Москва-Пекин

Ковель где. Волынская земля I

Ковель

Сейчас наше доброе государство дарит нам в Новый Год целые рождественские каникулы, аж 11 выходных дней подряд. Грех не воспользоваться. С 6 по 10 у меня уже было занято (Ставрополь-Черкесск-Элиста), а вот с 1 по 5 - абсолютно свободно. Решено было быстро посмотреть на Волынь - стык Украины, Белоруссии и Польши, а именно города Ковель, Луцк, Владимир-Волынский. Забегая вперед скажу, что Владимир-Волынский посмотреть не удалось. Жалею об этом.

В серии будет три поста - Ковель, Луцк и, отдельно, Луцкий замок. Фотографии получились весьма средние, но уж что есть.

Как это не смешно, заезжать в эти места лучше всего через Брест. Поезд до Бреста идет около 14 часов а не сутки, как прямой Москва-Ковель. 3,5 часа на автобусе и из тоталитарной Белоруссии вы перемещаетесь в демократическую Украину. Самое сложное - заиметь деньги обоих государств. Ведь поезд №27 приходит на станцию Брест в полшестого утра. Но обменники на вокзале работают. Тоталитаризм!

Автобусы ходят достаточно часто и стоят недорого - что-то около 24.000 белорусских рублей. Т.е. примерно 230 русских.

Видимо, чтоб всем было понятно, трафарет на межгосударственном автобусе выполнен по-русски (по-белорусски писалось бы «Брэст» и «Макраны», а по украински - «Ратне»).

Гражданам России для въезда на территорию Украины надо заполнять иммиграционную карточку, а пояснительные записи к ней эти свидомиты выполнили на английском и украинском. Очень неудобно в темноте это все разбирать.

Граница настоящая, с пунктами перехода, с автоматчиками и со всем таким. Пункты называются «Мокраны» - «Доманово» по близлежащим деревням. С украинской стороны места очень глухие и около 15 километров от границы автобус идет через сплошной заснеженный лес. Да и чистят хуже чем в РБ. Зато в диком лесу, за километры от ближайшего жилья можно увидеть освещенный рекламный баннер, призывающий голосовать за Ющенко.

Первый крупный украинский поселок - райцентр Ратно (или Ратне на укр.). Добрый водитель брестского государственного автопредприятия пересадил пассажиров из своего автобуса в попутный, но уже украинский. Зачем он это сделал? а очень просто - по расписанию на границы отводиться по 40 минут. Мы их прошли за полчаса обе и поэтому ему пришлось стоять в Ратно лишний час. Расписание же.

Итак, я в Ковеле. Погода так себе. Колючий мороз -15 -17.

История:
История у этих земель богатая - первым мощным государственным образованием здесь стало Галицко-Волынское княжество (1199 г., настолько сильное, что спорило с самим Киевом). Но неудачное расположение на перекрестке дорог и интересов подточило могущество князей. Польские, ордынские, русские, литовские и даже венгерские (!) соседи всегда были не прочь пограбить.

Поэтому наиболее сильный сосед (Великое княжество Литовское) прибрал вскоре все к своим рукам (XIV век). Хотя некая автономия Галицко-Волынских князей просущестовала еще около века. Но ничто не вечно. ВКЛ в 1569 году объединилось с Речью Посполитой т.е. Польшей. Волынское воеводство, созданное за три года до этого - тоже. Сразу же начались религиозные столкновения, ведь поляки и тогда и сейчас истовые католики.

В 1795 г. произошел третий (на данный момент последний) раздел Польши. Пруссия, Австрия и Росссия установили свой контроль над новыми территориями. Образованная Волынская губерния Российской Империи была велика. Это нынешняя Волынская, Ровенская, Житомирская области плюс некоторый части Тернопольской и Хмельницкой областей Украины. Собственно эти земли исторически и назывались Волынью. Но сейчас это название применяется только к Волынской области (не Луцкой заметим, а Волынской).

