Перелет

Древняя Греция – родина античной. Древняя Греция – родина античной Греция, Крит – остров достопримечательностей, гор и моря V

Современная Греция располагается на Балканском полуострове и многочисленных островах, омывается 5 морями – Эгейским, Фракийским, Ионическим, Средиземным и Критским. Граничит с Албанией, бывшей Югославской Македонией, Болгарией и Турцией.

Население Греции по оценочным данным 2013 года составляет 10 млн. 772 тыс. человек. Столица – город Афины, в котором проживает более 40% населения государства. Государственный флаг - 9 бело-голубых полос с крестом - соответствуют девяти слогам национального девиза - «Свобода или смерть».

Греция – наследница Древней Эллады, считается родиной западной цивилизации, театра, основных принципов физико-математических наук и современных Олимпийских игр. Богатое культурное наследие и географическое положение делают Грецию одной из самых посещаемых стран мира.


Греческий ландшафт – это живописные долины, скалы, многочисленные проливы и бухты, лазурные пляжи и экзотические гроты. На западе страны широко распространены известняки, что привело к формированию карстовых воронок и пещер, придающих местности почти фантастический дикий облик. Греция – очень красивая страна, горные массивы занимают почти четверть поверхности её территории.

На территории Греции водится не так много видов диких животных, в первую очередь это связано с тем, что население страны, имеющей историю более восьми тысяч лет, постоянно истребляло животных и птиц. Зато в Греции насчитывается свыше 5 тысяч видов растений. Часто встречаются сосновые леса, распространены кипарисы и платаны, возраст некоторых деревьев составляет несколько тысяч лет. Очень распространена олива - одно из ценнейших деревьев Греции и всего Средиземноморья.

Более 250 дней в Греции бывает солнечно, что позволяет повсеместно использовать солнечные батареи. На острове Родос находится знаменитая долина бабочек, куда летом слетается много их видов. Вода в местных водоемах настолько чистая, что на дне можно увидеть крабов.

Интересен жизненный уклад греков.

Обычно жители Греции просыпаются в 5-6 часов утра, а ложатся спать после 23 часов. Недостаток ночного сна они восполняют во время дневной сиесты (с двух до четырех часов дня).

По продолжительности жизни Греция занимает 26 место в мире. Средняя ее длительность для женщин равна 82 годам, а для мужчин - 77. Местные жители редко оказываются в домах престарелых. Бабушки и дедушки обычно до самой смерти живут в семьях своих детей. До вступления в брак большинство молодых людей живут с родителями. По количеству разводов в Европейском союзе Греция занимает «почетное» последнее место.

Что интересно, все бюджетные профессии считаются престижными. Они приносят стабильный доход и обеспечивают наличие пенсии. Учителями, врачами и продавцами очень часто работают мужчины.

Местные жители едят четыре раза в день. Начинают трапезы с легкого завтрака, после которого следует небольшой перекус. Обычно он представляет собой бублик, покрытый сезамом. Сытный обед с переменой блюд греки поглощают во время сиесты. Поздно вечером большие греческие семьи собираются за ужином.

Семейные и дружеские посиделки в Греции всегда сопровождаются дискуссиями. Тяга к спорам заложена у жителей полуострова еще со времен Сократа, который утверждал, что в спорах рождается истина.

В греческой кухне преобладают жирные и пряные блюда. Основой большинства национальных блюд служат баранина или телятина.

«Мезе» - распространенный в Греции способ угощения, который характеризуется возможностью попробовать широкий ассортимент рыбных и мясных блюд с различными соусами. Именно он является прототипом популярного «шведского стола».

У греков звук «нэ» означает «да», такое же значение наклон головы снизу вверх. Отрицание выражается словом «охи» или покачивание головы снизу вверх.


С середины января по март в Греции ежегодно проводятся карнавалы. Этот период считается лучшим туристическим сезоном, ведь страна предстает перед путешественниками в совершенно новом облике.

Впрочем, завораживающая своей красотой Греция в особых «украшениях» не нуждается – такого архитектурного, скульптурного и культурного наследия нет ни в одном европейском государстве.

Особый интерес в этой стране представляет собой литература. Греция – родина мифов. Мифы открывают читателям удивительный мир небесных богов, героев, ужасных чудовищ, волшебных растений.

Мир, в котором жили обычные греки, обсуждавшие за ужином невероятные приключения своих олимпийских соседей, и по соседству – боги, величественные, грозные, гордые и капризные. Часто в сказаниях описывались невероятные истории любви людей и божественных созданий.

Однако, вам, ребята, больше известны мифы о смелых героях и отважных путешественниках - о Геракле, аргонавте Ясоне, об Ахиллесе, о Персее и Прометее.

Сейчас друзья я расскажу вам одну историю. Наверное, многим из вас, известен герой древнегреческой мифологии по имени Геракл – сильный и смелый юноша, сын бога Зевса и земной женщины Алкмены. Так вот, однажды отважный Геракл состоял на службе у Эврисфея, где он и совершил свои 12 подвигов. Стоит заметить, что самым трудным из них был как раз – двенадцатый.

Геракл должен был отправиться к великому титану Атласу, который держал на плечах небесный свод, и достать из его садов, за которыми смотрели дочери Атласа геспериды, три золотых яблока. Чтобы совершить этот подвиг, нужно было прежде всего узнать путь в сады Гесперид, охраняемые драконом, никогда не смыкавшим глаз сном.

