Перелеты

В вальпургиеву ночь на лысую гору лучше не ходить. Ведьмы всего мира готовятся к вальпургиевой ночи Бюджетный и интересный вариант до горы Брокен и обратно

В Германии и Скандинавских странах сегодня после заката солнца любители мистики начнут отмечать Вальпургиеву ночь. На традиционный праздник "нечистой силы" здесь собираются, прихватив с собой карнавальные костюмы, тысячи туристов и поклонников ведьм, чертей и колдунов из разных стран.

Вальпургиева ночь /Walpurgis Night/Walpurgisnacht/ - традиционный весенний фестиваль и наиболее значительный из языческих праздников, посвященных плодородию. Она всегда отмечалась в ночь с 30 апреля на 1 мая на большей части Центральной и Северной Европы. Так древние германцы и скандинавы приветствовали расцветающую весну.

Само название "Вальпургиевой ночи" связано с именем святой Вальпурги, Уимбурнской монахини, приехавшей из Англии в Германию в 748 году для основания монастыря. Она пользовалась большой популярностью, и скоро ее начали почитать как святую. В Германии Вальпургу считали покровительницей моряков, целительницей, изгоняющей злых духов. На месте ее могилы в скале мироточило "целебное святое масло", помогавшее людям изгонять бесов. В римском списке святых ее день приходится на 1 мая.

В средневековье было поверье, что Вальпургиева ночь - время пиршества ведьм в Германии и Скандинавии. Люди верили, что ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах и плясках.

Сейчас многие полагают, что центр этого буйного праздника - гора Брокен в Гарце. Шабаш ведьм собравшиеся отметят, переодевшись в нечисть, прыгая вокруг костров, изгоняя злых духов, танцуя вокруг волшебного "майского дерева".


Россиянам Вальпургиева ночь известна еще с детской сказки "Маленькая колдунья", где главная героиня пытается попасть на главное сборище ведьм, но ее оттуда изгоняют. Если верить старинной легенде, маленьким на этом празднике и впрямь не было места, ведь ведьмы собирались в Гарце ради оргий. Воспользовавшись специальной мазью, колдуньи летели в Блоксберг, к горе Броккен, на метлах, кошках и козлах и там чествовали своего покровителя, дьявола, который являлся им в образе рогатого. Чтобы укрепить и продлить действие своего пакта с нечистой силой, участницы шабаша выстраивались в очередь и целовали козла в пятую точку.


Поэтизировал старинные верования о шабаше ведьм Иоганн Вольфганг фон Гете в своем бессмертном "Фаусте":

На Брокен ведьмы тянут в ряд.
Овес взошел, ячмень не сжат.
Там Уриан, князь мракобесья
Красуется у поднебесья.
...По воздуху летит отряд,
Козлы и всадницы смердят...

Немудрено, что в средневековье любая знахарка, умевшая готовить мази, могла быть запросто отнесена к числу ведьм. Так погибали от рук инквизиции остатки языческих верований. Впрочем, по современным гуляниям на Вальпургиеву ночь становится ясно, что темные страницы европейской истории манят очень многих.

Дохристианские жители Гарца справляли 30 апреля наступление весны, а также свадьбу Вотана (германского верховного божества), принося многочисленные жертвы. Первое мая считалось у них началом лета. В этот день они наряжались в костюмы и, разводя огонь, изгоняли злых духов. Потом в процессе христианизации изменилось и название праздника, и его смысловая нагрузка. Теперь он сочетает в себе языческие германские и кельтские традиции с католическими. Разобраться, где начинается одно и заканчивается другое, уже практически невозможно.

Праздник получил свое современное название от святой Вальпургии. Вальпургия была монахиней ордена святого Бенедикта. Она родилась в 710 году в семье святого Ричарда и королевы Вунны в Англии и стала впоследствии аббатисой монастыря Хайденхайм. Вальпургия была святой защитницей от чумы, кашля, сумасшествия, голода. Она также считалась покровительницей крестьянок и молодых девушек.

Вальпургиева ночь отмечается с шумом и по сей день: туристы со всей Германии, разодетые в чертей и ведьм, собираются на самой высокой горе Гарца Брокене. Все начинается с танцев, затем разводятся гигантские костры. Частенько устраиваются фейерверки. Иногда этот день еще называют "танцем в май" ("Tanz in den Mai"). Сочетание магии, языческих обычаев и эротики привлекает людей всех возрастов. Во многих местах, где справляется праздник, в программе также значатся выборы майской королевы. Кстати, первые импровизированные ведьминские гуляния, где в шуточном шабаше участвовали переодетые в ведьм и чертей люди, состоялись еще в 1896 году.


В то же время многие традиции связаны со страхом перед нечистью и желанием оградить себя от ее буйства. Так, дворы крестьянских домов в старину защищали с помощью сложенных прутьев и веников. Кресты и пучки травы закреплялись гвоздями на дверях домов, веники ставились хворостом вверх, ночью громко звонили в колокола. Чтобы защитить скот, на пороги хлевов сыпали освященную соль.

