Познавательно

Сколько времени надо, чтобы добраться от Земли до Луны? Сколько раз за день летает пилот.

На Луне, и были ли они там вообще, не одно десятилетие ведутся споры. Сторонники высадки астронавтов утверждают, что это мероприятие было решающим аргументом в космическом споре США и СССР, после которого базовые космические программы были существенно скорректированы с обеих сторон. Для некоторых первый полет человека на Луну - миф, разработанный коварными американцами, но для большинства людей посещение нашего естественного спутника - непреложный факт.

Предыстория

Первый космический старт в сторону нашего спутника был запущен в 1959 году, уже через 15 месяцев после запуска Довольно долго в этом направлении действовали лишь советские исследователи космоса. Представители США начали работать в этом направлении лишь после запусков своих лунных автоматов «Рейнджер», первая серия которых была запущена в 1964 году.

До начала 70-х вопрос «Сколько было человек на Луне?» не имел смысла - для этого не существовало технологических возможностей. В 1971 г. в США стала серьезно разрабатываться программа «Аполлон». Ее успешное выполнение стоило американским налогоплательщикам 25 млрд долл. Успешный старт лунной экспансии президент Кеннеди считал приоритетной национальной задачей, которая укрепит космический престиж США и докажет экономические и научные возможности этого государства.

Реализация плана по высадке человека на Луну стала возможной после запуска и успешного испытания ракеты-носителя «Сатурн-5». Именно он был использован при комплектации «Аполлона-11».

Первая высадка

О том, во время первой межпланетной экспедиции, известно из газетных публикаций и репортажей, которые в июле 1969 года облетели весь мир. Имена трех американцев, членов первого космического экипажа, - Н. Армстронг, М. Коллинз, Из них первыми ступили на грунт нашего спутника Армстронг и Олдрин, а Коллинз оставался на окололунной орбите. Астронавты оставили на Луне памятные знаки с изображениями погибших исследователей космоса, собрали пробы лунного грунта, установили радарные отражатели, через 21 час стартовали на взлетной ступени и присоединились к основному полетному блоку.

Через восемь суток экипаж без происшествий опустился в районе Тихого океана, где был подобран командой спасателей.

Дальнейшие экспедиции

Удачный старт пионеров космоса дал начало дальнейшим экспедициям на кораблях типа «Аполлон». Всего на наш естественный спутник было отправлено пять экспедиций. Это уже дает общее преставление о том, сколько человек побывало на Луне и сколько резервов было затрачено для этих полетов. По официальным источникам, на Луну было отправлено 26 человек, а двенадцати счастливчикам удалось непосредственно коснуться

О том, сколько раз люди летали на Луну, можно определить по космической программе «Аполлон» - всего было отправлено 7 экспедиций, и лишь одна из них не увенчалась успехом. Злополучный «Аполлон-13» заполучил аварию еще на старте своего вояжа, его экипажу запретили спускаться на поверхность спутника. Поэтому ответ на вопрос о том, сколько раз люди были на Луне, содержит небольшой подвох. «Аполлон-13» летал к нашему спутнику, но высадка на поверхность Луны при этом не производилась.

дважды?

Были ли вообще такие люди, которые несколько раз навестили наш спутник? Все люди, летавшие к Луне, были гражданами США, опытными летчиками-астронавтами, которые прошли специальную подготовку в центрах НАСА. Из них был лишь один астронавт, которому удалось навестить нашу Луну дважды. Им оказался Ю. Сернан. Первый раз он полетел к Луне в составе космического экипажа «Аполлона-10». Тогда он находился на борту искусственного спутника Луны, всего в 15 км от ее поверхности. Второй раз, как командир космического корабля «Аполлон-17», Юджин Сернан полетел к Луне в 1972 году. Тогда вместе со своим напарником Х. Шмиттом он прилунился в районе и кратера Литтров. На поверхность нашего спутника Сернан в общей сложности выходил три раза и пробыл там 23 часа.

Так сколько было человек на Луне? В общей сложности двенадцать человек коснулись поверхности Луны, а двадцать шесть летало в составе космических экипажей.

