Как взлетает

Ульяновск: речной порт, история и современные реалии. В расписание движения теплоходов ульяновского речного порта включены новые рейсы Без дотаций как без воды

Ульяновск (ранее Симбирск) - город, расположенный в европейской части РФ, имеющий статус городского округа и расположенный на Приволжской возвышенности, на берегу Куйбышевского водохранилища, реки Волги и Свияги, ближе к слиянию русел. Датой основания населенного пункта считается 1648 год, на сегодняшний день в нем проживает около 620 тысяч человек.

Географические и климатические особенности

Территория города расположена на холмистой равнине. Высота над уровнем моря - от 80 до 160 метров. В правосторонней части населенного пункта чаще встречаются подъемы и спуски. Климат здесь умеренно континентальный, но немного суше, чем в центре страны. Среднегодовая атмосферная температура +5 градусов. В черте города расположен Ульяновский речной порт. Средняя продолжительность навигации на Волге - 195-200 суток. Порт является связующим звеном между другими видами транспорта: автомобильным и железнодорожным.

История появления

Еще в дореволюционной России город имел важное стратегическое значение, являясь центром хлебной торговли. Все погрузочно-разгрузочные работы в порту на тот момент велись вручную из-за сильной степени крутизны берега.

После окончания строительства который привел к углублению и расширению русла Волги, на территории порта развернулась стройка по возведению современного приёмо-отправочного речного пункта. С 1952 по 1961 года возвели дамбу и плотину высотой в 12 метров.

Уже в 60-е годы прошлого столетия начался расцвет речного порта Ульяновска, и его стали звать Расцвет предприятия пришелся на 80-е годы, объемы погрузочных и разгрузочных работ постоянно увеличивались (исчисление шло на миллионы тонн). Как большинство предприятий, в 90-е, порт стал приходить в упадок. Списывались судна, пассажиров перевозили от случая к случаю, но предприятие продолжало работать.

В начале 2000-х годов Ульяновский речной порт начал потихоньку оживать. Даже возобновились прогулки на теплоходах. В 2009 году теплоход ОМ-401 был отремонтирован, введен в эксплуатацию и бороздит водные просторы уже под новым именем - «Герой Юрий Эм». Также проводятся прогулки на теплоходе «Московский-20».

Туристические и прогулочные маршруты

Порт предлагает жителям и гостям города прогулочные рейсы по Куйбышевскому водохранилищу. За 1,5 часа можно увидеть два легендарных моста города - «Императорский (автомобильный и железнодорожный, построенный в 1916 году) и «Президентский» (возведенный в 2009 году)

Для желающих отдохнуть на «зеленой стоянке» и базе отдыха «Зеленый Яр», осуществляется регулярный туристический рейс, время в пути - 45 минут.

Теплоходы соответствуют современным понятиям комфортности, в салоне есть система кондиционирования и тепловентиляции.

На обоих теплоходах есть возможность провести праздничные мероприятия и фуршеты, включая свадьбы. «Герой Юрий Эм» вмещает на борт 108 человек, а «Московский-20» - 150 человек.

ОАО "Речпорт Ульяновск" предлагает фрахт судов на индивидуальные перевозки как в пределах Куйбышевского водохранилища, так и на более дальние рейсы. Туристическими маршрутами занимается компания «Симбирская гавань», которая ведет свою деятельность на территории порта.

Судоходная компания

Речной порт Ульяновска - это грузовые и пассажирские причалы. Территория имеет подкрановые пути и 11 портальных кранов (один из них грузоподъемностью в 100 тонн). Предприятие имеет в своей собственности складские площади в 4500 кв. м., из этих площадей 3 закрытых складских.

Порт, как и большинство предприятий страны, в 2000-е года был приватизирован. Нельзя сказать, что сразу же начался экономический подъем на предприятии, но все же некоторые улучшения есть.