Многие древние вальпургиевы ритуалы до сих пор встречаются в крестьянском быту. Во многих областях Германии 30 апреля разводят ведьмин огонь (Das Hexenfeuer), с помощью которого изгоняют злых духов. Сохранилась также традиция прохождения меж двух огней, пламя которых должно очищать и защищать от инфекций. Иногда молодые люди прыгают через костер, держась за руки. В Вальпургиеву ночь по традиции юноши ставят во дворе своих возлюбленных подарочные березы. Огромное дерево, украшенное цветными бумажными лентами и символизирующее плодородие, водружается и посреди деревни. Вокруг него танцуют жители.

В Ирландии и Шотландии в Вальпургиеву ночь празднуется Белтайн, названный так в честь бога Белена. В старом кельтском календаре это начало лета - так же, как Хеллоуин считается началом зимы. Здесь тоже жгут костры, а дома и сады украшают цветами.

Вальпургиева ночь вобрала в себя в целом множество различных исторических и традиционных элементов. Чем же является их, скажем так, энергоинформационная составляющая?..

Во-первых, праздник вальпургиевой ночи - основной ведьминский шабаш и одновременно - важное торжество в язычестве, связанное с плодородием. Это период, когда людьми обретаются новые силы и осуществляются самые дерзновенные желания. Внешне в некотором роде действо напоминает Хэллоуин: оба этих разных по времени мистических праздненства сопровождаются присутствием разного рода ряженых, символизирующих тех или иных персонажей из разряда нечистой силы и загробных жителей. Но происхождение вальпургиевой ночи все же несколько иное.

Что означает это слово и почему ночь вальпургиева?

Выражение вальпургиева ночь буквально обозначает ночь ведьм или ведьмин костер . Произносится слово с ударением на «у». Это языческое действо берет, как думают многие, свое начало еще в Древнем Риме и связано с шабашами ведьм, хотя официально оно упоминается, начиная с протоколов средневековой инквизиции.

О том, что в Вальпургиеву ночь на свое главное пиршество, проводимое на вершинах горных склонов, слеталась верхом на метлах ведьминская элита со всей Германии и Скандинавии, гласит также известное средневековое поверье. Пируя на популярной Лысой горе Броккен, - выражение Лысая гора в переводе означает Голгофа - ведмы и дьяволы всеми силами старались воспрепятствовать началу весны, насылая порчу на скотину и людей.


Поэтому накануне жители сел и деревень проводили магические церемонии с целью изгнания ведьм, повсеместно разжигая костры и сжигая на них ведьмины чучела. Они обходили соседние дома с зажженными факелами, звонили в церковные колокола и проч., чтобы навсегда выкурить из своих сел ведьм и разную нечисть. Обычная лесная трава обретала в это время чудотворную силу, и травники-знахари пополняли в этот период свои травяные запасы.

Впрочем, место празднования вальпургиевой ночи может быть у разных народах разным, но традиционно это действо проводится под открытым небом: в лесах, на возвышенностях или на просторных лесных полянах возле водоемов.

Что такое вальпургиева ночь? История праздника

Таким образом, зародившись еще в языческие времена и неся на себе отпечаток древних языческих традиций и поверий, праздник плодородия, когда люди, задабривая богов, ритуально молились об урожае и здоровом потомстве, плавно перешел и в последующую эпоху. С той лишь разницей, что усилиями церкви все его языческие атрибуты были стерты или заменены христианскими.

Кстати, еще одно его название, Живин день, как здесь уже упоминалось, связан как раз с именем Живы, богини плодородия. Ведь само слово жизнь называлось раньше живот , символизируя тем самым понятия тела, имущества и самого человеческого существования как такового.

В христианскую эпоху богиню Жива сменила Параскева Пятница. Ее функции и атрибуты напоминают также аналогичные свойства еще одной языческой богини -Макошь, богини судьбы; (в Скандинавии - богини Норн).

Интересно, что не миновал этот праздник и мусульман: ночь, когда вершатся судьбы в этой религии (Лейлят-аль-Кадр) и когда, встречая солнечный восход, мусульмане загадывают свои желания, приходитя как раз на 30 апреля - 1 мая, что плавно возвращает нас с вами к теме Вальпургиевой ночи.

Вальпургиева ночь в других календарях

В ночь с 30 апреля на 1 мая Вальпургиева ночь отмечается в странах Центральной и Северной Европы. Эта традиция восходит к кельтским временам и к их восьми праздненствам, что условно делили год соответственно примерно на восемь же одинаковых частей, в зависимости от положения солнца по отношению к земде. Так существовало понятие зимнего (Йоль) и летнего солнцестояния.

