Перелет

Тур на архипелаги новая земля и земля франца-иосифа. Великая отечественная Чем занимаются на новой земле

В первый год войны фашистское командирование не направляло в Арктику крупные морские силы. Германские стратеги рассчитывали захватить основные базы Северного флота с суши. И только когда план захвата Мурманска окончательно провалился, было решено начать боевые операции фашистского флота в Баренцевом море. На такое решение повлияло и усиливавшееся на Севере взаимодействие СССР с западными странами. Уже в своем выступлении по радио 22 июня 1941 У.Черчилль заявил, что Англия "окажет России и русскому народу всю помощь, какую только сможет". В продолжении следующих двух месяцев между правительствами СССР и Великобритании были заключены соглашения о товарообороте и о совместных действиях и взаимопомощи в войне против гитлеровской Германии. Затем, аналогичные документы были подписаны между СССР и США.

В конце июля 1941 г. в Советском Союзе и в Англии начали работать союзные военные миссии. Они координировали организацию взаимных поставок и вопросы совместной обороны северных морских коммуникаций. Для решения конкретных вопросов, связанных с доставками грузов, с проводкой конвоев, с использованием и базированием союзных сил в зоне Северного флота, были созданы в Полярном и Архангельске английские военно-морские миссии. Эти миссии непосредственно взаимодействовали с командующим Северным флотом адмиралом А.Г.Головко, с уполномоченным ГКО по перевозкам на Севере И.Д.Папаниным, со штабами Северного флота и Беломорской флотилии. Так как в состав Северного флота входило небольшое число крупных надводных кораблей, то за организацию конвоев и их охранение на всем переходе от Англии до советских портов отвечало британское адмиралтейство. Северный флот должен был в своей зоне усиливать охранение конвоев кораблями и обеспечивать их авиационное прикрытие на подходах к базам. Кроме того, Северный флот осуществлял траление фарватеров.

Практическое взаимодействие нашего Северного и английского флотов началось в конце июля 1941 г. Из Англии в Архангельск вышел минный заградитель "Адвенчур" с грузом глубинных бомб и магнитных мин. Его охрану и переход в Белом море обеспечил эсминец "Сокрушительный".

В первый год войны совместными усилиями был обеспечен переход союзных транспортов, следовавших с грузами из США и Англии через Исландию. Транспорты сопровождало небольшое количество боевых кораблей. Так же успешно транспорты вернулись обратно. В состав шести союзных конвоев, дошедших до Архангельска, входили 34 английских, 9 советских, 6 американских и 2 голландских транспорта Они доставили в Советский Союз 750 самолетов, более 500 танков, различное снаряжение.

В первом полугодии 1942 г немецкой разведке стало известно, что более 100 английских танков были доставлены в район Сталинграда через Архангельск. Весной 1942 г., убедившись, что Мурманск и Архангельск захватить с суши невозможно, и учитывая возрастающее количество союзных конвоев в Арктике, немецкое командование решило перебазировать из Атлантики в Норвегию основной состав подводного флота Для атак на "мурманские конвои" на Север перебросили линейный корабль "Тирпиц", тяжелые крейсера "Адмирал Шеер", "Адмирал Хиппер", "Лютцов", 20 подводных лодок и ударную авиацию.

Еще до начала активных действий кораблей германского флота, командующему Беломорской военной флотилией было предписано директивой Главного морского штаба ВМФ от 19 мал 1942 г. произвести рекогносцировку по определению мест базирования легких сил флота и тяжелой морской разведывательной авиации в проливах Югорский Шар, Маточкин Шар и в губе Белушья. Комиссия под председательством генерал-майора береговой службы Лаконникова произвела с 5 по 18 августа рекогносцировку указанных районов.

18 августа 1942 г. приказом Народного комиссара ВМФ была образована Новоземельская военно-морская база в составе Беломорской военной флотилии. Основная задача Новоземельской BMФ - зашита Новоземельских проливов и подходов к ним. Днем образования Новоземельской военно-морской базы считается 22 августа 1942 г., когда был издан соответствующий приказ командующего Северным флотом. Количество личного состава формируемой базы по штату составляло 1183 военнослужащих (143 человека офицерского состава, 262 человека старшинского состава, 768 человек рядового состава) и 170 вольнонаемных.

Командование Новоземелькой ВМБ должно было: организовать оборону Новой Земли и западного сектора Арктики в границах оперативной деятельности базы от действий рейдеров, подводных лодок противника и его морских и воздушных десантов, защищать наши коммуникации с союзниками и северный морской путь в западном секторе Арктики; поддерживать выгодный оперативный режим на театре военных действий; создать условия, исключающие внезапное появление и безнаказанные действия сил противника в своем районе.

В Белушьей Губе необходимо было срочно сформировать: командование, штаб, политотдел, финотдел Новозомельской военно-морской базы. В состав базы вошли управление участка, телефонная станция, радиостанция, ремонтно-линейный взвод, 11 полярных радиостанций (Маточкин Шар, на мысе Столбовой, на мысе Выходной, в Малых Кармакулах, на мысе Желания, в заливе Русская Гавань, в заливе Благополучия, а так же в Амдерме, в Югорском Шаре и на острове Вайгач), военно-морская почтовая станция N 1167, отделы тыла базы, ветеринарное отделение, базовый лазарет, военно-морская прокуратура, двенадцать постов СНиС (в губе Белушья, губе Крестовая, в проливе Маточкин Шар, в проливе Костин Шар, на острове Пахтусова, в залиюх Абросимом, Литке, на мысе Меншикова, а так же два поста в проливе Югорский Шар, на острове Колгуев и на острове Диксон). В состав Новоземельской ВМБ вошел северный отряд в составе: управление отряда, 1-ая группа сторожевых кораблей - СКР "Литке" ("СКР-l8"), СКР "Дежнев"(СКР-19"); 2-аа группа сторожевых кораблей - "ТЩ-903", "ТЩ-904", группа мотоботов ГУСМП ("Норд", "Полярник", "Нерпа"; охрана рейда Русская Гавань (два СКР), охрана рейда Маточкин Шар: два СКР и береговая батарея М28 (два 75 мм и два 76 мм орудия). В состав Новоземельской ВМБ также вошел Печерско-Новоземельский гидрографический район. Для обороны губы Белушьей были доставлены с острова Великий батарея № 240 (два 130 мм орудия), из Мурманска батарея 6 зенитно-артиллерийского дивизиона и сухопутная батарея №570 (четыре 152 мм орудия).

15 сентября 1942 г. в губу Белушью прибыл на самолете командир Новоземельской военно-морской базы капитан первого ранга Дианов.

С 19 сентября по 8 ноября более двух десятков военных кораблей и транспортов доставили в Белушью Губу специальные грузы для Новоземельской ВМБ. Малочисленный личный состав базы с помощью жителей становища круглосуточно производил разгрузку кораблей на необорудованное побережье. Мужчины - промысловики осуществляли охрану побережья Новой Земли на наблюдательных постах и огневых точках, обслуживали закрепленные для связи с военным командованием и островным Советом упряжки собак. Женщины и подростки заменили мужчин а промысловых артелях. Архангельские власти приняли постановление "О заготовках яиц, тушек кайры и добыче рыбы на острове Новая Земля и вывозе заготовленной продукции в г. Архангельск в навигацию 1942 года". Для заготовки продуктов для детских яслей, садов и школ на Новую Землю направили 150 учащихся школ и техникумов. Они заготовили свыше 20000 тушек кайры, 5000 яиц, выловили около 400 килограммов гольца.