Если сравнивать с 2000-ми годами, то на сегодняшний день объемы грузовых и пассажирских перевозок все же увеличились, с 8 тысяч до 15 910 тысяч тонн. А пассажиров перевозится уже в 2 раза больше, в «нулевые» это было всего лишь 15 тысяч, а сейчас 30 тысяч за навигационный сезон.

В 2000 году предприятие имело 5 буксировочных единиц, в 2016 году - уже 10. Барж тоже стало в 2 раза больше, ранее рабочих платформ было только 7, теперь 15.

Не стоит забывать, что большинство портов получают дотации из местного бюджета, к примеру, в Татарстане выделено 60 миллионов рублей, а в Самаре - 20 миллионов. Ульяновский речной порт не получил ни копейки из местного или федерального бюджета.

Современные проблемы

Не так давно руководство порта было ошарашено заявлением губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. Чиновник заявил, что необходимо вернуть в муниципальную собственность Ульяновский речной порт. В Ульяновске возмущены все, включая местных жителей, ведь это большой риск, что сотни сотрудников потеряют рабочие места.

Руководство порта справедливо возмущено, ведь местные власти не помогают абсолютно ничем. Порт самостоятельно поддерживает инфраструктуру, обучает персонал в других городах. По уверению администрации, на последнюю просьбу о решении вопроса с подъездными путями, местные власти предложили осуществить их ремонт за собственный счет. Отсутствие подъездных путей лишает возможности сотрудничать с грузоотправителями, в итоге от порта можно добраться только «убитой» дорогой по улице Нагорная. И это не единственные проблемы, с которыми, хочется верить, справится порт.

Пристань в Симбирске (с 1924 года Ульяновск) существовала издавна. До революции 1917 года город был важным центром хлебной торговли. Хотя в те годы имелось препятствие в виде неудобного немощённого, при высокой степени крутизны, подъёма от берега Волги вверх, в город. До 1924 года все погрузоразгрузочные работы в Симбирском (Ульяновском порту) выполнялись вручную.

После войны в связи с сооружением Волжской ГЭС и последующим углублением и расширением русла реки Волги в Ульяновске развернулось строительство современного речного порта. За период с 1952 по 1961 годы была сооружена огромная искусственная плотина высотой 12 метров, возведена дамба. Был сооружён новый грузовой порт в левобережье - Заволжский район .

В 1965 году вступил в эксплуатацию новый речной вокзал (на правом берегу Волги, в Железнодорожном районе . Он был построен из железобетона, стали и стекла и в нём были предусмотрены все удобства для пассажиров.

В 60-е годы Ульяновский речной порт стал портом пяти морей.

В 80-е годы, время расцвета порта, объём погрузо-разгрузочных работ в нём исчислялся миллионами тонн. Среди пассажирских судов были суда на подводных крыльях , на которых можно было достаточно быстро добраться в соседние волжские города (Казань, Куйбышев и другие) и населённые пункты области.

В начале 90-х порт стал приходить в упадок. Были списаны все суда на подводных крыльях, прекратились регулярные пассажирские перевозки. Но грузовой порт продолжал работу.

В конце 2000-х годов несколько оживилось такое направление, как прогулки на теплоходах. Для этого в 2009 году был заново введён в эксплуатацию теплоход ОМ-401 , переименованный в "Герой Юрий Эм". Был начат проект "Симбирская гавань".

Состав скоростного флота и годы эксплуатации:

  • «Метеор-18» (1963 - 19хх)
  • «Метеор-29» (1964 - 1984)
  • «Метеор-54» (1966 - 1986)
  • «Метеор-79» (1969 - 1991, с 1992 выведен из эксплуатации, разрезан в середине 90-х)
  • «Метеор-151» (1979 - 1994, с 1995 по 1998 года холодный отстой на территории ОАО "Ульяновский речной порт", разрезан в 1998 году)
  • «Метеор-180» (1983 - 1992, с 1993 по 1999 года холодный отстой на территории ОАО "Ульяновский речной порт", разрезан в 1999 году)
  • «Метеор-211» (1985 - 1998, с 1999 года холодный отстой на территории ОАО "Ульяновский речной порт")
  • «Метеор-216» (1986 - 1999, с 2000 года холодный отстой на территории ОАО "Ульяновский речной порт")
  • «Метеор-226» (1988 - 1992, с 1993 года холодный отстой на территории ОАО "Ульяновский речной порт")
  • «Комета-10» (1978 - 1991, с 1992 по 1996 сдавалась в аренду на Балтику, в 1997 года продана в Грецию)