Изучал сегодня сайт ICAO (International Civil Aviation Organization или Международная организация гражданской авиации). Нашел любопытную статистику, которая, думаю, может быть многим интересна.

В 2012 году в мире было совершено более 31 миллиона рейсов! Отсюда можно сделать вывод, что ежедневно над нашими головами летает более 85000 самолетов! Всего в 2012 году было перевезено 3 миллиарда пассажиров, т.е. почти половина населения земли. Речь идет только о гражданской авиации. В Азии, Северной Америке и Европе самое загруженное воздушное пространство.

Снимок экрана сайта icao.int

По данным Wikipedia (могут быть неточности!) в 2012 произошло 25 авиакатастроф, включая малую авиацию, в которых погибло 314 человек. В основном это были аварии самолетов и вертолетов малой авиации. Больших (или относительно больших) пассажирских самолетов разбилось семь штук. К сожалению, 4 из них были самолетами российских перевозчиков. ATR 72 авиакомпании "Ютейр" разбился 2 апреля под Тюменью (31 человек погиб), 9 мая Sukhoi Superjet 100 потерпел катастрофу во время демонстрационного полета в Индонезии (45 человек погибло), 12 сентября на Камчатке разбился Ан28 (10 человек погибло) и 29 декабря 2012 года самолет Ту-204 авиакомпании Red Wings выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы аэропорта Внуково. В самолете не было пассажиров, но погибло 5 членов экипажа… Таким образом, в 2012 году почти треть погибших в авиакатастрофах пришлась на российскую авиацию… Очень грустная статистика.

С другой стороны, если посмотреть на мировую статистику, то очевидно, что авиационный транспорт является действительно очень безопасным. На 3 миллиарда пассажиров - чуть больше 300 погибших… Т.е. это 0,0000001%. Не знаю статистику по автотранспорту, но уверен, что цифра будет угрожающи большой.

Верьте в хорошее и всегда мягкой посадки!!!

В одном из своих интервью Ричард Брэнсон (Richard Branson) обрисовал в общих чертах свое видение развития космического туризма. После того, как туристам стало доступно путешествие на орбиту нашей планеты, кажется вполне возможным использование подобных космических гостиниц для более дальнего путешествия. Как отметил Брэнсон, с таких гостиниц будет очень удобно совершать экскурсионные туры на Луну. Этот вид туризма станет массовым лишь при одном условии - поездка должна быть максимально короткой. Итак, сколько же времени потребуется для путешествия человека на Луну?

К настоящему времени было совершенно уже достаточно полетов на луну как машин, так и человека. Поэтому в данной статье мы постараемся рассмотреть все возможные варианты: от самых медленных до самых быстрых полетов на естественный спутник Земли на расстояние в 380 000 км.

Самый медленный: 1 год, 1 месяц и 2 недели

Несмотря на то, что этот полет был самым медленным - в технологическом плане он был самым продвинутым. ЕКА SMART-1 лунный зонд был запущен 27-ого сентября 2003 и использовал революционный ионный двигатель для полета на Луну. Хотя ЕКА SMART-1 достиг Луны спустя 410 дней, за время своего путешествия он потратил всего 82 кг топлива. На сегодняшний момент - это самый экономный способ движения.

Не очень медленно: 5 дней

Самый оригинальный полет - китайский спутник Chang"e-1 был запущен на орбиту 24 октября 2007 года. Но ему пришлось провисеть на околоземной орбите до 31 октября в ожидании правильной точки отправки. Он прибыл на Луну 5 ноября, используя при полете обычные ракетные двигатели.

Пилотируемые полеты: 3 дня, 3 часа, 49 минут

Миссия Аполлон (Apollo) достигла Луны довольно быстро. Астронавты отправились в полет на огромной ракете Сатурн-5 16 июля 1969 года. На лунной орбите они была уже через три дня 19-ого июля 1969.

Первый спутник: <2 дней

Самый первый полет к Луне совершил советский спутник Луна-1. Спутник прошел на расстоянии всего в 500 км от Луны, после чего вышел на гелиоцентрическую орбиту. Спутнику потребовалось всего 36 часов чтобы достичь Луны.