Нелегко пришлось Гераклу. Долго искал он путь в заколдованный сад, блуждал по свету и у всех выспрашивал дорогу. Отдыхая на берегу реки, древнегреческий герой познакомился с нимфами, которые направили его к морскому вещему старцу Нерею. Когда Геракл нашел старца, тот всё никак не соглашался открывать секрет местонахождения волшебных садов. Нерей принимал десятки обликов, но так и не смог вырваться из железных объятий Геракла, в итоге он сознался. Путь оказался изнуряющим и далеким.

В Ливии герою пришлось бороться с огромным великаном Антеем, сыном богини земли Геи. Стоило Гераклу повалить соперника на лопатки, как тот сразу же черпал силы от матери и полностью восстанавливался в бою. Победить соперника Гераклу удалось, лишь подняв его вверх, оторвав от земли.

Удивительно, но в мире нет другой страны, которая была бы нам так понятна и близка буквально с детства, как Греция. Давайте вспомним, как выглядят наши Дома культуры даже в самых захолустных городах - это, как минимум, копии древних греческих храмов с греческими же портиками на колоннах!..

А мифы и легенды древних греков? Вам не читали их на ночь?.. Гипсовые головы в изокружках?.. Греческий салатик на праздник?.. «Таис Афинская» Ивана Ефремова, наконец, после которой мальчики бросали курить и бежали в качалку, а девочки - в парикмахерскую, чтобы дружно походить на древнегреческих героев и любовниц.

Кстати, про любовь - про ту самую! О ней мы в позднем СССР тоже узнали исключительно из «Греческой смоковницы» - помните такую кассеточку?.. Именно с ней в наши дома пришел видеомагнитофон и цивилизация, которую, как известно, тоже заложили древние греки!..

А что сейчас с этой прекрасной страной? Слышали ведь, что чего-то сейчас в ней все же не хватает, вопреки утверждению Антона Павловича Чехова: в «Греции все есть!..» («Свадьба»). А не хватает российских туристов, ну прямо - очень! Нужно их сразу и много. Не меньше миллиона! Именно столько готовы принять греки уже в этом году «пацанов из Тагила» или нефтяников из Салехарда, с их детьми и женами, друзьями и сослуживцами. Потому как именно туризм, а не что иное, является локомотивом греческой экономики.




И вот уже в середине апреля здесь почти все готово к большому сезону: выметены пляжи, расставлены столики в уличных кафе и ресторанах, надраена бронза на прогулочных корабликах и кое-где даже появились музыканты, осторожненько пробующие на первых туристах свои голосовые связки. Не демисы руссосы, конечно, но фета и узо (анисовая водка) идут под их треньканье сильно легче...

В центральной части Родоса (города) сохранилась старинная крепость и частично храмовые сооружения. Местная ребятня без всякого пиетета тут же играет в футбол, гоняет на великах.

Буквально к древним стенам крепости швартуются огромные круизные суда. И тут же малюсенький по нынешним меркам вход в бухточку, в створах которого когда-то стоял знаменитый Колосс Родосский. Тот самый Колосс, который был одним из семи чудес света древнего мира. Что еще любопытно: четыре из тех семи чудес - сотворили именно греки!..

И вот сейчас, спустя века и тысячелетия, хорошо посидеть на этой набережной, по которой кто только не ходил и не ездил на колесницах, и поразмышлять, о том, каким был мир когда-то. И будь ты хоть самым закоренелым циником, но заслуг у греков не отнимешь. И даже сейчас, когда , греки - как и советский народ когда-то, не теряют исторического оптимизма. Живут и работают вполне себе по-гречески - достойно и без нытья. Поэтому в следующий раз, когда вас припрет, попробуйте все бросить к чертовой матери и родитесь заново, но уже - греками!..

Цивилизации и демократии

С начала I-го тыс. до н.э. древневосточные цивилизации стали утрачивать приоритет в историческом развитии и уступили место новому цивилизационному центру, возникшему в Средиземном море, получившему название «Античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима». Она базировалась на качественно иных, демократических основах в экономических, политических и социо-культурных отношениях, была более динамичой по сравнению с древневосточными цивилизациями. На основании достижений Древней Греции и Древнего Рима сформировалась вся современная Западная и Российская цивилизации. Особенности развития современных цивилизаций невозможно понять без знания античной истории и культуры.

Начало античной цивилизации было положено в Греции. Легендарным родоначальником греков считается царь Эллин. Поэтому сами греки себя именовали эллинами, а свою страну – Элладой. Но поначалу сравнительно слабо населенная Древняя Греция развивалась в общем русле древневосточных цивилизаций. Например, самая древняя в Европе Эгейская цивилизация, обычно именуемая минойской, по имени ее легендарного основателя - царя Миноса. Она существовала в III – первой половине II тыс. до н.э. на островах Эгейского моря, частично в материковой Греции и Малой Азиии; известна по памятникам Кносского дворца царя Миноса на острове Крит, исследованного в первой половине XX в. английским археологом А.Эвансом. В этом дворце было около 300 помещений, стены которых были украшены многочисленными фресками. Всего на Крите было четыре дворца, в которых жили цари, их приближенные и слуги. Вокруг дворцов располагались поселения земледельцев, скотоводов и ремесленников.