Кроме этого праздновались также:

  • Имбаэлк (Имболк) или, по-скандинавски, - День Сурка, (в России - Сретенье): время, когда зима встречалась с весной;
  • Вальпургиева ночь (или Живин день), предваряющая праздник Бельтэйн (30 апреля): конец зимы и начало лета;
  • Самайн (Хеллоуин) 31 ноября или День всех святых в христианской традиции, обозначавший конец летнего периода и начало нового года у кельтов;

Вальпургиева ночь, отмечавшаяся накануне праздника Бельтэйн (Бельтана), проводилась в ночь на 1 мая и ознаменовывала собой переход от зимы к лету с его большим летним солнцем; Хэллоуин же, наоборот, венчал собою наступление зимы, то есть в ночь перед первым ноября открывал живущим, так же, как и вальпургиева ночь, врата в загробный мир.

Название Вальпургиева ночь

этому праздненству было позже присвоено немцами в честь святой Вальпургии (Вальбурга, Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Буга, Годурж). Этот пресонаж является реальной исторической фигурой, родившейся в знатной британской семье: Вальпургия была дочерью одного из королей Западной Саксонии.

Тридцать семь лет своей жизни Вальпургия провела в Уинборнском монастыре. Здесь она в совершенстве изучила многие иностранные языки, рассказывая с их помощью другим народам о путешествиях своего брата: поэтому ее считают еще и одной из первых писательниц Европы.

Из монастыря в Германию в качеств миссионерки по созданию сети немецких монастырей Вальпургия отправилась морем, и по пути их корабль настиг страшный шторм. И - монахиня, упав на колени на палубе, тут же его успокоила!.. - И это было первым чудом, ею сотворенным, после чего в Германии посланницу встретили с благоговением.

Через сто лет так случилось, что могила аббатисы была осквернена: и в одну из ночей ее негодующая тень поднялась из могилы…

В результате Вальпургию канонизировали, причислили к лику святых и назвали ее именем вышеупомянутый языческий праздник Вальпургиевой ночи.

Как празднуют вальпургиеву ночь?

Хотя, как мы видим, общие признаки и приметы этого праздника во многом схожи, тем не менее, издревле везде его отмечают по-разному.

  • С целью освобождения от накопившегося за зиму мусора, душевного обновления и скорейшего привлечения весны в Скандинавии, например, жгут костры, лакомятся гравлаксом - свежим лососем, маринованым с добавлением соли, сахара и укропа.
  • В Чехии накануне Вальпургиевой ночи посыпают порог песком или забрасывают травой, чтобы всякая загробная нечисть не могла запросто войти в дом, не пересчитав по пути все препятствия в виде песчинок или травинок.
  • В немецкой Баварии люди, защищаясь от злых духов, посещающих вальпургиевой ночью землю, вымазывают зубной пастой ручки дверей, переносят даже в другие места комнатные двери и вытаскивают из ботинок шнурки…

И почти повсеместно - с заходом солнца, молодежь начинает кричать; веселится и взрывает петарды, создавая шум, отгоняющий злых духов…

С точки зрения эзотерической , как уже отмечалось, Вальпургиева ночь - есть некое наложение различных традиций, создающих общее восприятие единой и целостной картины мистического торжества. И действительно, получается, что в одну и ту же ночь в разных частях света люди с разными религиозными и мистическими взглядами одновременно совершают похожие обряды… И если суть этих обрядов не противоречит друг другу, это придает всему действу еще большую мистическую силу и энергетику.

В ситуации же, когда одна традиция, например, враждует с другой, может начаться так называемая война эгрэгоров. К примеру, в Иерусалиме выстроена даже особая специализирующаяся на паломничестве и паломниках психиатрическая клиника: во время религиозных праздников, как замечено, начинается особенно сильная волна психиатрических обострений.

Сон в Вальпургиеву ночь или Золотая свадьба Оберона и Титании

А я б взошел наверх бугра.
Там весь ваш цвет в разгаре пьянства,
Все дьявольское атаманство,
И сатана у самых круч
Ко многим тайнам держит ключ (3, с. 183), -

(говорит Фауст Мефистофелю).

Описание сцен Вальпургиевой ночи в «Фаусте» Гете подтверждает всё вышеизложенное: великий автор живописует своим неумирающим словом участие простого смертного в мистическом шабаше загробных духов.

Этот уникальный фрагмент вечного произведения великого Гете был окончательно дописан в 1806-м году. Прототипом героя Гете, участвовавшего в вальпургиевском шабаше, послужил враждебно настроенный к Гете и Шиллеру немецкий литературный деятель Кристоф Фридрих Николаи по прозвищу Задопровидец. Этим не весьма лестным именем Гете снабдил коллегу по цеху после того, как тот рассказал в своей публикации, как он избавился от галлюцинаций, приставив себе пиявки на ягодицы. И, что весьма мило, статья эта была зачитана во всеуслышание на заседании Академии Наук в Берлине. Далее в Фаусте, в эпизоде «Классическая Вальпургиева ночь» описаны уже элементы собственно древнегреческой мифологии.