Кратчайший путь на Луну: 8 часов, 35 минут

До настоящего времени самым быстрым полетом на Луну является проект NASA “Новые горизонты” миссия Плутона. С самого начала спутнику было преданно большое ускорение - скорость движения составила около 58 000 км/час. Это было сделано для того, чтобы спутник мог преодолеть притяжение Солнца в солнечной системе. Однако, не смотря на такую внушительную скорость, спутнику все равно потребовалось восемь часов и тридцать пять минут, чтобы преодолеть 380 000-километровую дистанцию.

Таким образом, у компаний занятых в космическом туризме, есть несколько вариантов для экскурсионных туров вокруг Луны. Они могут предлагать как долгие круизы - используя ионные двигатели, так и короткие - используя быстрые и мощные ракеты, для того чтобы свозить желающих на Луну на уикенд.

Говорят, некий бизнесмен так боялся летать на самолетах из-за угрозы взрывов, что придумал оригинальный метод борьбы с терроризмом: в любую поездку он брал с собой муляж бомбы, уверенный в том, что на борту уж точно не окажется второго человека с таким же багажом.

Если вы перед поездкой фантазируете на тему винной карты в аэропорту, а выбирая авиакомпанию, руководствуетесь мнением Яндекса на тему «авиакатастрофы Як-40 по маршруту — за последние 15 лет», сочувствуем — у вас аэрофобия.

Зачастую больные этой неприятной болезнью считают ее чем-то вроде обострения здравого смысла: «Да вот же, самолет упал буквально вчера — я так и знал, больше никогда не сяду в эту капсулу смерти!» А потом, когда все-таки приходится лететь, стюардессы наблюдают нервных, обливающихся потом пассажиров, которые, едва войдя в салон, туго пристегиваются, хватаются за подлокотники и с безумным взглядом начинают ждать смерти. Если вы из числа этих несчастных, то запомните: аэрофобия — это диагноз.

Ужас, летящий на крыльях

Представьте себе карту мира. Конечно, центр мироздания — именно вы, но все же — сколько на этой планете крупных городов. А в них есть аэропорты. И каждый час эти аэропорты посещает самолетов 20. А всего в мире ежедневно благополучно долетает до пункта назначения 138 000 самолетов — и это только коммерческие рейсы. Если бы шанс ежедневной катастрофы был всего 0,01%, это означало бы, что в день должно разбиваться минимум 13 самолетов!

Выходит, что в год в мире совершается около 50 миллионов авиарейсов. Неудачных из них — всего несколько. Ну, положим, шесть. Это человек 500. Тех же, кто приземлился удачно — около 5 миллиардов. И потому шанс помереть в очередном рейде — 1 на 10 миллионов. Да, конечно, он есть — а где его нет? Вы идете по обледенелой улице в феврале, едите костлявую рыбу, плаваете пьяным, поливаете цветы на Гаити, ездите в московском метро… И окружающим нет дела до вашей жизни. В самолете же именно о вас заботится многомиллионная индустрия, отточенная до самых ничтожных винтиков: именно потому, что изначально летать опасно, человечество максимально обезопасило это действо.

Как успокоиться

Впрочем, все эти факты убеждают настоящего аэрофоба только отчасти. «А если крыло отвалится?», «А вдруг будет гроза?», «Ну, могут же двигатели отключиться?» — на самом деле, вопросам нет числа. Всегда будет дополнительный, тот самый, ответ на который раз и навсегда должен разоблачить всемирный заговор авиаторов против вашей жизни.

Лучше себя не мучить. А просто сделать следующее:

Изучить физику, хотя бы ее основы. Они скажут очень многое. Например, многие боятся просто упасть вниз с высоты 10 км. Так вот, этого просто не может быть из-за сильного давления под крыльями самолета. Он держится на воздухе не хуже, чем машина на шоссе. Его можно поставить на хвост, повернуть вокруг своей оси на 100 градусов, направить вниз — и если отпустить штурвал, то самолет просто будет покачиваться в воздухе, как лодка на волнах.