Примечание: Обычно название региону дают по главному городу. Бывают и исключения. Вот например на Украине их три - Закарпатская (Ужгород), Волынская (Луцк) области и республика Крым (Симферополь).

Но мы отвлеклись. ПМВ, революция и интервенция конечно не прошли мимо. В результате Рижского договора 1921 г. опять возникло Волынское воеводство Польши.

Вот например карта 1929 г.

Прекрасно видно, что половина нынешней Белоруссии (Брестская и Гродненская области), часть Литвы (Вильнюс) и вся Западная Украина (Волынская, Ровенская, Тернопольская, Львовская, Ивано-Франковская) области находяться в составе Польши. Кроме Закарпатья, которое вообще угодило в Чехословакию.

Но так было недолго. В 1939 г. в результате пакта Молотова-Риббентропа Польше («Уродливому детищу Версальского договора») не нашлось место на карте. Границы были еще раз пересмотрены и ныне существуют примерно в тех же рамках. В СССР не было губерний, поэтому была образована новая административная единица - Волынская область. Она была существенно поменьше чем прошлая губерния, зато на нынешней момент ей уже 71 год.

Оккупация во время Второй Мировой Войны здесь продолжалась 3,5 года. Помимо немцев действовали как партизаны так и украинские национальные вооруженные образования.

В 1944 г. город сильно прославился в результате контрудара немецких танковых частей (5 ТД СС «Викинг» и др.). Вермахт сумел значительно потеснить части 3 УФ и завязать жестокие позиционные бои. Если Луцк был освобожден 2 февраля 1944 г., то за Ковель сражение продолжалось до 7 июня 1944 г. А между городами менее 100 километров.

Про эти события писателем Эммануилом Казакевичем была написана повесть «Звезда», дважды экранизированная (в 1949 и 2002 годах). Последнюю сейчас часто показывают по ТВ.

Ковель
Посмотрим на город. Или мiсто, как это называют украинцы.

Датой основания города считается 24 декабря 1518, когда в Бресте польский король Сигизмунд I выпустил грамоту, дозволяющую князю Василию Сангушко образовать из села Ковлях город с предоставлением ему Магдебургского права. Естественно, поселение сущестовало и раньше. Датой первого упоминания официально считается 1310 год, но вопрос это неоднозначный.

Название происходит от слова «ковать» т.е. кове(а)ль - «кузнец», что и нашло отражение в гербе.

По местной переписи 1893 насчитывалось 15116 человек из них: шляхты - 696, мещан - 13032, крестьян - 1266. Православных церквей было 4, костелов - 1, синагог - 1, еврейских домов молитвы - 7. Такое большое количество еврейских молелен обусловлено тем, что исторически евреев тут было до половины населения. До самой Второй мировой войны.

После ВОВ город пришлось восстанавливать заново, осталось лишь несколько домов и разрушенные железнодорожные пути.

Ковель является узловой станцией на Львовской дороге, сходятся аж 6 направлений - на Сарны, на Ровно, на Владимир-Волынский, на Ягодин (польская граница), на Брест и тупиковая ветка до Каменца-Каширского. Движение, особенно грузовое, очень активное.

Внутри все очень аккуратно и чисто. Но зимой и поездов и пассажиров немного. Ах да, забыл сказать - он островного типа т.е. пути с двух сторон. Все движение пешеходов идет по подземному переходу.

Так он выглядел в начале прошлого века.

Вот таким он был почти сразу после постройки в 1907 г. (архитектор А. М. Вербицкий). Яркий модерн.

В войну разрушен, потом неоднократно восстанавливался и ремонтировался. Сейчас общий вид таков.

Общие черты видны но модерновые детали - башенки и центральный оконный проем сложной формы - убраны. Жаль.

Вторая мировая война. Очень похоже, что это погрузка на работы в Германию. Или выгрузка. Явно одни женщины.

У вокзала исторический паровоз и церковь Почаевской иконы божьей матери.