В 1942 г. в различных пунктах архипелага строятся военные объекты Новоземельской ВМБ l0 сентября построен аэродром у залива Рогачева (две взаимопересекающиеся полосы размерами 160xl000 м и 700х100 м). 16 сентября ставится батарея № 240 (два 130 мм орудия) на мысе Литке. 25 сентября заканчиваются работы по сооружению морского аэродрома в бухте Самоед губы Белушьей. 1 октября установлена зенитная батарея № 965 (четыре 37 мм орудия) в становище Лагерное и полубатарея № 960 (два 37 мм орудия) в Малых Кармакулах. 4 октября были сооружены две полубатареи № 960 (два 37 мм орудия) у аэродрома Рогачево. 25 ноября на мысе Морозова установлена подвижная батарея № 570 (четыре 152 мм орудия). 10 декабря 1942 г на острове Колгуев была поставлена батарея № 645 (два 102 мм орудия).

Несмотря на зимние условия, к 1 января 1943 г. были закончены основные работы по строительству жилых и вспомогательных помещении и складов большинство военнослужащих жили в землянках до 1943 года, когда были доставлены в разобранном виде рубленные домики.

Лучшим охотником и рыбаком на архипелаге в эти годы был признан ценен Серафим Вылка. По пять - шесть сезонных задании выполняли промышленники П. Журавлев, Т Ледков, Ф. Кожин, И Кузнецов, И.Слузов, Г.Тайбарей. Когда начиналась навигация, с архипелага суда доставляли на Большую Землю заготовленные тушки птиц, яйца, гагачий пух, мясо, жир и шкуры морского зверя, медведей, оленей, песцов, а также рыбу.

В 1942 г. немцы проникли к берегам Новой Земли. В этом году известный немецкий синоптик Руперт Гольцапфель дважды побывал на острове Междушарский. Германскими военными были установлены в различных пунктах архипелага автоматические радиометеостанции.

На архипелаге Земля Франца-Иосифа была высажена немецкая полярная экспедиция под кодовым названием "Кладоискатель". В состав немецкой метеогруппы на Земле Александры входило десять человек, для них были построены укрепленные блиндажи, метео- и радиостанции. Для ведения круговой обороны были вырыты окопы, установлены минометные и пулеметные гнезда.

В годы войны арктические острова и архипелаги нашей страны ежегодно посещали по две-четыре немецкие экспедиции под кодовыми названиями "Крестоносец", "Арктический волк", "Виолончелист", "Перелетные птицы". Благодаря этим работам немецкое командование смогло организовать военные действия cвоeго флота в Баренцевом и Карском морях. По некоторым сведениям, на северо-восточном побережье Новой Земли была расположена база немецких подводных лодок. Здесь, в 2,5 км к югу от мыса Желания, отстаивались фашистские подводные лодки.

В 1942 г немцы оборудовали в бухте Кембридж на Земле Франца-Иосифа базу для своих подводных лодок, действующих в Карском море. Еще весной 1942 г. советские летчики обнаружили подводные лодки противника в губе Белушья. Здесь, до организации Новоземельской военно-морской базы, они имели отстойный пункт. Для борьбы с немецкими подводными лодками из Архангельска в пролив Югорский Шар, а затем в губу Белушью, перешли с 27 июля по 1 августа корабли Северного флота. Сторожевые корабли "Федор Литке" и "Дежнев" сопровождали тральщики "Т-903" и "Т-904".

В июле 1942 г. разыгралась трагедия союзного конвоя PQ-17. 27 июня 1942 г. 34 судна конвоя PQ-17 вышли из Исландии. Испугавшись возможности участия в атаке на конвой немецкого линкора "Тирпиц", еще в феврале этого года прибывшего в Северную Норвегию, первый морской лорд английского адмиралтейства сэр Дадли Паунд приказал рассеять конвой. В конвои входил сильный ближний эскорт и мощное прикрытие из двух линкоров, авианосца, восьми крейсеров, 26 эсминцев, 16 эскортных и спасательных кораблей. Дополнительно союзниками были развернуты 11 подводных лодок, девять из которых с тремя советскими лодками заняли позиции на ожидаемом курсе неприятельской эскадры. 22 судив конвоя были американскими. Вся эта мощная сила прикрытия вполне могла противостоять немецкому флоту в этом районе, состоявшему из "Тирпица", карманного линкора, крейсера, десяти эсминцев и подводных лодок.

В результате рассеяния конвоя германский флот и самолеты уничтожили поодиночке 23 судна. Разбросанные в Северном Ледовитом океане торговые суда уничтожались поодиночке подлодками и самолетами Люфтваффе. А фашистский линкор "Тирпиц" в этих операциях участия не принял.

Рассыпавшиеся транспортные суда конвоя, преследуемые немецкими подводными лодками и самолетами, самостоятельно прорвались в Белое море и к Новой Земле. Американский транспорт "Беллингхем" и советский транспорт "Донбас", спасший по пути 51 американского моряка с торпедированного судна "Даниель Морган", 9 июля прибыли в Архангельск 11 советских и иностранных транспортов конвоя РQ-17 подошли к берегам Новой Земли. Советские истребители ПE-3 приняли участие в поиске и прикрытии судов конвоя. Два гидросамолета типа ГСТ были направлены к берегам Новой Земли. Кроме того, помощь, экипажам транспорта оказывали два гидросамолета, базировавшиеся в Малых Кармакулах. Одним из них командовал известный полярник летчик, Герой Советского Союза И.П.Мазурук. К 7 июля к Новой Земле подошла основная часть уцелевших транспортов и английских эскортных кораблей. К архипелагу, на поиски уцелевших судов и спасшихся с потопленных судов людей, были посланы зверобойный бот "Мурманец", минный заградитель "Мурман", тральщик "ТЩ-38". В районе мыса Желания наши летчики обнаружили три судна конвоя.

В губе Литке сел на мель американский транспорт "Уинстон Сейлем". Экипаж судна вывел из строя орудия, затопил артпогреб и съехал на берег. В бухту Кармакулы зашел английский транспорт "Эмпайр Тайп". Тяжело поврежденный советский транспорт "Азербайджан" укрылся в заливе Русская Гавань, 5 союзных транспортов и 11 небольших английских кораблей охранения зашли в пролив Маточкин Шар под прикрытие береговой артиллерийской батареи Новоземельской военно-морской базы.

В это время к Новой Земле подошел советский пароход "Рошаль", который доставил продовольствие и грузы для жителей становищ и полярных станций полярных станций архипелага. 6 июля экипаж пароxода "Рошаль" бросил якорь у поселка Лагерное в проливе Маточкин Шар. На следующий день экипаж судна был свидетелем прихода уцелевшей части конвоя PQ-17. Состоялись взаимные посещения наших и союзных судов, а также становища Лагерное. 12 июля судно "Рошаль" зашло в Малые Кармакулы для погрузки предназначенных в Архангельск ящиков с яйцами кайр, собранных на местных птичьих базарах Здесь экипаж застал большой американский транспорт. У берега стояли на якорях две летающие лодки "Каталины". Затем судно направилось к Белушьей Губе, откуда доставило в Архангельск пять человек команды с погибшего американского судна. Американцы были истощены, т к им пришлось после гибели судна 12 суток провести в море на открытом вельботе.

27 июля, после ухода "Рошаля" из Малых Кармакул, немецкая подводная лодка огнем из пушки разрушила строения полярной станции "Малые Кармакулы" и уничтожила двухмоторные гидросамолеты ("летающие лодки") вместе с двумя дежурившими на них летчиками.