В Москве можно посетить уникальный тренажер-симулятор кабины лайнера Boeing-737. Он принадлежит частной компании TFT. Это именно тот тренажер, на котором самые настоящие пилоты репетируют различные нештатные ситуации — пресловутые отказы двигателей и шасси, полеты в грозу, снегопад и туман. Внутри это настоящая кабина Боинга, в которой все эффекты абсолютно «без дураков». Полетать на нем вместе с пилотом-инструктором может любой желающий, можно также попросить смоделировать любые ситуации и объяснить, как при этом ведет себя самолет.

Совсем правильным решением было бы обратиться к врачу. Ведь аэрофобия — это болезнь, и ее нужно лечить. Пока в России всего одна клиника занимается этим вопросом — называется она «Летаем без страха » и находится в Москве. Курс лечения обычно укладывается дня в два и в несколько тысяч рублей. Для тех, кто приехать не может, существуют онлайн-курсы, которые можно оплатить через Интернет.

Можно ли доверять российским авиалиниям

Если вы решили лететь без всех этих ухищрений, то, прежде всего, запомните: отчаянно выбирая авиакомпанию, вы просто тратите свое время. Они все одинаково безопасны — что «Люфтганза», что «Аэрофлот», что «Ижевские авиалинии».

«Никто никогда не слышал о том, чтобы разбивались самолеты «Таджик-авиа» или «Уральские авиалинии», — говорит директор клиники «Летаем без страха» пилот Алексей Герваш . — Авиакомпании, так же, как и турбулентность, — это просто вопрос комфорта, не безопасности. Авиация — огромная структура со строгой иерархией, там тысячи требований, и если какая-то компания ставит свой самолет в аэропорту, это значит, что она соответствует им всем. И уж совсем неверно считать, что российские авиалинии хуже других: с авиакатастрофы в Перми до катастрофы под Смоленском прошло 1,5 года, и за это время в России «в небе» не погиб ни один человек».

Слухи о том, что в России пилоты пьют, разбавляют бензин, авиакомпании покупают списанные в Корее самолеты и ремонтируют их в сарае кувалдой, — тоже результат массовой аэрофобии. Россия входит в мировое авиационное сообщество. Если верить страхам, миллионы беспечных людей допускают, чтобы русские пьяные пилоты на развалюхах с разбавленным бензином ежечасно летали над электростанциями, школами, памятниками ЮНЕСКО и Большим адронным коллайдером. Самоубийцы, не меньше. Или это все же не так?..

Кстати, пилоты и стюардессы не получают денежных надбавок «за риск». Потому что самолет летает не вопреки здравому смыслу и законам природы, а благодаря им.

Самолеты, выполняющие коммерческие рейсы, различаются по размеру и дальности полета. На внутренних линиях используют небольшие машины вместимостью до сотни мест – Як-40, Ан-140, Ан-38, ATR-42 и Q200/300/400. На рейсах подлиннее – Boeing 737, А320 и Ту-154 (ряд отечественных авиакомпаний, правда, подумывает списать его в ближайшие годы). В таких самолетах от ста до двухсот мест, а между креслами всего один проход – это узкофюзеляжные лайнеры. Суда, где в одном ряду восемь-девять кресел и два прохода, называют широкофюзеляжными. В них до пятисот мест, и они рассчитаны на длинные дистанции – это Boeing 767, Boeing 777 и А330. Самым большим пассажирским самолетом долгое время считался Boeing 747, или Jumbo Jet. Но сейчас на первое место вырвался двухпалубный А380 – он может перевозить от 580 до 800 человек.

Сколько рейсов в сутки может выполнить один самолет

Самолеты, стоящие на земле, приносят убытки, поэтому перевозчики используют их как можно интенсивнее. Если полет длится не больше одного-двух часов, лайнер в сутки может выполнить три пары рейсов туда-обратно. Наиболее активно самолеты летают у низкобюджетных авиакомпаний, таких как Ryanair, Norwegian, EasyJet.