…Что же касается снов в этот мистический период, - то они вещие.

Вальпургиева ночь в России


Праздник этот на Руси в том виде, как его праздновали в Европе, не был особенно распространен. Несмотря на это, сведения о нем можно найти у известного русского фольклориста Александра Афанасьева в книге «Поэтические воззрения славян на природу».

Каждая ведьма является на праздненство вместе с своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил - Сатана, в образе козла с черным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высоком стуле или на большом каменном столе посредине собрания. -писал он.

В этот же период - в ночь с 30 апреля на 1 мая - у нас тоже сжигают мусор, накопившийся за зиму; обращаются с просьбой об урожае к богине плодородия; собирают целебные травы, а также - загадывают желания, записывая их на ярких ленточках или бумажных полосках, которыми украшается потом майский шест. Раньше это шест попросту предавали огню - чтобы послание достигло таким образом богов, теперь же все эти ленточки и плоски развешивают на ветвях деревьев.

В сущности, Российская версия Вальпургиевой ночи больше схожа с римским аналогом этого торжества, когда в честь богини плодородия каждую весну устраиваются шумные мероприятия с вином, играми и развлечениями. И, тем не менее, надо отметить, что более популярными аналогами Вальпургиевой ночи на Руси стали все же праздники Ивана Купалы и, теперь уже, - Хеллоуина.

Привет, дорогие читатели. По легенде, здесь каждый год весной собираются ведьмы на шабаш в честь Вальпургиевой ночи, что отражено у Гёте в «Фаусте». Это гора Брокен. Своей мрачной красотой она привлекает тысячи туристов. Хотя на деле, она оказалась совсем не мрачная, с живописной экологической тропой через лес и реку, с черничными полянами и чистейшим воздухом. У ее подножия родился известный микробиолог Роберт Кох.

Гора Брокен (Brocken) расположена на территории Германии, земле Саксония-Анхальт, в национальном парке Гарц. Гарц является важным природным объектом. Находится под охраной ЮНЕСКО.

Схема национального парка Гарц

Ехать сюда стоит минимум на день, чтобы посмотреть музей и вышку на вершине, спокойно спуститься по каменистой тропе, через лес и речку. Насладиться прогулкой, зайти в городок Ширке, где куча кафешек и ресторанчиков с традиционной едой, местными сортами пива и знаменитым шнапсом Ширкер Фойерштайн (Ширкский огненный камень).

Памятник местному Schierker Feuerstain. Напиток настоян на травах. Крепкий.

Климат и необычные явления

Брокен — самая высокая точка Гарца — 1141,1 м.

Есть у этой горы также другие названия: Блоксберг, Брокесберг или Брохельсберг.

Климат здесь суров. Почти круглый год гору окутывает густой туман, зимой температура воздуха может опускаться до -28°C. Такие погодные условия похожи на климат Исландии с очень коротким летом и длинной зимой.

Более того, здесь, на горе, наблюдается очень интересный оптический эффект. Вокруг человека может появляться радужный ореол. Это, так называемый, брокенский спектр, который был описан Иоанном Зильбершлагом.

Вальпургиева ночь

По легенде на Брокен слетались ведьмы, дабы устроить шабаш с жертвоприношениями, вызовом Князя Тьмы и огромными столбами адского пламени.

Мрачный лес

Довольно мрачные куски леса встречаются и на экологической тропе, по которой идёт спуск к городку Ширке.

Вальпургиева ночь - это главный шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников, посвященных плодородию. Это праздник, почтить который вниманием обязана каждая уважающая себя ведьма.

Немцы обожают традиции, к тому же это – повод собрать туристов, повеселиться и заработать. Так что эту ночь здесь любят и ежегодно отмечают.

Ведьмы присутствуют везде — местный колорит.

По сути, праздник является аналогом американского Хэллоуина. Люди, наряженные всевозможной нечистью, поднимаются на вершину горы, которая называется Хексенплатц. И там веселятся до упада.

Ну а заканчивается все это масштабным огненным шоу, которое символизирует победу над злыми духами, очищение окрестностей города от нечисти.

Конечно, и без Вальпургиевой ночи здесь есть, что посмотреть. Например, посетить музей. И даже полетать на метле. Но мы не будем раскрывать всех секретов. Пусть это останется для вас небольшой интригой.

Исторические факты

Гора получила довольно широкую популярность в XV веке. В последующие века ей интересовались самые разные люди, сообщества и общества.

Через неё лежала королевская дорога, по которой путешествовали короли и кайзеры. Необычные природные условия и явления привлекали сюда исследователей.

Главные изменения на горе Брокен

И сейчас есть прогулочные тропы, которые так и называются «Дорога ведьм», ведущая к Хексентанцплатц (танцпол на Хексене) и дорога Кайзера и королей». Вдоль королевской тропы расположены площадки, с которых открываются великолепные природные виды.