21 июля две немецкие подводные лодки подвергли обстрелу суда в губе Белушьей. Артогнем немецкой подводной лодки 25 августа была повреждена полярная станция "Мыс Желания". Дети и подростки от 13 до 17 лет, направленные на Новую Землю из Архангельска на сбор тушек птиц, яиц, гагачьего пуха и на лов рыбы, помогли спасти на архипелаге экипаж американского судна, потопленного фашистами.

Переходом первого конвоя с Новой Земли в Архангельск руководили спасшийся с потопленного транспорта коммодор конвоя "PQ-17" Дж. Даудинг и командир корабля ПВО "Паломарис" кэптон Джонси. Находясь в Mаточкином Шаре, они провели конференцию командиров кораблей охранения и капитанов стоявших в проливе судов. 7 июля два корабля ПВО, три корвета, три тральщика, три вооруженных траулера, одно спасательное судно и четыре транспорта вышли из Маточкина Шара.9 июля конвой подобрал шлюпки и спас людей с двух американских транспортов. 10 июля, во время налета около 35 немецких бомбардировщиков, были сильно повреждены два транспорта Их экипажи были сняты, а транспорты затоплены. 11 июля транспорт "Оуши Фридом" и "Самуэль Чейз" и корабли охранения прибыли в Архангельск.

9 июля в пролив Маточкин Шар зашли еще три американских транспорта в сопровождении английского вооруженного траулера "Айшир".

Опытному гидрографу и ледовому капитану, офицеру штаба Беломорской флотилии капитану 2 ранга И.Ф.Котцову командование Северного флота поручило руководство конвоем советских и английских боевых кораблей. Этот конвой должен был организовать и обеспечить переход оставшихся на Новой Земле транспортов в Архангельск. Вместе с И.Ф.Котцовым к берегам Новой Земли вышли на судах коммодор конвоя PQ-17 Дж. Даудинг и переводчик штаба Беломорской военной флотилии А.Б Каминский. Губа Белушья была назначена местом сбора всех судов.

Тральщики Беломорской флотилии пытались снять с мели транспорт "Уинстон Сейлем". 19 июля в Белушыо Губу, где находилось судно "Рошаль", зашли три английских корвета "Лотос", "Поппи" и "Ла Мпоне". Корветы с руководителями конвоя побывали в губе Литке, где Кознов и Даудинг проследили ход работ по съемке с мели "Уинстона Сейлема", затем зашли в Большие Кармакулы, где находился транспорт "Эмпайр Тайд". На нем, кроме экипажа, находились 130 человек, доставленных мотоботом "Мурманец" из заливов и губ Новой Земли. Это были оставшиеся в живых экипажи потопленных транспортов Затем руководство конвоя направилось в пролив Маточкин Шар, где находились четыре иностранных транспорта, английский траулер "Айршир" и советские корабли: танкер Азербайджан" (приведенный минным заградителем "Мурманом" из Русской Гавани), "Мурман" и тральщик ТЩ-38. Был составлен план по переходу конвоя в Архангельск.

20 июля суда вышли из Маточкина Шара и двинулись вдоль побережья архипелага на юг. Затем они прошли к острову Колгуев и оттуда без потерь дошли до Архангельска. В это время продолжались попытки советских моряков снять в губе Литке с мели транспорт "Уинстон Сейлем" Американская команда, отказавшись от проведения работ, сидела на берегу.

22 июля последний союзный конвой с Новой Земли, состоящий из советского и американского транспортов, в охранении четырех советских тральщиков вышел из губы Литке. После захода в губу Белушью, конвой прибыл 28 июля в Архангельск. Действия немецкого флота и авиации у берегов Новой Земли продолжались до глубокой осени. 2 октября 1942 г немецкая подводная лодка обстреляла мотобот "Шторм" в районе западного устья пролива Маточкин Шар. 11 октября подорвался на мине в этом районе и затонул "СКР-2" ("Муссон"). 13 октября был обнаружен немецкий самолет "Ю-88" на острове Междушарский. Командование Новоземельской ВМБ направило на его поиск две десантные группы. Но самолет успел улететь. 18 октября дозорный корабль "СКР-74" обнаружил на подходе к губе Белушья и обстрелял неизвестный корабль.

В 1943 г. была дополнительно укреплена береговая оборона губы Белушьей В марте этого года па Новоземельскую BMБ в поселке Белушья Губа сбросили несколько бомб немсцкие самолеты – разведчики. Первые транспорты, начавшие навигацию в 1943 г, доставили в Белушыо Губу истребители "И-15 бис", которые были размещены на аэродроме Рогачево. После этого воздушные налеты на базу были прекращены В тяжелых условиях наши летчики с честью выполняли военные задания. Ведь зиму 1943-1944 гг. им пришлось жить в Рогачеве в палатках.

Немецкое командование приняло решение о переброске 10-12 подводных лодок (из состава имевшихся на Севере 30 лодок) в Карское море. В 1943 г немецкая подводная лодка потопила в районе мыса Спорый Наволок научное судно "Академик Шокальский". 28 августа советская подводная лодка "С-101" потопила в районе мыса Желания немецкую подводную лодку "U-639". 24 сентября немецкая подводная лодка огнем артиллерии полностью уничтожила полярную станцию в заливе Благополучия. Полярники были сняты самолетами.

В конце июля 1943 г. в губу Белушью следовал военный транспорт "Рошаль" с грузами для Новоземельской ВМБ и промышленников. Его сопровождали два тральщика Беломорской военно-морской базы. ТЩ-55 и ТЩ-65 30 июня в районе мыса Лилье - губы Белушьей сигнальщик второго тральщика заметил след торпеды, неожиданно выпущенной немецкой подводной лодкой U-205. Командир тральщика ТЩ-65 старший лейтенант Николай Константинович Голубенцев решил заслонить своим судном транспорт с военным грузом. После мощного взрыва тральщик начал быстро погружаться в штормовое море. Только когда все оставшиеся в живых покинули корабль, прыгнул последним в ледяную воду получивший контузию командир Несмотря на то, что второй тральщик тут же пришел на помощь, удалось спасти немногих.

После лечения в госпитале Белушей Губы Н К.Голубенцев вернулся на Большую Землю и командовал кораблем. Окончил он войну командиром дивизиона сторожевых кораблей в звании капитана 3 ранга. За свой подвиг на тральщике ТЩ-65 Н К.Голубенцев был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а трое членов экипажа - боевыми орденами Красной Звезды.

7 мая 1989 г Центральным полигоном РФ были торжественно перезахоронены останки погибших моряков ТЩ-65 с каменистой косы на новое кладбища поселка Белушья Губа. 25 июля 1989 г. в поселке был торжественно открыт памятник героическому экипажу ТЩ-65. Этот номер был присвоен в годы воины бывшему рыболовецкому тральщику РТ-76 "Астрахань". С августа 1944 г. немцы начали использовать па подводных лодках новое оружие - акустические электроторпеды. 8 августа этого года из Северодвинска вышел в рейс на остров Диксон и в порты моря Лаптевых транспорт "Марина Раскова". На его борту находились 354 человека, которые должны были сменить зимовщиков на полярных станциях и предприятиях Главсевморпуги. Среди пассажиров были женщины и дети. Транспорт сопровождали три тральшика: "АМ-114", "АМ-1 l6" и "АМ-118" Всего на всех судах находилось 618 человек. В живых останутся только 256 пассажиров и военнослужащих. Большинство женщин и детей погибнут.