Состав водоизмещающего флота и годы эксплуатации:

  • «МО-12» (19 - 19)
  • «МО-117» (19 - 19)
  • «ОМ-158» (19 - 19)
  • «ОМ-161» (19 - 19)
  • «ОМ-317» (19 - 19)
  • «ОМ-319» (19 - 19)
  • «ОМ-401» (19 - 19) (с 1996 находился на реконструкции, в 2009 году введен в эксплуатацию, переименован в "Герой Юрий ЭМ")
  • «Московский-20» (1988 - н.в.)
  • РАСПИСАНИЕ :
  • 1994 год причал №7
  • скоростные линии
  • Белый Яр - Казань - Белый Яр
  • 1995 год причал №5
  • скоростные линии
  • 1996 год причал №5
  • скоростные линии
  • Ульяновск - Казань - Ульяновск
  • Ульяновск - Набережные Челны
  • 1997 год причал №5
  • скоростные линии
  • Ульяновск - Казань - Ульяновск
  • 1998 год причал №5
  • скоростные линии
  • Ульяновск - Казань - Ульяновск
  • Ульяновск - Самара - Ульяновск
  • 1999 год причал №2
  • скоростные линии
  • Ульяновск - Тольятти - Ульяновск
  • 2006 год
  • Прогулочные рейсы причал №2
  • 2007 год
  • Прогулочные рейсы причал №2
  • 2008 год
  • Прогулочные рейсы причал №2
  • 2009 год
  • Прогулочные рейсы причал №7
  • 2010 год
  • Прогулочные рейсы причал №2

Речной вокзал: Ульяновск - Самара. Фоторепортаж.
«Симбирская гавань». Фантазиям и обещаниям 4 года

Я не буду занимать ваше время цифрами по пассажироперевозкам, по организации региональной доставки пассажиров по маршрутам пригородного сообщения, пассажироперевозками в города Поволжья и соседние регионы, круизами отдыхающих и туристов от Ульяновского речного вокзала. Их просто нет. Часовая прогулка по Волге от старого моста до нового или до Красного Яра, в случае набора необходимого количества пассажиров на теплоход, не считается ни туризмом, ни пассажироперевозками.

Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть на официальный сайт Ульяновского речного порта и посмотреть раздел «Туризм ». Не пассажироперевозки и туризм, не организация новых маршрутов, а проведение банкетов, фуршеты, зажигательный ведущий и модный ди-джей стали приоритетным направлением деятельности Ульяновского речного порта.

Что же планировали четыре года тому назад? Обратимся к цитатам из СМИ:

3 июля 2009 г «Ульяновская правда»
Ульяновский речной порт должен стать главным логистическим центром Приволжского федерального округа

В ближайшее время мы вплотную займемся изучением опыта других регионов по развитию речной отрасли. В рамках стратегического развития региона есть намерение превратить речной порт в главный транспортно-логистический центр с государственным финансовым участием, который будет соединять водными путями грузопотоки на Мордовию, Самару, республику Татарстан, - сказал губернатор Сергей Морозов на выездном совещании в Ульяновском речном порту.

На совещании был представлен проект «Симбирская гавань» Ульяновского речного порта, который направлен на развитие водного пассажирского транспорта, организацию на территории порта культурно-развлекательной инфраструктуры. Объем инвестиций превышает 105 млн. руб.