Другие регионы бедной плодородными землями Греции заселяли малочисленные племена данайцев, ионийцев, эолийцев и др., во главе которых стояли цари или базилевсы. Часть эллинских племен в поисках более плодородных земель мигрировали на Север Балканского полуострова. Во Фракии обитали пеласги, раньше всех в Европе освоившие земледелие. Одна часть пеласгов переселилась на земли континентальной Греции, другая, вместе с фракийцами и, возможно, с частью венедов (будущими западными славянами) - в Малую Азию. На берегах Дуная, вплоть до Северного Причерноморья обитали эллинские племена ахейцев и дорийцев, сумевшие в значительной мере сохранить традиции «военной демократии». К исходу III тыс. до н.э. ахейцы и дорийцы вступили в соприкосновение с племенами ариев – потомками гиперборейцев - русами (росами) и венедами с не менее развитыми традициями «военной демократии». С начала II тыс. до н.э. ахейцы и часть ариев стали переселяться на юг. Эта этническая экспансия, захватившая и Крит, получила название «ахейского завоевания» Греции. Минойская цивилизация была серьезно ослаблена. Но погибла она в результате мощного землетрясения и извержения вулкана Санторин в середине XVII в. до н.э. Часть русов (росов) после этого осталась в Греции, но большинство вернулось за Дунай к своим соплеменникам.



С середины II тыс. до н. э. на юге Греции, освободившейся от власти Крита, сложилась новая, микенская цивилизация с центром в городе Микены на Пелопонесском полуострове. Ее создатели - греки-ахей-цы позаимствовали на Крите многие достижения минойцев. Центрами микенской цивилизации были хорошо укрепленные дворцы племенных вождей (царей, базилевсов), к которым тяготели сельские поселения. Гомеровский Одиссей, например, был царем (базилевсом) ахейского племени, жившего на острове Итака. Ахейцы вели между собой частые войны. Но иногда, ради победы над общим врагом, они объединялись в союзы. Именно союз ахейских племен вел Троянскую войну, завершившуюся около 1270 г. до н.э. захватом и разрушением богатого города Троя (Илион) в Малой Азии. Часть переселившихся в Малую Азию эллинских племен, в первую очередь пеласгов, а также фракийцев и венедов воевали на стороне Трои. Подлинной причиной войны было то, что эллинский полис Троя, находившийся близ Дарданелл, запирал своим конкурентам, другим греческим полисам путь к причерноморским колониям, а отнюдь не похищение сыном троянского царя Приама, красавцем Парисом Елены – жены царя Спарты Менелая. Эти события отражены в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Ослабленная Троянской войной Микенская цивилизация греков-ахецев, подверглась в начале I тыс. до н.э. новому нашествию с севера. Очередными завоевателями стали дорийские племена, которых снова поддержали племена славяно-русов (росов) и венедов. Начинался железный век и новые завоеватели были уже вооружены железными мечами, против которых было малоэффективно бронзовое оружие ахейцев. Мелкие государства ахейцев были быстро разрушены дорийцами. После этого часть славяно-русов и венедов, поддержавших дорийцев и проявивших себя перед эллинами как отважные и «славные воины», вернулось на север. Оставшиеся венеды и славяно-русы поселились на Крите, Пелопонессе, в Малой Азии, в средней части и на севере Апеннинского полуострова. Ослабленная Троянской войной Греция была отброшена ко временам зарождения цивилизации.



Такой зигзаг в развитии имел серьезные исторические последствия. Ахейцы, дорийцы и оставшиеся в Греции росы (русы) смешались с местным населением, восприняли его мифологию и религию. В свою оч-ередь, местное население приняло название новопоселенцев и стало именоваться эллинами - дорийцами. Древняя Греция на этом этапе своей истории была страной со смешанным в этническом отношении составом населением, в значительной своей части пришедшего с севера. В возрождавшихся после нашествия дорийцев эллинских государствах власть царей со временем исчезла, а там, где сохранилась, была ограничена. Греция превратилась в конгломерат небольших городов-государств (полисов), которые одновременно оставались общинами. Каждый свободный, полноправный житель такого государства-общи-ны или полиса имел право на свой участок земли, обладал гражданскими правами, участвовал в выборах правителей.

В чем же причина уникальной, единственной в истории Древнего мира социальной мутации, происшедшей в Элладе? Во-первых, эллины, восприняли у финикийцев искусство кораблестроения и мореходства, стали отважными мореходами. А моряки уже в древности были людьми особого склада. Вспомним хотя бы гомеровского Одиссея и то, сколько инициативы, изобретательности, самостоятельности, активности, мужества, отчаянной смелости было проявлено им во время своего многолетнего возвращения на Итаку. На берегах и островах Средиземного, Мраморного, Черного и Азовского морей эллины по примеру финикийцев основали свыше сотни колоний, которые снабжали материковую Грецию хлебом, другими продуктами, рабами, которых покупали у местных правителей. Эти колонии вместе с метрополией на юге Балканского полуострова составили Великую Грецию.

Во-вторых, религия и мифология древних греков, утвердившияся после ахейского и дорийского завоеваний, коренным образом отличались от древневосточных мифов и религий. Античные Боги, согласно эллинским мифам, «спустились с небес на землю» и обосновались на горе Олимп. Боги-олимпийцы древнегреческого пантеона постоянно спорили и ссорились между собой, дрались, прелюбодействовали. Это были Боги с «человеческими лицами», а не со звериными головами, как в Египте или в Месопотамии. Они, согласно мифам, непосредственно общались с эллинами, помогали или мешали им, подавали примеры плюрализма, самостоятельности, изобретательности, инициативы, духовной раскованности. Эллины, в свою очередь, стремились подражать Богам-олимпийцам, учиться на их опыте и примерах.