12 августа в 19 часов 45 минут суда находились в районе острова Белого. В этот момент под корпусом "Марины Расковой" раздался взрыв новой акустической торпеды, который был ошибочно принят за взрыв мины. Взрывы продолжались, а моряки решили, что попали на немецкое плавучее минное поле. Поэтому атаковавшая транспорт немецкая подводная лодка "IO-365" смогла, не преследуемая никем, отойти незаметно в сторону и снова занять выгодную для залпа позицию. Друг за другом были подбиты, а затем и потоплены все суда, кроме "АМ-1l6", который доставил в поселок Хабарово в проливе Югорский Шар 176 человек, спасенных с других судов. Затем "АМ-116" вернулся к месту трагедии и начал поиск шлюпок, катера и кунгаса с успевшими спастись людьми. Узнав о случившемся, военно-морское командование и штаб морских операций Главсевморпути срочно направил в район гибели "Марины Расковой" корабли и самолеты. На четвертый день после гибели судна в море обнаружили шлюпку (l8 человек, включая командира "АМ-114"). Всех их доставили в Белушью Губу и оттуда в Архангельск. С самолетов замечены были в море и другие шлюпки Снять с них людей не удалось, поэтому им сбросили продовольствие и теплую одежду.

18 августа гидросамолет с Диксона, после многократных поисков, обнаружил в море вельбот и спас с пего 25 человек. В этот день нашим самолетом было взято на борт еще 11 человек со шлюпки. 19 августа советские летчики нашли в море кунгас (37 человек) и даже сели неподалеку, но сильное волнение не позволило забрать всех, а сброшенное продовольствие, кроме нескольких плиток шоколада, затонуло. Только на 11 сутки после гибели "Марины Расковой" оставшихся людей сиял другой наш самолет. В очень сложных погодных условиях удалось спасти 14 человек, дрейфовавших в кунгасе. Перегруженный самолет не мог подняться и только на следующие сутки летчик М.И.Козлов привел свой самолет морем в залив Малыгина. Здесь тральщик "АМ-60" принял на борт с самолета спасенных людей и доставил их в Хабарово. Самолет М.И.Козлова совершил перелет из пролива на Диксон.

В сентябре 1944 г. тральщик "АМ-116" с той же командои на борту, которая участвовала в трагических событиях перехода "Mapuны Расковой", обнаружил и потопил а районе острова Уединения немепкую подводную лодку Возможно, что именно она совершила нападение 12 августа.

Никакой связи, кроме почтовой, с Большой землей не было. Но даже почтовая связь была ограниченной, отправления весом более 1 кг как на Новую Землю, так и с Новой Земли посылать было нельзя.

Все необходимое в 50-60-е годы доставлялось почти исключительно морским путем во время короткой северной навигации. В начале 70-х годов взлетно-посадочная полоса аэропорта Рогачёво стала железобетонной, что позволило заметно улучшить воздушное сообщение с Новой Землей и организовать регулярное сообщение между Архангельском и Рогачёво. Но поскольку всё, что существовало на Новой Земле, было государственной тайной, то в расписаниях аэропорт Рогачёво отсутствовал и обозначался как «Амдерма-2». В обиходе как сам аэропорт, так и вообще Новую Землю называли просто «Двойкой».

Вообще, адресов и условных обозначений у островов в это время было много. Почтовым адресом Белушьей Губы был «Архангельск-55», Рогачёво - «Архангельск-56». Туда же, на «Архангельск-56», адресовалась корреспонденция, предназначенная для точек ПВО и ВМФ, расположенных на Южном острове Новой Земли, сообщение с которыми осуществлялось через Рогачёво. В 80-е годы связь с точками поддерживали главным образом с помощью вертолетов, но даже на самые близкие точки «вертушки» летали один-два раза в месяц, а сообщение с дальними точками поддерживалось раз в несколько месяцев.

Точки, расположенные на Северном острове и на Земле Франца-Иосифа, снабжались через Диксон, и их почтовый адрес был «Красноярский край, остров Диксон-2». Эти адреса использовались исключительно для почтовой связи, телеграфные адреса были совершенно иными. Например, телеграфный адрес Белушьей Губы был «Москва, К-704». После указания населенного пункта писался номер войсковой части с добавлением букв «ЮЯ», например, в/ч ЮЯ 03219 (3-й радиотехнический полк). Что означают буквы «ЮЯ», мне неизвестно, смеха ради их расшифровывали как «Южнее Ялты». Впрочем, буквы «ЮЯ» можно было не указывать, письма все равно доходили. Никаких прочих координат, кроме фамилии и инициалов, указывать в адресе необходимости не было.

Телефонная связь с Большой землей могла осуществляться исключительно по военным каналам связи, выхода на гражданские каналы не было вообще. Государственная тайна, окружавшая всю Новую Землю, охранялась очень строго, но главным образом от собственных граждан. Например, в письмах запрещалось сообщать любые сведения, которые позволили бы определить место службы, а тем более прямо его указывать. Вся корреспонденция проверялась, и на прочитанных письмах красовался штамп «На Архангельский ПЖДП поступило в загрязненном виде». Если бы не этот штамп, догадаться о вскрытии письма было бы невозможно, навыки вскрытия у цензоров были отработаны хорошо.

Транспортное сообщение, как воздушное, так и морское, поддерживалось, главным образом, с Архангельском. К 80-м годам полностью прекращается морское пассажирское сообщение между Архангельском и Белушьей Губой («Портопункт 40-40» - еще одно обозначение Белушки, как ее называют на Новой Земле), и все перевозки людей в этом направлении осуществляются исключительно по воздуху. Единственное исключение - рейсы пассажирского теплохода «Советская Татария», который доставлял на Новую Землю ученых - участников атомных испытаний с Большой земли. Но грузовое сообщение осуществлялось в основном морским путем.

Более или менее оборудованный пирс на Новой Земле только один - в Белушьей Губе. На некоторых точках имелись причальные сооружения, главным образом деревянные, зачастую сохранившиеся со времен «гражданского» освоения. Но на большей части точек грузовые работы могли осуществляться исключительно на рейде, и грузы к берегу доставлялись на плашкоутах, специальных небольших судах. Работы по разгрузке и складированию грузов были очень тяжелыми, личный состав на них буквально выматывался. К тому же многие точки располагались вдали от побережья, и поступившие по навигации грузы в течение всего остального года, в том числе и зимой, постепенно доставлялись в их расположение. На «Новоземельском форуме», www.сайт, один из участников, вспоминая свою службу на точке, пишет: «Так мы его (уголь. - В.М.) на самодельных санях из жести с пирса таскали. Впрягались по три человека и порядка десяти километров за ним ходили. Ходки три-четыре за день сделаешь, а потом полночи судороги на ногах схватывали. Романтика, черт побери». Для того чтобы обеспечить работу в короткие месяцы навигации, каждая точка вынуждена была иметь в два-три раза больше личного состава, чем это требовалось для осуществления боевых дежурств.

Автомобильная дорога на Новой Земле одна, она соединяет Белушью Губу и Рогачёво. Перемещение за пределами этой дороги осуществляется, главным образом, на вездеходах ГТС-М. Перемещаться пешком на большие расстояния запрещается. Лыжи не используются вообще, в частях их нет; непредсказуемость новоземельской погоды и обилие белых медведей делают пешие и лыжные переходы чрезмерно опасными.

Устойчивого транспортного сообщения между Южным и Северным островами, а также с Землей Франца-Иосифа не существовало. Были лишь эпизодические и не всегда предсказуемые полеты вертолетов или самолетов. Хорошо помню случай, когда на точке Греэм-Белл (З.Ф.И.) в январе 1986 г. сгорел свинарник и погибли свиньи. Новых свиней туда доставляли специальным рейсом на Ил-76ТД из Рогачёво. Сколько стоила каждая такая свинья, трудно даже предположить.