Дело в том, что опорой православия на Волыни является Свято-Успенская Почаевская Лавра (поселок Почаев в Тернопольской области), в которой и храниться эта очень почитаемая икона. Вот эта церковь в ее честь.

Примечательнейшая старая фотография. Таксисты. Лет сто назад наверно. Ну восемьдесят.

Практически единственная историческая улица города и самая центральная - Незалежности т.е. Независимости. Пока вопросу Независимости не уделялось столько внимания, она успела побыть и Луцкой и Ленина.

На фото прекрасно виден эклектичный характер застройки улицы -

Брежневская девятиэтажка, пекарня, узкое зеленое строение и краешек самого красивого здания города.

Районная поликлиника постройки 1910 г.

Старое фото. Там написано «Гостиница Бристоль» но это дальнее здание. А ближнее - поликлиника.

Общее фото Луцкой (Незалежности) сто лет назад. Сейчас движение поинтенсивнее.

Здание аптеки Фридрихсона. Строилось в начале XX века и является аптека до нынешних времен.

Здание не изменилось. Вообще.

А это современное фотография с другого ракурса.

Этот тип зданий хорошо знаком всем. Ни с чем не перепутаешь.

Бывший районный комитет КПСС. Наверно, перед ним стоял чугунный Ленин, но сейчас В.И. не в фаворе на Украине. Совсем другие кумиры.

Памятник воинам-освободителям Красной Армии. Он так и называется до сих пор, как это и не странно.

И газ В ДАННОМ СЛУЧАЕ не экономят.

Эхо войны - аусвайс (пропуск) работника Ковельского вокзала.

Фото времен другой войны - русские военнопленные, 1915 г.

Дворец Пионеров. Сейчас он называется «Палац учнiвской молодi» но это практически одно и то же. Слева даже елка в кадр попала.

Участки старой застройки совсем невелики и дальше начинается очень привычный пейзаж.

Супермаркет похож на любой супермаркет в любой стране мира.

Еще несколько интересных домов в окрестностях:

Добротнейшая сталинка. (Опять обращаю внимание на велосипед).

ЗАГС. Примерно 50-х годов но легко можно перепутать и с 30-ми.

Того же времени здание гостиницы «Ковель». Ныне здание почти заброшено. Офисы только.

Основным местом отдыха горожан является парк Шевченко на запруженной Турии.

Сам парк зимой выглядит так себе. Без деревьев головато. Снимок неудачный, сам памятник практически не видно. Но могу вам сказать, что Шевченко чем-то похож на железного терминатора. Скульптору незачет.

На другом берегу детская исправительная колония. Такая вот проза.

Частный сектор составляет как бы не 3/4 города. А почтовые ящики ставят как в подъездах многоквартирных домов - на все улицу сразу.

Религиозная составляющая.

Украина поле битвы противоборствующих сторон не только в политике но и в религиозных вопросах. Православие есть Московское и Киевское и это кардинально разные вещи.

Свято-Воскресенский собор принадлежит сторонникам РПЦ.

К сожалению не могу найти его точной истории, а она явно была бурной. Что в древние, что совсем в недавние времена. Вроде как построен в 1877 г, и в советские времена не закрывался.

А вот Собор Благовещения Пресвятой Богородицы Киевского Патриархата. На этом месте церковь была очень давно. В качестве первой даты иногда называют 1505 г. (еще до основания самого города, построена в селе(!) Ковле).

Потом (в 1848-1877 г.) на ее месте был построен этот собор. Действовал и в польское время, после войны закрыт а в 1961 г. стал даже спортивным залом. Ныне вновь открыт и реконструируется. Поскольку стоит на месте древнего фундамента, то для туристов в полу храма сделаны стеклянные вставки. В них можно увидеть остатки древней постройки.

Информация о подчиненности обязательно указывается на вывеске. Самое смешное, что они стоят рядом, буквально у них общий забор.