Кто и как обучает бортпроводников

На первый взгляд кажется, что у бортпроводников незамысловатая работа: провести инструктаж перед полетом, катать тележки по проходам, подать плед, принести воды и улыбаться, улыбаться. На самом деле все гораздо сложнее. Бортпроводники должны не столько обслуживать и развлекать, сколько обеспечивать безопасность. Поэтому будущие стюардессы и стюарды по нескольку раз в день открывают аварийные люки и бултыхаются в бассейне в одежде и спасательных жилетах. Впрочем, в хороших школах учат всему вплоть до искусства макияжа. Как и пилотов, бортпроводников готовят для работы на определенных самолетах. В последние годы российские авиакомпании стали переходить с отечественных лайнеров на иностранные, и многим приходится переучиваться. Поскольку тренироваться необходимо на сертифицированных тренажерах, а их в России пока мало, бортпроводники проходят обучение за границей. Например, стюардессы «ВИМ-Авиа» учились в Великобритании и Германии, «Трансаэро» – в Великобритании, Канаде и Сингапуре. Выбор школы зависит от того, куда у авиакомпании есть регулярные рейсы.

Сколько человек в экипаже

Экипаж современных лайнеров Boeing и Airbus состоит из командира воздушного судна и второго пилота. Раньше в их компанию входили еще борт-инженер и штурман. Количество бортпроводников зависит исключительно от сертификационных требований каждого самолета – перевозчик не может по своему желанию уменьшать или увеличивать штат стюардесс и стюардов.

Какие бывают тарифы и как они рассчитываются

Если вы думаете, что любой сотрудник авиакомпании объяснит вам, что означают загадочные цифры и буквы, в которых зашифрован тариф, вы заблуждаетесь. Эта информация доступна лишь избранным – тем, кто занимается расчетами. У многих перевозчиков – по нескольку десятков различных тарифов. Но есть один понятный алгоритм, который применим ко всем из них. Чем больше «свободы» у билета, тем он дороже. Дату поездки можно поменять без штрафа – тариф выше; за возврат билета берут штраф – тариф ниже. Все авиакомпании выставляют на каждый день определенное количество билетов по разным тарифам. Если они раскупаются лучше, чем обычно, число дешевых мест сокращается, и наоборот. При распродажах перевозчик решает, сколько недорогих билетов продавать на каждый рейс. Разумеется, билеты по сниженным ценам на самые популярные даты не продают: никто не хочет отдавать задешево то, что и так купят задорого.

Как оформляется билет, если необходимо лететь с одной или двумя пересадками

При сложном маршруте билет удобнее всего оформлять на одном бланке, даже если каждый отрезок пути выполняется разными авиакомпаниями – перевозчики просто заключают соответствующее соглашение. Стоимость проездного документа на весь маршрут может быть ниже общей стоимости билетов, купленных по отдельности. Варианты возможных стыковок должны знать сотрудники авиакасс и туристических агентств. Единый билет позволяет зарегистрироваться сразу на все отрезки пути и не получать багаж при пересадке – его перегрузят сотрудники аэропорта.

Что такое электронный билет и как его купить?

Многие считают, что электронный билет – тот, что продается в Интернете. На самом деле это электронная запись в базе данных авиакомпании и купить его можно не только в Интернете, но и, например, в агентстве или в кассе. В этом случае продавец заполняет электронный бланк, а пассажиру выдает документ, подтверждающий оплату, и иногда распечатку его маршрута. Затем электронный билет передают в аэропорт через специальную сеть для обмена данными. На регистрации пассажир показывает сотрудникам авиакомпании свои документы, а те сверяют их с данными билетов. Для перевозчика электронный билет дешевле и проще в обслуживании, чем бумажный. Поэтому Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) решила внедрить новый тип билета во всех авиакомпаниях до 1 июля 2008 года. Скорее всего в России это произойдет немного позже.

Что такое аэропортовые сборы и почему они везде разные?

Каждый аэропорт берет с авиакомпаний плату за свои услуги (осуществление взлета и посадки, заправка топливом, обеспечение бортовым питанием). Во всех аэропортах размеры сборов разные – все зависит от политики и желаний конкретного аэропорта. Существуют и другие причины, так, например, размер сбора, который платят за взлет-посадку, определяется весом самолета. Чем он тяжелее, тем больше сбор. Взлетно-посадочная полоса все-таки дорогое сооружение.