В эллинских мифах упоминается о том, что Гефест – Бог огня и кузнечного ремесла - имел механизмы (промышленные роботы), с помощью которых выковывал оружие и доспехи. Аргонавты Язона во время своего путешествия в Колхиду за золотым руном наблюдали на черноморском побережье Кавказа, созданные «Богами, спустившимися с небес», механизмы (трактора и тракторные плуги), при помощи которых вспахивалась земля и т.п. Но это в мифах. С реальными «Богами-инопланетянами» эллины, в отличие от шумеров и древних египтян не имели общих дел и не встречались, но иногда (как мы увидим позже) пользовались их помощью. А Каллисфен - историк и писатель последней трети IV в. до н.э. сам стал автором дошедшего до наших дней романа об Александре Македонском, выступив в роли создателя популярного в Элладе мифа, назвав своего героя и современника не иначе как сыном самого Зевса - главы пантеона Богов-олимпийев.

Именно в Элладе сформировалось классическое античное общество, опиравшееся на демократию, плюрализм в политических отношениях и частную собственность. Ничего подобного на Древнем Востоке никогда не было. Выход на первый план частнособственнических отношений, появление товарного производства, ориентированного на рынок, способствовали возникновению принципиально иных социально-политических и правовых структур, определявших специфику античного общества. А именно: появление полиса (города-государства) в Древней Греции или «цивитас» - гражданской общины в Древнем Риме как основной формы политической организации общества; наличие концепций суверенитета народа и демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты прав и свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства, система социо-культурных принципов, способствовавших всестороннему развитию личности.

Отличительной чертой древнегреческой жизни был ее агональный характер (от греч. «агон» – борьба, состязание) – неудержимое стремление к состязаниям во всех сферах жизни. Например, спортивные состязания, Олимпийские игры, проводившиеся с 776 г. до н.э. раз в четыре года. С середины II в. до н.э. по 394 г. н.э. они проходили уже в рамках Римской державы, составной частью которой стала Греция. На время Олимпийских игр прекращались частые войны между древнегреческими полисами. Любимыми в Элладе были также музыкальные и поэтические состязания – дельфийские или пифийские игры в честь Аполлона - бога гармонии, духовной деятельности и искусств. Обычным в повседневной жизни было стремление эллинов сделать что-то лучше, чем сделал сосед по общине, построить храм в честь Богов-олимпийцев красивее, чем в соседнем полисе и т.п. Это способствовало мощному развитию всей сфер жизни эллинского общества. Спортивные и др. состязания были очень распространены и в Древнем Риме, а гладиаторские бои стали любимым зрелищем римлян.

С греческой колонизацией было связано появление оптимальной для того времени формы рабства. В рабов стали превращать не соотечественников – должников, а захваченных в плен чужеземцев. Чаще всего и в больших количествах их покупали в колониях у местных пра-вителей и продавали на рынках греческих полисов. Рабский труд применялся во всех сферах экономики, а у свободных граждан появлялось больше свободного времени для занятий политикой, спортом, литературой, искусством, философией. Грамотные рабы помогали эллинским интеллектуалам, переписывали, «тиражировали» их труды для продажи или для использования в общедоступных библиотеках.

Для эллина полис, а для римлянина его гражданская община – «цивитас» были единственным местом, где свободный человек чувствовал себя членом социума, жизнь которого регулируется законами, защищается от произвола и находится под покровительством Богов. Так Юпитер (римский аналог Зевса) покровительствовал Риму, а Афина Паллада – Афинам и т.п. Экономической основой полиса была античная, двуединая форма собственности: с одной стороны, это собственность гражданской общины на всю территорию и богатства полиса, а с другой – индивидуальная собственность гражданина на дом («ойкос»), в котором он жил. Свободный эллин одновременно выступал как хозяин дома – «ойконом», как гражданин – «политес», и как воин-ополченец, готовый с собственным оружием в руках выступить на защиту родного полиса. Формирование античной демократии и гражданского общества проходило в острой борьбе народа – «демоса» с родовой аристократией. В тех полисах, где побеждал демос, устанавливалась демократия – власть народа. Но даже там, где аристократии удавалось отстоять свою власть (например, в Спарте), она существовала в форме аристократической или олигархической республики, но не монархии. В Спарте были выборные цари, но их власть касалась лишь армии и военного дела.

Большую роль в утверждении демократических ценностей сыграли великие эллинские законодатели: афиняне – Солон, Клисфен, Писистрат и спартанец – легендарный Ликург. Наиболее значимой среди реформ Солона в VI в. до н.э. стала реформа долгового права, так называемое «стряхивание бремени» Все долги и проценты по ним объявлялись недействительными, запрещались продажа в рабство членов семьи и сделки самозаклада. Заключенные ранее такие сделки законодательно отменялись. Это спасло значительную часть афинян от порабощения и сделало возможным дальнейшее развитие демократии. Расцвет Афин, самая блистательная эпоха в истории афинского полиса пришлась на период правления Перикла (444-429 гг. до н.э.). Он 15 раз избирался на высшую в Афинах должность стратега, фактического главы полиса. Перикл удовлетворил требования средних и бедных афинских граждан привлечь их к управлению полисом и ввел оплату избираемых должностей. Обедневшие граждане наделялись землей. Высшей, законодательной властью в Афинах было народное собрание – ареопаг, на котором избирались все должностные лица, в том числе стратеги. Исполнительная власть находилась в Совете пятисот, который занимался текущими делами и готовил их для обсуждения и утверждения на ареопаге. Афинский полис превратился в крупнейший экономический, политический и культурный центр всего эллинского мира, стал эталоном, примером для других древнегреческих полисов.