Очень сожалею, что не увидел в Ковеле католический Собор Святой Анны. Деревянная постройка 18 века находиться далеко от центра и я до нее не добрался. К сожалению.

http://kovel.biz.ua/city/geo?lang=ru
«Самым старым деревянным храмом Ковеля есть римо-католический костел Святой Анны построен в 1771 году, привезенный из села Вишенки Рожищенского района. Уникальна двовежева форма храма, что свойственно больше для каменной архитектуры. В Украине деревянных двовежевих костелов, датированных 18 веком, сохранилось только два и один из них - в городе Ковеле ».

Более всех прочих при новых властях расцвели различные евангелистские церкви вроде баптистов. Отстроили достаточно много новых молельных домов.

Вот такой...

Или вот такой...

Их присутствие заметно в городском в пейзаже.

Как, впрочем и активная политическая жизнь на Украине.

Следующий рассказ будет о столице Волынской области г. Луцке.

За фото старого Ковеля спасибо форуму http://kovel.net.ua (почти все исторические взял оттуда).

P.S. Для жж-юзера varandej - имеет ли смысл заслать этот пост в РашнТаунс? С одной стороны в посте-путеводителе Волынской области Украины вообще нет а с другой стороны фотографии у меня не очень.

Полезная информация для туристов о Ковеле в Украине - географическое положение, туристическая инфраструктура, карта, архитектурные особенности и достопримечательности.

Ковель является городом областного значения в Волынской области Украины и районным центром Ковельского района. Город расположен в 70 км к северо-западу от областного центра города Луцка, на низкой равнине и берегах реки Турия. С северной стороны он окружен болотами и лугами, а с южной к нему примыкают леса и пески.

Ковель – один из древнейших городов и один из крупнейших железнодорожных узлов западной Украины. Он имеет важное стратегическое значение для Украины, соединяя ее со многими странами Европы.

Старинный украинский город Ковель был основан еще в начале IХ века, когда здесь находились старорусские поселения (медно-каменный век). Во время археологических раскопок здесь были найдены копья с бронзовыми наконечниками, каменные орудия труда и римские монеты.

Согласно легендам, на месте, где сейчас находится Ковель, когда-то стояла маленькая кузница и пара домов, а первым поселенцем этой местности был искусный кузнец (коваль), поэтому село, где он жил, и получило название - Ковель. Первые письменные упоминания о селе датируются 1310 годом. В декабре 1518 года князь Василий Сангушко с позволения польского короля Сигизмунда I присвоил Ковелю звание города с предоставлением ему Магдебургского права.

В 1543 году город находился в управление ковельских старост, которые его и благоустраивали. В конце ХVII в. и в начале XVIII в. развитие города застопорилось, поэтому польские короли отдали его в аренду. Ковель был объявлен уездным городом России. Во второй половине XIX века город начал стремительно развиваться: появилась первая железная дорога, стала расти промышленность, возрастает численность населения. На сегодняшний день Ковель является одним из самых прогрессивных городов Волынской области.

Ковель – маленький, но при этом очень уютный город. Обойти его пешком не составит большого труда.

Всем гостям города стоит посетить площадь Ковеля, где установлен монумент украинской писательнице и поэтессе Лесе Украинке, парк Ковеля, в котором расположен мемориальный комплекс воинам Великой отечественной войны и памятная стена воинам и солдатам, которые погибли в Афганистане. Также внимания заслуживает Люблинская аллея, в глубине которой находится памятник Т. Шевченко. Возле аллеи расположено еще одно интересное место - водохранилище.

Основными достопримечательностями Ковеля также являются: церковь Почаевской Иконы Божьей Матери, церковь Архистратига Михаила, церковь Святого Апостола Андрея Первозванного и одна из старейших на Украине обителей - Зимненский Святогорский монастырь. Также в этом городе находится католический храм Святой Анны, который еще называют Успенским. Это единственный на Волыни двухбашенный деревянный католический храм.

