданию поста.

Имя Арнольда Бёклина, большого европейского художника-символиста, некогда гремевшее на весь Старый Свет, сейчас незаслуженно забыто. "Die Toteninsel" ("Остров мертвых") -главная и наиболее известная из его картин, своеобразная икона символизма.

Первый вариант "Острова" пишется художником по заказу мецената Александра Гюнтера в 1880 году. В основе сюжета картины- античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове, омываемом водами Стикса (или же Ахерона). Через реку души усопших переправляет лодочник Харон.

Май 1880. Das Kunstmuseum Basel

В 1877 году умерла семимесячная дочь художника Мария Анна, похоронили девочку на Английском кладбище во Флоренции. Многие исследователи творчества Беклина полагают, что именно это кладбище стало прообразом "Острова".

Английское кладбище на площади Донателло, Флоренция

Некоторые отмечают его сходство с греческим Понтикониси (т.н. "Мышиным островом"). Беклин бывал на Корфу, и Понтикониси действительно мог послужить моделью для картины.

о.Понтикониси (монастырь Пантократор), Греция

Полотно еще не было завершено, когда художник получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на "Bild zum Träumen" ("картину для грез"). Предполагается, что она видела незаконченный "первый остров" и заказала себе его копию с небольшими изменениями. После смерти Марии Берна ее наследницы продали картину в галерею Фишера в Люцерне, а в 1926 году она оказалась в Музее Метрополитен, где и находится по сей день.

Июнь 1880. The Metropolitan Museum of Art, New York

Как и первые две версии картины, третья была написана во Флоренции. Она была выполнена в 1883 году по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта. Именно с нее Макс Клингер делает офорт, и издательством Гурлитта огромными тиражами выпускаются прекрасного качества репродукции, которые расходятся по всему миру.

1883. Die Alte Nationalgalerie, Berlin

Так в начале прошлого века "Остров" можно было встретить в интерьере каждой второй европейской квартиры. А по словам Петрова-Водкина, репродукции с картины "разбросились и до нашей провинции и развесились по комнатам передовой молодежи".

Макс Клингер. Остров мертвых. Офорт. 1890.

"Остров мертвых" украшал кабинет Зигмунда Фройда в Вене, висел над кроватью в комнате Ленина в Цюрихе. Набоков упоминает о репродукции "Острова", как о стандартной делали интерьера, в "Машеньке" и "Отчаянии", она же появляется в комнате гадалки, к которой приходит мадам Грицацуева в "Двенадцати стульях" Ильфа и Петрова:

Над пианино висела репродукция с картины Бёклина «Остров мертвых» в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых - узнать было уже невозможно.

Фотография швейцарского жилища Ильича (Isaac McBride "Barbarous Soviet Russia", 1920)- на стене над кроватью тот самый "Остров" (Изображение маленькое и плохого качества, поэтому верьте на слово:))

Третий вариант картины известен еще и тем, что в 1933 году его приобрел... та-даам! ... Адольф Гитлер, который был большим поклонником Беклина и владел в общей сложности 16-ю его работами. Сохранилась фотография, на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины.
После войны она переехала из Райхсканцелярии в Национальную галерею Берлина, до сей поры там и остается.

А.Гитлер (справа, с усиками и без очков) и В.Молотов (слева, с усами и в очочках) 12 ноября 1940 г. в Берлине. Если приглядеться, можно опознать за спиной фюрера "третий остров" (Отчетливо видны белая фигурка в лодочке, силуэты гор и верхушки кипарисов на фоне неба).

В 1884 году финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины, которую купил Ханс Хайнрих Тиссен-Борнемисса. К сожалению, в годы Второй Мировой картина была утрачена, сохранилась лишь ее черно-белая фотография:

В пятый раз художник пишет "Остров" в 1886 году для Музея изящных искусств Ляйпцига (примечательно, что в этот раз картина писалась не маслом, а темперой).

1886. Das Museum der bildenden Künste, Leipzig

А в 1901 году совместно с сыном Карло закончил уже шестой! вариант картины (тот самый, что сейчас находится в нашем Эрмитаже). На шести наконец и остановился:)
К чести Беклина, он не копировал картину, но всякий раз по-новому разрабатывал сюжет, сохраняя основу композиции, но меняя размеры, технику, цветовую гамму.

1901. Государственный Музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

Известно, что поздний Беклин оказал большое влияние на развитие сюрреализма и мистического реализма в живописи. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил "Остров" в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы; создатель метафизической живописи Джоржо де Кирико причислял Беклина к своим учителям, влияние Беклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине "Истинное изображение "Острова мертвых" Арнольда Беклина в час вечерней молитвы".

Сальвадор Дали. Истинное изображение "Острова мертвых" Арнольда Беклина в час вечерней молитвы. 1932.