В повседневной жизни афинского полиса, естественно, существовали и развивались антагонизмы верхов и низов. Равенство граждан на деле часто было формальным; оно касалось лишь меньшинства населения Афин. Женщины и метеки, к числу которых причислялись все жители Афин не чисто афинского происхождения, гражданскими правами не пользовались. О рабах и вольноотпущенниках говорить вообще не приходиться. На Совете пятисот, например, однажды подняли вопрос о введении знаков отличия для рабов. Но от этой идеи тут же отказались, т.к. могло оказаться, что рабы составляли большинство населения Афин. Так оно в действительности и было. Сходное положение имело место в других полисах. Нередким явлением была подозрительность по отношению к каждому, кто стал выше массы, даже если он выделился самоотверженным служением афинскому полису. Фемистокл - организатор победы греков над персидским флотом в Саламинском сражении 480 г. до н.э. через несколько лет был изгнан из Афин и закончил свою жизнь на службе... у персидского царя. Перикл в последние годы жизни, даже будучи избранным ареопагом на высшую должность стратега, находился под следствием по обвинению в финансовых злоупотреблениях при реконструкции Акрополя. Великий ску-льптор Фидий, активный участник реконструкции Акрополя и создатель гигантской статуи Зевса Олимпийского в Олимпии, считающейся одним из «семи чудес света», закончил свою жизнь в тюрьме. Знаменитого философа Сократа обвинили в антидемократизме, заключили в тюрьму, где заставили принять чашу с ядом.

Серьезным испытанием для Эллады и эллинов стали греко-персид-ские войны первой половины V в. до н.э., начавшиеся с завоевания персами во главе с Ксерксом греческих полисов в Малой Азии Персыдаже заняли часть Греции, в том числе Афины, жители которых покинули город. В итоге победу в войнах с империей Ахменидов одержали греческие полисы, объединившиеся во имя этой цели. Наиболее известными событиями этой эпохи стали сражения: 490 г. до н.э. у селения Марафон в 42 км от Афин, 480 г. до н.э. - разгром персидского флота у острова Саламин в Эгейском море. В памяти греков навсегда остался подвиг 300 спартанцев во главе с царем Леонидом, героически погибших в 480 г. до н.э., но не пропустивших персов в центр Греции через горный проход Фермопилы.

Греки отстояли независимость. Результатом стало усиление Афин, которые возглавили Афинский морской союз. Он объединял демократические полисы. Со временем афиняне стали вмешиваться во внутреннюю жизнь союзников. Их денежные взносы в казну союза фактически превратились в дань в пользу Афин, часть которой использовалась при Перикле для реконструкции Акрополя. Единство Эллады оказалось непрочным и недолгим. В 431 г. до н.э. началась война между Пелопонесским (во главе со Спартой) союзом и Афинским морским союзом. Война завершилась в 404 г. до н.э. поражением Афин и роспуском Афинского морского союза, установлением в Греции господства спартанцев. Победители повсеместно насаждали олигархическое правление. Многие полисы продолжали изнурительные войны со Спартой. Кризис полисного строя проявлялся в усиливавшемся экономическом неравенстве между гражданами. Многие из них разорялись, залезали в долги, теряли средства к существованию.

К северу от Греции находилась Македония, где жило родственное эллинам население. В середине IV в. до н.э. царем Македонии стал Филипп II, поклонник эллинской культуры, выдающийся дипломат и полководец. Многие греки надеялись, что Филипп наведет порядок, прекратит войны между полисами. Часть же греков, во главе с афинянином Демосфеном, призывали к объединению сил для борьбы с Македонией. Но в 338 г. в сражении у городка Херонея греки были разбиты. Эллада оказалась под властью Филиппа. Он готовился к войне с Персией, но в 336 г. до н.э. был убит. Царем Македонии стал его сын Александр, прозванный вскоре Великим. Он подавил антимакедонское восстание в Греции, а в 334-31 гг. до н.э. разгромил главного врага Эллады - империю Ахменидов. В хрониках походов Александра Македонского неоднократно упоминается о появлении на небе неизвестных дискообразных объектов (НЛО). Так во время штурма в 332 г. до н.э. финикийского города Тира над городом появились 5 «летающих щитов», из которых сверкнули молнии, образовавшие проломы в стенах крепости. Обрадованные греки бросились на штурм и захватили город. После этого «летающие щиты» поднялись вверх и исчезли.

Завоевания продолжились. Александр Македонский стал основателем и повелителем огромной империи, включавшей в себя помимо Греции территории Египта, Восточного Средиземноморья, Месопотамии, Малой Азии, Персии, Афганистана, части Закавказья, Средней Азии и Индии. Главной целью Александра было объединить Запад и Восток в единую цивилизацию, столицей которой он сделал ВавилонТолько городов с названием «Александрия» появилось на завоеванных территориях около полутора десятков. Они призваны были стать опорными пунктами новой цивилизации и центрами новой эллинистической культуры с театрами, библиотеками, научными центрами. Правда, большинство этих «Александрий» были не вновь построенными городами (типа Александрии в дельте Нила), а переименованными старыми городами. В 327 г. до н.э. Александр повел свою армию в Индию. На восточном берегу Инда он разгромил войско местного царя Пора. Когда же грекам стало ясно, что Индией обитаемый мир на Востоке еще далеко не кончается, а впереди бескрайний Китай, армия взбунтовалась. Александр вернулся в Вавилон. Он планировал новые походы. Но в 323 г. до н.э. «покоритель мира», не знавший ни одного поражения, внезапно умер от тропической лихорадки, не дожив до 33 лет.