Данный населенный пункт – важный железнодорожный узел Волынской области. Расписание поездов Ковель включает в себя как большое количество пригородных электричек, так и внутриукраинские и важные международные рейсы. Именно через Ковель ежедневно следует важный международный поезд формирования украинских и польских железных дорог Киев – Варшава. Время в пути до столицы Польши – около девяти часов, до Киева – 8 часов. В утренние часы по четным дням отправляется международный фирменный поезд «Волынь» сообщением до Москвы. Время поездки до столицы России на таком поезде составит 26 часов.

Поезда дальнего следования

Через станцию Ковель ежедневно в ночное время следуют транзитные поезда Киев – Львов и Львов – Киев. Непосредственно со станции начинаются маршруты поездов дальнего следования в направлении Симферополя (фирменный «Лесная песня»), Черновцов и Одессы (фирменный «Голубые озера»). Одесский состав курсирует ежедневно, а маршруты сообщением на Симферополь и Черновцы следуют по нечетным и четным дням недели соответственно. Время в пути до Одессы – 16 часов, до Черновцов – 14 часов, до Львова – чуть более четырех часов. Путешествие в Симферополь удлинилось по времени из-за введения зон таможенного контроля на станциях Херсон и Армянск и составляет в настоящее время 26 часов.

Пригородные поезда Ковеля

Этот город крупнейший узел сообщения пригородных поездов Западной Украины. В расписании поездов Ковеля можно выделить шесть популярных направлений движения электричек: львовское, брестское, луцкое, камень-каширское, ягодинское и сарнское. В львовском направлении местные поезда ходят ежедневно с интервалом в 4 часа. Конечные пункты следования – Изов, Львов, Червоноград. Утром и вечером отправляются на маршрут составы в луцком направлении: на Могиляны, Здолбунов, Луцк. В направлении на Брест пригородными электропоездами из Ковеля можно добраться до Заболотья (два рейса - утром и днем) и Хотислава (вечерний и ночной рейсы). Электрички на Сарны отправляются четыре раза в сутки с интервалом 4-6 часов. Все эти поезда не останавливаются на станции Малая Язвинка, следует учитывать данный факт при планировании поездки. На Ягодин ежедневно отправляется три рейса. Единственный пригородный поезд до станции Камень-Каширский отправляется каждый день в утреннее время. Количество пригородных составов может изменяться в зависимости от сезона года.

Информация о расписании поездов и электричек по станции Ковель:

Расписание поездов и электричек по станции Ковель на сегодняшний день включает в себя 16 поездов дальнего следования, пригородных поездов и электричек (в том числе дизелей) - 40, 2 из них проходящие и 54 - начинают или заканчивают свой путь в этом населенном пункте. Больше всего поездов прибывает утром. Первый, согласно расписанию, отправляется в 00 ч 33 м по направлению к станции Львов, а последний прибывает в 23 ч 55 м. Среднее время стоянки на платформе составляет 0 ч 5 м.
Некоторые поезда, проходящие по станции Ковель курсируют не каждый день(имеют особый график движения).
Расписание поездов и электричек по станции Ковель, представленное на данной странице учитывает сезонные изменения, то есть всегда доступны зимний и летний вариант расписания.
Билеты на поезда и электрички на станции Ковель можно прибрести онлайн или в кассе.

Географическая энциклопедия

Город (с 1795) на Украине, Волынская обл., на р. Турья. Железнодорожный узел. 69,7 тыс. жителей (1991). Заводы: сельскохозяйственных машин, льнообрабатывающий; комбинаты: деревообрабатывающий, стройматериалов, мясной. Известен с 14 в … Большой Энциклопедический словарь

Валентина Ковель Ковель Валентина Павловна В роли Карганы в фильме Весёлое сновидение, или Смех и слёзы Дата рождения: 23 января 1923 … Википедия

Город (с 1795) в Украине, на р. Турья. Железнодорожный узел. 69,7 тыс. жителей (1991). Заводы: сельскохозяйственных машин, льнообрабатывающий; комбинаты: деревообрабатывающий, стройматериалов, мясной. Известен с XIV в. * * * КОВЕЛЬ КОВЕЛЬ, город… … Энциклопедический словарь