Саксония-Анхальт. Вид с горы Брокен

Брокен приковывала внимание не только исследователей, — путешественники издавна облюбовали это местечко.

К примеру, сюда неоднократно поднимался Гёте. Большим поклонником этого места был и другой немецкий поэт Генрих Гейне.

Памятник великому немецкому поэту Хайнриху Хайне (Генрих Гейне)

В XIX столетии здесь располагался генеральный штаб Пруссии. Во время разделения Германии правительство страны по достоинству оценило выгодное расположение горы. И здесь была построена база Министерства государственной безопасности ГДР или Штази.

На вершине горы Брокен

На горе базировались и советские радиоразведчики.

Сейчас Брокен – туристическое место с гостиницей, телевышкой, метеорологической станцией, ресторанами и станцией железной дороги.

Дизельный локомотив и поезд в Брокен

В здании, ранее принадлежавшем Штази, находится музей. Его экспозиция посвящена природе Гарца, истории телевидения ГДР а также границе ГДР и ФРГ, которая здесь пролегала.

Здесь проходила граница между Восточной и Западной Германией.

Наверху горы ветер, льнущая к земле трава и множество мелких камней, создающих впечатление, что здесь кто-то основательно порезвился.

На горе множество камней разного размера. Кто их раскидал?

В самой высшей точке, на высоте 1141,1 м стоит главный камень.

Самая высокая точка горы

А вокруг него плиты с названиями городов, указывающие направление, в котором находится город и расстояние от камня до города.

Вот дружная группа. То ли греется, то ли заклинание произносит.

Весёлая группа туристов

Лесная тропа на Ширке

С вершины открываются просторы Саксонии — леса, невысокие горы и прогулочные тропы.

Перекрёсток прогулочных троп на горе Брокен


Начало спуска с горы

Кажется, что здесь легко заблудиться.

Куда пойдём: в Ильзенбург или Ширке?

Но это только кажется. На каждом повороте с немецкой точностью выставлены подробные указатели с направлением, указывающим ближайшие населённые пункты, тропы, какие они.

Мы выбрали направление на Ширке, а в симпатичный городок Ильзенбург поехали на машине на следующий день.

Подробные указатели

Мы решили идти в Ширке. Сначала шли вдвоём, остальные люди с горы как-то незаметно разошлись по тропинкам. Потом вышли на асфальтированную дорогу. По ней можно на автомобиле добраться до Брокен.

Машины встречались редко, а вот народ отдыхал, как мог. Кто шёл налегке, кто с рюкзачками, кто со скандинавскими палками, кто на велосипедах.

Скандинавская ходьба. Кстати, идти по асфальту не слишком-то удобно. Трасса так себе.


Велосипедистам раздолье. Особенно приятно ехать с горы.

Были и такие, кто отправился в Ширке на повозке, запряженной лошадьми. Животные похожи на особый вид саксонских лошадей, которых впрягали в свои обозы первые поселенцы Саксонии. Сейчас немцы восстанавливают поголовье этих традиционных животных.

Саксонская повозка возит туристов в Ширке.

Через некоторое время появилось ответвление вправо – на экологическую тропу.

Кусочек эко тропы


Место для отдыха на тропе. Есть скамейки, столики, чтобы перекусить и туалеты.

Досчатый настил и камни – это тропинка, ведущая через лес вниз.

Тоже кусочек эко тропы.

Очень много детей, семей, особенно пап, которые что-то рассказывают и объясняют своим детям.

Папа вывез детей на природу.

Все, идущие рядом или навстречу люди, здороваются. Мы сначала не поняли, решили, что человек обознался, но к счастью быстро догадались, что к чему. Достаточно улыбнуться и сказать «морген».

Когда светит солнце, то даже мрачный лес похож на сказочную картинку.

По дороге встречаются стенды с описанием пород деревьев местности и их возрастом, есть и информация для детей.

Рассказы для детей написаны на белой «таблетке».

Периодически мы наталкивались на такие столбики с вороном. Внутри маленькие рассказы для детей.

И, наконец, у реки мы обнаружили полянки черники. Видимо её нельзя есть, т.к. это – экологическая тропа. Но мы не удержались.

Ширке

Спуск занял что-то коло часа или полутора часов. Дорога вывела в маленький городок Ширке.

Каменный мост через речку и дорога на Ширке.


Дорога идёт вдоль этой маленькой спокойной речки.

Здесь есть старинные здания и церковь из камня, встречается традиционный фахверк. Много ресторанчиков и кафе с традиционной едой, местным пивом и шнапсом.

Здание с элементами Фахверка


Дом каменный, но и здесь присутствует традиционный декор.


О! А вот и наша повозка с Брокен!

Гордость Саксонии – шнапс Schierker Feuerstain. Крепкий и вкусный.

В Ширке много домиков с вывесками «сдаётся». Туристы любят эти места. Летом можно гулять по лесу и заниматься скандинавской ходьбой, зимой кататься на лыжах со склонов.