Обращаю ваше внимание на режим работы касс по продаже билетов. Одна касса работает круглосуточно:

Здесь нет турникета, нет электронного пропускника, нет охранников. Здесь свободный выход к причалу через эту дверь:

И я выхожу на причал, показываю вам всё, что вижу сам:

P.S.
Речной вокзал Казани (без 2-х метровых заборов) и со свободным доступом к причалу:

Речной вокзал Чебоксар:

Это заявление главы региона Сергея Морозова недавно облетело местные СМИ и вызвало у владельцев водного транспортного бизнеса большое удивление. Больше всего тем, что эту новость он сообщил не за столом переговоров, а через журналистов.

Специалисты недоумевают, как можно «вернуть» в госсобственность то, что и так ей принадлежит. Если речь идёт об инфраструктуре - причале и акватории, то они и так в ней находятся. Может, есть желание через лишение инфраструктуры сменить оператора, ведущего коммерческую деятельность в сфере грузовых и пассажирских перевозок? Но одного желания - даже при всём желании - недостаточно. Прежде не мешало бы подумать об экономических и социальных последствиях, главные из которых - потеря работы для сотен людей. Если заберут причал и акваторию, как будет работать грузовой порт? Да и не факт, что под эгидой региональной власти что-то отличное, от того что есть, создадут, учитывая «успешный» опыт организации, а потом громкого банкротства всевозможных ОГУПов.

Заказы - со стороны

Ульяновский речной порт был приватизирован так же, как и тысячи предприятий по всей стране. Под коммерческую деятельность переданы в аренду инфраструктурные объекты - причалы, акватория, здания, сооружения и так далее - и надо отметить, с неотъемлемым правом приватизации, которую владельцы речпорта могут осуществить в любое время после принятия на законодательном уровне регламента и механизма. И независимо от того, какая это собственность - федеральная или региональная.

Дали «удочку», чтобы ловить «рыбу» - развивать бизнес, создавать рабочие места, отчислять налоги и пополнять бюджеты всех уровней. Ульяновский речной порт стабильно работает, несмотря на отсутствие каких-либо дотаций. У нас даже нет возможности полноценно участвовать во внутриобластной кооперации. Ульяновская область не закупает у нас песок. Мы предлагаем хорошо очищенный, дважды мытый песок для дорожного строительства, а это качество и надёжность в эксплуатации. А может, ульяновские дороги - одни из худших в стране потому, что они используют некачественные материалы?.. Ищем заказчиков на стороне, добываем материалы для других регионов. Так, в 2014-2015 годах в Республику Чувашия поставили 1500 тыс. тонн отличного речного песка, в 2014 году в Татарстан - 950 тыс. тонн, в 2016 году в Самару - 1210,8 тыс. тонн. Заказ от Ульяновской области в 2014-2015 годах - ноль, в 2016 году - 36 тыс. тонн, - говорит председатель Совета директоров Ульяновского речного порта Юрий Колпаков .

В 2010 году построена «зелёная стоянка» в Красном Яре с удлинённым пирсом для швартовки теплоходов. Фото: Из личного архива/ Михаил Мишин

Можно строить нельзя

Как вы думаете, где поставить запятую?..

В свете «возвращения речпорта в госсобственность» говорится о привлечении инвесторов, вложения которых должны окупиться. А пока условия созданы только для спонсоров. Потому что в Ульяновске к порту дорог нет, вложений в обновление инфраструктуры и коммуникаций нет, подготовки кадров для речной отрасли нет. Ответ один: делайте сами, - поясняет председатель Совета директоров Юрий Колпаков. - Мы и делаем: кадры готовим за свой счёт в других городах, поддерживаем инфраструктуру и пригодном состоянии, дотируем за счёт прибыли от грузового порта пассажирские перевозки, в то время как в других регионах это делают на паритетных условиях с региональным бюджетом. В последний раз в ответ на письмо по проблеме отсутствия подъездных путей нам предложили собственными силами отремонтировать дорогу по улице Нагорной. Все бы хорошо, да только это единственный грузовой проезд, который не должен в отсутствие альтернативы быть в частных руках, и за что мы получим ещё одно обвинение, - утверждает Юрий Борисович. - Но и к власти будут дополнительные вопросы! В 2010 году для капитанов грузовых и пассажирских судов утвердили областную премию. Ежегодно на их поощрение и материальную поддержку званий «Лучшие работники речной отрасли Ульяновской области» выделялось 300 тыс. рублей, но недолго. С 2015 года эта региональная награда не вручалась.