Город в Волынской области УССР, на р. Турья (приток Припяти). Железнодорожный узел. 36 тыс. жителей (1972). Предприятия по обслуживанию железнодорожного транспорта. Деревообрабатывающий комбинат, мясокомбинат; заводы: железобетонных… … Большая советская энциклопедия

Ковель - город, р.ц., Волынская обл., Украина. Впервые упоминается в XIV в. как село Ковле. Название, по видимому, от прозвищного имени Ков (старослав. измена, засада) с притяжательным суффиксом jь. С получением городских прав в 1518 г. закрепляется… … Топонимический словарь

Уездный город Волынской губернии, на обоих берегах реки Турии, между болотами и песками, при Юго Западных железных дорогах. Когда был основан К. неизвестно; он считается одним из древнейших поселений в Юго Западном крае. Первое историческое… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Город на Волыни на р. Турья (бассейн Днепра). Известен с 1310. В XIV в. захвачен Литвой, с 1569 Польшей. В 1795 возвращен России. В 1921 39 оккупирован Польшей. В 1939 возвращен России. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история

Ковель - іменник чоловічого роду місто в Україні … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Еврейское счастье Арона-Сапожника. Сапоги для Парада Победы , Марк Казарновский. В конце сентября 1939 года Белосток, Гродно, Ковель, Барановичи и другие некогда польские города неожиданно для их жителей стали советскими, а население их, равно каки маленьких еврейских…
  • Битва за Ковель , Р. О. Пономаренко. В первой половине 1944 г. Красная армия предприняла две попытки захвата важного транспортного узла - Волынского города Ковель. Оба наступления закончились неудачей, что обусловило…

ИСТОРИЯ КОВЕЛЯ

Ковель - один из древнейших городов Волыни. Археологическими раскопками доказано существование здесь поселения медно-каменного века (середина III тыс. до н.э.) Есть разные указания на богатую и древнюю историю Ковеля, в частности крем пьяны топоры, копья, серпы, что были найдены в свое время на Ковельщини. В те древние времена Волынь укрывалась человеческими поселениями, или "стоянками". Как правило, наши предки селились в защищенных местах, у водоемов. А. Цинкаловский, исследуя первые поселения на Волыни, подчеркивал, что на месте, где предстал Ковель, было обнаружено много каменного орудия, а также бронзовых наконечников копий, римских монет. Легко догадаться, почему среди болот, в лесу поселились древние люди, где со временем вырос город. Сама природа создала защитные сооружения от врагов. Сообразительному, древнему архитектору осталось указать перстом, где выкопать глубокий защитный ров, и за счет вырытой земли поднять плоскость поселения над уровнем моря.

По древней легенде первым поселенцем в здешний местности был искусный мастер - кузнец, потому и село, где он жил, назвали Ковле. Со временем это слово трансформировалось в современное название - Ковель.

Во главе города здесь в свое время стояли такие исторические фигуры как князья Сангушки, королева Бона, князь Андрей Курбский и многие другие известные деятели.

На средневековом гербе Ковеля наряду с другой геральдической атрибутикой - контуры башен замка и подковы - древнего символа счастья и достатка. Эти изображения соответствуют тогдашней действительности. Увы, следов старинного замка не сохранилось. Ученые-историки утверждают, что Ковель находился под защитой укрепленного замка с несколькими воротами и башнями, который, вероятно, был расположен на острове, окруженном рекой Туриею и ее притоками. Вокруг замка впоследствии и формировался центр города, где жила знать, ремесленники, шляхта. Ковельчани были мудрыми людьми. Замок имел гидрологические сооружения, которые удерживали воду, которая падала на большие колеса и крутила мукомольных механизм. Такая постройка выполняла одновременно и защитную функцию, и хозяйственную - использовалось, как мельница. Старожилы помнят о замок по преданию, в которых говорится, что он был уничтожен пожаром. Уцелевшие от пожара ворота с башней, как последний свидетель Ковельского замка, простояли до 1805 года и были разрушены по приказу российского генерала, графа Сергея Каменского.
Через восточные ворота и мост был выход на дамбу, которая пролегала до улицы в направлении Луцка. На дамбе были устроены винные погреба, которые давали ощутимую прибыль в казну города и замка. Деревянные шлюзы удерживали нужный уровень воды, которая, падая, крутила колеса мельницы.