Чем заняться в аэропорту во время пересадки

Крупные аэропорты давно соревнуются в количестве магазинов и ресторанов, однако в последние годы стало понятно: еды и покупок не достаточно – пассажирам нужны другие развлечения. В «чистой» зоне Терминала 1 лондонского АЭРОПОРТА ХИТРОУ (www.heathrowairport.com) есть салон красоты с парикмахерской и спа, который работает с 6:30 до 21:30 (+44(20)8745.6440). В Терминале 4 открыта мини-гостиница Yotel (+44(20)7100.1100, yotel.com) – в небольших комнатах с кроватью и душем вполне можно отдохнуть в ожидании стыковочного рейса. Цены – от 25 фунтов. В АЭРОПОРТУ МЮНХЕНА (www.munich-airport.de) следует, конечно же, пить пиво. Поддерживая статус Баварии, руководство аэропорта открыло в ресторане Airbräu маленькую пивоварню. Узнать о времени работы ресторана можно на www.airbraeu.de. Сингапурский АЭРОПОРТ ЧАНГИ (www.changiairport.com) предлагает пассажирам спа-центры со множеством услуг – от простого маникюра до массажа. В терминале 1 можно отдохнуть в Rainforest (www.rainforestbysats.com), в терминале 2 – в Plaza Premium Lounge (www.plaza-ppl.com). В Терминале 1 на третьем уровне есть даже бассейн – те, кто зарезервировал номер в Ambassador Transit Hotel, могут плескаться в нем бесплатно, остальным это удовольствие обойдется в 14 сингапурских долларов (www.airport-hotel.com.sg). Стокгольмский АЭРОПОРТ АРЛАНДА (www.arlanda.se) предлагает туристам не расслабляться между полетами, а немного поработать. Доступ к Интернету, копировальная аппаратура, факс, газеты и журналы – все это можно найти в бизнес-центре аэропорта. Комнату-офис бронировать заранее не нужно. Если вас интересуют подробности, можно связаться с бизнес-центром по телефону +46(8)797.6200 или по электронной почте: [email protected]. В самом большом аэропорту мира – ХАРТСФИЛД-ДЖЕКСОН (www.atlanta-airport.com) в Атланте все-таки стоит выбрать традиционные развлечения для туристов – покупки. При ограниченном бюджете спасет магазин Bijoux Terner в Терминале А с кучей всяких мелочей стоимостью до $10. Если впереди у вас долгое путешествие, стоит забежать в Brookestone в том же терминале – там можно купить что-нибудь полезное и посидеть в массажном кресле.

Можно ли вернуть всю стоимость билета, если от путешествия пришлось отказаться?

Деньги можно получить, только когда это предусмотрено вашим тарифом. Как правило, если билет недорогой, вам придется заплатить штраф. Билеты, приобретенные по специальным акциям, и вовсе «невозвратные». Это правило крупнейших международных авиакомпаний. В России не так давно были приняты новые нормы авиаперевозок. Теперь, если пассажир отказывается от полета более чем за 24 часа, перевозчик обязан вернуть ему полную стоимость проездного документа. Авиакомпаниям этот закон пришелся не по душе. Если его не отменят, дешевые билеты скорее всего исчезнут из продажи – они просто станут невыгодными. Кстати, международные перевозчики, выполняющие рейсы в Россию, вряд ли будут подчиняться новым правилам.

Что такое интерлайн и код-шеринг?

Интерлайн означает, что один перевозчик позволяет другому продавать билеты на свои рейсы и выписывать их на собственных бланках. Например, если авиакомпания, у которой вы покупаете билет в Индию, имеет интерлайн-соглашение с внутренним индийским перевозчиком, вам не придется по прилете бегать в поисках билетов, чтобы продолжить путешествие. При код-шеринге (от английского – code share, «делиться кодом») авиакомпании, выполняющие полеты по одному маршруту, присваивают рейсам два кода – свой и партнера – и продают билеты как на свои, так и на партнерские рейсы. Один из первых и самых известных примеров код-шеринга у нас в стране – партнерство «Аэрофлота» и Air France на маршруте Москва–Париж. Пассажиры, покупая билет в кассе одной из авиакомпаний, чаще всего не знают, на чьем самолете они полетят. Одним из основных условий таких соглашений является качество перевозки – оно должно максимально совпадать, чтобы никому не было обидно.