После смерти Александра началась борьба за его наследие между диадохами - бывшими соратниками, полководцами великого завоевателя. Распад державы был неизбежен. Слишком велики были завоеванные земли, и слишком слаба была система управления ими. На месте империи Александра от Балканского полуострова до нижнего течения Инда возникло несколько эллинистических государств. В Македонии утвердилась династия Антигонидов, в Египте – Птолемеев, в Пергаме – Атталидов, в Месопотамии, Сирии и части Малой Азии – Селевкидов. В них сложилась своеобразная культура, сочетавшая в разной мере греческие и восточные черты. Именно это явилось предпосылкой распространения эллинской цивилизованности и культуры далеко за пределы Эллады и придания им мирового значения.

Наиболее значимым центром эллинистической культуры был Египет со столицей в Александрии, основанной Александром Македонским в дельте Нила. Александрия, отстроенная очень быстро, заняла площадь около 100 кв. км и поражала современников богатством, роскошью и уникальностью своей планировки, архитектуры, многоэтажными общественными зданиями и жилыми домами, выдержанными в лучших традициях античности. Город делился на четыре квартала двумя прямыми магистралями, пересекавшимися в центре и проходящими с севера на юг и с запада на восток. Также прямыми были и второстепенные улицы. Самым известным центром эллинистической культуры был Мусейон (греч. «место пребывания муз») – крупнейшая в Древнем мире Александрийская библиотека, насчитывавшая свыше 700 тыс. книг (папирусных свитков) по различным отраслям знаний. Для приобретения книг в других странах или их переписки Птолемеи не жалели средств. В связи с большим расходом папирусов их вывоз за пределы Египта был запрещен. Ученые другого крупного центра эллинистической культуры - Пергама на севере Малой Азии открыли способ использовния в качастве материала для письма пергамент – специально обработанную телячью кожу. Налаженное во II в. до н.э. производство пергамента удовлетворяло потребности Пергамской библиотеки, успешно конкурировавшей с Александрийской библиотекой.

Александрийский Мусейон был серьезным научным центром эпохи эллинизма. Работавшие в нем ученые изучали проблемы философии, филологии, математики, астрономии, ботаники и зоологии, используя при этом самые современные для того времени научные приборы и оборудование. Одним из выдающихся ученых античности был Клавдий Птолемей – автор трудов по многим отраслям знаний, в т.ч. по истории. Наиболее известно то, что во II в. н.э. он обосновал геоцентрическую систему мира, опровегрнутую гелиоцентрической системой Н. Коперника лишь в 1453 г. В начале III в. до н.э. на острове Фарос близ Александрийского морского порта был построен уникальный по своей конструкции 110-метровый маяк, свет которого был виден более чем за 100 миль. Фаросский маяк – одно из «семи чудес света» - простоял до 1326 г. и разрушился, вероятно, в результате землетрясения. Мусейон с его библиотекой – последняя цитадель античной науки и культуры, был разрушен христианскими фанатиками в конце IV в. ходе ожесточенных религиозных распрей с язычниками.

Важнейшим итогом завоеваний Александра стало дальнейшее ослаб-ление Греции и ее подчинение в середине II в. до н.э. Римской республике в качестве провинции. Что касается эллинистических государств то в большинстве из них за исключением Египта, ставшего Римской провинцией, влияние античности оказалось фрагментарным и формальным. В конечном историческом итоге все вернулось «на круги своя»: Запад остался Западом, а Восток - Востоком. Тем не менее, влияние Греции и обаяние ее высокоразвитой эллинистической культуры было исключительно велико. Римляне даже сами себя называли варварами по сравнению с эллинами. В Рим из Греции были вывезены библиотеки, часть мраморных скульптур, многие из которых сохранились до наших дней в римских бронзовых копиях, образованные рабы. Греческая интеллектуальная элита стала неотъемлемой составной частью интеллектуальной элиты Римской республики, а затем – империи. Римский поэт Гораций писал в конце I в. до н.э.: «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила». Различия между древними Грецией и Римом сохранялись, но можно уверенно говорить об общих чертах в их последующем политическом и социо-культурном развитии. Сама же эпоха политического господства Римской республики, а затем империи в качестве одной из эпох античности часто называется эллинистически-римской.

Удивительно, но в мире нет другой страны, которая была бы нам так понятна и близка буквально с детства, как Греция. Давайте вспомним, как выглядят наши Дома культуры даже в самых захолустных городах - это, как минимум, копии древних греческих храмов с греческими же портиками на колоннах!.. А мифы и легенды древних греков? Вам не читали их на ночь?.. Гипсовые головы в изокружках?.. Греческий салатик на праздник?.. «Таис Афинская» Ивана Ефремова, наконец, после которой мальчики бросали курить и бежали в качалку, а девочки – в парикмахерскую, чтобы дружно походить на древнегреческих героев и любовниц.

Кстати, про любовь – про ту самую! О ней мы в позднем СССР тоже узнали исключительно из «Греческой смоковницы» - помните такую кассеточку?.. Именно с ней в наши дома пришел видеомагнитофон и цивилизация, которую, как известно, тоже заложили древние греки!..

А что сейчас с этой прекрасной страной? Слышали ведь, что чего-то сейчас в ней все же не хватает, вопреки утверждению Антона Павловича Чехова: в «Греции все есть!..» («Свадьба»). А не хватает российских туристов, ну прямо – очень! Нужно их сразу и много. Не меньше миллиона! Именно столько готовы принять греки уже в этом году «пацанов из Тагила» или нефтяников из Салехарда, с их детьми и женами, друзьями и сослуживцами. Потому как именно туризм, а не что иное, является локомотивом греческой экономики.