Вид на Ширке от городской церкви.


Современные дома. Довольно много квартир сдаётся.

Место очень понравилось. Не зря мы заприметили его ещё в первую поездку по Германии, но решили зимой в Гарц не ехать. Оставили на лето)

Сколько стоит поезд на Брокен

  • Цена билета в одну сторону стоит 25 евро. В обе стороны 38 евро.
  • Цена детского билета (от 6 до 11 лет) в одну сторону — 13 евро. В обе стороны - 19 евро.

Из какого бы города вы не отправились на гору Брокен (Вернигероде, Кведлинбург, Нордхаузен), стоимость билета будет одинакова.

Еще можно купить билеты на официальном сайте компании:

  • в одну сторону — 24 евро
  • в обе стороны — 37 евро.
  • детский — 12 евро в одну сторону. 18,50 евро в обе стороны.

Но в этом случае нужно будет заплатить комиссию в 1,5 евро.

Бюджетный и интересный вариант до горы Брокен и обратно

Можно выбрать наш вариант:

  1. Мы купили билет в одну сторону до горы Брокен за 25 евро.
  2. Обратно с горы мы спустились по экологической тропе до Ширке (примерно 1,5-3 часа прогулки). В Ширке мы пообедали в уютном ресторанчике, прогулялись по городку и сели на автобус №257 до Вернигероде.

Автобус ходит каждые 30-40 минут. Время в пути 20-25 минут. Стоимость билета на автобус примерно 3-4 евро с человека.

Из Ширке еще ходит автобус №325.

Добраться до Брокен можно поездом из Вернигероде, Кведлинбурга или Нордхаузена. Об этом дальше.

Лучше всего выезжать утром. Тогда вагоны почти пустые, а значит, вы сможете спокойно поснимать пейзажи из окна.

Поезд хоть и выглядит просто, но продуман: есть спуск для колясок. Люди с ограниченной подвижностью тоже могут путешествовать.

Кроме того, утром вы сможете увидеть гору в тумане. Без него во всей красе — ближе к вечеру.

Если хотите избежать толп туристов, лучше всего отправляться сюда в конце сентября – начале октября.

Еще один плюс к копилке утренних путешествий – возможность припарковать автомобиль на стоянке рядом со станцией. Если вы едете на машине.

Еще один очень важный момент! На горе холодно и ветрено, мы замёрзли. Берите тёплый свитер и обязательно ветровку. Уши тоже стоит прикрыть.

Мечта сбылась — мы на Брокен.

Как добраться

Удобно добираться из Вернигероде. Так сделали мы. Из Кведлинбурга и Хальберштадта. От Гослара до горы вообще 18 км.

Прямых беспересадочных рейсов до Брокен много. Можно поехать через Ширке. Вся дорога на прямом поезде из Вернигероде займет у вас 1 час 40 минут.

Мы воспользовались поездом. Этот дизельный локомотив – своего рода легенда.

Дорога поезда проходит по живописным местам, прямо через лес.

Его любят, в Вернигероде возле депо есть даже смотровая площадка. И на ней кто-нибудь да стоит, — любуется стальными конями.

Брокен на карте

Будьте бодры и здоровы) А мы готовы помогать вам путешествовать и дальше. До скорых встреч.

Каждая ведьма является на празднество вместе с своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил - Сатана, в обра­зе козла с чёрным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высо­ком стуле или на большом каменном столе посредине собрания. Все присутствую­щие на сходке заявляют перед ним свою покорность коленопреклонением и цело­ванием. Сатана с особенной благосклонностью обращается к одной ведьме, которая в кругу чародеек играет первенствующую роль и в которой нетрудно узнать их ко­ролеву (hexenkönigin). Слетаясь из разных стран и областей, нечистые духи и ведь­мы докладывают, что сделали они злого, и сговариваются на новые козни; когда са­тана недоволен чьими проделками, он наказует виновных ударами. Затем, при све­те факелов, возжженных от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: с жадностью пожирают лошадиное мясо и другие яства, без хлеба и соли, а приготовленные напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начинается бешеная пляска, под звуки необыкно­венной музыки. Музыкант сидит на дереве; вместо волынки или скрипки он де­ржит лошадиную голову, а дудкою или смычком ему служит то простая палка, то кошачий хвост. Ведьмы, схватываясь с бесами за руки, с диким весельем и бес­стыдными жестами прыгают, вертятся и водят хороводы. На следующее утро на местах их плясок бывают видны на траве круги, как бы протоптанные коровьими и козьими ногами.

- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу

Поверье это, отражённое также Гёте в трагедии «Фауст », сложилось около конца VIII века , вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-е мая с особой торжественностью праздновалось язычниками , то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства , несмотря на строгий запрет, продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, то есть песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры , дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Джон Колер упоминает эти празднования в 1603 году , далее в том же XVII веке, но уже во второй половине, встречается упоминание у Иоганна Преториуса .