В 1518 году своей грамотой польский король Сигизмунд И разрешил князю Василию Сангушку образовать из села Ковле город с предоставлением ему Магдебургского права. Здесь начали происходить ярмарки и торги, внедрялось внутреннее самоуправление. Именно 1518 долгое время считался первым письменным упоминанием о городе. Впоследствии были найдены запись, датированная 1310 годом о рождении польского короля Казимира Великого. А в 2004 году выяснилось, что эта дата принадлежит другому городу, имеющий схожую историческую судьбу. Это польский город Коваль, Влоцлавске уезда. Именно здесь, а не в Ковеле, родился польский король Казимир Великий. Подтверждением этого исторического факта стали материалы, привезенные краеведом Анатолием Сулико из города Коваля. Более 100 лет ковельчани считали своей истории другого города. Впервые дата 1310, как первое письменное упоминание о Ковель, встречается в издании 1897 "Живописная Россия" (Санкт-Петербург). Эту историческую ошибку можно объяснить созвучию названий обоих городов (древнее название Коваля - Коваль, а Ковеля - Ковле), а также сходством географических и исторических данных. Например, к западу от Коваля является город Брест-Куявский, от Ковеля в том же направлении также есть Брест-Литовский, как его называли в древности. И Коваль, и Ковель были основаны на островах среди болот и рек.

В 1543 году город перешел в управление Ковеля старост, которые заботились о его благоустройстве, были распорядителями королевских доходов, чинили суд и расправу над шляхтой и крестьянами.

Основу экономики города составляло мелкое товарное производство, что обеспечивало потребности местного рынка.

В ХVIII веке Ковель был значительным ремесленным и торговым центром Волыни, в котором утвердились товарно-денежные отношения. После третьего раздела Польши Ковель стал уездным городом России.

Бурное экономическое развитие города приходится на вторую половину XIX века. Реформа 1861 года дает толчок для нового подъема. Прокладывается первая железная Киев-Брест через Ковель (1873р.), развивается промышленность, в несколько раз возрастает количество населения. Ковель по значимости становится третьим в Волынской губернии городом после Житомира и Ровно.

В 1907 году построен новый железнодорожный вокзал по проекту известного архитектора Александра Вербицкого. Строятся многоэтажные дома, некоторые из них до сих пор сохранились в центре города.

В начале ХХ в. открыто немало гостиниц. Работают табачная фабрика, винный склад, типография, книжный магазин, железнодорожная амбулатория, школы, гимназия. Действует пять церквей.

Город строится и становится краше. В зданиях и улицах, садах и скверах, творчества и научных открытиях есть доля труда каждого ковельчанин.

Наш город, благодатная Ковеля земля, подарили Украине и миру не одну величественную фигуру.

Ковельщина была колыбелью многим ученым, писателям, артистам, имена которых прославили не только синеглазую Волынь, но и Украины. В этом крае принимали воодушевление для творчества Т. Шевченко, И. Франко, П. Кулиш, М. Старицкий, М. Лысенко, М. Драгоманов. Именно здесь материализовались в слове Леси Украинский извечные мечты украинского народа о свободе.

Однако, мирный труд Ковеля нарушают Первая мировая война и революция. Город испытывает ощутимые потери. Оказавшись под Польшей, ковельчани отстраивают его, несмотря на национальный гнет и политический геноцид, борются с порабощением, и закономерно приходят к объединению с Восточной Украины, как и все волыняне.