И вот уже в середине апреля здесь почти все готово к большому сезону: выметены пляжи, расставлены столики в уличных кафе и ресторанах, надраена бронза на прогулочных корабликах и кое-где даже появились музыканты, осторожненько пробующие на первых туристах свои голосовые связки. Не демисы руссосы, конечно, но фета и узо (анисовая водка) идут под их треньканье сильно легче…

В центральной части Родоса (города) сохранилась старинная крепость и частично храмовые сооружения. Местная ребятня без всякого пиетета тут же играет в футбол, гоняет на великах. Буквально к древним стенам крепости швартуются огромные круизные суда. И тут же малюсенький по нынешним меркам вход в бухточку, в створах которого когда-то стоял знаменитый Колосс Родосский. Тот самый Колосс, который был одним из семи чудес света древнего мира. Что еще любопытно: четыре из тех семи чудес – сотворили именно греки!..

И вот сейчас, спустя века и тысячелетия, хорошо посидеть на этой набережной, по которой кто только не ходил и не ездил на колесницах, и поразмышлять, о том, каким был мир когда-то. И будь ты хоть самым закоренелым циником, но заслуг у греков не отнимешь. И даже сейчас, когда в их стране жуткий кризис, греки – как и советский народ когда-то, не теряют исторического оптимизма. Живут и работают вполне себе по-гречески - достойно и без нытья. Поэтому в следующий раз, когда вас припрет, попробуйте все бросить к чертовой матери и родитесь заново, но уже – греками!..

Анатолий Струнин

Греция, Родос

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую

Все античные греческие боги являлись ярыми патриотами. Но это не мешало каждому из них любить какой-то свой определенный уголок Эллады и покровительствовать ему и всячески заботится о его процветании. Поэтому для каждого туриста путешествие в Грецию - это своеобразный «тест»: если и ваш и божественный вкусы совпали, то по логике вещей ваши характеры имеют какое-то сходство. Давайте проверим это утверждение?

Афины - это город покровительства богини мудрости.

Согласно мифу, местные холмы с одинаковой страстью и обожанием ценили как владыка морей Посейдон, так и богиня мудрости Афина. Спор между ними решали демократическим путем, обратившись к «гласу народа». Мол, чей из божественных подарков будет «качественней», тот будет владеть городом.

Посейдон ударил по скале своим трезубцем, и из скалы забил источник. Афина же, в свою очередь, будучи дамой мудрой и практичной, в качестве подарка преподнесла людям оливковую ветвь - по приданию прародительницу знаменитых (и очень прибыльных) оливковых рощ. Город стал носить имя Афины. Выбор был сделан верный. Под покровительством богини мудрости город Афины процветают, и по сей день. Афины столица страны - и этим все сказано.

Находящийся между гор в своеобразной чаше город большой, полный жизни и поражает бьющей в глаза своей современностью. О древнем великолепии местности знаешь умозрительно. Прошлое Афин - это осколки, по которым каждый пытается воссоздать образ. Помогает в этом Акрополь. Величественный Парфенон - храм Афины Парфенос , будто парит над городом и виден из любой его точки.

Храмовый холм, который окружает Плака - это район, где за мишурой различных туристических кофеен, сувенирных лавок и суетливых толп проглядывает нетронутый 25 веками рисунок местных античных улиц. Местная письменность не выглядит чуждо для глаза нашего туриста. И неожиданно для себя легко можно прочитать на грузовике «метафора», на отеле - «Афродита», на мусорнике «хартия». Звуки «божественной речи» бодрят фантазию, и каждый невольно пытается представить себе, что тут было две с половиной тысячи лет назад.

Агора - это рыночная площадь античных Афин, тут-то и вскипала вся городская жизнь. На рыночной площади были колодцы и бассейны, росли тополя и платаны, тут руины когда-то расписной колоннады - Пестрой стои , который дал имя школе стоиков. Под стенами храма Гефеста местные торговцы торговали бронзой, и тут же размещалась биржа груда. Теперь здесь тихо.

Дух базара «переместился» на площадь Монастираки . Античное слово «агора» живо до сих пор в названии крытого рынка «Кендрики агора». Тут вес горами - гора апельсинов, гора лимонов и гора баклажанов. Рыба лежит на прилавках пригорками: для каждого сорта рыба своя готовка. Пробовать можно недалеко. Тут много таверн. Лучшие таверны - это таверны без вывески, что-то было над входом, но давно стерлось. Интерьер заведений - тоже является показателем: чем проще убранство, тем лучше. Тут и заказывайте кувшин рецины - это вина со смолистым привкусом и жареную барабуни с «хором» закусок. И после третьего стакана рецины вы поймете для себя - мудрый дух Афин по прежнему жив.

Афины не сбивают с ног большим обилием памятников. Тут все в меру и все соразмерно человеку. А все благодаря тому, что они еще двадцать пять веков назад мудро решилидля себя, что роскошь - это отсутствие нужды в необходимом.

Дельфы - вотчина Аполлона

В Греции имеются районы, которые глубоко погружены в античность: Олимпия, которая поражает своей какой-то телесной подлинностью; храм Афины Афайи , который находится в фисташковой роще на Эгине и запретный для ночлега вечно девственный Делос . Таинственные Дельфы со своей мрачноватой красотой занимают в этом перечне особое место. Дельфы являлись духовным центром эллинского мира. Город, который пользовался равным авторитетом у фракийцев, лидийцев, финикийцев и даже римлян. Сами греки считали город Дельфы центром земли.

Если верить легенде Зевс с 2-х окраин мира отправил быстрокрылых орлов, которые встретились в Дельфах. На месте встречи орлов был установлен омфалос, что означает символический «пуп земли». Этот крупный камень, имеющий конусообразную форму, в древности толковался как «круг солнца», местопребывание внутреннего света. Поэтому главным божеством Дельф был выбран покровитель искусств бог Аполлон . Однако, у сына Зевса перед Дельфами были и иные заслуги: именно Аполлон замуровал в скалу злобного источавшего зловоние змея - Пифона .