Только вплавь

В речном порту шутят, что скоро до них добраться можно будет только вплавь. Больше 10 лет порт находится в перманентной изоляции. С 1998 по 2005 год закрывали на ремонт путепровод, и в это время от Ульяновска «отвернулись» и перестали заходить круизные теплоходы, потому что в город невозможно было проехать, убрали с маршрута общественный транспорт, десятилетиями не ремонтировалась пешеходная лестница. Справедливости ради надо сказать, что ремонт был сделан только в 2016 году.

А сегодня с портом из-за отсутствия подъездных путей в нормативном состоянии неохотно стали работать грузоотправители: Императорский мост для проезда грузового транспорта, «грузовая восьмёрка» на спуске Степана Разина закрыты. Остаётся только улица Нагорная - «бермудский треугольник» на суше, убитая дорога, где застревают КамАЗы.

Но и это ещё не всё. Теперь территорию Ульяновского речного порта до кучи включили в оползневую зону, которая ею не является и никогда не была. А это значит, что никакой реконструкции - кстати, к вопросам о ремонте речного вокзала и строительстве новых объектов - проводить нельзя, да и предприятие следовало бы прикрыть, ибо швартовка и погрузочные работы в таких местностях недопустимы. В то время как запретили заезжать в порт 40-тонным грузовикам, разрешено следование 3600-тонным железнодорожным составам…

В нашу гавань заходили корабли

То, что к нам не хотят заходить пассажирские суда из-за нашего речного порта - это неправда, - утверждает председатель Совета директоров Ульяновского порта. - Мы предоставляем комплексное обслуживание флота: принимаем на швартовку, даём воду, ГСМ, забираем отходы. Речпорт не достопримечательность и не туроператор - людям, покупающим путёвку на речной круиз интересно посмотреть город. И почему Ульяновск не вызывает интереса, на этот вопрос профессионально могут ответить только специалисты. Кстати, у нас фирм, организующих речные круизы, и вовсе нет. Правда, то, что по полтора часа заходят теплоходы в гавань через волнолом - это особенности акватории. Мы вышли с предложением к региональным властям о переносе пассажирского порта, как в других городах, в более удобное место - между Императорским и Президентским мостами, - рассказывает Юрий Борисович. - Там прямой подход для теплоходов, канатная дорога, лестница, выход сразу на набережную Венца. Это будет интересный подъём, экономия времени, и есть все шансы попасть в круизные маршруты. Ульяновский речной порт готов к частно-государственному партнёрству по реализации этого проекта: построить вокзал, пирс, их обслуживание.

В речном порту беспокоятся, что отсутствие подъездных путей для грузового транспорта приведёт к снижению результатов работы грузового порта, из прибыли которого финансируются пассажирские перевозки. Сегодня в нашем порту действуют прогулочные рейсы на двух теплоходах. За счёт собственных инвестиций в 2010 году построена «зелёная стоянка» в Красном Яре на берегу Волги, где, кстати, удлинённый пирс позволяет швартоваться всем типам теплоходов. Но нет внутриобластных и междугородних перевозок, как раньше.

Без дотаций как без воды

Давайте посмотрим на ситуацию здраво, - рассуждает Юрий Колпаков. - Теплоход - это не резиновая лодка, которая может бросить якорь где угодно. Для него должны быть созданы специальные условия швартовки: причал, углубление, обслуживание на пирсе. По области все причалы заброшены и замыты, пристани находятся в таких местах, куда и откуда людям просто неудобно добираться. Это одна причина. Вторая - у пассажирских перевозок должен быть заказчик, наверное, это власти, задача которых решать вопросы транспортного сообщения на деньги налогоплательщиков. Можно организовать внутриобластные речные маршруты при условии, если будут дотации из бюджета, в противном случае это ляжет финансовым бременем на пассажиров. Речной транспорт - не дешёвый. Вот вы готовы заплатить 1,5 тыс. рублей и идти 4-6 часов до населённого пункта в Ульяновской области, когда можно доехать на автобусе туда за 1-1,5 часа, например, за 200-300 рублей? Как вы думаете, будет пассажиропоток?..