Под впечатлением от черно-белой репродукции картины, увиденной в Ляйпциге в 1908 году, Сергей Рахманинов пишет симфоническую поэму "Остров мертвых", которую посвящает Николаю Струве. Рахманинов выбирает для своей поэмы довольно необычный музыкальный размер - 5/8 (как у григорианского Dies Irae) - так кто-то в ней слышит человеческое дыхание, кто-то накатывающие на берег волны или же ритмично загребающие весла Харона. В общем, "полное погружение" гарантировано, рекомендую!

Долго думала писать ли статью о художнике Арнольде Бёклине.? Сомнения не из-за картин Бёклина,а из -за того,что он был любимым художником Гитлера.Но тем не менее.Его имя хорошо знали в России.

Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). «В живописи люблю больше всего Бёклина», - признавался Леонид Андреев. Валентин Серов в 1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски».

Бёклину воздавали хвалу в своих рецензиях Игорь Грабарь и Максимилиан Волошин, Александр Бенуа и Анатолий Луначарский. Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг. в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной).

Швейцарский живописец Арнольд Бёклин был одним из заметных мастеров XIX века. Романтик и символист одновременно, он воспринимал современность сквозь призму классического наследия.

В европейской культурной жизни не было другого художника, вызвавшего поначалу столько непонимания и раздражения, затем буквально всеми обожествленного, а вскоре после смерти почти мгновенно преданного забвению.

Автопортрет. 1877—1876

НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ

Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Он родился в 1827 г. в Швейцарии, в Базеле, учился живописи в Академии художеств в Дюссельдорфе, в юности много путешествовал. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке.

Известность пришла к Бёклину далеко не сразу, мнение публики, как он откровенно признавался, его мало волновало, работать в угоду заказчикам он не умел и порой ссорился с теми людьми, от которых зависело его благосостояние.

Картины Бёклина, яркие и резкие по цвету, написаны главным образом темперой. В картинах художник рисует вымышленный мир, часто нарочито таинственный. Вначале Бёклин писал романтические пейзажи с мифологическими фигурами, затем — фантастические сцены с нимфами, морскими чудовищами.

Сегодня поговорим оглавной картине- "ОСТРОВЕ МЁРТВЫХ"

Что интересно,что художник создал 5 вариантов этой картины.

П ЕРВЫЙ ВАРИАНТ.


Заказчиком картины был меценат Александр Гюнтер


Первое полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Träumen»).

Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго.

Интересно, что стоящая в лодке фигура в белом саване и саркофаг перед ней отсутствовали в первом и втором вариантах картины и были дописаны художником немного позднее.


1883 Старая национальная галерея, Берлин

Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г


ФОТО. 1884г Уничтожена в Роттердаме во время Второй мировой войны
Финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны).


1886 Музей изобразительных искусств, Лейпциг

В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге.

К чести Бёклина, он не копировал картину, а каждый раз по-новому разрабатывал сюжет, сохраняя основу композиции, но меняя размеры, технику, цветовую гамму, освещение и находя новые оттенки настроения – от сумрачной безнадежности до просветленного трагизма.

Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью.

ОСНОВА СЮЖЕТА.

В основе сюжета картины - античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове. Остров мертвых омывают пустынные зеркальные воды подземной реки Ахерон, через которую лодочник Харон переправляет души усопших.


Капри. Фаральони.

Историки искусства, конечно же, задавались вопросом о том, какой именно остров вдохновил Бёклина. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь.


Остро Сан Микеле.Венеция.

Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.

Лодка приближается к крошечному острову, скалы которого как бы образуют естественную стену для внутреннего пространства, поросшего тёмными кипарисами. Между водой и этим пространством каменные блоки образуют вход. На внутренней стороне скал видны прямоугольные проёмы.

В лодке двое: управляющий ею гребец и фигура, укутанная в белую материю. Перед фигурой стоит длинный прямоугольный ящик, который обычно интерпретируется как гроб. Гребца часто ассоциировали с Хароном, а водное пространство, которое пересекает лодка, с реками Стикс или Ахерон. Интересно, что в Южной Европе кипарисы ассоциируются со смертью и часто высаживаются на кладбищах

Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», - неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности.

Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы;

Создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932). Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции

БЁКЛИН И ГИТЛЕР.

У картины находились неожиданные поклонники, одним из которых был… Адольф Гитлер.

Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он отметил Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как философа Ницше и композитора Вагнера.

В «Острове» фюреру, очевидно, импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни.

В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Сохранилась фотография, сделанная 12 ноября 1940 г., на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины Бёклина.

ГАЛЕРЕЯ РАБОТ.


Идиллия.


Игры наяд.


Атака пиратов.


Битва Кентавров.

Портрет Анджелы Бёклин.


Мария Магдалена, оплакивающая Христа 1867

Анжелика, охраняемая драконом 1873

ВОПРОСЫ.

Как вы оцениваете работы художника?

Чем привлекала современников картина ОСТРОВ МЁРТВЫХ?

Почему эта тема так интересовала людей?