Но обычным способом сообщения с дальними точками был следующий: из Рогачёво в Архангельск, из Архангельска в Диксон, из Диксона на точку. Сколько времени уйдет на дорогу - как повезет. Если надо было с точки добираться в Белушью Губу, последовательность была обратной. «Дембелей» с З.Ф.И. и севера Новой Земли обычно начинали вывозить за два-три месяца до увольнения. Их перевозили через половину Северного Ледовитого океана, Диксон и Архангельск в Белушью Губу или Рогачёво, выдавали документы об увольнении и затем отправляли назад в Архангельск. Очевидно, что расходы на содержание войск на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа были непомерно велики.

Понятно, что точная численность «населения» островов в то время не известна, но, опираясь на косвенные данные, для середины 80-х годов можно оценить ее в 8-10 тыс. чел.

Сокращение численности военнослужащих и гражданского персонала на Новой Земле начинается в конце 80-х годов. С прекращением испытаний ядерного оружия резко идет на убыль численность персонала, обслуживающего полигон. Начинается сокращение численности военнослужащих на точках ПВО.

В 1990-1993 гг. силы Войск ПВО страны на островах Арктики ликвидируются. Ликвидация начинается с 3-го радиотехнического полка, подразделения которого, как уже говорилось выше, располагались по всему западному побережью Новой Земли и на Земле Франца-Иосифа. Личный состав выводится на Большую землю, материальная часть на отдаленных точках оставляется, с близких точек частично вывозится. Некоторые точки (Мыс Меньшикова, Губа Чёрная) передаются в состав Федеральной пограничной службы, но затем и они расформировываются.

Ликвидируется 406-й зенитно-ракетный полк, штаб которого располагался в Рогачёво. 641-й истребительный авиаполк переводится с Рогачёво на аэродром Африканда (Мурманская область, г. Полярные Зори) и в начале XXI в. расформировывается. Деятельность 4-й (Новоземельской) дивизии ПВО прекращается.

Одновременно с этим упраздняются точки ВМФ, расположенные на западном побережье Новой Земли, а также части РВСН.

Прекращается и существование поселка Рогачёво. Почти все здания и сооружения поселка ныне представляют собой руины. Аэродром обслуживает дежурная смена, которая приезжает из Белушьей Губы. Сейчас, насколько можно судить по открытым источникам, все точки на Новой Земле ликвидированы. Население сосредоточено в поселке Белушья Губа (2,8 тыс. чел.). Кроме этого, поддерживается существование пос. Северный, но численность личного состава здесь незначительна. В целом сейчас можно считать, что Новая Земля «стянулась» до пределов Белушьей Губы.

Если до конца 80-х годов здесь «сосуществовали» разные виды вооруженных сил, то сейчас единственным и полновластным хозяином Новой Земли стал Центральный полигон России. Это название полигон получил 27 февраля 1992 г. согласно президентскому указу № 194 «О полигоне на Новой Земле». Указ оставлял Центральный полигон в ведении Военно-морского флота. В 1998 г. полигон передали в ведение 12-го Главного управления Министерства обороны («Ядерно-техническое обеспечение и безопасность»).

В конце ХХ в. на Новой Земле началось восстановление гражданской власти. Было создано муниципальное образование «Городской округ Новая Земля». Согласно уставу этого округа, в него входят поселки Белушья Губа и Рогачёво, но площадь муниципального образования при этом составляет 79 788 км 2 , т.е. почти всю территорию Новой Земли.

На некоторых, неквалифицированно составленных картах России, изданных как в советское, так и в постсоветское время, Новая Земля и Земля Франца-Иосифа обозначены принадлежащими к Ненецкому автономному округу (НАО). Но к НАО, хотя он и ближайший континентальный сосед, МО «Новая Земля» не относится. Это МО входит напрямую в Архангельскую область на правах района. (Земля же Франца-Иосифа и остров Виктория с 1 января 2006 г. официально включены в состав Приморского района Архангельской области.)

Однако и в состав Архангельской области эти территории входят очень условно. Большая часть Новой Земли - Центральный полигон, подчиняющийся непосредственно Москве, и сколько-нибудь серьезные вопросы, связанные с островами, решаются не в Архангельске, а в столице России.

Белушья Губа ныне - нормальный поселок со всеми атрибутами цивилизации. Индекс у нее остался прежним, 163055, но адрес теперь не «Архангельск-55», а «поселок Белушья Губа Архангельской области». Здесь есть школа, детский сад, «гражданская» телефонная связь с Большой Землей (правда, код телефонов - 495, т.е. Москва). Построена церковь. Есть школа, детский сад, бассейн, сотовая связь, торговый центр, Интернет. По-прежнему поддерживается регулярное воздушное сообщение с Архангельском и по-прежнему отлетающих и прилетающих проверяет «служба режима».

Въезд на острова чрезвычайно затруднен, пропуск на посещение Новой Земли оформляется несколько месяцев, и во въезде может быть отказано, если «компетентные органы» сочтут основание для него недостаточно убедительным. Засекречена даже сама процедура получения таких пропусков. Гражданам других государств, в том числе и ближнего зарубежья, получить пропуск на Новую Землю вообще невозможно. Юмор ситуации заключается в том, что Новую Землю хотели бы посетить, главным образом, те граждане республик бывшего Союза, включая Прибалтику, которые отдали Новой Земле значительную часть своей жизни, и тайны этих островов им и без того хорошо известны.

На Землю Франца-Иосифа можно добраться только «с оказией», которой можно ждать очень долго, поскольку полярная авиация сокращается по мере исчезновения своих «клиентов». И тоже нужен пропуск - ведь Земля Франца-Иосифа с островом Виктория, как и Новая Земля, являются частью пограничной зоны.

В последние годы пишут о разнообразных «проектах» освоения Новой Земли, которые правильнее было бы назвать «прожектами». Занимаются «прожектерством», видимо, люди, в принципе не знающие, что такое Новая Земля. Так, журнал «Газовая промышленность» в декабрьском номере 2008 г. опубликовал статью, в которой предлагается строительство в Белушьей Губе завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) с месторождений Ямала для последующего вывоза его в Европу. Предполагается также сделать Новую Землю опорной базой освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Есть и совсем безумные идеи разработки рудных месторождений и строительства металлургических заводов на юге Новой Земли с вывозом продукции через порт Белушьей Губы, грузооборот которого предлагается нарастить по такому случаю в десятки раз.

Читаешь во вроде бы солидных изданиях очередные статьи на тему «Освоим Новую Землю во что бы то ни стало!» - и хочется спросить у авторов: «А видели ли вы Новую Землю в реальной действительности, а не в проектном бреду, и если да, то сколько времени?»

Это вопросы человека, испытавшего на себе, что такое Новая Земля. Но можно задать и более профессиональные вопросы. Первый - где предполагается брать рабочую силу для реализации «блестящих» на бумаге геоэкономических построений? Селить на островах? Безумие. Возить вахтовым методом? Но все равно надо где-то селить, и условия должны быть более или менее комфортабельными - эта «рабочая сила» не будет таскать на себе уголь за десять километров по снегу. Второй - как предполагается обеспечивать новые предприятия электроэнергией? Военным ее требуется немного, поэтому они обходятся дизельными электростанциями. Промышленное предприятие с помощью дизельной электростанции тоже можно обеспечить, но расходы на электроэнергию будут непомерно велики. Третий - на островах существует проблема питьевой воды. В Белушьей Губе и Рогачёво она решается за счет «питьевых озер», на большинстве точек, как уже говорилось, воду добывали зимой из снега, а летом из запасенного зимой льда. Четвертый - как обеспечить ритмичность и постоянство транспортно-экономических связей там, где море покрыто льдом девять месяцев в году и авиасообщение может отсутствовать неделями?