Согласно поверьям, такие же сборища ведьм бывают на Рождест­венские ночи , накануне великого поста (нем. fastnacht ), на Светлой неделе , на вешний Юрьев день (у восточных славян), 1 мая (у немцев), и на Иванову ночь .

Традиции у европейских народов

У итальянцев в последний вечер апреля или 1 мая компании деревенских юношей ходят от дома к дому. Они носят зелёную ветвь (итал. majo, maggio ), украшенную цветными лентами и свежими цветами, поют песню, в которой возвещают о приходе весны, и просят подношений. Кое-где в один из майских вечеров парни кладут зелёную ветвь у входа в дом своей милой. Это является формой предложения. Если девушка согласна выйти за него замуж, она берёт эту ветвь в дом. В противном случае выбрасывает её на дорогу. В Сицилии все от мала до велика 1 мая идут на луга. Там они собирают цветы (жёлтые ромашки) и делают из них букеты, венки и гирлянды. Затем направляются к часовням, где высказывают свои заветные желания. Сицилийцы считают, что эти ромашки должны принести счастье и здоровье.

У словаков и чехов в ночь перед первым маем юноши ставят деревца - «май» (словацк. maj ). Это высокое хвойное дерево (пихта или ель), очищенная от коры, с оставленной наверху кроной. Верхушку дерева украшают разноцветными лентами, платками, калачиками. Ниже кроны подвешивают широкий венок из весенних цветов. В каждом селе ставится несколько таких деревцев, самое высокое из них - на главной деревенской площади. Кроме того, каждый юноша ставит деревце (обычно берёзку) перед домом своей девушки. Под маем на главной площади устраивалась первая молодёжная «музы́ка» на открытом воздухе. Парни с небольшим деревцем ходили по домам с колядками и приглашали девушек на танцы. За это приглашение девушки должны были одаривать юношей .

У лужичан к первому мая приурочен обычай установления майского деревом и поверья, связанные с верой в ведьм. Накануне 1 мая юноши рубили в лесу высокую сосну или ель, приносили ночью в село, очищали ствол, оставляя зелёной верхушку, и затем украшали венком, цветными лентами, деревянным крестом и до восхода водружали на центральной площади. Утром под этим деревом устраивался праздник с танцами. Лужичане верили, что под 1 мая ведьмы слетаются на свой шабаш и в это время они особенно опасны. Для защиты применялись разные меры: рисовали кресты на дверях, клали метлу на пороге, вешали зелёные ветки, били камнями по металлу, окуривали хлев; старались не оставлять вне дома молоко и домашнюю утварь. Был обычай «жечь ведьм» (khodojty palić ): парни с горящими мётлами в руках бежали в поле, бросали мётлы в воздух.

У хорватов и словенцев в некоторых местностях накануне 1 мая устраивались ритуальные шествия детей и молодёжи. Празднично одетые группы детей и девушек обходили дома с добрыми пожеланиями и получали за это подарки.

Изображения в культуре

В литературе

  • «Сон в Вальпургиеву ночь» в «Фаусте» В. Гёте .
  • Сцены в романе «Мастер и Маргарита » М. Булгакова .
  • Роман «Вальпургиева ночь» Густава Майринка .
  • События рассказа Г. Ф. Лавкрафта «Сны в ведьмином доме » происходят незадолго до Вальпургиевой ночи и связаны с ней непосредственно.
  • Покушения на Мерлина, героя Хроник Амбера (Пятикнижие Мерлина), систематически происходят перед Вальпургиевой ночью.
  • В книге «Маленькая Баба-Яга » писателя Отфрида Пройслера упоминается Вальпургиева ночь на протяжении всей книги. Маленькую ведьму не пускают на праздник Вальпургиевой ночи, так как она ещё не доросла «для танцев».
  • Пьеса в пяти актах «Вальпургиева ночь, или „Шаги командора“» Венедикта Ерофеева .
  • 23-я глава манги Unbreakable Machine Doll носит название «Вальпургиева ночь».
В музыке
  • 5 часть Фантастической симфонии Гектора Берлиоза под названием «Сон в ночь шабаша».
  • Балет «Вальпургиева ночь» -

Вальпургиева ночь - не только древний языческий праздник, посвященный плодородию, но и день, в который на шабаш собирается всяческая нечисть. Потусторонние силы - понятие международное, но отечественные ведьмы утверждают, что главное место встречи намечено именно в Киеве. Древние верили, что землю опоясывает змея, кусающая себя за хвост, и место, где она себя кусает, расположено над одной из Лысых гор нашего города.

Поскольку в Киеве только официально насчитывается четыре Лысые горы, среди украинских ведьм не утихают споры по поводу того, где же открываются ворота в потусторонний мир.

Самая древняя

Где: в начале улицы Владимирской, недалеко от Андреевского спуска.