Как на регистрации выбирают места?

Пассажиров распределяют в салоне таким образом, чтобы соблюдалась центровка самолета в полете. Некоторые ряды могут отдаваться особым категориям путешественников: например, первый ряд в салоне эконом-класса нередко резервируется для пассажиров с детьми. Если же люди летят с пересадкой, то авиакомпании учитывают и этот аспект. Спешащих на следующий рейс стараются посадить как можно ближе к выходу.

Как зарегистрироваться на самолет самостоятельно

О традиционном способе регистрации на рейс рассказывать, наверное, не нужно. А вот новые методы не могут не заинтересовать путешественников, которые в последние годы все больше стремятся к самостоятельности. Многие аэропорты уже установили у себя специальные киоски – пассажир вводит в него свои данные и печатает посадочный талон. Сдать багаж можно двумя способами – либо отдать на стойку регистрации, либо распечатать багажный талон в том же киоске и поставить чемодан на ленту. В России свои киоски поставили «Аэрофлот» – в Шереметьеве, а также Lufthansa и British Airways – в Домодедове. Но одних киосков оказалось мало, и пассажирам предложили регистрироваться через Интернет – это значит, что выбрать место в самолете и распечатать посадочный талон можно перед выходом из дома. Другой вариант – пройти оформление с помощью мобильного телефона. В этом случае турист получает на телефон специальный бар-код, в котором зашифрована информация о его рейсе. Среди российских перевозчиков о запуске Интернет-регистрации уже заявила «Трансаэро», а вот телефонная регистрация появится нескоро – сначала необходимо оснастить аэропорты специальным оборудованием.

Крупнейшие мировые авиационные альянсы

STAR ALLIANCE www.staralliance.com Первый и на сегодняшний день самый большой в мире альянс, который был создан в 1997 году. Лидер – немецкая авиакомпания Lufthansa Участники: Air Canada, Air China (летает в Россию), Air New Zealand, ANA, Asiana Airlines, Austrian (летает в Россию), bmi (летает в Россию), LOT Polish Airlines (летает в Россию), SAS (летает в Россию), Shanghai Airlines, Singapore Airlines (летает в Россию), South Africa Airways, SpanAir (летает в Россию), Swiss (летает в Россию), TAP Portugal, Thai (летает в Россию), United, US Airways SKYTEAM www.skyteam.com Создан в 2000 году. Лидер – AirFrance Участники: «Аэрофлот» (единственная российская компания, вошедшая в мировой альянс), AeroMexico, KLM (летает в Россию), AlItalia (летает в Россию), China Southern (летает в Россию), Continental airlines, Czech airlines, Delta (летает в Россию), Korean Air (летает в Россию), NWA. ONEWORLD www.oneworld.com Создан в 1999 году. Лидер – British Airways. Участники: American Airways, Cathay Pacific (не летает в Россию, но тем не менее продает часть билетов на рейс Гонконг–Москва, который выполняет «Аэрофлот»), Finnair (летает в Россию), Iberia (летает в Россию), JAL Japan Airlines (летает в Россию), LAN, Malev (летает в Россию), Qantas, Royal Jordanian (летает в Россию).

Почему авиакомпании объединяются в альянсы и что это дает пассажирам?

Авиационные альянсы позволяют авиакомпаниям расширять собственные маршрутные сети, не открывая при этом новых рейсов. Заключив договоры с перевозчиками в других государствах (см. что такое интерлайн и код-шеринг), авиакомпании получают возможность оформлять своих путешественников на рейсы, которые выполняют их партнеры в других регионах. В альянсах, как правило, действуют единые поощрительные программы для пассажиров, что позволяет им набирать баллы, пользуясь услугами различных компаний в разных странах. Несмотря на массу преимуществ для клиентов, на авиационном рынке бытует мнение, что альянсы создаются для того, чтобы сдерживать потенциальных конкурентов.