Очевидно, что в ближайшем будущем все «прожекты» экономического освоения Новой Земли останутся исключительно на бумаге и в головах их авторов. Это была, есть и будет «вотчина» военных. И это правильно, поскольку любые попытки экономического освоения островов Арктики обойдутся очень дорого и ничего не дадут взамен.

И тем же утром в 11 ч. 32 мин. над Новой Землей на высоте 4000 м над поверхностью суши была взорвана бомба мощностью в 50 млн. т. тротила.
Световая вспышка была настолько яркой, что, несмотря на сплошную облачность, была видна даже на тысячекилометровом удалении. Клубящийся гигантский гриб вырос до высоты 67 км. К моменту взрыва, пока на огромном парашюте бомба медленно опускалась с высоты 10500 м до расчетной точки подрыва, самолет-носитель Ту-95 с экипажем и его командиром майором Андреем Егоровичем Дурновцевым уже был в безопасной зоне. Командир возвращался на свой аэродром подполковником, Героем Советского Союза.

Славский и Москаленко, будучи делегатами съезда, специально ранним утром в день эксперимента прилетали на северный полигон, чтобы наблюдать за подготовкой и осуществлением взрыва. С расстояния в несколько сотен километров от эпицентра, находясь на борту самолета Ил-14, они увидели фантастическую картину. Впечатление довершила встряска от настигнувшей их самолет ударной волны.

Одна из групп участников эксперимента с расстояния в 270 км от точки взрыва увидела не только яркую вспышку через защитные затемненные очки, но даже почувствовала воздействие светового импульса. В заброшенном поселке - 400 км от эпицентра - были порушены деревянные дома, а каменные лишились крыш, окон и дверей.

На многие сотни километров от полигона в результате взрыва почти на час изменились условия прохождения радиоволн и прекратилась радиосвязь. Находившиеся на аэродроме на Кольском полуострове под Оленьей создатели бомбы и руководители эксперимента во главе с председателем Государственной комиссии генерал-майором Н. И. Павловым в течение 40 мин.не имели ясного представления о том, что же произошло и в каком состоянии экипажи самолета-носителя и сопровождавшего его самолета-лаборатории Ту-16. И только когда появились первые признаки радиосвязи с Новой Землей, с командного пункта под Оленьей запросили открытым текстом информацию о высоте подъема облака. В ответ сообщили: около 60 км. Стало ясно, что конструкция бомбы не подвела.

Тем временем экипажи двух самолетов, вылетавших на задание, и кинодокументалисты, находившиеся снимиив других пунктах, переживали по воле обстоятельств наиболее яркие и сильные впечатления. Кинооператоры вспоминали: "Жутковато лететь, можно сказать, верхом на водородной бомбе! Вдруг сработает? Хотя и на предохранителях она, а все же... И молекулы не останется! Необузданная сила в ней, и какая! Время перелета к цели не очень большое, а тянется... Мы на боевом курсе. Створки бомболюка открыты. За силуэтом бомбы - сплошная вата облаков... А бомба? Предохранители сняты? Или при сбросе их снимут? Сброс! Бомба пошла и утонула в серобелом месиве. Тут же захлопнулись створки. Пилоты на форсаже уходят от места сброса... Ноль! Под самолетом снизу и где-то вдали облака озаряются мощнейшей вспышкой. Вот это иллюминация! За люком просто разлился свет-море, океан света, и даже слои облаков высветились, проявились... В этот момент наш самолет вышел между двух слоев облачности, а там, в этом прогале, снизу, появляется громаднейший шарпузырь светло-оранжевого цвета! Он, как Юпитер, - мощный, уверенный, самодовольный, - медленно, беззвучно ползет вверх... Разорвав беспросветную, казалось бы, облачность, он рос, все увеличивался. За ним, как в воронку, казалось, втянется вся Земля. Зрелище было фантастическое, нереальное... во всяком случае неземное"

Регион

Вид тура

Описание

Экспедиционный круиз предоставит возможность побывать сразу в двух уникальных регионах Арктики - на архипелагах Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. Собственные исследования приведут участников тура к лежбищам моржей, птичьим колониям, историческим хижинам и заброшенным научным станциям. В 2016 году пройдет по маршруту Шпицберген - Земля Франца-Иосифа - Шпицберген, .

Программа тура

1 день
В Мурманске участников тура на архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа ждет небольшая экскурсия: посещение памятника Защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны, и чудесный Храм Спаса на водах. Во второй половине отправление в экспедиционный морской круиз на судне «Академик Шокальский».

2 - 3 дни
Впечатления от бескрайних просторов Баренцева моря участники тура в Арктику разбавят информацией о полярных исследователях Баренце, Нансене, Седове и др. В компании с экспертами по региону мы будем наблюдать за представителями арктической фауны и за движениями пакового льда.

4 - 6 дни
Протянувшийся полукругом между Баренцевым и Карским морями архипелаг Новая Земля — одна из самых «закрытых» территорий России. Большая часть островов Новой Земли лежит в строго охраняемой военной зоне. Мы же отправимся к северной части архипелага Новая Земля, в национальный парк «Русская Арктика». Здесь мы планируем подойти к побережью Новой Земли на Зодиаках и сделать фотоснимки птичьих колоний. Запланирована также высадка на побережье мыса Северный.

7 - 11 дни
Эти дни мы посвятим исследованию Земли Франца-Иосифа. Земля Франца-Иосифа — архипелаг из 191 острова в Северном Ледовитом океане. Принадлежит России. Открыта Земля Франца-Иосифа в 1873 году австрийскими путешественниками, которые назвали ее в честь австро-венгерского императора Франца Иосифа I. Самая ближняя к Земле Франца-Иосифа известная географическая точка — Северный полюс. Арктический, покрытый льдом архипелаг чрезвычайно привлекателен: для ученых как база для проведения полярных исследований, а для туристов - возможностью наблюдения животных (белых медведей, моржей) и птиц в дикой природе, своими необычными пейзажами. Землю Франца-Иосифа называют «Лунным архипелагом»: местные ледники похожи на лунные кратеры.
В течение пяти дней исследования Земли Франца-Иосифа мы сможем проследить богатую историю полярных открытий: «обсудить планы» в отлично сохранившемся домике экспедиции Ли Смита (1881 год) на острове Белл; увидеть развалины лагеря на острове Нордбрук, где в 1896 произошла историческая встреча Джексона и Нансена и прозвучала фраза, навсегда вписанная в историю полярных открытий: «Вы, должно быть, Нансен?»; побывать в покинутой полярной научной станции на острове Гукер. Фотолюбители и профессионалы не будут разочарованы: ослепительные ледники, полярные маки и разноцветные мхи, уникальные «круглые камни» острова Чамп, скопления представителей арктической фауны.

12-13 дни
Курс на юго-запад по Баренцеву морю. С открытых палуб и капитанского мостика Вы сможете наблюдать красивейшие закаты и рассветы, китов, тюленей и морских птиц.

14 день
Высадка в порту Мурманска, трансфер в аэропорт и отправление домой.

Размещение и питание

Категории кают судна «Академик Шокальский».

Трехместная без удобств
Главная палуба. Приблизительная площадь: 9-10 кв.м воздушная вентиляция, иллюминаторы, 1 верхнее и 2 нижних спальных места, письменный стол, стул, зеркало, полка для туалетных принадлежностей, место для хранения вещей, умывальная раковина. Ванные комнаты с душем и туалетом удобно расположены на той же палубе.