Одна из самых древних Лысых гор носит название Старокиевская - сейчас здесь находится Национальный музей истории Украины (ул. Владимирская, 2). Согласно легенде именно на ее вершине стоял один из основателей Киева - Кий. Поговаривают также, что на этой горе, еще до Крещения Руси, князь Владимир устраивал жертвоприношения, в том числе и человеческие. С того времени, по поверьям, на вершине и поселилась нечисть.

Еще в древности на горе построили Десятинную церковь. Но, несмотря на то что землю освятили, здание несколько раз рушилось. Вот и сейчас там можно увидеть лишь руины старого храма.

Самая «нечистая»

Где: к горе примыкают улицы Петра Сагайдачного, Крещатик.

Еще во времена, когда на Руси процветало идолопоклонничество, именно на Владимирской горке стоял большой деревянный идол языческого бога Перуна, которого Владимир в 988 году приказал скинуть в Днепр. До сегодняшних времен дошли легенды, что именно в этом идоле сидел черт. Когда русичи скидывали божка в реку, бес так орал, что его крики были слышны еще много лет. Они исчезли лишь тогда, когда на горке построили Михайловский монастырь. Но во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен.

Сейчас здесь находится фуникулер.


Самая кровавая

Где: Андреевский спуск.

Еще одним проклятым местом в Киеве считается Замковая гора. В XIV столетии на ней стоял деревянный замок польского магната, возле стен которого проводили публичные казни преступников и жгли ведьм. По слухам, у замковых стен на костре их сгорело около полутора тысяч.

В 1648 году и сам замок не обошла стороной злая участь - его сжег дотла Богдан Хмельницкий, начиная свой поход на Польшу. Потом, в 1854 году, на ней построили Фроловский женский монастырь, а гору назвали Фроловской. Но и он не устоял. Сейчас там только пустырь, а в немногочисленных зарослях находятся остатки древнего кладбища.

Интересно, что в древности эту гору называли Киевицей. В некоторых словарях это название - синоним слова «ведьма». Старожилы рассказывают, что уже в XIX веке во время проведения строительных работ здесь выкопали целую кучу осиновых колов - якобы именно в этом месте в старые времена хоронили ведьм.

Самая главная

Где: Выдубичи, к горе ведут Саперно-Слободская и Лысогорская улицы, Столичное шоссе.

Именно эта гора и носит название Лысая, или, как ее еще называют, Девичь-гора. Речь идет о знаменитой Щекавице, на которой в 912 году был похоронен киевский князь Олег. Именно сюда, став ведьмой, летала на шабаш булгаковская Маргарита.

Согласно древней легенде сброшенный с Владимирской горки идол Перуна с бесом внутри, проплыв по Днепру, выплыл («видибал») у подножья этой горы. Отсюда и название местности - Выдубичи. В XIX веке тут был построен Лысогорский форт. Но уже тогда на ней вовсю хозяйничала нечистая сила. Среди служивших там офицеров был распространен приказ, в котором говорилось: отправляя солдат в караул, объяснять им, что всякие странные звуки - только ветер да крики птиц, и бояться их нечего. Спустя почти 100 лет форт превратился в тюрьму и место казни государственных преступников. Именно здесь казнен и убийца премьер-министра царской России Петра Столыпина - Дмитрий Багров. Ходят слухи, что именно сюда в годы оккупации тайно приезжал Гиммлер. Цель визита до сих пор не известна, но шеф нацистской полиции был известным поклонником оккультизма.

Лысая гора всегда считалась местом, где собираются ведьмы, русалки, черти, летуницы и другая нечисть, делятся новостями, впечатлениями, обсуждают планы общения со смертными, а на рассвете с криками петуха улетают.


МНЕНИЕ ИСТОРИКА

Киевовед Михаил КАЛЬНИЦКИЙ:

Издревле места, связанные с колдовством и волшебством, называли Лысыми горами. Но где правда, а где выдумка - сказать тяжело. Сколько людей - столько и легенд.

Например, где сейчас находится жилой массив Троещина, была еще одна гора. Именно ее когда-то и считали самой мистической. Но поскольку она была в основном из песка, люди ее уничтожили.

ДОСЛОВНО

В Украине ведьмы проводят шабаш три раза в год: в Вальпургиеву ночь, в Петров день (29 июня) и на Ивана Купала (7 июля). Но канун 1 мая считается международным ведьминым днем.

До сих пор спорят, какая же Лысая гора в Киеве главная. Но так уж повелось, из-за того что гора на Выдубичах нанесена на карту, ее считают основной. По легендам, именно на нее слетаются ведьмы, устраивают пиршества и совокупляются с демонами. Я б не рекомендовала в эту ночь идти на Лысую гору. В прошлом году один из моих читателей отправился туда - там его и убили. Я не говорю, что это дело рук нечисти, просто современные маргинальные элементы по-своему воспринимают этот день, и никто не знает, что от них можно ожидать.