Постоянно находясь на вилах у власти, скромные речники, так мало рассказывающие о себе в СМИ, не теряют бодрости духа. Да и некогда - впереди навигация. Как сойдёт лёд, откроется грузовое движение, а 1 мая по Волге пойдут прогулочные теплоходы…

Языком цифр

Эффективность бизнеса Ульяновского речного порта подтверждают цифры. С 2000-х годов объём грузовых и пассажирских перевозок увеличился в два раза - с 800 тыс. до 1591 тыс. тонн и с 15 тыс. до 30 тыс. пассажиров в навигацию. В разы возросла материально-техническая база порта: увеличен грузовой и пассажирский флот за счёт реконструкции и приобретения судов, количество перегрузочной техники, средств плавмеханизации. В 2000 году в распоряжении предприятия было 5 буксирных судов, в 2016 году - 10 , количество барж возросло с 7 до 15 единиц, их тоннаж - с 17,5 тыс. до 41 тыс. тонн, за счёт реконструкции второго пассажирского теплохода пассажировместимость сейчас составляет 260 человек вместо 155 .

На погрузо-разгрузочных работах задействовано 10 портальных кранов, пять фронтальных погрузчиков (был один) и две весовые (была одна). Для добычи нерудных строительных материалов втрое увеличен парк плавмеханизации - используются три земснаряда, три гидроперегружателя, а также два плавучих крана. Построено две площадки выгрузки песка, в том числе одна за пределами Ульяновской области, а не было ни одной. Получено ещё две лицензии на разработку песчаных карьеров. Увеличено количество видов деятельности - с трёх до пяти. В то время как в целом по России ежегодно закрываются или на грани развала по три грузовых порта. Пример тому - Нижегородский, Балаковский, в Кинешме. Пассажирские порты процветают благодаря дотациям. Татарстан - это 60 млн рублей, Чебоксары - 9 млн рублей, Самара - 20 млн рублей в год. Ульяновск - 0 . Так что прежде чем сравнивать порты, логично будет сравнить отношение к ним местной власти.

В расписание движения теплоходов Ульяновского речного порта включены полуторачасовой дневной рейс в 13.00 «Императорский мост - Президентский мост» и часовой вечерний рейс в 19.00 по Куйбышевскому водохранилищу.

Эти рейсы будут действовать до конца августа. Рейс «Речпорт - Императорский мост - Президентский мост» - прогулка по Волге продолжительностью 1,5 часа. В ходе нее можно увидеть легендарный железнодорожный «Императорский мост», возведенный в царские времена, а также современное инженерное сооружение «Президентский мост» - однин из крупнейших в Европе и один из самых крупных речных мостов в мире. Вечерний рейс по Куйбышевскому водохранилищу отправляется в 19.00, он предоставляет возможность тем, кто работает, желает завершить или продолжить программу отпускного или выходного дня отдыхом на Волге. Напомним, теплоходы Ульяновского речного порта «Московский-20» и «Герой Юрий Эм» ходят ежедневно. Каждый день в 11.00, 13.00, 15.00, 17.00 и 19.00 можно покататься по Куйбышевскому водохранилищу. С четверга по пятницу действуют вечерние рейсы в Красный Яр: утром в 9.00 и вечером в 17.00. Стоимость билетов: на прогулку по Куйбышевскому водохранилищу – 250-350 руб. для взрослых, 150-170 руб. для детей до 10 лет, дети до 5 лет – бесплатно; по маршруту «Ульяновск – Красный Яр - Ульяновск» - 350 руб. для взрослых, 170 руб. для детей до 10 лет, дети до 5 лет – бесплатно;