Двухместная без удобств
Главная палуба. Приблизительная площадь: 9-10 кв.м воздушная вентиляция, иллюминатор, 2 нижних спальных места, письменный стол, стул, зеркало, полка для туалетных принадлежностей, место для хранения вещей, диван (в некоторых каютах), умывальная раковина. Ванные комнаты с душем и туалетом удобно расположены на той же палубе.

Четырехместная с удобствами
Верхняя палуба. Приблизительная площадь: 10-12,5 кв.м воздушная вентиляция, 1 открывающееся окно, 2 нижних и 2 верхних спальных места, письменный стол, стул, книжные полки, место для хранения вещей, диван (в некоторых каютах). Ванная комната с душем и санузлом. Подходит для размещения семьи или группы друзей.

Двухместная с удобствами
Палуба Капитана и Верхняя. Приблизительная площадь: 10-12,5 кв.м воздушная вентиляция, окна, 2 нижних спальных места, письменный стол, стул, книжные полки, место для хранения вещей. Ванная комната с душем и санузлом.

Мини-люкс
Капитанская палуба. Приблизительная площадь: 17-20 кв.м воздушная вентиляция, окна, отдельная спальная комната: двуспальная кровать; раскладной диван (может использоваться как дополнительное спальное место), письменный стол, стул, место для хранения вещей. TV DVD плееры. Ванная комната с душем и санузлом.

Люкс Капитана
Палуба 5. Площадь: 23,2 кв.м воздушная вентиляция, окна (вид на нос и левый борт судна), отдельная спальная комната: двуспальная кровать, раскладной диван; в гостиной: пространство для отдыха, холодильник, TV, видеоплеер. Ванная комната с душем и санузлом.

Не включено

авиабилеты; размещение в отеле и питание, не указанное в программе; опциональные экскурсии, не указанные в программе; персональные расходы: прачечная, связь, бар; страховка.

«Академик Шокальский» - небольшое экспедиционное судно ледового класса, рассчитанное на комфортное размещение 54 человек. Оно построено в 1982 году в Финляндии для полярных и океанографических исследований и несколько раз обновлялось. Теплоход оснащен всем необходимым для безопасного плавания: пассивными стабилизаторами для уменьшения эффекта качки, оборудован спутниковой системой и средствами связи. Для удобства пассажиров есть бар и холл, библиотека. Просторный капитанский мостик всегда открыт для пассажиров.

Путешествие на Новую Землю

Мысль о путешествии на Новую Землю возникла у нас давно. Наверное, многие любители странствий, глядя на карту, мечтали побывать там, но в сознании большинства наших сограждан этот архипелаг ассоциируется со сверхсекретным военным объектом, наглухо закрытым для простых людей. Однако полигон полигоном, но, может, всётаки можно? Тем более, испытания ядерного оружия уже давно там не проводятся. И вот осенью мы решили действовать. Мы начали непосредственную подготовку к морскому путешествию.

Почему морскому? Во-первых, в костяк будущей команды вошли туристы-водники; во-вторых, путешественникам, как мы, путь через аэропорт посёлка Белушья Губа (военный посёлок на Новой Земле) закрыт, и оставался единственный доступный для нас путь – по морю. Первоначальная идея идти на трёх небольших парусных катамаранах отпала, когда ранней весной к нашей команде из пяти человек присоединился москвич Илья с большим парусно-моторным катамараном «Котоярви», построенным по его собственному проекту.

Вкратце о катамаране. Его рама сделана из алюминиевого сплава, корпуса – из ПВХ-ткани. Объём их 6,1 куб. м. Длина судна 8,5 м, ширина – 4,75 м, и, естественно, его мореходные качества существенно выше, чем у небольших катамаранов типа «Альбатрос», на которых сначала планировалось совершить плавание. Вес «Котоярви», правда, внушительный – более 900 кг. Парусное вооружение – три паруса: грот 20 кв. м, кливер 17 кв. м и стаксель 6 кв. м. В качестве вспомогательного мотора используется 4-тактный «Mercury» 9,9 л. с. «Котоярви» имеет всё необходимое, чтобы на нём можно было жить: каюту на 6 человек, каюткомпанию, камбуз.

Еда и снаряжение хранятся в рундуках, расположенных в кают-компании и используемых как сиденья. Дела складывались хорошо: была собрана команда, что весьма нелёгкое дело – найти опытных людей, располагающих почти двумя месяцами свободного времени; имелось судно, удовлетворяющее суровым условиям северных морей; наконец, на наши запросы в инстанции (см. с. 1) по поводу посещения Новой Земли были получены положительные ответы. Весна и начало лета прошли в подготовке снаряжения и окончательной доработке маршрута. Было решено обогнуть с запада на восток Южный остров, пройдя между ним и Северным островом через пролив Маточкин Шар.

Доехав из Москвы на поезде до города Печоры, расположенного на берегу одноимённой реки, мы приступили к сборке катамарана, что заняло двое суток. Печора для нас – идеальный вариант недорогого и удобного способа достичь Баренцева моря. Катамаран в разобранном виде и прочее оборудование ехали в багажном вагоне нашего же поезда, и получасовая стоянка в Печоре позволила выгрузить всё имущество, которого у нас было больше тонны. Время – начало июля, ночи в г. Печора и севернее светлые, и потому мы решили идти без длительных остановок, сменяя друг друга на вахтах по 2 человека: один вахтенный, другой подвахтенный. Вахтенный ведёт катамаран, руководствуясь лоцией Печоры и судовой обстановкой, подвахтенный помогает.

Подвахта и вахта по два часа. Подвахтенный сменяет вахтенного, а тот после вахты идёт отдыхать. Плавание по Печоре до Баренцева моря заняло у нас немногим более двух суток. Пройдя морской порт Нарьян-Мар, мы вышли на морские просторы… Но море нас пустило к себе лишь после утомительной 3-дневной стоянки (из-за неблагоприятной погоды) в Печорской губе – месте весьма непривлекательном с точки зрения красот и климатических условий. Берега её низменные, глубины в ней очень маленькие, часто меньше метра, и даже на катамаране с его небольшой осадкой невозможно было подойти и высадиться на берег. От открытой акватории Печорская губа отделена островками и мелями, которые постоянно меняют свое положение.

Их больше десятка, и на карте они обозначены как «Гуляевская Кошка № 1», «Гуляевская Кошка № 2» и так далее. Но «терпение – главная добродетель полярника», как говорил Фритьоф Нансен, и, терпеливо выждав попутного ветра, мы всё же взяли курс на Новую Землю. Правда, перед этим предстояло нащупать фарватер между Гуляевскими Кошками. Здесь нам помогли волны, разбивающиеся на мелководье. Так, ориентируясь по прибою, мы вышли на просторы Баренцева моря. Уже в низовьях Печоры мы почувствовали холодное дыхание Ледовитого океана, в открытом же море арктический климат дал о себе знать в полной мере.

В то время, когда Центральная Россия изнывала от аномальной жары, мы порой продрогали до костей под сырыми и пронизывающими ветрами, господствующими над Баренцевым морем. Температура воздуха редко поднималась выше +5°С, почти всегда были туман и 100%-ная влажность, а часто ещё и дождь. В таких условиях все по достоинству оценили уровень комфортабельности «Котоярви», без которого наше путешествие стало бы постоянной борьбой с сыростью и холодом. К тому же не требовалось остановок для сна и приготовления пищи.