Впрочем, змеиный дух был настолько силен, что зловонные пары просачивались даже в трещину скалы. А люди, которые вдохнули ядовитые испарения, приобретали дар пророчества. Над трещиной в скале был построен храм, а в самих Дельфах появились жрицы-пророчицы, которых называли пифии. Ритуал, который сопровождал пророчества, был довольно продолжителен и сложен, предвестия пророчества был частенько туманны. Однако авторитет самих дельфийских оракулов был неоспорим.

Жрецам и Аполлону привозились богатые дары. Дары очень быстро сделали Дельфы одним из богатейших и красивейших городов античного мира. Центром города был величественный храм Аполлона. Время не пощадило постройку, но до сих пор к небу устремляются несколько мраморных колонн в окружении кипарисов и лавров. Ветви отбрасывают тени на сияющую белизной мраморную дорогу.

Вода вытекаемая из Кастальского источника, которая дарила чистоту помыслов пророчицам, по-прежнему прозрачна и холодна. Говорят, Аполлон подарил этим струям особую силу: атлетов она наделяла энергией и молодостью; а поэтам дарила неисчерпаемое вдохновение. Не мудрено, что именно тут проходили знаменитые Дельфийские игры, которые включали состязания арфистов, поэтов, наездников и соревнования атлетов.

Времена расцвета Дельф давно прошли, но и сегодня город Аполлона по-прежнему многолюден. Сюда лучше всего приходить рано утром и, оглядевшись, прятаться от толп туристов в археологическом музее. Даже те, кто не является поклонником музейных экспозиций, получит истинное наслаждение, созерцая великолепную скульптуру Возничего и великолепной красотой мраморного Антиноя.

А если Вам посчастливится, и Вы сможете наблюдать феномен, который впечатлял еще античных греков: только при определенных погодных условиях слово, которое произнесено у храма Аполлона, отражается от скал Дельфийского ущелья, становится все отчетливее и громче и возвращается к вам почти оглушительным громом. Это нимфа Эхо резвится. Такое уж это место Дельфы.

Крит - остров громовержца

В одной из пещер острова Крит появился на свет победитель титанов - Зевс. Молоко божественной козы Амалфеи одарило его силой, которая позволила стать владыкой Олимпа. Именно сюда привез Зевс прекрасную царевну Европу , которая родила мудрого Миноса . А позже искусный зодчий Дедал здесь возвел свой лабиринт, в котором Тесей сразился с минотавром, а Икар взлетел к Солнцу. И, создается впечатление, что с тех дальних времен остров совсем не состарился и не изменился. Над ним все так же прозрачна синева небес, а воздух его напоен ароматом цветущих апельсиновых деревьев и моря.

Самый «царственный» и самый большой из всех греческих островов Крит условно поделен на излюбленный туристами, сохранивший величавую первозданную живописность малолюдный Крит западный и комфортный восточный Крит. Только тут вы сможете ощутить неповторимость ароматов меда и трав, хмельной терпкости вин и незабываемого вкуса крестьянской еды - сыра, хлеба и оливок.

Чтобы насладиться и ощутить всю прелесть родины Зевса, нужно обладать мышцами атлета и отважным сердцем. Не верите этому? Тогда отправтесь в Самарью . Вначале наше путешествие будет выглядеть очень безобидно. У входа в ущелье Вы получите билеты, которые вам необходимо предъявить контролерам на выходе из ущелья. Не вздумайте потерять билет. Ведь это верный способ подсчета - все ли из тех, кто вошел в ущелье, вышли из него.

Дорога в ущелье одна. Во время путешествия вас ожидают 6 часов пешей ходьбы по каменистой тропе, для начала - круто вниз, а затем как будто прямо. Но это «прямо» дорогого стоит. 47 раз вам предстоит перейти речку вброд, как минимум 200 раз обойдете гигантские валуны. И никем не подсчитано, сколько раз вы захотите остановится, чтобы восторженно ахнуть или запечатлеть увиденное на фотоаппарат. Сосны самых причудливых форм; скалы, которые укутаны облаками и цветы самых причудливых расцветок. Возможно, во всей Греции ущелье Самарья является лидером по количеству растений-эндемиков.

К слову, только тут и нигде больше проживают потомки божественной Амалфеи - это козы кри-кри. Если Вам повезет, то сможете увидеть своими глазами. Только смотрите внимательно. Где-то посередине пути это становится нелегкой задачей, т.к. ноги наливаются свинцом, а все внимание сосредотачивается только на том, чтобы не споткнуться.

Мифы гласят, что тут любила охотиться богиня Артемида . Вкусы у богини были очень и очень своеобразными. Но зато, когда 14 каменистых км уже пройдены, до чего же приятно смыть всю усталость в изумрудной морской волне и упасть на раскаленный солнцем черный вулканический песок и почувствовать себя героем. А что еще может желать изнеженный европеец?

К слову, в незапамятные времена многие античные боги любили путешествовать по Греции инкогнито. Поэтому греки неизменно радовались появлению каждого гостя, проявляя к нему максимум гостеприимства - ведь любой, кто постучал в дверь, мог оказаться богом.

Такая серьезная мотивация послужила для создания традиции гостеприимства, которой теперь, спустя много веков, пользуемся и мы с вами: многочисленные фешенебельные отели Греция и система обслуживания современная обустраивает только по этому принципу. Каждый турист тут не просто гость, а, как минимум, бог для местных жителей - древнегреческий…