Какой аэропорт называют хабом

Слово «хаб» взято из английского словосочетания hub and spoke – ось и спицы. Хабом называют аэропорт, в котором пересаживаются на другой рейс. За последние два десятилетия количество авиапассажиров во всем мире значительно выросло. Предлагая все новые и новые маршруты, авиакомпании поняли, что выстраивать маршрутную сеть с использованием стыковок выгоднее, чем летать из пункта А в пункт Б. Так рейсы стали спицами, а аэропорты – осью. Чтобы получить звание хаба, аэропорту мало выгодного географического положения и договоренности с авиакомпаниями. Необходимо составить удобное для стыковок расписание и разработать специальную технологию, которая позволит пассажирам максимально быстро пересаживаться из одного самолета в другой. Самый большой хаб в мире – аэропорт Хартсфилд-Джексон в Атланте (США), в Европе первенство удерживает лондонский Хитроу, а на континенте лидирует аэропорт Франкфурта-на-Майне. В Москве на звание хаба претендуют Шереметьево и Домодедово. Однако в Шереметьеве до сих пор международные и внутренние рейсы разведены по разным терминалам, которые находятся далеко друг от друга. Поэтому назвать его хабом можно будет лишь после того, как откроют третий терминал, в котором внутренние рейсы «Аэрофлота» наконец соединятся с внешними. Недостаток Домодедово – отсутствие базовой авиакомпании, которая смогла бы создать необходимую сеть маршрутов. В результате аэропорт пытается самостоятельно выстроить «спицы» в нужном порядке.

Как добраться до аэропорта и перемещаться между терминалами?

Попасть в аэропорт в любой точке мира становится все проще. К привычным такси и автобусу добавились метро и поезд, причем во многих странах ветка, ведущая в аэропорт, соединена с общей системой железнодорожного транспорта. Например, точное, как часы, расписание швейцарских железных дорог позволяет уже в аэропорту Цюриха составить дальнейший маршрут поездки по стране с несколькими пересадками. Поскольку аэропорты растут, у пассажиров появилась новая проблема: как перемещаться между терминалами. Чаще всего им на помощь приходят автобусы и специальные мини-поезда. Однако этого мало. В лондонском Хитроу сейчас тестируют систему электромобилей – небольшая машина, рассчитанная на четырех человек, перемещается по монорельсу и управляется при помощи небольшого пульта с несколькими кнопками. "Я устроилась бэбиситтером, чтобы зарабатывать на учебные полеты" Все началось с увлечения. После школы я занималась в аэроклубе в Санкт-Петербурге, потом попыталась поступить на штурманское отделение Академии гражданской авиации, но мне категорически отказали. Через год была вторая попытка – и снова отказ. Мое желание летать нашло отклик у моих друзей из Америки. Недалеко от их дома был небольшой аэродром c летной школой. Друзья договорились с несколькими соседскими семьями – им нужна была няня, таким образом я и зарабатывала на полеты. Я прошла стандартный для тысяч американских пилотов путь от обучения на одномоторном самолете Cessna 172, получения прав PPL (Private Pilot License) до стажировки на двухмоторном Beechcraft BC 9 в грузовой чартерной авиакомпании и получения коммерческих прав (CPL). Теоретически после этого можно было претендовать на работу в авиакомпании и летать на среднемагистральных самолетах типа Boeing 737. Однако после трагедии 11 сентября 2001 года многие авиакомпании в США обанкротились и в стране появилась армия безработных пилотов. Я вернулась в Россию, где на тот момент пилоты также не были востребованы. К тому же американские коммерческие права у нас не признаются, необходимо отлетать определенное количество часов и получить уже российское коммерческое свидетельство. Зная, что в России (в отличие от США и Европы) у пилота должно быть профильное высшее образование, я все-таки поступила в академию, правда, не на командный факультет, а на диспетчерский. Окончив академию по специальности «Диспетчер управления воздушным движением» и поработав в Домодедове и Пулкове, я наконец дождалась того времени, когда в России возник дефицит летного состава. Я взяла кредит, выполнила требуемые полеты и получила российское коммерческое свидетельство. После этого мне удалось найти работу в российской авиакомпании. Сейчас у девушек появилась возможность попасть в летные училища, правда, для этого придется приложить немало усилий. Хотя по собственному опыту могу сказать, что препятствия лишь убеждали меня в том, что я действительно хочу этим заниматься.