Хотя, конечно же, усталость постепенно накапливалась, ведь жить всемером (вместе с псом Грантом) на площади в несколько квадратных метров было весьма тесно. К слову, больше всего страдал от этого именно Грант и при очередном причаливании, не дожидаясь надёжного контакта с берегом, сломя голову прыгал с катамарана и убегал в тундру. Плавание от Гуляевских Кошек до Новой Земли заняло чуть больше суток, было пройдено около ста миль (1 морская миля = 1852 м) по открытому морю. Для капитана «Котоярви» И.Лукомского это тоже был первый переход, связанный со столь большим удалением от берегов. Большую часть времени шли в тумане, который стоял над морем и в ясную погоду.

Почти весь путь (впрочем, как и последующие морские переходы) мы шли под парусами, используя мотор в основном при маневрировании в заливах и на Печоре. Вахтенное расписание на море изменилось по сравнению с тем, что было на реке. Теперь вахту несли 3 человека по 4 часа. Втроём было существенно легче управлять катамараном, особенно при переменном ветре, когда часто приходилось поднимать или убирать паруса. Большой плюс при хождении летом в высоких широтах – отсутствие фактически тёмного времени суток. В июле солнце здесь светит и ночью, а это большое подспорье при длинных переходах. Полярным днём сбивается суточный ритм сна и приёма пищи, но это нисколько не тяготит.

По постепенному увеличению количества чаек и люриков – типичных обитателей летней Арктики – мы поняли, что долгожданная Новая Земля близко. Конечно, датчик GPS нам и так об этом говорил, но куда приятнее видеть не показания прибора, а реальных предвестников цели плавания. Новая Земля появилась для нас не узкой полоской суши на горизонте, а постепенно возникшими в тумане скалистыми берегами. Зайдя в удобную для стоянки губу Саханиху на самом юге Новой Земли, мы начали первое знакомство с долгожданными островами. Мечта стала реальностью. Климат и растительность на юге Новой Земли разительно отличались от большеземельской тундры близ устья Печоры.

Здесь уже – настоящая Арктика с нетающими круглый год снегами, штормовыми ветрами и деревьями по колено – и то такие были только в одном месте. Уже на следующий день после нашего прибытия начался шторм, температура упала почти до 0°С, и три дня пришлось ждать, пока успокоится море. В итоге получилось, что только каждый третий день у нас был ходовым по погодным и ветровым условиям. Здесь был один из просчётов: имея в полтора раз больше бензина, мы за то же самое время смогли бы пройти гораздо севернее. А чем дальше на север Новой Земли, тем интереснее.

Вынужденные стоянки мы использовали для знакомства с архипелагом: совершали радиальные выходы вдоль побережья и в глубь островов, дополняли свой скромный рацион красной рыбой. Там даже не рыбалка, а, скорее, просто вытаскивание рыбы. Особенно радовали нас треска и арктический голец – благородная красная рыба. Как только позволяла погода, мы двигались дальше на север. В очередной шторм удачно укрылись в заливе Моллера, в «оазисе человеческой жизни» – полярной станции «Малые Кармакулы». На станции три жилых дома, склады, электростанция и другие хозпостройки и, конечно же, площадка для метеонаблюдений.

Они проводятся ежедневно каждые три часа, круглый год и в любую погоду. А она здесь и летом особо не балует, зимой же, по рассказам полярников – работников станции, во время пурги скорость ветра достигает 50 м/с. Полярники очень радушно встретили нас, провели экскурсию по метеостанции, свозили на вездеходе к горным озёрам, пригласили в баньку... Но главное, что запомнилось на станции – приятное и интересное общение, радушие и искренность – то, чего так недостаёт в больших городах. Нас встретили, как давних друзей, хотя видели впервые. Чем дальше на север, тем выше становятся горы, и тем ближе они подходят к побережью.

Новоземельские горы являются своего рода Заполярным или Арктическим Уралом, продолжением Уральских гор. Интересно, что мыс Флиссингский на северо-востоке Новой Земли является самой восточной точкой Европы. Правда, созерцать красоту арктического продолжения Урала удаётся не так часто. Зайдя в губу Грибовую на севере Южного острова в полном тумане, мы только через несколько часов, когда немного развиднелось, увидели горы, вплотную подходящие к побережью. К сожалению, управление полигона не разрешило нам пройти через красивый пролив Маточкин Шар – жемчужину архипелага. Тогда решили идти вдоль западного берега Новой Земли на север, за Маточкин Шар, к Северному острову.

Кульминацией путешествия после почти суточного перехода из губы Грибовой стала стоянка в губе Южная Сульменева на Северном острове. Здесь к морю выходит язык ледника Шумный, образуя ледяной барьер. Северный остров – самый большой в Новоземельском архипелаге, горы на нём достигают наибольшей высоты (1547 м вблизи залива Норденшельда), сильно развито оледенение – площадь ледников более 25 тыс. кв. км, причём на площади 20 тыс. кв. км – сплошной ледник, самый большой в России.По языку одного из ледников мы поднялись в горы, сделав небольшую радиалку. Но солнце, радостно подмигнув в первый день стоянки в бухте, скрылось в молоке, которое окутало и горы.

Ледники на Новой Земле заметно отступили по сравнению с тем, что, судя по картам, было в середине 20 века. В нашем случае – на 500 м. После себя ледник оставляет моренные холмы, представляющие нагромождение камней и глины… Зимы на Новой Земле не очень морозные, но отличаются сильными ветрами и метелями. Ураганные ветры, неся кристаллики льда, уничтожают на возвышенностях растительный покров, образуя безжизненный пейзаж. Они же в распадках ручьёв и в долинах рек, защищённых горами, наметают сугробы толщиной в несколько метров, не успевающие стаивать в течение короткого лета.

Иногда в горах – в маленьких долинах, защищённых от ветра – встречаются своеобразные оазисы, растительность в которых гораздо богаче и характерна для более южных районов. Летом ледники и снежники интенсивно тают, давая начало коротким, но полноводным рекам. Реки Новой Земли имеют горный и полугорный характер, изобилуют порогами и водопадами и ещё ждут своих первопроходцев-«водников». Идя вдоль побережья архипелага, нужно заранее планировать вероятные места стоянок и укрытий, так как шторм может начаться довольно быстро, а берега в большинстве скалистые и неприступные.

На стоянках приходится постоянно быть начеку и дежурить, поскольку белые медведи в Арктике – обычное явление, и могут быть довольно опасны. В этом мы сами убедились, когда чуть не нарвались на серьёзный ремонт катамарана из-за медведя, который, пользуясь плохой погодой и потерей нами бдительности, уже стал забираться на судно. Помимо медведей, на Новой Земле обитают северные олени, песцы, миллионы птиц. Птичьи базары здесь – одни из самых больших в Арктике. Был также интересный случай, когда на одной из стоянок около заброшенной базы геологов к нам пришли полудикие собаки.

Мохнатый чёрный пёс целый день охранял наш лагерь (за «вознаграждение», конечно), и этим доставлял большой душевный дискомфорт нашему Гранту. В одной из драк псы опрокинули обеденный стол, чем добыли с него себе еды, оставив нас без обеда. Обратный путь пролегал также вдоль западного побережья Новой Земли. Но каждый раз мы останавливались в новом месте, в новой бухте, и не было ощущения, что шли по уже знакомым местам. Каждая стоянка была по-своему необычна и красива.

Когда плавание закончилось, все участники признали, что этот поход был самым запоминающимся в их жизни. Новая Земля огромна, её протяжённость с юга на север почти тысяча километров. Это своего рода «Русский Шпицберген», фактически совершенно неизвестный путешественникам. Большое количество фьордов, небесно-голубые языки ледников, спускающиеся к морю и рождающие айсберги, тундровые просторы и многое другое – все это очень привлекательно для людей, ценящих северную природу. Новая Земля – такая далёкая и в то же время вполне досягаемая, как мы убедились на своём опыте.