Чрезвычайно тяжелые испытания принесла Вторая мировая война. За четыре года оккупации гитлеровцы уничтожили 35 тысяч мирных жителей и военнопленных. Героическая битва при освобождении Ковеля продолжалась 127 дней и ночей, после которой остались руины и пепелища. Уцелело лишь несколько домов. Ковельчани взялись за восстановление. Благодаря их самоотверженному труду в короткие сроки возобновила работу железная дорога, вступили в строй перерабатывающие предприятия, отстроено жилье и другие объекты социально-культурной сферы.

Славы города-красавца с высоким уровнем экономического и социально-культурного развития Ковель приобрел во второй половине прошлого века.

Основной чертой ковельчан всегда была трудолюбие. Они сооружают гигант машиностроения "Ковельсельмаш", новые объекты переработки, в частности мясокомбинат, молокозавод, хлебозавод, заводы продтоваров, мебельный комбинат, швейную фабрику, дома культуры, кинотеатры.

История Ковеля чрезвычайно многогранна. Ее коснулось литовско-русское управление и господства Речи Посполитой, царско-русская колонизация и австро-венгерское господство, сталинская диктатура и гитлеровская оккупация, коммунистическо-советская система и становление независимости Украины.

Со времени основания город был богатым на памятники древности, архитектурные сооружения. К сожалению, многие из них разрушены в пламени многочисленных войн. Ценным в архитектурном, а особенно в историческом смысле, украшением города является помещение бывшей аптеки Фридриксона (ИХХст.), услугами которой пользовались Косачи, городской поликлиники (1910р.), Проминвестбанка (нач. ХХ в.). Они сохранили элементы стилистики национального модерна и отличаются с современной фоновой застройки. Сейчас в городе сохранено 24 таких сооружения.

Достаточно непростая судьба духовных святынь города Ковеля. Из православных храмов до наших дней сохранился Свято-Воскресенский собор (1877р.), Свято-Михайловская церковь (нач. ХХ в.), Принадлежащих к ценным архитектурно-художественных образцов Волынской монументальной архитектуры.

К памятникам старины принадлежит здание по ул.Независимости, 125. Это бывшая еврейская синагога (сер.ИХХст.). Несмотря на определенные изменения в планировке, дом остался уникальным образцом конструктивного решения, сохранил характерные черты культового сооружения.

Старейшим деревянным храмом Ковеля есть римо-католический костел Святой Анны (1771р.), привезенный из села Вишенки Рожищенского района. Уникальна двовежева форма храма, что свойственно больше для каменной архитектуры. В Украине деревянных двовежевих костелов, датированных Хvииист., Сохранилось только два. Один из них - в городе Ковеле. К числу ценных в архитектурно-художественном плане образцов сакральной архитектуры принадлежит Михайловская церковь (1903).

Отголоском исторического прошлого и культурного наследия Ковеля есть 28 памятника, находящихся под охраной государства. В частности, в городе сооружен памятник Богдану Хмельницкому (1954р.), Мемориал Славы (1977г.), памятник Лесе Украинский (1991г.), Монумент в честь памяти жертв Второй мировой войны (1996г.), Стеллу пам " яти воинам - интернационалистам (2001г.), памятник Тарасу Шевченко (2005г.). По инициативе религиозных общин города открыт храм великомученика Пантелеймона, Собор Святого Дмитрия Солунского. Строится греко-католический храм Блаженного Николая Чарнецкого. Продолжаются реставрационные работы в помещении художественной галереи, одного из интереснейших сооружений города.

В городском историческом музее хранится и экспонируется свыше трех тысяч экспонатов по истории города Ковеля.

Ковель сегодня - современное и известное город не только в нашем государстве, но и за ее пределами, мощный железнодорожный узел Западной Украины, который имеет весомое стратегическое значение для государства, соединяя ее с многими европейскими странами.

Ковель пережил взлеты и падения, достигал расцвета и дотла разрушался, но всегда вставал в неповторимой красоте. На протяжении веков город оставался украинским со своими обычаями, традициями, культурой, языком